5 сентября налог на бороды

Пётр I установил налог на ношение бороды

Бородовой знак, бородовая копейка — металлический жетон, служащий квитанцией об оплате особой пошлины на ношение бороды, введена Петром I 5 сентября 1698 года.

Указом от 16 (27) января 1705 года устанавливалось четыре разряда пошлины:

  • с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год
  • с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год
  • с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год
  • со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.

Каждый уплативший пошлину получал бородовой знак. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина в 1772 году.

Известно три основных вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года.

На бородовом знаке 1699 года написано «СЗГо ГОДУ», на обороте борода с надписью над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». СЗГо — это дата 207 год, точнее 7207 год от Сотворения Мира. Бородовой знак 1699 года известен в единственном экземпляре, с коллекцией Круга попал в Эрмитаж, где и находится. Ещё в начале XIX века бурно обсуждался среди коллекционеров на предмет подлинности. Только в начале 20-го века была опубликована М. Г. Деммени копия Указа о бородовом знаке 1699 года. Оценочная стоимость 500 рублей до 1917 года. Бородовой знак 1698 года, описанный в энциклопедиях, это бородовой знак 1699 года. Неправильное прочтение связано с переходом на новое летоисчисление с 1700 года, а прежний год начинался с 1 сентября, то есть 1699 год длился год и четыре месяца. Диаметр бородового знака 1699 года около 1,3 см.

Бородовой знак 1705 года представляет собой монетовидный медный кружок, по размеру равный копейке. На лицевой стороне надпись: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ», под ней изображение усов и бороды. На оборотной стороне изображён двуглавый орёл и в кириллической буквенной записи год выпуска бородового знака. Существуют бородовые знаки 1705 года с надчеканом, вероятно призванные продлить срок службы жетона. Описано два варианта штемпеля, а также несколько вариантов штемпеля надчекана.

В XVIII веке надчеканенные круглые бородовые знаки использовались в качестве платёжного средства, возможно, из-за этого появилось название «бородовая копейка».

Бородовой знак 1710 года по своему внешнему виду близки к бородовому знаку 1705 года, от чего их легко спутать. У бородового знака 1710 года дата буквенной славянской цифирью, где последняя буква «I», что означает число 10. Известно два варианта штемпеля, с усами и без усов. Надчеканы в обоих случаях сделаны после изготовления. В варианте без усов надчекан сделан так, что на обороте отсутствуют следы удара. Надчеканы у двух вариантов разные. У варианта без усов у орла над датой отсутствует корона.

Вопрос подтверждения подлинности является открытым. Уже известно не менее двух бородовых 1710 года с усами и четырех без усов. Пока считается, что для их изготовления использовался маточник или сам жетон 1705 года, т. е. буква даты «Е» перегравирована в «I», с последующей добивкой пуансоном на штемпеле. Большинство из известных экземпляров являются «копанными», найденными в земле.

Бородовой знак 1725 года на лицевой стороне которого надпись «СБОРОДЫ ПОШЛИНА ВЗѦТА», оборотная сторона гладкая. По гурту надпись: «БОРОДА ЛИШНѦѦ ТѦГОТА». Существует ромбический бородовой знак образца 1725 года с датой 1724 года, являющийся пробным.

Бородовые знаки стали популярным объектом коллекционирования и с XIX века по настоящее время известно огромное число «новоделов» из разных металлов.

«Русь превратилась в цирюльню»: как Петр I наживался на бородах

320 лет назад Петр I ввел налог на ношение бороды

320 лет назад подписан знаменитый указ Петра I о введении налога на ношение бороды. Мужчинам позволялось сохранять растительность на лице, строжайше запрещенную предыдущим указом, за уплату пошлины в размере от 30 до 100 рублей в год. В противном случае царь требовал ножницы и лично брил ослушавшихся бояр. С лицами рангом ниже разбирались полицейские цирюльники.

Царь Петр Алексеевич вошел в историю как решительный преобразователь России. Одной из его наиболее одиозных реформ был указ об обязательном бритье бород. Нововведение вызвало яростный протест со стороны ценителей этого важного элемента. А бородачами на рубеже XVII – XVIII веков были практически все – от простых крестьян до знатнейших бояр. Окладистая борода «от виска до виска» являлась и украшением человека, и признаком мужественности, и символом приверженности православной вере.

Бритье было равносильно жуткому унижению, оскорблению и притеснению. Впрочем, для самых идейных ревнителей традиций намеренно оставляли лазейку. Желающий мог не расставаться со своей ценностью в случае уплаты налога в государственную казну.

Стоили бороды дорого, однако купцы были готовы платить за право на привычный внешний вид. Лишь бы избежать позора.

Указ, обрекший миллионы людей на моральное страдание, Петр I подписал после возвращения из Великого посольства – своей знаменитой дипломатической миссии 1697-1698 годов, в ходе которой молодой самодержец не только подписывал важные договоры и вступал в коалиции с монархами, но и знакомился с жизнью и порядками передовых стран Европы.

Как удалось обнаружить царю, за рубежом уже давно никто не отращивает лопату от подбородка. Напротив, длинные бороды считались в цивилизованном мире настоящим архаизмом, если не сказать проявлением варварства. В них видели уродство и антисанитарию. В Англии налог на бороду ввел еще Генрих VIII в 1535 году. Во Франции запрета добивался в конце того же века кардинал Карло Борромео, хотя соответствующие усилия прилагались и раньше.

Стремление привести внешний облик своих подданных к европейскому не ограничивалось у Петра I только бородами. Его целью было переодеть сподвижников из русского национального костюма в западное платье.

Боярская – дорогая, длинная и неудобная одежда совсем не подходила для тех задач, которые амбициозный политик ставил перед своими «птенцами».

Что скрывать, многих кипучая деятельность Петра I злила, бесила, доводила до кипения. Но перечить царю никто не решался – дураков не было. Тем более, Петр Алексеевич своеволия не прощал и был скор на расправу. Отлично характеризующий его случай произошел двадцатью годами позже, когда Петр I после изощренных пыток приказал посадить на кол прямо на Красной площади ненавистного офицера Степана Глебова – любовника своей первой (а тогда заточенной в монастырь) супруги Евдокии Лопухиной. Приговоренный к казни мучился 14 часов…

Итак, сразу по прибытию из-за границы, 29 августа 1698 года, царский двор ознакомили с указом «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Чтобы не показаться голословным и произвести психологический эффект, 26-летний Петр I взял в руки ножницы и лично принялся резать бороды пожилым боярам из достопочтенных княжеских родов. Далее эстафету принял царский шут.

«Бритва без разбора летала по бородам присутствующих», — не без содрогания вспоминал австрийский посол.

Многие хотя бы раз видели картину: энергичный великан в зеленом камзоле засучил рукава, медвежьей хваткой пригвоздил «обреченного» к эшафоту и замахивается топором – вот-вот неугодная борода полетит вон. На улицы по приказу царя вышли полицейские цирюльники. Началась охота на бородачей.

Сказать, что лучшие люди России впали в глубокий шок из-за выходки молодого самодержца, значит, не сказать ничего. В понимании бояр произошедшая экзекуция была сродни гражданской казни – они просто не понимали, чем прогневали своего государя. По тогдашним поверьям бритье считалось грехом. Голощекому отказывали в благословении в церкви. Поэтому некоторые предпочитали расстаться с жизнью, но не с бородой.

Смотрите так же:  Кредиторская задолженность какие счета

Осознав опасность принятых в спешке радикальных мер, к которым общество оказалось не в состоянии привыкнуть молниеносно, уже через неделю Петр I ослабил хватку.

И 5 сентября распоряжением Его Величества был установлен легендарный налог на бороды.

Отныне состоятельные граждане получали возможность позволить себе поистине бесценное – растительность на лице.

Тарифы серьезно варьировались для представителей разных сословий. Сильнее всех обкладывали купцов первой статьи: им приходилось выкладывать по 100 рублей в год. Далее по ранжиру шли царедворцы (60 руб), ямщики и извозчики (по 30). Указ вышел повторно в 1705 году и далее неоднократно подтверждался вплоть до середины царствования Екатерины II.

«А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать», — недвусмысленно говорилось в документе.

С 1715-го действовала единая пошлина в размере 50 руб в год. Ее отменили лишь в 1772-м. Последние императоры, как известно, наплевали на заветы великого предшественника. Александр II, Александр III и Николай II были отъявленными бородачами. Может, зря.

Уплатившим деньги выдавали бородовые знаки, которые они были обязаны постоянно держать при себе и предъявлять по первому требованию. На пирах царь самолично отрезал бороды боярам, имевшим наглость явиться без увесистого медяка. Во внимание не принимались никакие отчаянные апелляции вроде: «Ой, простите, забыл дома».

Любопытно, что сам инициатор и проводник реформы традиционно носил импозантные усы на европейский манер, что тоже противоречило указу. Платил ли Петр I положенные взносы, история умалчивает…

Оставить бороды разрешалось только священнослужителям и крестьянам. Однако «свобода» действовала для мужиков лишь в деревне. При путешествии в город крестьянин был обязан платить по копейке за каждый заезд.

Одновременно Россия приобщалась к одежде западного покроя. В период 1700-1724 годов было издано 17 указов об изменении костюма: за их исполнением строго следили. Любителей старых порядков за неподчинение штрафовали у городских ворот. За неуплату длиннополую одежду резали не менее усердно, чем бороды. Кстати, именно на петровскую эпоху приходится появление манекенов. Людям пытались наглядно доказать, что европейское платье – не так уж и пошло, зато удобно, недорого и комфортно.

Петру I пришлось приложить немало усилий, чтобы новая мода прижилась в богобоязненном, консервативном и обществе.

И все же со временем бритье, равно как и применение помады, пудры, париков и шляп прочно вошли у нас в привычку.

«Русь превратилась в цирюльню, битком набитую народом, где один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили», — писал о той эпохе Николай Гоголь.

5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды

Борода богатство рода

Древнее слово «космы»

(а значит и «коса»)

произошло от «космос», а «волосы» от бога мудрости Велеса/Волоса.

Борода – богатство рода. Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание её в древние времена считалось тягчайшим преступлением против своего древнего Рода Великой Расы и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду. Оскорбление Небесных богов не прощалось никому, из-за этого в прошлом произошло немало войн, а подпалённая борода посла в старое время считалось объявлением начала войны.

Во все времена Борода была признаком мужественности, силы и могущества. Все Славяно-Арийские воины и витязи всегда носили Бороду.

У индейцев считалось, что отрезав скальп с волосами у врага, можно закрыть доступ к возможности реинкарнации, то есть убиение его не только в этом воплощении, а и в следующих — смерть на века.

В Европе первым организовал стрижку волос Римский Император Нерон, который приказал консулу постричь все иностранные легионы наголо. Когда консул, командующий иностранными легионами, спросил императора Нерона, для чего это необходимо, тот ответил: «Я не желаю, чтобы они мыслили, для меня достаточно, чтобы они исполняли лишь мои приказы и распоряжения».

(Вы никогда не задумывались, почему в армии и тюрьме брили налысо? )

А в Русских землях стрижка волос начала практиковаться только с появлением христианства. Завершил переход к стрижке волос у мужчин Указ Петра I «брить бороды и носить немецкое платье». Поскольку у Петра не росла борода, он по этому поводу очень комплексовал. Решение было найдено – лишить бороды всех остальных.

Такой невежественный и аморальный поступок вызвал бурю негодования с последовавшими востаниями во всех губерниях Руси. Петр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. В народе даже появилась такая пословица: «Не трогайте наши бороды — возьмите наши головы».

Зрелых безбородых мужчин издревле называли женоликими, с ними старались не заключать военных и иных договоров, ибо считалось, что женоликие мужчины ведут женский образ жизни (говоря современным языком, они являются людьми противоположной половой ориентации. Это подтверждается различными историческими источниками, повествующие о том, что до реформы Петра 1, когда было объявлено ”брить бороды и носить немецкое платье”, безбородыми были именно европейцы с нетрадиционной половой ориентацией, которые окружали Петра 1).

Брадолюбие является одной из фундаментальных добродетелей русского православного человека. Даже слагались оды, благочестивые стихи, мужьям брадолюбивым. Мужья брадолюбивые – это те, которые холили свою бороду, отращивали ее и относились к ней по-человечески. Ведь когда человек скребет себя бритвой, он же на самом деле, с точки зрения символизма, сам себя кастрирует. Бритва и нож, использующийся при операции по превращению мужчины в евнуха, это одно и то же. Ведь первыми морды стали брить жрецы Изиды и Кибелы, которые кастрировали себя.

Давно уже известно, что Волосы – антеннки для связи с космосом. Волосы действительно являются проводниками космической энергии, но для этого их длина должна быть не меньше 7 см. Длинные волосы для наших предков — мудрость. В славянской мифологии звучит заповедь бога Сварога: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».

В том, что волосы вообще являются энергетическими проводниками, множество людей убеждалось ещё наглядней в случае внезапной опасности или просто испуга. В этот момент волосы встают дыбом – через них проходит резкий энергетический выброс, который играет защитную роль.

У мужчин не менее значимой является энергетика усов и бороды. Многие на практике замечали, что их энергетика способствует увеличению интуитивной чувствительности человека и особенно значимыми в этом плане являются усы.

Кто имел или не имел бороды

Борода – это богатство рода, где каждый волосок связывает мужчину с одним из его предков – с дедом, с отцом, с прадедом, с прапрадедом, с пращуром и так далее вглубь поколений. И чем больше волос в бороде, чем длиннее – тем сильнее и крепче связь. Это наши предки передавали на протяжении десятков тысячелетий. За волосом всегда следили, волос не разбрасывали.

Ношение бороды в России традиционно сохранялось, согласно обычаям и религиозным постановлениям. Правила были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах, решениях Стоглавого собора. В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство свободного человека.

В 1561 г., во времена правления Ивана IV Грозного, на Стоглавом соборе подняли вопрос о брадобритии. «Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют ни брити брад и усов, ни постригати Правило святых апостол сице глаголет: „А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша“».

Смотрите так же:  1013 приказ

Однако бороды брили Борис Годунов и Лжедмитрий I. Отсутствие бороды у последнего рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усиливается склонность к бритью, в ответ на это патриарх заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный».

Отставные солдаты, начиная со времени Николая I, обязывались «бороду брить, по миру не ходить».

Борода в России стала своеобразной демонстрацией собственных политических взглядов и общественного статуса. Славянофилы, народники и ревнители всего «русского» предпочитали окладистую бороду лопатой. Император Александр III именно за такой фасон бороды получил прозвище «дворник». Причём специальным указом от 1882 года он разрешил носить прежде запрещенные бороды в армии и во флоте, хотя студентам и усы, и бороды категорически запрещались. В начале 20 в. в русской армии носить бороду разрешалось всем генералам, офицерам и нижним чинам; не только разрешалось, но и предписывалось «нижним чинам войск гвардии и гренадер бород не брить». Лишь в 1901 г. было разрешено ношение бород юнкерам.

Борода в религиях народов:

Христианство

Отцы церкви говорили о необходимости соблюдать ветхозаветное предписание о запрещении стрижки бороды. Также, согласно толкованию Зонары на 96е правило Шестого Вселенского Собора, людей, стригущих бороду стоит отлучать от церкви. Но в современном христианстве это исполняется только у старообрядцев.

Иудаизм

В Танахе запрещено стричь бороду: Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Обритая борода считается потерей чести.

Так как вся каббала — это наука получения творением свойств Творца, то каббалисты видят смысл жизни в уподоблении Высшему, и, как символ этого стремления, носят бороду.

Ислам

Пророк Мухаммад говорил: “Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду”. Ношение бороды – это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза атрибут, окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них – на огромное количество предшествовавших посланников Всевышнего, которые тоже носили бороды.

5 сентября (по ново стилю) 1698 г. Пётр Первый ввёл налог на бороду.

В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию.
В связи с этим 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. А согласно указу 1705 года все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы.

Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды».
30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием. Лично сам Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только двум людям в российском государстве — московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего отношения со стороны царя и боярину Михаилу Черкасскому из уважения к его преклонным годам.

С 1715 г. была введена единая пошлина для всех сословий- налог на православных бородочей и раскольников- 50 рублей в год.При бороде обязательно пологался старомодный мундир.Каждый кто увидел бородоча не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу.Если бородач не был способен уплатить штраф, его отправляли на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Екатерина Вторая отменила пошлину 6 апреля 1772 г. ,но с оговоркой «государственные чиновники, военные и придворные должны оставлять лицо «босым».

п.с.Кстати не кто не находил такого знака? 🙂

Петр I установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе.

В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа. Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию.

Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали; были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.

В связи с этим 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды, дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения.

А согласно указу 1705 года все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения человека.

Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». Отменена пошлина была лишь в 1772 году.

Налог на бороду

315 лет назад, 5 сентября 1698 года, император Петр I установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах.

бояре

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в работе царя в том направлении, чтобы русские люди и внешним обликом напоминали жителей Европы. Начало внешнему преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе.

В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа.

Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию. Однако новые порядки приживались с трудом.

Царя осуждали, его новшество не принимали; были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. По всей России роптали. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.

В связи с этим 5 сентября 1698 года Петр установил налог на бороды, чтобы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах.

Смотрите так же:  Материнский капитал на накопительную часть пенсии

ассамблея Петра I

Для контроля был введен и специальный металлический жетон — бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды.

Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. А согласно указу 1705 года, все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы.

До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 годов. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗЯТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. С годами знак претерпел несколько изменений — к нему добавился двуглавый орел на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке — отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака еще на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платежного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Бородовой знак 1699 года

Бородовой знак 1705 года

Бородовой знак 1705 года с надчеканкой

Бородовой знак 1725 года

Указом от 10 января 1705 года устанавливалось четыре разряда пошлины:

с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год;

с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год;

с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год;

со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.

Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием.

Бородовые знаки стали популярным объектом коллекционирования и с XIX века по настоящее время известно огромное число «новоделов» из разных металлов (меди, серебра, золота).

Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Одной из причин, по которой был введен налог на бороду, — дефицит бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни — бани, печные трубы, сапоги, дрова.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Попечительна природа
О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.

Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.

Не напрасно он дерзает,
Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы,
Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы;
Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой
Достает он бородой.

О коль в свете ты блаженна,
Борода, глазам замена!
Люди обще говорят
И по правде то твердят:
Дураки, врали, проказы
Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк;
Ею цел и здрав их зрак.

Если правда, что планеты
Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.

Если кто невзрачен телом
Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды!

О прикраса золотая,
О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?

Через многие расчосы
Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Через разные затеи
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.

Ах, куда с добром деваться?
Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю
И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости,
В жирной влажности расти.

Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Между концом 1756 и февралем 1757

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II 6 апреля 1772 года отменила пошлину, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы.

В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак вольнодумства.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта 1901 г. (9 апреля по новому стилю), разрешившее ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

юнкеры

Интересно, что аналогичные налоги и запреты существовали в то время и в Европе. Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Известны даже попытки полностью запретить бороды. Новый свет также не отличался либерализмом — в американском штате Mассачусетс в 1830 году небритость каралась тюремным заключением.

Казалось бы, сегодня нет налога на бороду и вышеописанные налоги кажутся диковатыми. Отнюдь. И сегодня до сих пор многие продолжают «платить» за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду.