Пособие по криминологии

Год публикации: 2011

Библиографическая ссылка:: Езикян В.И. Криминология: Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. — 159 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Курс криминологии состоит из двух разделов: общетеоретические проблемы криминологии и воздействие на отдельные виды преступности. Наряду с теоретическим материалом, в пособии для самостоятельной подготовки студентов приведены контрольные вопросы по каждой теме, а также два блока примерных тестовых заданий, примерные темы докладов и рефератов, а также вопросы к экзамену. Предназначено для использования при изучении дисциплины «Криминология» студентами, обучающимися по специальности 030501.65 — «Юриспруденция».(направления 030501.62 — «Юриспруденция»).

Задания для выполнения контрольной работы по криминологии (заочное отделение)

В о л г а р е в а И . В .

Настоящие методические указания подготовлены для оказания помощи студентам-заочникам в самостоятельном изучении курса криминологии. Криминология — учебный курс, центральными проблемами которого являются преступность, ее причины, личность преступника и предупреждение преступности. Преподавание курса имеет целью сформировать систему знаний о закономерностях возникновения, существования, сдерживания преступности как негативного социального явления. Методические указания не содержат позитивного изложения конкретных вопросов, они дают рекомендации общего характера по рациональному изучению курса и выполнению контрольной работы, а также включают задания для контрольной работы. Автор — к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Юридического факультета СПбГУ.

Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Вопросы к экзамену по криминологии

Вопросы к экзамену по криминологии (66 вопросов) для студентов юридического факультета СПбГУ.

Тип материала: Тест, контрольные вопросы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Задания для выполнения контрольной работы по уголовно-исполнительному праву (заочное отделение)

Контрольная работа по уголовно-исполнительному праву представляет собой ответы на два вопроса по одному из указанных ниже вариантов. Методические указания и контрольные задания утверждены на заседании кафедры уголовного права. Автор — к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Юридического факультета СПбГУ.

Тип материала: Тест, контрольные вопросы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Криминология: Задания для выполнения контрольных работ

Приведены контрольные задания по криминологии для студентов заочного факультета, регионального факультета. Разработаны на кафедре уголовного права УрГЮА.

Тип материала: Тест, контрольные вопросы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Криминология: Учебное пособие

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Курс криминологии состоит из двух разделов: общетеоретические проблемы криминологии и воздействие на отдельные виды преступности. Наряду с теоретическим материалом, в пособии для самостоятельной подготовки студентов приведены контрольные вопросы по каждой теме, а также два блока примерных тестовых заданий, примерные темы докладов и рефератов, а также вопросы к экзамену.
Предназначено для использования при изучении дисциплины «Криминология» студентами, обучающимися по специальности 030501.65 — «Юриспруденция».(направления 030501.62 — «Юриспруденция»).

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Предупреждение преступности в России и в Узбекистане: Учебное пособие

Настоящая работа призвана проследить различные аспекты предупредительной деятельности в России и в Республике Узбекистан. Особый интерес данная работа приобретает в связи с тем, что впервые с позиций современных представлений проведен сравнительный анализ и дана обобщенная характеристика наиболее актуальных направлений системы криминологической профилактики в России и в Республике Узбекистан. Результаты проведенного исследования легли в основу некоторых теоретических положений не только о современном состоянии предупреждения преступности в России и в Республике Узбекистан, но и о перспективах развития как самой системы профилактики, так и о дальнейшем правовом и материальном обеспечении ее надлежащего функционирования. Автор в последние два года был включен в систему общего образования и вел занятия в старших классах одной из московских школ по основам права. Поэтому изложенные в работе выводы и рекомендации являются не только результатом
теоретических изысканий, но и результатом личного наблюдения за теми процессами, которые сегодня происходят в молодежной среде в школах.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Искал Брунона Холиста , а нашел это и счастлив)) В книге есть все .

Оценка 5 из 5 звёзд от Антиох 02.03.2017 20:20

Оценка 5 из 5 звёзд от Галина 11.09.2015 01:44

Эта книга очень мне помогла! спасибо автору и сайту за токую возможность! низкий поклон!

Оценка 5 из 5 звёзд от Айтдин 29.04.2013 18:37

Криминология Учебное пособие

Фабрика Т.А. Криминология: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2016. – 254 с.

В пособии отражены основные вопросы криминологии.

Кроме обширного теоретического материала пособие снабжено программой курса, контрольными вопросами, тестовыми заданиями, глоссарием. Пособие рекомендовано для самостоятельного изучения материала по криминологии студентам заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по направлению «Юриспруденция». Рекомендуется в качестве пособия для подготовки к экзаменам по криминологии студентам всех форм обучения.

Ил. 33, табл. 17, библиографический список — 89 назв.

кафедра уголовного права и процесса ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»;

А.А. Казаков, судья Курчатовского района г. Челябинска

© ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2016

© Фабрика Т.А., 2016

Учебное пособие «Криминология» подготовлена на основе научных трудов проф. А. И. Долговой, Г. Т. Журавлева, Е. В. Ковалевской, Л. В. Сердюка, А. В. Михайлова, В. Д. Малкова, В. Н. Кудрявцева и других ученых-криминологов. 6

6. Личность преступника 82

Также обратим внимание на динамику общего числа зарегистрированных экономических преступлений за 2007-2014 гг. 120

Вопросы и задания для самопроверки 237

Криминология является дисциплиной вариативной части профессионального цикла в подготовке юристов-правоведов, дающей основные представления о преступности, личности преступника, причинах и условиях преступности и их предупреждении.

Учебное пособие «Криминология» подготовлена на основе научных трудов проф. А. И. Долговой, Г. Т. Журавлева, Е. В. Ковалевской, Л. В. Сердюка,А. В. Михайлова, В. Д. Малкова, В. Н. Кудрявцеваи других ученых-криминологов.

Данная дисциплина ориентирована на привитие квалификации самостоятельных криминологических исследований уголовной, социальной и экономической статистики, на освоение математическими и социологическими методиками анализа преступности, личности преступника, причин и условий преступности. Современному юристу надлежит квалифицированно и грамотно составлять профилактические документы, уметь анализировать проекты правовых актов.

Студенты и слушатели должны уметь самостоятельно составлять криминологические правовые акты, в частности, профилактические разделы обвинительных заключений и приговоров, определения судов об устранении причин и условий преступлений, по материалам архивных и опубликованных уголовных дел давать оценку эффективности предупреждения преступности правоохранительными органами, писать проекты постановлений и предостережений органов прокуратуры и внутренних дел.

Материал данной дисциплины сопровождается тренировочными тестовыми заданиями. Пособие также включает итоговый тест, толковый словарь и список рекомендованной литературы. При изучении дисциплины кроме учебно-практического пособия необходимо в обязательном порядке использовать Уголовный кодекс РФ 1996 года (в частности нормы Особенной части уголовного законодательства, в которых определяются конкретные преступления по родам и видам).

Криминология: Учебное пособие

В Пособии рассматриваются основные темы криминологии: понятие, задачи и методы; природа, свойства и причины преступности; характеристика личности преступника и его жертвы; основные направления предупреждения преступности. Дана криминологическая характеристика насильственной и корыстной преступности, преступности несовершеннолетних, а также рецидивной, профессиональной и организованной преступности.

Пособие содержит: методические рекомендации по изучению указанных тем, список рекомендуемой литературы, задания для самостоятельной работы студента; приложения, отражающие состояние и динамику преступности за последние годы.

Адресуется бакалаврам, может быть полезным магистрантам юридических вузов.

© Е. О. Алауханов,2013

© ООО «Юридический центр-Пресс», 2013

ПОСВЯЩАЕТСЯ 20-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Человек, которому повезло, – это человек, который сделал то, что другие только собирались сделать.

Преступность и причины, ее порождающие, всегда являлись объектом пристального внимания общества, которое постоянно ищет пути и средства эффективной борьбы с этим социальным явлением. На этой стезе особая надежда возлагалась на государство. Однако со временем стало понятно, что государство самостоятельно не в состоянии решить все возникающие сложные проблемы, что ведущая роль принадлежит обществу и его гражданским институтам.

Как отмечал в своем выступлении на заседании Совета безопасности Республики Казахстан 18 июня 1993 года Президент Н. Назарбаев, «нужно… поднять на борьбу с преступностью трудовые коллективы, широкую общественность, весь народ, средства массовой информации. Такой опыту нас был накоплен» (Газета «Советы Казахстана», 1993 г. 19 июня. Статья «Против преступности – всем обществом»).

Люди разных профессий во все времена задумывались над истоками преступности, над тем, какие внутренние или внешние силы заставляют человека нарушать уголовно-правовые запреты, даже под угрозой наказания. Но совершенно естественно, что все они осмысливали вопросы преступности в контексте своего времени и его требований, на том уровне знания, который они застали или которого достигли собственными усилиями.

Смотрите так же:  Приказ мз 90 от 14031996

Как известно, непременным условием успешной борьбы с преступностью является понимание ее детерминантов. Это была настоятельная потребность, но до второй половины XIX века она удовлетворялась лишь понемногу, как бы урывками. Затем произошел качественный скачок – в Европе сформировалась наука криминология, с тех пор бурно развивающаяся, как и сама преступность, которая держит общество в напряжении.

Эта наука, как мы видим, относительно молода, однако это не означает, что к ней не следует предъявлять никаких претензий. Напротив, это нужно делать, чтобы она успешнее развивалась, чтобы ее концепции были до конца продуманными и подтверждались эмпирически, основываясь на глубоком познании человека и общества, а выводы приносили максимальную пользу практике.

Современную цивилизацию невозможно представить без криминологии, как, например, без медицины. Криминология – материально-гуманистическая наука, поскольку ее назначение – изучение и борьба со злом, в том числе путем удержания от него. С точки зрения социальных и морально-нравственных позиций это основная функция криминологии. Наверное, в таком объеме подобные задачи не решает никакая другая наука.

В криминологии существуют различные школы. Одни из них считают, что наличие преступности следует объяснять социологическими явлениями, другие – психологическими, третьи – биологическими и т. д. Есть школы и, так сказать, смешанного характера, которые делают попытку совместить разные подходы к пониманию природы и причин преступности. В советское время единственно верной считалась марксистско-ленинская школа, все остальные резко отрицались и осуждались, их научные труды находились под строгим запретом, очень редко цитировались, да иначе и быть не могло, поскольку о них мало кто знал. Но в криминологии, как и в любой другой науке, могут и должны существовать разные, даже диаметрально противоположные концепции и направления, которые будут друг с другом в конфликте. Ибо в споре рождается истина. Это научные конфликты, являющиеся залогом здоровья науки и ее прогресса.

Автор учебника, известный ученый, много работающий в области уголовного права и криминологии, постарался изложить разные взгляды и позиции (в рамках, допустимых для учебника), но при обязательном условии, что они достоверны и проверены эмпирически, что они важны, даже необходимы для понимания того, что такое преступность и как с ней бороться. Автором изучены результаты сходных исследований, проводившихся другими учеными, выводы по которым были использованы исключительно для сопоставления с результатами собственного исследования, а также для оценки сформулированных положений о мерах предупреждения и профилактики преступности.

Криминология, хоть и основана на сложных теориях, – весьма практичная наука, которая должна опираться на современные реальности и возможности предупреждения преступлений, а не строить воздушные замки.

Криминология – это наука о борьбе со злом, в таком качестве она и должна себя осознавать, в таком облике она и должна представать перед теми, кто берет на себя труд ее познания.

Криминология – крайне сложная, активно развивающаяся юридическая наука, теснейшим образом связанная с жизнью, ее проблемами и конфликтами. Ее изучение требует понимания, а не констатации. Она использует достижения других наук, например, философии, психологии, психиатрии и уголовного права. Вместе с тем эта наука создает собственные теории, в том числе частные, относящиеся к ее предмету. Криминологические достижения широко используются в юридических и неюридических науках, в общественной практике, журналистике, политике и т. д.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что, стремясь создать учебник, который заставлял бы читателей искать ответы на вопросы не только в учебнике, автор понуждает их чаще использовать специальную литературу.

В книге на базе современных подходов к структуре и содержанию криминологии рассматриваются предмет, система, методология и история криминологии, задачи и перспективы ее развития. Анализ преступности, личности преступников, причин и условий преступлений дается как в общем плане, так и применительно к конкретным видам преступлений. С этих же позиций рассматривается проблема предупреждения преступности.

Учебник отличает оригинальный подход автора к решению некоторых проблем криминологии, он написан живым, образным языком. Приводятся статистические данные и привлекается большое количество научных и литературных источников.

Сейчас статистика преступности печатается практически в полном объеме в специальных сборниках, в периодической печати, что избавляет автора от обязательной ссылки на статистику. Она используется в той мере, в какой необходимо подкрепить какие-то идеи.

В нашей стране учебников по криминологии не так уж много. Первый учебник криминологии (Общая часть) в Казахстане был издан профессором Е. И. Каиржановым в 1995 году и переиздан в 2000 году. В 2002 году вышел в свет учебник криминологии (Общая часть) С. Х. Жадбаева. В 2004 году ведущими учеными Казахстана и России под редакцией И. И. Рогова и К. Ж. Балтабаева был подготовлен учебник по криминологии. Первый в Казахстане учебник по криминологии на государственном языке был издан в 2005–2006 годах профессором Е. О. Алаухановым, в 2003 году под редакцией А. Жумагали на государственном языке было издано учебное пособие (Общая часть, курс лекций). В свою очередь, одними из первых авторов учебников и пособий по профилактике преступлений являются ученые Е. И. Каиржанов, А. Х. Миндагулов, Е. О. Алауханов.

Учебник профессора Е. О. Алауханова свободен от идеологических стереотипов и догм, а также от сиюминутной конъюнктуры. Труд нашего коллеги отличается логической завершенностью идеи, новизной взглядов и перспективой дальнейшего исследования. Можно представить себе, какое мученическое напряжение и самоорганизованность потребовались от него, чтобы решиться написать такую книгу. Результаты просто восхищают. По своей научной и практической ценности, по широте охвата аспектов и сторон проблемы и по глубине их разработки данное исследование должно быть отнесено к категории фундаментальных и является серьезным вкладом в уголовно-правовую и криминологическую науку. Автор сочетает научную работу с практической деятельностью. Еще на раннем этапе научной деятельности, будучи автором монографии «Квалификация хищений, совершенных по подложным документам» (1994 г.), был отмечен академиком С. З. Зимановым.

Представляемая читателю книга открывает новую веху творческого пути автора.

Настоящий курс несколько отличается от предшествующих, прежде всего, тем, что в нем много примеров; давая глубокие знания, пробуждает у читателя интерес, заставляет его думать, по-новому подходить к проблемам, которые возникают в социальной жизни, и смотреть на них сквозь призму криминологических знаний. Надеемся, что предлагаемый курс хотя бы частично поможет в этом.

Зарипов З. С.доктор юридических наук, профессор Академии права и управления ФСИН РФ (г. Рязань),

Лебедев С. Я.доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, начальник кафедры криминологии Московского университета МВД РФ, полковник милиции (г. Москва)

Эта работа посвящается моим учителям – доктору юридических наук, профессору академику АЕН Республики Казахстан, заслуженному деятелю науки и техники РК Елегену Изтлеуовичу Каиржанову и доктору юридических наук, профессору Юлдашу Мустафаевичу Каракетову

Закон должен быть строг, а люди – снисходительны. Л. Вовенарг

В период становления казахстанского государства в юридических учебных заведениях недостаточно публиковалось учебников, а криминологии на государственном языке практически не было. Учебник по криминологии требует изучения преступности по законам нашей республики. Студенты должны изучать отечественные законы, но в связи с нехваткой и отсутствием соответствующей литературы приходилось заниматься по российским учебным пособиям.

И не случайно у меня появилось желание написать учебник, который захотелось бы полистать, забегая и возвращаясь к пропущенному. Перед нами возникает комплекс новых теоретических и практических проблем, лежащих в сфере ряда наук – уголовного права, криминологии, теории государства и права, международного права, социологии.

Известный ученый, лауреат Нобелевской премии, сказал гениальные слова: «Образование – это то, что останется после того, как забудется выученное. Образование – это культура, качество человека, которые оставляют свой след в любознательности и, прежде всего, в профессиональной любознательности. Без нее не бывает творчества, непреходящего ощущения остроты и глубины жизни, уважения к чужому мнению».

Я благодарен судьбе за то, что работаю и общаюсь с известными учеными с мировым именем: академиками С. З. Зимановым, С. С. Сартаевым и др., а также выдающимися учеными уголовного права и криминологии – Е. И. Каиржановым, У. С. Джекебаевым, З. С. Зариповым, С. Я. Лебедевым, а также патриархами России в уголовном праве и криминологии В. Н. Кудрявцевым, Г. А. Авенесовым, Ю. М. Антоняном, М. М. Бабаевым, В. Е. Квашисом и др. Эти великие ученые своими фундаментальными трудами дали мне правильное направление.

Смотрите так же:  Трудовой договор с экспатом

Каждый ученый видит проблему преступности и преступника соответственно своей специальности и создает «свою» теорию о ней, ее причинах и людях, совершавших преступления. Постепенно складывается четкая картина о преступности.

Нельзя сказать, что ученые не уделяли внимания исследованию преступности. Раздумья о том, что же это за феномен (явление), кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах философов, историков, правоведов Древней Греции и Древнего Рима. Ее осмыслению помогали и писатели, в произведениях которых присутствовали темы преступности и рассуждения о причинах этого явления, а также о лицах, совершающих преступления.

Постепенно человечество пришло к убеждению, что преступность как специфическое явление следует изучать специально, ибо для того, чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо познать ее. Появились ученые, занявшиеся этой проблемой, постепенно сформировалась и наука, получившая название «криминология». Начало ее пути было определено так, что теоретическое осмысление преступности отражало основную специальность того или иного ученого.

Уголовная политика должна развиваться в направлении гуманизации, в первую очередь, по отношению к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести, а также к социально уязвимым группам населения [1] .

Анализ развития криминологической науки позволяет говорить о трех ее основных теоретических направлениях: социологическом, биокриминологическом и смешанном.

Криминология в своем развитии прошла непростой путь. Еще более труден он был в нашей стране (бывшем СССР): от полного непризнания, отвержения, объявления лженаукой до признания в качестве теоретической основы как для законотворчества, так и для практики борьбы с преступностью.

Однако жизнь требовала своего, и остановить осмысление преступности можно было лишь искусственно и на какое-то определенное время. В результате, после разгрома криминологии в конце 20-х – начале 30-х годов, в 60-е годы XX века появилась настоятельная потребность в изучении преступности. Ученые (прежде всего, специалисты в области уголовного права) стали обращаться к проблеме причин преступности в 50-х годах.

С 1963 года криминология стала преподаваться в вузах стран Советского Союза, в 1964 году в г. Москве был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Генеральной прокуратуре СССР, причем первым директором этого института был классик советской криминологии и первый практический работник органов милиции, полковник милиции, защитивший докторскую диссертацию, Игорь Иванович Карпец.

Кроме того, криминология учит людей правильно «читать» уголовную статистику, а прочитав, делать практические выводы: где принять меры экономического характера, где и в отношении каких видов преступности активизировать правоохранительную систему и с большей силой использовать меры уголовного наказания. Тот, кто овладел хотя бы азами криминологии, привык к тому, что можно назвать криминологическим мышлением, никогда не будет видеть проблему преступности в облегченном виде, поймет, что деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью – это много, но далеко не все.

Борьба с преступностью – это не одноразовые компании по «ликвидации» преступности как таковой в целом либо отдельных ее видов, не создание грандиозных «общегосударственных» планов, не объявление войны преступности и громких и популистских лозунгов, а кропотливая повседневная работа всей системы государства и общества.

После этого введения в криминологию как науку приступим к характеристике ее составных частей, а также к углубленной характеристике явлений, ею изучаемых. Но предварительно сделаем еще несколько замечаний, касающихся системы учебника, порядка излагаемых в нем проблем, формы изложения.

В учебнике намеренно кратко излагается ряд теоретических вопросов, сопредельных с другими науками.

Так, в меньшем, чем обычно, объеме и «не рядом с основными» изложена теория причинности. Полагаем, что проблема причинности – общефилософская проблема и студенты должны ее освоить не по учебнику криминологии, а по специальной литературе.

Считаем, что те положения, которые были связаны с «привязкой» всех проблем к марксистско-ленинской методологии, устарели, слушателям и студентам не следует диктовать жесткие схемы. Однако сам стиль изложения теоретических вопросов в учебнике дает основание изучающим криминологию понять, что на историко-материалистических позициях используется для анализа преступности как сложного отрицательного явления диалектический метод.

Проблема соотношения социального и биологического в преступном поведении так обстоятельно изложена в предыдущих учебниках и опубликованных дискуссиях в различных изданиях, что нет надобности повторять сказанное. Детали же этого сложного вопроса изучающий должен познать глубже с помощью специальной литературы, а не ограничиваться учебником.

Иными словами, давая в учебнике все главное, из чего складывается криминология как наука, а также характеризуя основные содержательные черты преступности как явления, автор полагает, что, ознакомившись с изложенным, изучающий должен ощутить потребность в дальнейшем, более углубленном осмыслении проблемы преступности, поскольку его специализация неизбежно ведет к этому.

Время реформ – не самое лучше время. У китайцев есть проклятие, которое звучит примерно так: чтоб вам жить во время реформ. Но человек не выбирает время, в которое он живет. Поэтому надо продолжать делать дело. Как учили мудрые: делай, что можно, получится, что должно. В казахстанской криминологии продолжают работать многие талантливые исследователи, которые пришли в нее в ее «золотое время» и которые сами уже вырастили достойных учеников. Это Е. Каиржанов, У. С. Джекебаев и И. И. Рогов.

Весомой базой для учебника послужили идеи, мысли, положения, реализованные научные труды ученых мирового уровня.

Все замечания, которые будут высказаны в связи с выходом в свет учебника, автор примет с благодарностью и учтет при дальнейшей работе над ним.

Глава I
Криминология как наука, ее предмет и метод

1. Понятие, предмет и структура криминологии

Слово «криминология» при ближайшем анализе состоит из двух корней. Crimen (латинский) – преступление, преступное поведение. logos (греческий) – наука, учение, знание. Следовательно, «криминология» – это учение о преступлении или преступном поведении.

Интерес вызывает история появления науки криминологии.

Одни исследователи полагают, что рождение криминологии связано с выходом в свет в 1764 году совсем небольшой, но богатой по содержанию книги итальянского гуманиста, публициста и юриста Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях», когда ее автору исполнилось всего 26 лет.

Через 120 лет, в 1884 году, в г. Турине (Северная Италия) итальянский судья Р. Гарофало выпустил в свет солидную книгу под названием «Криминология: природа преступности и теория наказания», состоявшую из трех частей: «Преступность», «Преступник» и «Репрессия». В любом случае мы можем констатировать тот факт, что итальянцы могут гордиться своим первенством в появлении науки криминологии.

Представляется, что такое первоначальное понимание криминологии соответствует реальности, ибо наука «уголовное право» по существу должна заниматься главным образом определением самого понятия преступления и уголовного наказания, их признаков и условий реализации.

Человеческое поведение есть нечто целостное, его нельзя разбивать именно как поведение на отдельные части: на социальное, биологическое, психологическое, нравственное, физиологическое и т. д. Люди (субъект познания) делают такую разбивку лишь условно, для более детального изучения тех или иных сторон поведения. Потому и немало наук, которые интересуются человеческим поведением (философия, религия, социология, медицина, педагогика, психология, юриспруденция и т. д.).

Американский профессор-криминолог Верон Фокс, склоняясь к непознаваемости мира, писал с иронией: «Попытка понять его (поведение человека. – Е. А.) с позиции какой-либо одной из них (т. е. различных наук. – Е. А.) напоминает стремление пятерых слепцов описать слона» (Фокс В. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1985, с. 17).

Каждое конкретное преступление – «элементарная частица» преступности (Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998, с. 16). Любое преступление представляет собой акт поведения человека. В психологической литературе под поведением понимается так называемая произвольная активность личности, т. е. такая активность, при которой осознана преследуемая цель и есть возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов. Если несколько уточнить и сузить это понимание, то человеческим можно назвать и такое поведение, которое обладает для субъекта смыслом (Хеккхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986, с. 14). Другими словами, речь идет о сознательном поведении личности, в том числе и ошибочном, негативном и противоправном (Каиржанов Е. И. Криминология (общая часть). Алматы: Өркениет, 2000, с. 6–7).

В криминологии как социальной, юридической, естественной науке имеются общие моменты, которые объединяют точки зрения различных направлений.

Основной вопрос той или иной науки состоит в том, насколько выявлен ее предмет и, следовательно, насколько в процессе научного исследования его возможно определить и точно описать. Предмет науки определяется с позиций установок, которые вместе с тем являются исходными данными, принципиальными теоретическими и методологическими аспектами любых исследований. Постановка целей и задач исследования позволяет конкретно определить предмет науки, ее метод. Таким образом, становится ясно, какие явления исследует данная наука, какой инструментарий она для этого использует. Все высказанное полностью относится и к криминологии.

Смотрите так же:  Как оформить заказ амазон

В настоящее время специализация науки – достаточно условное понятие. Интеграционные процессы, происходящие в человеческом сообществе, касаются всех ее институтов, в том числе и такого социального явления, как наука.

Продолжающееся совершенствование правовой сферы Республики Казахстан в соответствии с Концепцией правовой политики, а также последние инициативы Главы государства Н. А. Назарбаева по реализации стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, в свою очередь, предопределяют необходимость в выработке научно обоснованных и практически значимых предложений в административно-правовой сфере деятельности уполномоченных органов по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью и административной деятельностью, повышению качества профилактической работы.

Специфика предмета криминологии раскрывается в ее соотношении с системой смежных наук как по предмету, так и по другим признакам. Со всей определенностью можно заявить, что криминология есть наука юридическая – она находится в тесной связи с такими отраслями права, как уголовное право, уголовно-исполнительное право, правовая статистика, уголовный процесс, криминалистика, административное право и др. При этом криминология, являясь самостоятельной отраслью знания, использует, тем не менее, методы таких наук, как философия, социология, психология, медицина, педагогика и др.

Криминология представляет собой научный институт, изучающий преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.

Предметом криминологии, как и любой другой науки, является исследование роли и места криминологии в жизни социума, ее целей и задач, функций, влияния на социальную политику. Конкретным предметом криминологической науки является специфическая область общественных отношений, связанных с таким социальным явлением, как преступность, и системой мер по ее предупреждению. Именно эти отношения представляют собой ядро предмета криминологии и определяют особенность данной науки.

Исследование преступности, в том числе и прогностическое, включает в себя следующее:

– преступность как социальное явление;

– преступление как индивидуальная форма преступности;

– причины и условия преступности конкретных преступлений;

– меры предупреждения преступности и профилактика отдельных преступлений.

Указанные элементы характеризуют также структуру криминологии как отрасли знания. Область научных исследований в криминологии включает в себя различные аспекты:

– прогностический (входящий в структуру управленческого);

– изучение преступности и ее причин;

– суицидология и т. д.

Естественно, каждый из указанных аспектов требует самостоятельного научного исследования, образуя в ряде случаев предмет особого изучения и предмет относительно самостоятельной учебной дисциплины. Но, прежде всего, каждый из этих аспектов является криминологическим.

Понятие предмета науки криминологии формулируется на основе установки четких научных критериев для определения отношений, составляющих этот предмет. Данный принцип действует в любой науке. Комплексный анализ всех отношений, составляющих предмет криминологии, связан с ее междисциплинарным характером.

В любой науке важно четко определить цели, чтобы дать надежные ориентиры ее развития и сделать невозможным отклонение от избранного пути. Глобальная цель криминологии – построение модели будущего результата научной деятельности в указанной сфере. Постановка и обоснование такой цели на теоретическом уровне осуществляются на основе научного познания с учетом потребностей и интересов данной науки. При этом обосновывается также и последовательность соответствующих практических действий. Теоретическое знание (сама криминология как система знаний) связано с практикой не прямо, а через деятельность (в области борьбы с преступностью) по выработке практических целей на основе этого знания. Прикладная деятельность криминологии связана с организацией, управлением и планированием в сфере противодействия преступности. Отсюда и необходимость согласования теоретических и практических целей.

Конечная цель криминологии как науки определяет ее ориентацию в целом, от которой зависит вся логика процесса познания, вся организация научных исследований в данной сфере. Известно, что конечной целью уголовной политики является контроль над преступностью и порождающими ее причинами и условиями. Отсюда вытекает конечная цель криминологии – вооружение практики всеми необходимыми научными знаниями для претворения в жизнь общей цели уголовной политики, создание соответствующей научной базы. Указанные цели соответствуют интересам общества, носят глубоко нравственный, гуманный характер.

Перспективные цели теоретического и практического характера сводятся к осознанию разносторонней, многоуровневой системы предупреждения преступности как явления, профилактики отдельных видов и категорий правонарушений, совершаемых лицами различных социальных и возрастных групп. Сюда же относятся и нейтрализация криминогенных факторов, усиление влияния на преступность антикриминогенных факторов.

Перспективные цели предусматривает и объединение всех мер социальной профилактики: моральной, правовой и т. д. Однако такая система должна постоянно коррелировать как с изменениями общественного и государственного развития в целом, так и преступности и мер, связанных с контролем над ней. Поэтому обязательными предпосылками построения названной системы с расчетом ее эффективного действия на длительный период являются криминологическое прогнозирование и основанное на нем перспективное планирование в области теории и практики противодействия преступности. Здесь криминология должна видеть свои специфические цели – научное решение не только теоретических, но и практических задач: как должна строиться система предупреждения и контроля над преступностью, чтобы удовлетворить требования правовой политики в данной сфере, нужды и запросы правоприменительной практики. При этом криминология должна предлагать варианты решения и давать соответствующую информацию. Практика же использует указанные материалы для постановки и распространения передового опыта.

Таким образом, совместная деятельность теории и практики осуществляется для перспективного развития процесса контролирования преступности.

Основная задача криминологии заключается в получении достоверных знаний о преступности и мерах ее предупреждения. Несомненно, конечная задача криминологии – быть наукой высокодейственной, способствовать, решая свои проблемы, созданию такой методики, которая даст практике возможность эффективного контроля над преступностью.

Среди задач, поставленных Президентом нашей Республики Н. А. Назарбаевым в области противодействия преступности, в первую очередь следует назвать выявление и научное изучение причин и условий преступности, ее состояния, уровня и структуры. К числу таких задач относится также выявление лиц, способных в силу их поведения совершить преступление, их изучение с целью оказания воспитательного, профилактического воздействия. Следовательно, наука призвана обеспечить практику конкретными рекомендациями и адекватной оптимальной информацией.

Криминология, изучая вопросы, входящие в ее предмет, осуществляет научные исследования с различных позиций: раскрывает основные признаки преступности, анализирует причинно-следственные связи, изучает тенденции и закономерности данного явления, причем не только с точки зрения его прошлого и настоящего, но и будущего. Таким образом, криминология имеет три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Иными словами, в развитии данной науки условно можно выделить три стадии:

– эмпирическую (собирательную), когда исследователь выясняет, как протекает тот или иной процесс;

– теоретическую (объяснительную), когда исследователь стремится выяснить, почему данный процесс протекает так, а не иначе;

– прогностическую (предсказательную), когда исследователь стремится заглянуть в будущее и раскрыть перспективы развития изучаемого явления, процесса.

На последней, высшей стадии в полной мере выявляются возможности самой криминологии как науки. Названные три стадии (функции) криминологии всегда совмещаются. В единстве они могут быть представлены как познавательная функция, имеющая и так называемый практический выход.