Основы православной культуры пояснительная записка

Рабочая программа по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс.

Пояснительная записка по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс. «Школа России»

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2013. УМК «Школа России»

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса :

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Модуль «Основы православной культуры» по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из

  • учебного пособия для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры», 4 класс, автор Кураев А.В.;
  • программы к курсу под редакцией Кураева А.В.;
  • методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры»;
  • электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры».
  • Данный предмет входит в образовательную область — Духовно – нравственная культура народов России.

Общая характеристика курса

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно — воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Требования к уровню подготовки учащихся.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Рабочая программа по ОРКСЭ (4 класс) по теме:
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая общеобразовательная программа по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .

Предварительный просмотр:

Рабочая общеобразовательная программа по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для 4 класса.

Программа по ОРКСЭ для 4 класса изучается в объеме 34 часа в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области. Реализуется УМК под редакцией авторской программы А.Я Данилюк. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предполагается, что результатом изучения курса ОРКСЭ в 4 классе является формирование у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;

— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

— знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений обществе;

— формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

— объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

— участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

— готовить сообщения по выбранным темам.

Ученик получит возможность научиться:

— описывать различные явления религиозной культуры, традиции;

— излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

— соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

— строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  1. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

Основы православной культуры (28ч)

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Подготовка творческих проектов. Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческих проектов.

Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Духовные традиции многонационального народа России (5 ч)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Пояснительная записка по спецкурсу «Основы православной культуры»

Спецкурс «Основы православной культуры»

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по спецкурсу «Основы православной культуры»»

Программа курса «Основы православной культуры» является рабочей программой, предназначена для работы с учащимися 4 класса и рассчитана на 34 часов.

Рабочая программа представляет собой документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, список литературы для педагогов и учащихся.

Развернутое тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Основы православной культуры ». А.В.Кураев. – М.: «Просвещение», 2012.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы духовно — нравственной культуры народов России. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М: «Просвещение», 2012.

Методические рекомендации для учителей. М.: «Просвещение», 2012.

Смотрите так же:  Нотариус города ижевска

Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ — «Основы православной культуры» — изучается обучающимися 4 классов с их согласия и по выбору родителей. Модуль изучается на переходном этапе от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Преподавание осуществляется в 4 классе в объеме 34 часа. По месту в учебном плане и по содержанию он является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания: дополняет мировоззренческие аспекты, которые формируются у учащихся в процессе изучения материала учебного предмета «Окружающий мир», и предваряет изучение гуманитарных предметов 5 класса (например, истории и пр.).

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание основ православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

знакомство обучающихся с основами православной культуры;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания данного предмета должно обеспечить:

Понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества.

Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.

Знакомство с ценностями: отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие.

Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

взаимные вопросы и задания групп,

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

составление словаря терминов и понятий,

составление галереи образов,

использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер.

Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Требования к личностным результатам:

Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредместным результатам:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.

Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Определение общей цели и путей ее достижения.

Требования к предметным результатам:

Знание, понимание, и принятие общечеловеческих ценностей.

Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения.

Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России.

Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы курса «Основы православной культуры» в 4 классе.

1.Россия – наша Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

2.Культура и религия.

Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной культуры. Связь культуры народа и его религии. Значение православной культуры в жизни людей, общества.

3.Человек и Бог в православии.

Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды молитвы. Отличие материальных благ от духовных радостей. Происхождение молитвы «Отче наш», смысл входящих в нее слов и выражений.

5.Библия и Евангелие.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии. Структура Библии. Библия как обращение Бога к человечеству.

7.Христос и Его Крест.

Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь Иисуса Христа. Суть Воскресения Христова. Празднование Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные открытки.

9.Православное учение о человеке.

Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека. Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

10.Совесть и раскаяние.

Раскаяние. Совесть. Различать добро и зло человеку помогает совесть. Значение покаяния в православной культуре. Разница между покаянием и признанием ошибки.

Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей и значение. Заповеди помогают людям различать добро и зло. Выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

12.Милосердие и сострадание.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское значение слова «ближний».

13.Золотое правило этики.

Грех. Неосуждение. «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь неосуждения с памятью о своих ошибках. различие отношения к греху и отношения к согрешившему человеку.

Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем. Православные храмов родного края.

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись как достояние мировой художественной и духовной культуры. Особенности иконописного изображения. Различия в написании иконы и картины. Способы и средства изображения в иконе духовного мира. Отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся

17. Как христианство пришло на Русь.

Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.

Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.

20. Зачем творить добро?

21.Чудо в жизни христианина.

Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.

22.Православие о Божием суде

Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бесмертии.

Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.

Монах. Послушание. Монашенские обеты. Инок.

25.Отношение христианина к природе.

Ответственность за мир. Христианское милосердие.

Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.

Оборонительная война. Подвиг. Герои.

28.Христианин в труде.

Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.

29.Любовь и уважение к Отечеству.

Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих работ учащихся.

31.«Мой мир — мое Отечество».

Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость.

32-34. Итоговое повторение

Православная культура. Религиозная толерантность. Мировые религии. Религиозные памятники. Я и моя Родина.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся должны

традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;

значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

традиционные морально-нравствен­ные идеалы, ценности, моральные нормы

историю возникновения и распространения православной культуры,

роль православной культуры в истории России

основы духовной традиции православия,

определения основных понятий православной культуры,

взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,

описание основных содержательных составляющих священных книг,

описание священных сооружений,

описание религиозных праздников и святынь православной культуры,

толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;

видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;

описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;

излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;

анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;

быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;

сотрудничать с взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

бережно­ относиться к материальным и духовным ценностям;

принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

владеть логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

слушать собеседника, вести диалог;

признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

готовить сообщение по выбранным темам.

Календарно-тематическое планирование по «Основам православной культуры» 4 класс

А.В.КУРАЕВ. ПРОГРАММА КУРСА «Основы православной культуры» 4 класс. Пояснительная записка

1 А.В.КУРАЕВ ПРОГРАММА КУРСА «Основы православной культуры» 4 класс Пояснительная записка Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4) Нормативно правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ) Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культу и светской этики (ФГОС п.19.5). Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Пояснительная записка Современный период в российской истории и образовании это смена ценностных ориентиров. В этот перио

2 нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформаци традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысл жизни. В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметна область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российска общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизаци российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур светской этики». Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высок оцениваются во всём мире. Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национальног содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семь народа и государства и обеспечивало духовное единство народа. Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значи постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которы лягут в основу их созидательного мировоззрения. Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлен необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающег поколения. «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики ил экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто н заменит слова учителя слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детски душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо подлинное счастье». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Смотрите так же:  Договор залога при продаже земельного участка

3 В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культур невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культур пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание. Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьника представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры. Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культур России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному н знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу представителями других культур и мировоззрений. ЗАДАЧИ: Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики; Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизн личности, семьи, общества; Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школ и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприяти отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Принципы обучения: диалогическое взаимодействие; приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы; актуальность; опоры на самостоятельность мышления учащихся; вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентаци образовательного результата); деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм методов и видов учебной деятельности. соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения; органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

4 Ожидаемый результат Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственном поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развити совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желани одолеть свои пороки. Место курса в учебном плане С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной област «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (3 ч, 1ч в неделю). Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений о организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образование организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящег Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законны представителей), других участников образовательного процесса. Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМ входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабоча программа рассчитана на 34 часа, в неделю 1 час. Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерство образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основам православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей в формировании личности человека, его отношения миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк. Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания Технологии диалогового взаимодействия: -технология рефлексивного чтения;

5 -технология обсуждения проблем; -технология взаимного обмена заданиями. Познавательно-исследовательские методы: -беседа-распознавание; -диалог-сравнение; -исследовательский проект. Методы обратной связи: -интерпретация; -загадки-притчи; -проблемная пресс-конференция; — разговор с замещённым собеседником. Игровые и деятельностные методы: -игра-испытание; — ролевая игра; — продуктивный труд. Формы обучения Классно-урочные занятия. Групповая форма обучения. Внеклассные занятия классные семейные праздники. В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на освоение материала в деятельностной, творческой форме. Экскурсии. Средства обучения основе изученного материала

6 Предполагается использовать: 1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Бог к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни. Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образц жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальност событий. Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха Православные праздники неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народ с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же врем обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества. 2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защит Отечества — Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение — Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верност Родине — патриарх Гермоген, семейные добродетели — Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и д Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человек 3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи. 4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК Содержание учебника построено с учетом: возрастных особенностей обучающихся; новизны и особенностей содержания курса; культурологической направленности курса; направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников; имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;

7 возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебны действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.; Критерии оценивания компетенций Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонациональног российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ о деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формировани личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственны нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегат конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленно задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносит соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

8 адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решени различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевы высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точе зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценк событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельност адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурно традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивани конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истори и современности России; формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Требования к уровню подготовки Ученик должен знать/понимать: ü Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья. ü Историю возникновения культуры; ü Особенности и традиции религии;

9 ü Описание основных священных книг, праздников, святынь. Уметь: ü Описывать различные явления религиозной культуры, традиции; ü Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры; ü Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; ü Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; ü Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; ü Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; ü Готовить сообщения по выбранным темам. Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являютс критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельност (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Примеры контрольных заданий Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарны знаний различной направленности — культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологически этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету ил выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знани учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебног материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников. Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православно культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий. 1) Краткий вопрос типа Как называется. Перечислите. Укажите. Дайте определение. Что означает. 2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или част предложения. 3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений). 4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение. 5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

10 Темы итоговых работ учащихся Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебног материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями. Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенну тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и зате защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводитс в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по тем реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки. Примерный перечень тем итоговых работ учащихся. 1.Основы православной культуры Библия и Евангелие. 2.Учение Христа. 3.Жертва и воскресение. 4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего. 5.Как я понимаю золотое правило этики? 6.Суть православного поведения. 7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние». 8. Православные традиции русской семьи. Учебно-методическое обеспечение 1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А Я. Данилюк. — М.: Просвещение, с.: ил. — ISBN Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. М.: Просвещение, с.: ил. 4. Интернет ресурсы.

Смотрите так же:  Билет на электричке действует льготы

11 Примерное тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры» Москва «Просвещение» класс Название модуля 1 Россия наша родина Основное содержание по темам Богатство России, Патриот,Отечество, Духовный мир, Культурные традиции, УПоЗ. УпрЗ по темам — что такое духовный мир человека — что такое культурные традиции и для чего они существуют Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. Задания для совместной работы с родителями Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? 2 Религия и культура 3 Бог и человек в православии 4 Православная молитва Культура, религия, христианство, православие Бог, Творец, Мир. Культура, Православная культура Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Знакомятся с основами духовной традиции православия Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь доброта красота». — что такое православие; — что значит слово благодать — кто такие святые — о молитве «Отче наш» Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре Вместе с родителями подумайте «Что значит быть православным человеком?» Выяснить у родителей значение слова «искушать»

12 5 Библия и Евангелие 6 Проповедь Христа 7 Христос и Его Крест Библия, Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча Вера, Нагорная Проповедь, Воплощение, Голгофа, 8 Пасха Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо Спаситель 9. Православное учение в человеке Душа Тело Болезнь Души Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры — чему учил Христос, — символику креста. Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей — как Бог стал человеком; — почему Христос не уклонился от от казни; — Символику креста Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте. -что воскресенье не только день недели — что такое Пасха -как празднуют Пасху Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника Пасхи. — чем бог одарил человека; -что такое «образ божий» -Душа, Тело Знакомятся с описанием Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла» Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям» Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи. Нарисовать или слепить пасхальное яйцо. Выяснить: — как Библия рассказывает о происхождении души; — есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть

13 10. Совесть и раскаяние 11. Заповеди. Заповеди Моисей 12. Милосердие и сострадание. 13. Золотое правило этики. Раскаяние Совесть Добро, грех, зло, покаяние Самарянин Милосердие Сострадание Милостыня Неосуждение 14. Храм Икона, благословление, иконостас, алтарь, основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры -о подсказках совести — как исправлять ошибки Познакомить с историями о помощи святых. — что общего у убийства и воровства — как зависть гасит радость Познакомить с нравственными нормами поведения христиан Познакомить с правилами, данными Богом первым людям. -чем милосердие отличается от дружбы -кого называют «ближним» — как христианин должен относиться к людям -главное правило человеческих отношений — что такое «неосужение» Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание грусть некрасивое». Знакомятся с устройством храмов — что люди делают в храмах — почему изображают невидимое Познакомить с храмами г.омска, Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек. -зачем нужно преодолевать зависть Приготовить книжку- малышку «Заповеди» Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия Нарисовать дерево добрых дел. Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения» По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.

14 их историей, убранством, святынями. 15. Икона Икона, святые, лик, нимб, Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений 16. Творческие работы учащихся. 17. Подведение итогов Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Работа по созданию проектов Защита проектов Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Выясни «Богоматерь это Бог или человек Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам 18 Как христианство пришло на Русь Церковь Мудрость Крещение Исповеди Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: — что такое церковь; — что такое крещение Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения. 19 Подвиг Подвиг Жертва Богу Подвижник Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.

15 зрения и оценку событий 20 Заповеди блаженств 21 Зачем творить добро 22 Чудо в жизни христианина Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. Благочестие, печаль, смерть, покаяние. Святая Троица, добродетель, вера, Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе». Познакомьте своих родителей с духовнонравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли даром давайте». Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших роди телей. подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа» 23 Православие о божием суде Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра

16 24 Таинство Причастия Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия) 25 Монастырь Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.Инок 26 Отношение христианина к природе Христианское милосердие Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег. культуры как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство. Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете 27 Христианская семья Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

17 28 Защита Отечества 29 Христианин в труде 30 Любовь и уважение к Отечеству Православие, Отечество, защитник, герой Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто» Раскрытие духовнонравственных понятий: герой, защитник, слава, православие. о первом грехе людей, какой труд напрасен. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины. Нарисовать дерево добрых дел. обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).

18 31 Творческие работы учащихся Подведение итогов Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Защита проектов, презентаций правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам