Требования к использованию икт на уроках

Использование ИКТ на уроке

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:

  1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
  2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
  3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

  • компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
  • учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
  • рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
  • медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

  • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
  • образовательные ресурсы сети Интернет;
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

  1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
  3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
  5. Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), — интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа [2].

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ; использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач; интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов [3].

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

  • развитию информационной компетентности учащихся;
  • реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
  • развитию учебной мотивации;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • развитию способности к самостоятельной работе;
  • развитию навыков работы в коллективе;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • корректировке самооценки учащихся;
  • укреплению веры ученика в свои силы;
  • развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

  • представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
  • изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
  • организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
  • использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
  • решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
  • формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
  • осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Использование ИКТ на уроках информатики

Использование ИКТ на уроках информатики

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках информатики»

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках информатики

учитель информатики и физики

В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению. Объём информации растет, и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

«Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества».

Использование информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Приобщение к информационной культуре это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

Информатизация учебного процесса — одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптации к новейшим системам обучения. Использование современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по таким каналам, как учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Как и каждый учитель, я заинтересована в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные компьютерные технологии на своих уроках, для этой цели изучаю опыт коллег, постоянно ищу новые подходы в обучении своего предмета , всегда стараюсь увлечь своих учеников, развить любознательность при изучении каждой новой темы, научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, ИКТ помогает и учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Только 45 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты. Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания информатики.

Смотрите так же:  Как не платить налог на авто 25000

На первых этапах применяю информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office: текстовый редактор Word; электронные таблицы Microsoft Excel; технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации; технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

На уроках создаю условия практического овладения предметом для каждого учащегося, выбираю такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, использую обучающие программы на CD, электронные учебники – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя. На занятиях обращаюсь к ресурсам сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете, которые помогают реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу.

Также использую тестирование, которое не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет: более рационально использовать время урока; охватить больший объем содержания; быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала; сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы; обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уро­ку;
во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оце­нок индивидуализировать работу с учениками; развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повы­шать интерес к предмету.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Имея, в качестве партнёра компьютер, при выполнении практических работ каждый ученик может работать в удобном для себя темпе. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью прикладных программ, которые мы используем на уроках (MS Office, КОМПАС, Basic, CorelDRAW) ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

На любом этапе урока я использую компьютерные презентации.

Примеры использования презентаций на уроках информатики:

— Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

— Работа с устными упражнениями.

— Использование презентации при повторении пройденного материала.

— Демонстрация условия и решения задачи.

— Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

— Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

— Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

— Внеклассная работа: игры, турниры, вечера.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.

Итак, применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Главным показателем моей работы является­ интеллектуальное развитие школьников, формирование их познавательной деятельности, знаний, умений и навыков,­ реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться — важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

— повысить мотивацию обучения;

— повысить эффективность процесса обучения;

— способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

— совершенствовать методики проведения уроков;

— своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

— планировать и систематизировать свою работу;

— использовать, как средство самообразования;

— качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированным подходом и технологиями проблемного, программированного и проектного обучения) могут дать очень хороший результат.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Начальная школа. Педагогические технологии
  • Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Использование информационно-коммуникационных технологий
на уроках в начальной школе

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  1. игровая деятельность;
  2. создание положительных эмоциональных ситуаций;
  3. работа в парах;

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» — ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

— положительную мотивацию обучения

— активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи

Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  2. обеспечивает наглядность;
  3. привлекает большое количество дидактического материала;
  4. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

  1. расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  2. формирует навык исследовательской деятельности;
  3. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

  1. сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  2. сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является:

формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:

  1. метод анализа
  2. метод сравнения
  3. метод обобщения
  4. метод классификации
  5. формулировка понятий

внутренний план действий

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  1. мультимедийные курсы
  2. презентации к урокам
  3. логические игры
  4. тестовые оболочки
  5. ресурсы Интернет

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  1. повышает качество знаний
  2. продвигает ребенка в общем развитии
  3. помогает преодолеть трудности
  4. вносит радость в жизнь ребенка
  5. позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

  1. Владеть основами работы на компьютере.
  2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

характер учебного материала

временные затраты в учебном процессе

возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

оценка различных вариантов проведения урока

выбор наиболее оптимального

создание методической структуры урока

выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

подготовка учащихся к усвоению новых знаний

усвоение новых знаний

закрепление новых знаний

подведение итогов урока

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ: 1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе). 5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

  1. в составлении кроссворда, ребуса по теме,
  2. в изготовлении учебного пособия;
  3. в подготовке различных творческих сообщений;

в изготовлении презентаций и др.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Дата публикации: 09.12.2017

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Иванов О. А. Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13502/ (дата обращения: 06.02.2019).

Встатье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологии. Особое внимание направлено на особенности использования ИКТ на уроках технологии для мальчиков.

Ключевые слова. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компьютер, технология, школьное образование, инновации, инновационный метод.

Развитие общества на сегодняшний момент тесно связано с процессом производства информации, которая как продукт человеческой деятельности имеет свои индивидуальные особенности: она может одновременно усваиваться несколькими потребителями, не уменьшается при употреблении, легко и быстро передается на различные расстояния. Создание единого информационного пространства откладывает отпечаток на все сферы человеческой жизни и появляется новый тип культуры, в котором информация занимает одно из важнейших мест. Способы передачи информации также постоянно совершенствуются, и сейчас большое развитие получили новые информационные технологии, компьютерные средства и массовое применение различных технических приспособлений. Эти средства, несущие большой объем информации, не могут не влиять на личность и сознание подрастающих поколений. Образовательный процесс, несомненно, должен учитывать такие особенности современных детей и общества, в котором происходит становление их личности, а потому возникает необходимость использовать современные средства передачи информации и использовать инновационные методы работы с детьми на всех возрастных этапах. Несомненно, что это требует от любого педагога, даже имеющего большой опыт работы, регулярно реализовывать самообразование и повышать свою педагогическую компетентность и квалификацию. Эта работа должна охватывать осуществление мониторинга существующих педагогических технологий, отслеживание появление новых и их изучение. Под педагогической технологией понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [1, с. 191]. Среди педагогических технологий обособленно выделяют технологии, направленные на повышение эффективности процесса обучения, именно к этой группе относятся информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это новые информационные технологии обучения, которые представляют собой процессы подготовки и передачи информации обучаемым, основным средством передачи которых является компьютер [3, с. 114].

Благодаря использованию компьютера как достаточно совершенного современного средства передачи информации, ИКТ позволяют ускорить многие элементы педагогического процесса, что делает его более эффективным и поднимает уровень образования на более высокий уровень качества.

К дидактическим особенностям компьютерных технологий относится их информационная насыщенность, реальность отображаемых явлений и событий, выразительность и яркость их представления, сильное воздействие на эмоциональную сферу наблюдателей, возможность преодоления временных и пространственных преград. Их использование в полной мере реализует один из существенных принципов дидактики — принцип наглядности. Необходимость наглядности отмечал еще К. Д. Ушинский: «Детская природа ясно требует наглядности» [4, с. 59]. Объекты, представленные посредством ИКТ, являются более информативными, красочными, позволяют рассмотреть предмет или явление с нескольких сторон. Это ускоряет процесс осознания материала, повышает эффективность восприятия сложных понятий, помогает соотнести материал с учетом особенностей группы и личностей детей.

Особенности информационно-коммуникационных технологий создают у детей иллюзию личного общения, адресности представляемого материала, что обеспечивает высокий педагогический эффект. Работа ребенка непосредственно с компьютерным средством обучения позволяет осуществить индивидуальный подход и обеспечить возможность подбора каждому ребенку заданий, соответствующих его темпу и способу усвоения знаний. В этом проявляется гибкость процесса обучения при помощи ИКТ.

Еще одной особенностью рассматриваемых нами средств является то, что все они предполагают сильное эмоциональное воздействие на детей, а чувственная реакция оказывается гораздо сильнее, чем сознательная, и обеспечивает высокую прочность запоминания.

Воздействие компьютерных технологий на познавательную деятельность школьников несомненно: знакомство с новой информацией может быть занимательным при включении в этот процесс компьютерных игр; использование компьютера обеспечит стабильное эмоциональное состояние, (даже ошибка ребенка в ответе на вопрос, в выборе действия и т. д. не вызовет негативной ответной реакции), кроме того, действия ребенка будут иметь высокую степень конфиденциальности.

Компьютерные технологии применяются в образовании на основе уже существующих методов, которые модернизируются в соответствии с современными требованиями к обучению. Кроме методической подготовки педагога к использованию ИКТ на уроках и технического обеспечения, включающего в себя совершенствование и разработку специализированных средств для передачи знаний, большое значение имеет и материально-организационное обеспечение техникой в образовательной организации (наличие определенной техники, сохранение надлежащего состояния технических средств, их своевременный ремонт и замена). Несмотря на большую значимость привлечения новых средств и методов работы, ведущая роль при передаче новой информации должна принадлежать педагогу, использование компьютерных технологий может быть лишь вспомогательным элементом, независимо от того, какую насыщенность они в себе несут. Большое значение имеет умение внедрять такие средства в педагогический процесс, сохраняя его целостность. Педагог, использующий информационно-коммуникационные технологии, должен быть хорошо подготовлен и представлять себе их работу. Это требует необходимой методической подготовки, что выражается в определении целесообразности их использования, соответствии педагогическим задачам, знании всех сторон и особенностей использования таких средств. Также нужна подготовка с технической точки зрения, что заключается в умении учителя использовать различные технические средства и требует от него знаний по технике безопасности при их применении. То, что многие педагоги на сегодняшний момент не имеют должного навыка по работе с компьютерными технологиями, не должно быть препятствием на пути внедрения новых форм обучения в современное образование. При невозможности самостоятельного знакомства педагогического работника с работой таких средств руководство образовательной организации должно посодействовать в получении педагогом знаний и умений использования модернизированных технологий.

Сегодняшние дети школьного возраста хорошо знакомы с различными информационными технологиями и с широким спектром различных технических средств, что является доказательством их готовности воспринимать информацию при помощи компьютерных технологий. Однако у детей может быть разный уровень этой готовности, в связи с чем целесообразно провести диагностику возможностей школьников воспринимать информацию при помощи средств предполагаемого использования (например, компьютерных), а также их умение работать с использованием технических средств. Такая диагностика призвана определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий и т. д. Информация, преподносимая детям при помощи средств ИКТ также должна быть предварительно обработана и оптимизирована педагогом, чтобы облегчить детям процесс восприятия. Порядок и логика представления материала должны максимально влиять на процессы восприятия, осмысления и запоминания. Т. е. информация должна не только сообщать новые знания, но и направлять процесс мышления на активные действия по переработке этих знаний.

Используя на уроках ИКТ, педагогу следует учитывать не только собственную готовность и готовность школьников, но и оптимальную частоту использования данных технологий на уроках. При редком применении таких средств каждое их использование становится для детей чем-то особенным, вызывает большое эмоциональное возбуждение, причем это возбуждение будет связано не столько с самой предлагаемой информацией, сколько с ее источником, поэтому сама информация может быть усвоена ими неточно или неполно. Поэтому школьников нужно предварительно познакомить с техникой, которая будет использоваться на занятиях, а также прибегать к помощи таких технологий не слишком редко, чтобы такая форма работы была привычна для детей и не вызывала их излишнего возбуждения. Напротив, слишком частое или долгое применение компьютерных средств тоже может негативно сказаться на восприятии информации, может даже вызвать потерю интереса к излагаемому материалу. Предоставление большого количества информации таким способом приводит к снижению внимания, потере ориентации в объеме и затруднении в ее осмыслении. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии при необходимой организации и учете многих факторов могут эффективно использоваться при организации обучения детей различным школьным предметам, в том числе такого предмета, как технология.

Технология как школьный предмет представляет собой обучение практическому применению в разнообразных видах деятельности теоретических знаний из различных областей наук. Обучение технологии трудовой деятельности осуществляется при разделении класса на подгруппы с учетом пола детей, т. к. направления обучения различны (девочек обучают домоводству, а мальчиков — работе с различными материалами при помощи инструментов) [2, с. 18].

В средних классах на уроках технологии мальчики овладевают различными приемами работы с материалами, узнают о способах их обработки и изготовлении несложных деталей из дерева, металла и т. д. Содержание материала на занятиях позволяет использовать различные формы ИКТ (презентации для сообщения нового материала, в том числе теоретического характера, видеотрансляции, индивидуальная работа учащихся с компьютером и т. д.). Следует также отметить, что в некоторых случаях использование ИКТ не только желательно, но и необходимо, т. к. показать какой-нибудь материал, станок для его обработки, используемую технологию иногда просто невозможно в условиях школы, однако при помощи ИКТ дети могут получить четкое представление, основанное на наглядности. Информационно-коммуникационные технологии могут с успехом использоваться на различных этапах урока технологии. Например, на этапе сообщения новой информации ИКТ позволяет более эффективно и с различных сторон показать детям различные материалы, познакомить с их особенностями, с существующими техниками работы, с разнообразными инструментами и принципами их работы и т. д. На этапе закрепления ИКТ помогут при составлении чертежей, при обучении детей порядку выполнения необходимых действий и демонстрации этих действий, кроме того, многие современные станки и инструменты компьютеризированы и для работы с ними необходимы знания в области ИКТ. На этапе контроля знаний возможно применение тестовых методик для определения уровня сформированных знаний, также большую популярность в настоящее время приобретает подготовка и защита учащимися собственных проектов и презентаций, отражающих проведенную ими работу в рамках той или иной дисциплины. На уроках технологии возможно использовать выступления школьников с помощью разработанных презентаций, которые иллюстрировали бы этапы их деятельности при выполнении заданий и получение конечного продукта. Особенно следует отметить положительное эмоциональное отношение школьников к различным информационно-коммуникационным технологиям, которые вызывают у них интерес и формируют мотивацию к выполнению заданий. Преподавание технологии требует учитывать личностные возможности и способности каждого ребенка, а также уже имеющиеся у него навыки работы с различными инструментами. Решить проблему индивидуального подхода также может использование ИКТ, благодаря чему возможно корректировать скорость усвоения материала и приобретения навыка. Кроме того, применение инновационных технологий и индивидуализация характера обучения способствует созданию ситуации успеха у каждого ребенка, что способствует повышению показателя усвоения детьми необходимого материала.

Таким образом, можно использование компьютерных технологий способствует формированию познавательной активности, мотивации, умственной деятельности, усиливает наглядность и позволяет задействовать сразу несколько рецепторов при передаче информации. Это дает возможность рассматривать компьютерные технологии как важный способ повышения эффективности образования и развития детей школьного возраста. Но большое количество положительных сторон их использования не должно вызывать пренебрежение к условиям их применения и не должно полностью заменять использование традиционных методов обучения, напротив, их сочетание должно быть согласованным и гармоничным. Иными словами, знание как сильных, так и слабых сторон использования компьютерных технологий в педагогическом процессе среди школьников позволит педагогу рационально подходить к их использованию: выбору времени, способов применения и отбору той информации, которая будет предоставлена детям. Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ в процессе обучения школьников отвечает современным требованиям информационного общества, а также способствует повышению интереса к предмету и созданию познавательной мотивации. Технология как школьный предмет имеет необходимые условия для использования информационно-коммуникационных технологий, которые могут повысить эффективность преподавания данного предмета, важным является лишь правильное руководство и оправданность использования ИКТ в каждой конкретной педагогической ситуации.

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 191.
  2. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. — М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  4. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 4. Человек как предмет восприятия. Опыт педагогической антропологии. — М: Дрофа, 2005. — 544 с.