Учебное пособие по перевозке грузов

Год публикации: 2009

Библиографическая ссылка:: Прудникова В.П. Контейнер — как средство перевозки грузов: Учебное пособие. — Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2009. — 29 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Технология и организация перевозок», «Технология и организация транспортного процесса» специальности 190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте (на водном транспорте)». Содержит краткое описание и технические характеристики контейнеров различных модификаций для перевозки генеральных, насыпных и наливных грузов. Приведено описание создания пакетообразующих средств на основе 20-ти и 40-футовых контейнеров. Может быть полезно для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии (на транспорте)», а также для аспирантов, научных работников и специалистов с производства, занимающихся вопросами контейнеризации грузов при морской перевозке.

Учебное пособие Грузоперевозки Тереньтьев

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Информационные ресурсы дисциплины

Санкт-Петербург Издательство СЗТУ

Утверждено редакционно-издательским советом университета

Терентьев, А.В. Грузовые перевозки: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: учебное пособие) / А.В. Терентьев — СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. — 164 с.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Данное учебное пособие является составной частью учебно-методического комплекса и соответствует тематическому плану дисциплины, приведенному в УМК.

Дисциплина посвящена изучению основ грузоведения, транспортного процесса перевозки грузов, измерителей процесса перевозки грузов, техникоэксплуатационных показателей работы подвижного состава, организации движения подвижного состава, организация грузовых перевозок, технологии перевозки грузов, себестоимости грузовых перевозок и тарифов, погрузочноразгрузочных и транспортно-складских работ, управлению грузовыми перевозками.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 190701.65 – организация перевозок на транспорте и направления подготовки бакалавра 190700.62 – технология транспортных средств.

Рассмотрено на заседании кафедры организации перевозок СЗТУ 15 ноября 2011 г., одобрено методической комиссией Института автомобильного транспорта 22 ноября 2011 г.

Рецензенты: кафедра организации перевозок СЗТУ (зав. кафедрой В.А. Алексеев, канд. техн. наук, проф.); зав. кафедрой организации и безопасности дорожного движения СЗТУ С.Е. Иванов, канд. техн. наук; Б.Д. Прудовский, канд. техн. наук, проф. кафедры экономики и управления на предприятии СЗТУ.

Составитель: А.В.Терентьев, канд. техн. наук, доц.

© Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2011

© Терентьев А.В. 2011

Грузовой транспорт – одна из важнейших отраслей производственного комплекса страны. Это значение транспорта определятся объективной необходимостью перемещения грузов от места производства к месту потребления.

Рассматривая транспорт, как отрасль материального производства, необходимо учитывать его характерные особенности:

1. Транспорт не создает новых вещественных продуктов. В результате производственного процесса – перевозки груза, изменяется место пребывания оного и одновременно создаётся новая потребительская стоимость.

2. Основной экономический эффект от работы транспорта происходит не внутри отрасли, а за её пределами (в организациях для которых выполняются перевозки). Продукт на транспорте только тогда становится товаром, когда он закончил передвижение от места производства до места потребления.

3. Транспорт не является независимой отраслью. Эта отрасль зависит от

других отраслей материального производства, являясь открытой системой погруженной в экономику страны и связанной с ней сетью обратных связей.

Эти характерные особенности должны учитываться при определении места

и роли транспортной отрасли в сложной системе взаимоотношений современного материального производства внутри страны и за её пределами.

В настоящее время в период всеобщей глобализации успешное функционирование экономического комплекса страны на мировом рынке невозможно без эффективного транспортного обслуживания. Организация работы транспорта должна обеспечивать оптимальное снабжение промышленного производства, сельского хозяйства, добывающих отраслей, а также потребностей населения в перевозках с системных позиций. Комплексный подход к организации и планированию перевозок требует достижения минимальных затрат во всей системе транспортного обслуживания, так и в отдельных её элементах. Решение этой задачи невозможно без замещения существующих ранее технологий и методов организации транспортного процесса на современные. В частности современная (логистическая) концепция управления перевозками грузов приводит к смене приоритетов, когда основой деятельности взаимосвязанных производственных

и транспортных предприятий и организаций становиться не получение максимальной прибыли для каждого участника в отдельности, а её совокупная

Смотрите так же:  Судебные приставы рф руководитель

максимизация и справедливое распределение. Происходят изменения в понимании экономической выгоды в связи с заменой традиционной практики доставки груза «от дверей к двери» на систему сквозной перевозки «от места происхождения груза до его окончательного назначения». Это положение диктует необходимость внедрения новых технологий в транспортный процесс и систему управления доставкой грузов.

Автомобильный транспорт является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы в обеспечении экономического роста и социального развития государств.

Массовое применение автотранспортных средств влечёт за собой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, на рынке труда, в градостроительной политике, в организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни общества. При этом процесс автомобилизации принял по существу глобальный характер. В настоящее время в наиболее развитых странах 75…80% всего объема пассажирских и грузовых перевозок выполняется автомобильным транспортом.

Для обеспечения развития грузового автомобильного транспорта необходимо стремиться к дальнейшему расширению рынка автотранспортных услуг, повышению качества их выполнения при сокращении транспортных издержек. Решение этих задач, дальнейшее развитие и совершенствование автомобильного транспорта требует подготовки квалифицированных кадров инженерно-технических работников, владеющих современными методами организации, планирования, выполнения, учета и анализа перевозочного процесса. Данное учебное пособие содержит следующие разделы, направленные на достижение упомянутых задач:

1. Основы грузоведения.

2. Технико-эксплуатационные измерители и показатели работы парка транспортных средств.

3. Выбор подвижного состава, формирование структуры и рациональное использование транспортного парка.

4. Организация движения подвижного состава и маршрутизация перевозок.

5. Организация перевозок грузов.

6. Себестоимость грузовых перевозок и тарифы.

7. Технология грузовых перевозок.

8. Погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы.

9. Управление грузовыми перевозками.

Раздел 1. ОСНОВЫ ГРУЗОВЕДЕНИЯ 1.1. Грузы и их классификация

Предметом грузовых перевозок является многономенклатурная продукция народного хозяйства — грузы. Все транспортируемые товары и разного рода живность с момента приемки к перевозке до момента сдачи получателю называются грузом. В мире, в котором мы живем, нас окружает гигантское разнообразие объектов, и большинство из них на определённый интервал времени становятся грузом. В настоящее время общая развернутая номенклатура потребляемых в производстве сырья, материалов и изделий превышает 20 млн. конкретных типосорторазмеров.

Чтобы правильно обращаться в процессе перевозки с такой многочисленной номенклатурой грузов, классификационные признаки должны отражать условия, предъявляемые к их транспортированию, промежуточному хранению и выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физикохимическими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства грузов составляют понятие транспортная характеристика груза .

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава (ПС), погрузо-разгрузочных механизмов и устройств (ПРМ), складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д. Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики грузов называется

транспортным состоянием груза [7] .

Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным если:

— находится в кондиционном состоянии;

— соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

— имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

— надёжно защищён от неблагоприятного внешнего воздействия;

— не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

На рис.1 представлена транспортная классификация грузов

Троицкая, Шилимов: Организация перевозок специфических видов грузов. Учебное пособие для бакалавров

Аннотация к книге «Организация перевозок специфических видов грузов. Учебное пособие для бакалавров»

Рассматриваются вопросы проектирования и особенности реализации транспортного процесса перевозки группы специфических грузов, к которой относят крупногабаритные тяжеловесные, опасные и скоропортящиеся, в соответствии с нормативными документами, действующими с 01.01.2015. Анализируются вопросы применения логистических подходов, теории рисков и гарантии безопасности при организации транспортировки специфических грузов в условиях рыночных отношений. Отражены: специфика груза; принципы формирования материального потока; информационные потоки, обеспечивающие эффективное и безопасное движение материального потока; специализированный подвижной состав; принципы безопасности транспортировки; ответственность грузовладельцев и перевозчиков; риски и меры по их предотвращению; санкции за нарушения при транспортировке. Проанализирована организация транспортировки специфических грузов в международном сообщении с учетом страхования транспортных рисков.
Соответствует ФГОС ВО 3+.
Для.

Рассматриваются вопросы проектирования и особенности реализации транспортного процесса перевозки группы специфических грузов, к которой относят крупногабаритные тяжеловесные, опасные и скоропортящиеся, в соответствии с нормативными документами, действующими с 01.01.2015. Анализируются вопросы применения логистических подходов, теории рисков и гарантии безопасности при организации транспортировки специфических грузов в условиях рыночных отношений. Отражены: специфика груза; принципы формирования материального потока; информационные потоки, обеспечивающие эффективное и безопасное движение материального потока; специализированный подвижной состав; принципы безопасности транспортировки; ответственность грузовладельцев и перевозчиков; риски и меры по их предотвращению; санкции за нарушения при транспортировке. Проанализирована организация транспортировки специфических грузов в международном сообщении с учетом страхования транспортных рисков.
Соответствует ФГОС ВО 3+.
Для специалистов-практиков автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, студентов транспортных вузов, работников научных учреждений, слушателей факультетов и институтов повышения квалификации, специалистов нетранспортных предприятий, организаций и фирм.
2-е издание, исправленное.

Смотрите так же:  Имеет ли право ребенок проживать в квартире отца

Лаборатория ADR

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Переиздана книга «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Пособие для водителей: базовый курс»

Второе издание книги «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Пособие для водителей: базовый курс» подготовлено с учетом новых требований ДОПОГ 2013, которые вступили в силу с 1 января 2013 г. Книга доступна также и в электронном виде.

Настоящая книга входит в серию учебных пособий, подготовленных авторами для водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, которая включает также пособия для водителей по перевозке опасных грузов в цистернах и для водителей по перевозке взрывчатых веществ и изделий. В дополнение к материалам части 6 данной книги издано «Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок», в котором более подробно рассмотрена методика крепления грузов, установленная европейским стандартом EN 12 195 «Средства крепления грузов на дорожных транспортных средствах — безопасность».

Книга «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Пособие для водителей: базовый курс» будет полезна всем, кто вовлечен в перевозку грузов автомобильным транспортом: водителям, и другим категориям персонала, занятого в перевозках, а также руководителям, работникам контролирующих органов, специалистам, разрабатывающим нормативно-правовые акты.

Лаборатория ADR

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Переиздана серия учебных пособий по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

Подготовлены к изданию книги:

Новые редакции Пособий по перевозке опасных грузов подготовлены с учетом новых требований ДОПОГ 2015, которые вступили в силу с 1 января 2015 г. В приложениях к пособиям рассмотрены особенности перевозки опасных грузов по территории Украины и Российской Федерации.

Пособие по перевозке опасных грузов для консультантов было полностью переработано. В книге подробно рассмотрены требования к перевозке опасных грузов в упаковках и цистернах, а также требования к перевозке навалочных опасных грузов. Описан порядок пользования приложениями к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ = ADR). Подробно рассмотрены задачи и функции консультантов (уполномоченных) по вопросам безопасности. Приведены формы отчетов, которые должны составляться консультантами по вопросам безопасности перевозок опасных грузов.

Эти книги будут полезны всем, кто вовлечен в перевозку грузов автомобильным транспортом: консультантам по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, водителям и другим категориям персонала, занятого в перевозках, а также руководителям, работникам контролирующих органов, специалистам, разрабатывающим нормативно-правовые акты в сфере перевозки опасных грузов.

Учебное пособие по перевозке грузов

3.2. Перевозка товаров автомобильным транспортом

Основными факторами, которые учитываются при транспортировании автомобильным транспортом, является:

1) классификация грузов;

2) способ погрузки и выгрузки;

3) условия перевозки и хранения;

4) возможность использования грузоподъемности подвижного состава;

5) сохранность при перевозке;

6) степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортировке.

По способу погрузки-выгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные.

В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они делятся на:

1) требующие соблюдения определенных санитарных условий;

3) большой массы;

Определенные санитарные условия соблюдаются при перевозке продовольственных товаров. Скоропортящиеся грузы требуют применения специализированного подвижного состава, который обеспечивает поддержание определенного температурного режима. Грузы большой массы – грузы, масса отдельных мест которых превышает 250 кг (или 400 кг для катаных грузов). Грузы длинномерные – группа грузов, длина которых больше наибольшего размера стандартного плоского поддона с размерами в плане 1200 x 1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм. Грузы негабаритные – грузы более 2,5 м в ширину или 3,8 м в высоту или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля.

В зависимости от объемной массы (от максимально возможного использования грузоподъемности подвижного состава, определяемого коэффициентом использования грузоподъемности ус) все грузы подразделяют на четыре класса:

1) малый (до 0,5 тонн);

2) средний (от 0,5 до 1,5 тонн);

3) большой (от 1,5 до 16 тонн);

4) более 16 тонн.

По степени сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории:

1) требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопасные грузы, стекло, электронные приборы);

Смотрите так же:  Переуступка права требования долга по гк рф

2) требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции);

3) не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).

Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения кузова: при перевозке грузов первой категории – 9 м/с2, второй – 9–15 м/с2, третьей – 15–21 м/с2.

К достоинствам автомобильного транспорта относятся: большая маневренность, подвижность, высокая скорость доставки грузов, доставка продукции без промежуточных перегрузок и непосредственно со склада отправителя до склада получателя, небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния.

К недостаткам следует отнести низкие значения показателей производительности труда, эксплуатационных показателей и состояния дорожной сети.

Для перевозок грузов автомобильными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и др.), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами.

Транспортный (перевозочный) процесс совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура транспортного процесса включает:

1) маркетинг грузопотоков;

2) разработку на основе материалов обследований грузопотоков рациональных маршрутных схем, использующихся при открытии новых маршрутов и изменении направления существующих;

3) выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок;

4) определение сферы целесообразного использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условий перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта;

5) нормирование скоростей движения автотранспорта;

6) выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей;

7) координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта;

8) анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава;

9) обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом;

10) применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки;

11) управление движением транспортных средств;

12) оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава и его использованием.

Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:

1) своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров;

2) сохранность качества и количества перевозимого груза;

3) выполнение требований техники безопасности и требований безопасности движения;

4) экономию топлива;

5) охрану окружающей среды;

6) выполнение требований трудового законодательства.

Правильная организация транспортного процесса предполагает:

1) сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.;

2) рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава;

3) правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им;

4) оптимальные режимы движения автомобилей (автопоездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях;

5) максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства за счет уплотнения режима работы автомобилей путем организации бригадного метода работы.