Взыскание пеней с налогоплательщика не уплатившего налог является

Оглавление:

Взыскание налога (недоимки) за счет денежных средств организации или ИП

Взыскание налога (недоимки) за счет денежных средств организации или ИП — регулируется статьей 46 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В случае выявления суммы налога, не уплаченной в срок (недоимки), налоговый орган направляет налогоплательщику Требование об уплате налога и сбора.

Срок выставления требования об уплате налога налоговым органом

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

В других случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Срок исполнения требования об уплате налога

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Порядок взыскания налога за счет денежных средств организации или ИП

Порядок взыскания налога за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя регулируется статьей 46 НК РФ («Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств»).

Так, установлен следующий порядок:

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума).

Взыскание налога производится по решению налогового органа (решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет необходимых денежных средств (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Форма решения о взыскании утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента), а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов — утверждено Банком России 06.11.2014 N 440-П.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), и подлежит безусловному исполнению банком в очередности*, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента). Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — п. 5 ст. 46 НК РФ.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента) — п. 5 ст. 46 НК РФ.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога — п. 5 ст. 46 НК РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), в порядке ст. 47 НК РФ (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Требование об уплате налога и сбора — извещение налоговым органом налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках — регулируется статьей 76 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Последствия неуплаты налога в срок — установленные законодательством последствия, которые могут быть применены к налогоплатетельщику, который не уплатил налог в срок.

Взыскание налога (недоимки) за счет имущества организации или ИП — регулируется статьей 47 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Взыскание налога с физического лица — регулируется статьей 48 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Недоимка — сумма налога (сбора), не уплаченная в установленный срок.

Взыскание недоимки — установленный законодательством порядок взыскания просроченной задолженности по налогам (недоимки).

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации в банках

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации в банках

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Редакции Налогового кодекса (часть первая), опубликованные в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете», имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции «Собрания законодательства».

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

Смотрите так же:  Какой стаж для ухода на пенсию

6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

Об очередности списания средств с банковского счета в 1999 году см. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.

11. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Налоговое право

1. Взыскание пеней с налогоплательщика, не уплатившего налог полностью, является:

б) компенсационной мерой;

в) наказанием или компенсационной мерой в зависимости от размера пеней.

2. Ответственность за нарушения налогового законодательства — это:

а) самостоятельный вид юридической ответственности;

б) совокупность различных видов юридической ответственности.

3. За нарушения налогового законодательства могут применяться меры:

а) административной ответственности;

б) административной и уголовной ответственности;

в) административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.

4. Установление санкций с учетом характера правонарушения и степени общественной опасности—требование принципа:

5. Наложение взыскания с учетом причиненного вреда — требование принципа:

6. Установление штрафов с целью пополнения доходов бюджета нарушает принцип:

7. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

а) общий объект правонарушения;

б) родовой объект правонарушения;

в) непосредственный объект правонарушения.

8. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действием или бездействием.

9. Обстоятельством, отягчающим ответственность за налоговое правонарушение, является:

а) неоднократность нарушения;

б) повторность нарушения;

в) неоднократность и повторность нарушения.

10. Невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию налога в течение длительного периода является:

а) длящимся правонарушением;

б) продолжающимся правонарушением;

в) текущим правонарушением.

11. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

12. Выполнение налогоплательщиком письменных указаний и разъяснении налогового органа, приведшее к нарушению законодательства о налогах и сборах:

а) является обстоятельством, исключающим ответственность;

б) является обстоятельством, смягчающим ответственность;

в) не влияет на размер ответственности.

13. При расследовании нарушения законодательства о налогах и сборах установлено, что бухгалтер, сознательно допуская отступление от правил ведения учета, считал, что это приведет к более правильному и точному отражению хозяйственной операции, однако ошибся. В данном случае его вина выражена в форме:

14. Если нарушение законодательства о налогах и сборах совершено в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, то ответственность:

а) может быть смягчена;

б) обязательно должна быть смягчена;

в) может быть смягчена в отношении лиц, впервые привлекаемых к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

15. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:

а) указаны в НК РФ;

б) определяются налоговым органом или судом при рассмотрении дела;

в) определяются судом при рассмотрении дела.

16. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:

а) со дня совершения правонарушения;

б) со дня обнаружения правонарушения;

в) со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

17. Возбуждение уголовного дела по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах:

в) прекращает течение срока давности привлечения к административной ответственности.

18. Срок давности взыскания налоговых санкций:

19. Срок давности взыскания налоговых санкций:

а) не подлежит восстановлению в случае пропуска;

б) может быть восстановлен по решению налогового органа при наличии уважительных причин пропуска;

в) может быть восстановлен по решению суда при наличии уважительных причин пропуска.

20. Возбуждение уголовного дела по фактам Нарушения законодательства о налогах и сборах:

в) прекращает течение срока давности взыскания налоговых санкций.

21. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;

6) к преступлениям против установленного порядка управления;

в) к преступлениям против основ конституционного строя.

22. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за налоговые преступления при условии:

а) совершения противоправных действий;

б) причинения ущерба бюджету;

в) при наличии обоих условий.

23. На какую дату должен определяться минимальный размер оплаты труда при определении ущерба, причиненного налоговым преступлением:

а) на момент внесения заведомо ложных данных в отчетность;

б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;

в) на момент привлечения виновного лица к ответственности.

24. При каких условиях лицо может быть освобождено от привлечения к ответственности за совершение налоговых преступлений:

а) если лицо совершило преступление впервые;

б) если лицо способствовало раскрытию преступления и возместило причиненный ущерб;

в) при наличии обоих условий.

25. Согласно ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организаций» при определении размера ущерба бюджету учитываются недоимки:

а) по каждому налогу в отдельности;

б) в совокупности.

26. Налоговое преступление должно считаться оконченным:

а) в момент внесения искажений в налоговую отчетность;

б) в момент истечения сроков уплаты налога (сбора);

в) в момент предоставления в налоговые органы искаженных отчетных документов.

27. Может ли предприниматель, работающий по патенту, привлекаться к ответственности за занижение доходов, полученных от предпринимательской деятельности:

в) может, если полученная им величина дохода с учетом сокрытой суммы составила свыше 100 000 минимальных размеров оплаты труда.

28. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:

в) может в соответствии с законом некоторых зарубежных стран.

29. Может ли лицо признаваться совершившим налоговое преступление повторно, если впервые оно было осуждено по УК РСФСР 1961 г.:

в) может, если причиненный ущерб превысил величину, установленную в УК РФ.

30. Могут ли рядовые сотрудники организации привлекаться к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов:

б) должны привлекаться, если участвовали в совершении преступления;

в) должны привлекаться, если осознавали противоправный характер своих действий.

31. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей»:

а) только граждане;

б) только должностные лица организаций;

в) и те и другие.

32. Какое значение имеет знание обвиняемым норм налогового законодательства для привлечения его к ответственности:

а) не имеет никакого, ибо незнание закона не освобождает от ответственности;

б) суд должен выяснить, насколько обвиняемый был осведомлен о своих обязанностях, чтобы убедиться в наличии субъективной стороны состава преступления.

Взыскание налога, сбора, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, ИП или налогового агента-организации

Не выполняя обязательства, плательщики нарушают нормы.

Решение о взыскании недоимки

Обязанность уплаты сборов и налогов полностью ложится на плечи начальника организации, индивидуального предпринимателя или же налогового агента, представляющего интересы организации.

Под недоимкой в налоговом законодательстве понимается определенная задолженность физических или юридических лиц, ИП перед государственным бюджетом. Образовывается такая задолженность в том случае, если плательщик (следует понимать в этом случае и физических, и юридических лиц, а так же ИП) вовремя не оплачивает установленные к нему налоги, сборы и платежи. В том числе и стразовые отчисления.

В случаях, если юридическое лицо или ИП, а также налоговый агент не уплачивают вовремя или уплачивают не в полной мере (не в полном объёме) налоги или сборы (с том числе и страховые сборы, возложенные на плательщика), то согласно статье 46 Налогового кодекса к ним могут быть применены принудительные меры по взысканию недоимок, числящимися за плательщиком.

При этом налоговому органу, который обнаружил недоимку, дается ровно три месяца на то, чтобы направить должнику уведомление с требованием выплаты. В случаях, когда размер недоимки составляет менее 500 рублей, то срок об отправке требования устанавливается на один календарный год.

Взыскание с банковских счетов производится исключительно на основе решения налогового органа, который обнаружил недоимку.

Данное решение направляется в банк, через который осуществляет финансовые операции плательщик. Форма направления может быть и электронной, и письменной. Как показывает практика, для взыскания недоимки с физических лиц чаще всего отправляются обе формы решения, а с юридических лиц и ИП – преимущественно в электронной.

Налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки в том случае, если после отправки требования об уплате задолженности плательщик на него не отреагировал и не уплатил в указанный срок долг. Срок на вынесение решения установлен в размере двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании. О решении юридическое лицо, ИП или налоговый агент уведомляются в течение 6 дней после вынесения.

Приостановка действия решения о списании средств со счетов должников

Существует несколько оснований для приостановки списания средств плательщика-должника в пользу государственного бюджета. Все они прописаны в статье 46 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • решение налогового органа, в который заинтересованным лицом (следует понимать, как налогоплательщика) было направлено заявление о приостановке;
  • решение вышестоящего налогового органа, которое уполномочено на контроль за работой подведомственных ему налоговых органов (например, областное Управление федеральной налоговой службы решает приостановить исполнение решения районной Федеральной налоговой службы);
  • постановление об аресте счетов, которое направляется судебными приставами, исполняющими решение суда.
Смотрите так же:  Требования к системам газоснабжения

Для того чтобы решение о взыскании средств со счетов плательщиков-должников перестало действовать, в банки, осуществляющие операции по счетам таких клиентов, должно быть направлено одно из вышеперечисленных решений.

В противном случае в рамках налогового законодательства со счетов плательщиков будут удержаны те суммы, которые полностью или частично покрывают задолженности, а затем переданы в государственный бюджет в качестве оплаты по недоимке.

Решение об отзыве средств со счетов плательщиков-должников

В рамках действия статьи 46 Налогового Кодекса налоговый орган может вынести решение об отзыве ранее отправленных решений в банк, которое подразумевает остановку списания средств в счет государственного бюджета со счетов налогоплательщиков. Для этого существует несколько оснований:

  • информация от банков о том, что на других счетах плательщиков-должников имеются суммы, которые покрывают или частично покрывают задолженности;
  • невозможность списания средств в счет бюджета по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством;
  • срок уплаты сборов или налогов, а так же пени и штрафов был изменен в рамках действия налогового законодательства;
  • уплата налогов и сборов за счет средств, которые ранее были излишне уплачены (следует понимать, как переплата по налогам и сборам, в том числе и страховым, со стороны плательщика, совершенная до образования недоимки);
  • уменьшение налоговой ставки и ставки по сборам, которые были изменены после отправки плательщиком-должником уточненной налоговой декларации.

Очередность при ликвидации юридического лица и очередность списания средств с банковского счета

Невозможность списания средств в счет бюджета со счетов юридических лиц может быть связана с процедурой ликвидации этого юридического лица или уже полученным статусом ликвидированной организации. При этом при ликвидации всегда действует определенный порядок списания средств со счетов организации.

Так, прежде всего списываются те суммы, которые необходимы для выплаты юридическим лицом компенсаций по причинению вреда здоровью или жизни гражданам, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность.

Во вторую очередь всегда списываются суммы, которые необходимы для выплаты пособий, заработных плат и прочих выплат по трудовому договору сотрудникам юридического лица.

И только в третью очередь – суммы, необходимые для выплаты задолженности по налогам и сборам, в том числе и по страховым сборам.

Если при ликвидации и выплате первоочередных задолженностей, остатка средств не хватает для уплаты недоимок, такие задолженности называются безнадежными.

Процедуры взыскания недоимок с должников

При неуплате должником средств, указанных в направленном ему требовании, процедура по принудительному взысканию недоимок состоит из нескольких этапов:

  • вынесение решения налоговым органом, которое в дальнейшем направляется в банк-держатель лицевых счетов должника (в том числе и электронных средств плательщика);
  • перечисление банком достаточной для уплаты задолженности средств (в том числе с валютных счетов плательщика) в государственный бюджет;
  • вынесение решения о взыскании задолженности путем продажи имущества должника, в случаях, если средств на всех его счетах недостаточно для уплаты недоимки.

В случаях если на рублевых счетах плательщика средств для уплаты недостаточно, налоговый орган вправе направить в банк поручение о списании валютных средств с обменом по курсу банка. При этом уплачивает все расходы, с которым связана конвертация валюты, именно налогоплательщик. В случаях наличия электронных средств у должника, списание производится с электронных счетов на основании направленного в банк поручения от налогового лица.

Если средств у плательщика-должника на счетах недостаточно или нет вообще для оплаты задолженностей, налоговый орган вправе вынести решение о погашении недоимки в имущественной форме.

В случаях недостатка имущества для погашения задолженности, такая недоимка приобретает статус безнадежной. ИП вправе признать себя банкротом, а при недостаточности имущества для уплаты задолженности по налогам, сборам, страховым сборам, недоимка так же приобретает статус безнадежной для уплаты.

В случаях недостатка средств на лицевых счетах юридического лица, ИП, налогового агента налоговый орган вправе направить в банк поручение о списании средств при их поступлении сроком не позднее одного рабочего дня.

Депозитные счета не могут быть подвержены процедуре взыскания средств, однако налоговый орган вправе вынести и передать банку решение о списании необходимых для уплаты недоимок средств при закрытии депозитного счета или истечение срока его действия.

Все формы решений, постановлений и обращений налоговыми органами к плательщикам и банкам утверждены налоговым законодательством, не могут быть составлены с нарушением норм, направляются в строго установленный законом срок, если таковой присутствует.

Особенности применения законодательства в отношении должников-участников консолидированной группы плательщиков

В случаях если должником по уплате налогов, сборов, страховых сборов является консолидированная группа участников, то налоговый орган вправе, при недостатке средств на счетах участников, вынести решение об уплате недоимки за счет имущества одного или нескольких участников группы.

При этом приоритетным для взыскания будет имущество ответственного и уполномоченного за ведение налоговой отчетности лица, равно как и в случаях списания средств в пользу государственного бюджета. То есть налоговый орган при вынесении решения о принудительном взыскании задолженности по сборам и налогам с консолидированной группы плательщиков подразумевает, что счет уполномоченной организации является приоритетным для списания недоимки.

Правила взыскания налоговой задолженности

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2003 г. N А56-12716/02 Иск ОАО к ИМНС о признании недействительным решения об обращении взыскания налогов и пеней на имущество ОАО не удовлетворен, так как, поскольку доказательств наличия денежных средств на счетах ОАО в банках на момент вынесения оспариваемого налогоплательщиком решения ИМНС не имеется, то в соответствии с НК РФ, ИМНС вправе сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 марта 2003 г. N А56-12716/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А. и Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества «Армалит — 1» Манушкина К.А. (доверенность от 30.05.2002), рассмотрев 25.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2002 по делу N А56-12716/02 (судьи Фокина Е.И., Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И.), установил:

Открытое акционерное общество «Армалит — 1» (далее — ОАО «Армалит — 1») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее — ИМНС, инспекция) от 01.04.2002 N 35 об обращении взыскания налогов и пеней на имущество налогоплательщика.

Решением от 03.06.2002 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2002 решение отменено и иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обжаловала постановление в кассационную инстанцию, считая, что судом неправильно применены положения статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Правильность применения Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном статьями 274 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, ИМНС направила ОАО «Армалит — 1» требования от 27.02.2002 N 05008164 и от 26.03.2002 N 05010414 об уплате 6 859 779 рублей налогов и 258 756 рублей 24 копеек пеней в срок соответственно до 10.03.2002 и 27.03.2002.

В связи с неисполнением требования в установленный срок и отсутствием денежных средств на счете налогоплательщика руководитель налогового органа вынес решение от 01.04.2002 N 35 об обращении взыскания налогов и пеней за счет иного имущества.

ОАО «Армалит — 1» обжаловало данное решение в арбитражный суд на том основании, что Инспекцией нарушен порядок взыскания налогов и пеней в бесспорном порядке со счетов в банке, установленный пунктом 2 статьи 46 НК РФ, а также на неправомерность обращения взыскания на имущества по суммам пеней.

Суд первой инстанции отказал в иске, указав на непредставление ОАО «Армалит-1» доказательств наличия денежных средств на его расчетных счетах по состоянию на 01.04.2002 и на невыполнение без уважительных причин требования арбитражного суда о предоставлении таковых.

Апелляционная инстанция повторно запросила у истца доказательства наличия денежных средств на его расчетных счетах, согласилась правомерностью требований ОАО «Армалит-1» по следующим основаниям.

Поскольку налоговый орган не выполнил требования статьи 46 НК РФ, в частности не вынес в установленный срок решение о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств ОАО «Армалит — 1», не направил инкассовые поручения на перечисление налогов и пеней в банк, где открыты счета налогоплательщика, правовых оснований для вынесения решения об обращении взыскания за счет иного имущества истца у него не имелось.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что она подлежит удовлетворению.

Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Смотрите так же:  Льготы по оплате жкх ветеранам боевых действий

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа. Срок вынесения такого решения Кодексом не установлен, поскольку в таком случае изменяется лишь способ исполнения решения о взыскании налогов и пеней в бесспорном порядке.

В случае если решение о взыскании налогов и пеней в порядке статьи 46 Кодекса не выносилось, то указанным в пункте 3 данной статьи сроком следует руководствоваться и при вынесении решения в порядке статьи 47 НК РФ.

Истец в обоснование иска представил справку банка, согласно которой инкассовые поручения на расчетный счет истца в ЗАО «Балтийский банк» не выставлялись. Определение суда о представлении доказательств наличия денежных средств на счетах ОАО «Армалит-1» истцом не выполнено. Налоговый орган при рассмотрении дела в суде первой инстанции представил справку о направлении инкассовых поручений на взыскание налогов и пеней с расчетного счета истца в закрытом акционерном обществе «Балтийский банк», которые помещены в картотеку N 2; акт проверки расчетных счетов в указанном банке от 07.05.2002 в подтверждение того, что обжалуемое решение вынесено в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете налогоплательщика.

Отсутствие возможности взыскания налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика установлен судом первой инстанции (лист дела 22) и подтвержден, в частности, справками банка о помещении всех инкассовых поручений в картотеку N 2 в связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика.

Обращаясь с иском и с апелляционной жалобой истец не доказал отсутствие у него недоимки по налогам в размере, указанном в решении ИМНС от 01.04.2002 N 35, либо в ином размере. Согласно действующему налоговому законодательству налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган декларации (расчеты) по налогам, в которых указывает суммы начисленных налогов. При уплате налога налогоплательщик имеет платежные документы, подтверждающие их уплату, а при неуплате — знает о размере недоимки из главной книги, в которой ведет учет задолженности перед бюджетом по каждому налогу, которая ежегодно проверяется в результате сверок с налоговым органом в порядке, определенном пунктами 7 и 8 раздела XVI Инструкции N 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей», утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 15.04.94 N ВГ-3-13/23.

Из материалов дела не следует и истец не заявляет о том, что на момент вынесения налоговой инспекцией решения от 01.04.2002 N 35 налогоплательщик самостоятельно не уплатил указанные в требованиях от 27.02.2002 N 05008164 и от 26.03.2002 N 05010414 суммы налогов и пеней.

Общество не оспаривает и факт отсутствия на его счетах в банках денежных средств, необходимых для исполнения инкассовых поручений ИМНС в случае их выставления.

Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса. Это положение применяется также при взыскании сбора и пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном указанной нормой, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.

Согласно абзацу второму этой нормы взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей. Это положение применяется также при взыскании сбора и пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов.

Размер взыскиваемых налогов и пеней за счет имущества ограничивается суммами, указанными в требовании об уплате налогов и пеней.

Налоговый орган правильно указывает на то, что взыскание налога за счет денежных средств на банковских счетах и взыскание налога за счет имущества — это самостоятельный вид принудительного взыскания налога. Поэтому до вынесения постановления о взыскании налогов за счет имущества недоимщика не обязательно должно быть вынесено решения о взыскании недоимок за счет денежных средств на счетах в банках в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, если налоговый орган располагает доказательствами, подтверждающими отсутствие денежных средств на банковских счетах недоимщика или информации о счетах такого налогоплательщика.

Правомерность такой позиции подтверждается положениями абзаца четвертого пункта 1 и пункта 4 статьи 45, пунктов 1 и 7 статьи 46 и пункта 1 статьи 47 НК РФ.

В статье 45 НК РФ как самостоятельные меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога определены: обращение взыскания на денежные средства, имеющиеся на счетах в банках, и обращение взыскания на иное имущество ( абзац четвертый пункта 1 и пункт 4 ).

Сопоставление норм пунктов 1 и 7 статьи 46 НК РФ позволяет сделать вывод, что обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в порядке, установленном в пунктах 2-6 этой статьи, производится только в случае наличия на счетах налогоплательщика достаточных для погашения задолженности денежных средств.

Если таковых средств недостаточно, налоговый орган вправе вынести два постановления о принудительном исполнении обязанности по уплате налога: постановление об обращении взыскания на денежные средства на счетах в банках и постановление об обращении взыскания на иное имущество в части задолженности, на уплату которой денежных средств в банке оказалось недостаточно.

Если денежные средства на счетах отсутствуют, налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ, на что прямо указано в пункте 7 статьи 46 НК РФ.

В рассматриваемом случае доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о наличии на текущем счете истца в ЗАО «Балтийский банк» 6 244 руб. 51 коп. Доказательств наличия иных денежных средств на счетах в банках на момент вынесения оспариваемого налогоплательщиком решения налоговой инспекции от 01.04.2002 N 35 об обращении взыскания 6 859 777 руб. налогов и 258 756 руб. пеней на его имущество не имеется.

Кроме того, суд апелляционной инстанции признал правомерным довод истца о том, что налоговому органу должно было быть известно о наличии у него расчетного счета в Санкт-Петербургском банке энергетики и электрификации «Петроэнергобанк». Вместе с тем, данный счет был открыт 28.03.2002 (четверг) и на момент вынесения решения ИМНС 01.04.2002 (понедельник) у банка не наступила обязанность даже для направления сообщения об открытии счета согласно статье 86 НК РФ. Истец же доказательств извещения ИМНС об открытии счета не представил. При этом кассационная инстанция учитывает и то, что и на этом счете истца по состоянию на 01.04.2002 было 68 220 руб. 88 коп.

При указанных обстоятельствах решение налогового органа в части взыскания 7 112 290 руб. 49 коп. налогов и пеней за счет имущества ОАО «Армалит — 1» является законным, а апелляционная инстанция неправомерно и необоснованно отменила решение суда в названной части.

Кассационная инстанция при вынесении постановления учитывает то, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен отзыв налоговой инспекцией инкассовых поручений из банка в случае вынесения налоговым органом решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика, и о том, что наличие в картотеке к счету неисполненных инкассовых распоряжений о взыскании налога не препятствует исполнению такого решения.

Ссылка ОАО «Армалит» на нарушение налоговой инспекцией трехмесячного срока направления налогоплательщику требования об уплате налога, предусмотренного статьей 70 НК РФ, отклоняется кассационной инстанцией по следующим основаниям.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога или сбора. Если согласиться с позицией истца и считать трехмесячный срок направления налогоплательщику требования об уплате налога, предусмотренный статьей 70 НК Российской Федерации, пресекательным, то его обязанность по уплате недоимок и пеней за пределами этого срока не может быть исполнена в принудительном порядке, установленном статьями 46, 47 НК РФ.

Поскольку законодатель не связывает срок, предусмотренный статьей 70 НК РФ, с прекращением обязанности по уплате налога, этот срок не является пресекательным, но при этом необходимо исчисление совокупности всех установленных сроков для взыскания налога и пеней, а имеющиеся в деле документы не подтверждают данный довод истца.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2002 по делу N А56-12716/02 в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга от 01.04.2002 N 35 об обращении взыскания 7 112 290 руб. 49 коп. налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика отменить.

В данной части оставить в силе решение того же суда от 03.06.2002 по настоящему делу.

Взыскать с открытого акционерного общества «Армалит-1» в доход бюджета 1 700 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.