Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Письмо Минфина России от 23 января 2018 г. № 07-04-24/3371 “О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма № 2-аудит)”

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности напоминает, что в соответствии с приказом Росстата от 23.11.2016 г. № 740 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за аудиторской деятельностью» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны предоставить в Минфин России сведения об аудиторской деятельности за 2017 г. (форма № 2-аудит) не позднее 1 марта 2018 г.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять в Минфин России Сведения об аудиторской деятельности (форма № 2-аудит) в электронном виде. Указанный сервис реализован в рубрике «Личный кабинет Аудитора» раздела «Аудиторская деятельность» на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» (www.minfin.ru) путем заполнения электронной формы в интерактивном режиме. Информация, необходимая пользователю указанного сервиса, размещена на официальном сайте Минфина России в рубрике «Аудиторская деятельность — Общая информация — Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов — Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Форма № 2-аудит и указания по ее заполнению размещены на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» по адресу www.minfin.ru в рубрике «Аудиторская деятельность — Общая информация — Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов — Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов».

Обзор документа

Минфин России напоминает, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы представляют в Министерство не позднее 1 марта 2018 г. сведения об аудиторской деятельности (форма N2-аудит).

Форму и указания по ее заполнению можно найти на сайте Минфина России. Сведения могут быть представлены путем заполнения на сайте электронной формы в личном кабинете раздела «Аудиторская деятельность».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ответственность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

1.Понятие, сущность, виды и принципы аудиторской деятельности………………….5

1.1.Понятие, сущность и виды аудиторской деятельности……………………. 5

1.2.Принципы аудиторской деятельности…………………………….…………10

2.Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов…..14

2.1. Права аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов………….14

2.2. Обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов….17

3.Ответственность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов……….19

Список использованных источников…………………………………………………. 33

Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.

Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

По данным Департамента финансового контроля и аудита Минфина России, за период 1994 — 2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России было выдано 23600 лицензий (в том числе аудиторским организациям — 14700 и индивидуальным аудиторам — 8900), число действующих лицензий составило около 8900 (в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266). За тот же период Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России утверждено к выдаче почти 36500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24900. *

* Аудиторские ведомости. 2001. N 11.

На данном этапе развития аудиторской деятельности, когда в целом рынок аудита насыщен профессиональными субъектами, необходимо решить вопрос о повышении качества оказываемых аудиторами услуг. Решение этого вопроса связано с четкой организацией и эффективной работой системы аттестации аудиторов, установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов, организацией систематического контроля за качеством аудита. Формирование аудиторского сообщества позволяет ставить вопрос о развитии саморегулирования аудита.

1. Понятие, сущность, виды и принципы аудиторской деятельности

1.1. Понятие, сущность, виды аудиторской деятельности

Аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудиторская деятельность относится к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, зарегистрированным в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора в порядке, определяемом законом. Данный субъект создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью. Профессионализм в аудиторской деятельности достигается и поддерживается подготовкой и аттестацией специалистов, ежегодным повышением их квалификации, невозможностью совмещения аудиторской с другими видами предпринимательской деятельности.

Аудиторы как субъекты профессиональной деятельности, выполняющие социально значимую функцию, наделены особыми правами и преимуществами. Подготовленное ими заключение по результатам аудиторской проверки является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Аудиторы обладают правом (которое также является и их обязанностью) хранить профессиональную тайну (не разглашать сведения об операциях аудируемых лиц, а также обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых от проверяемых лиц и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности).

Объектом аудиторской деятельности являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Соответственно объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Аудит в соответствии с Законом об аудите обладает следующими признаками:

1) является видом предпринимательства, аудиторские услуги оплачиваются заказчиками;

2) цель — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

3) исключительная деятельность, осуществляется специальными субъектами;

4) профессиональная деятельность;

5) аудиторские проверки носят независимый характер;

6) объект — бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Термин «аудитор» употребляется в широком и узком смыслах;

Аудитором в узком смысле является физическое лицо — работник предприятия, состоящий в должности аудитора, работник аудиторской организации, состоящий в должности аудитора, имеющий квалификационный аттестат аудитора, индивидуальный аудитор.

Аудитор в широком смысле — это лицо, осуществляющее проверку финансово-хозяйственной деятельности организации, гражданина, самостоятельно занимающегося предпринимательской деятельностью.

Исходя из этого можно сделать вывод о двух значениях понятия «аудит». В узком смысле аудит — вид предпринимательства, профессиональная деятельность аудиторских организаций, созданных в качестве осуществляющих коммерческую деятельность юридических лиц, а также граждан — индивидуальных аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке.

В широком смысле аудит — совершение проверок финансово-хозяйственной деятельности организации либо гражданина, самостоятельно занимающегося предпринимательской деятельностью, со стороны органов и лиц, выполняющих аудиторскую функцию в рамках предоставленных им полномочий. В этом случае отношения, возникающие между проверяемым лицом и аудитором, не попадают в сферу действия Закона об аудите, а регулируются другими нормативно-правовыми актами.

Услуги, сопутствующие аудиту.

Важное значение имеет установленный Законом об аудите перечень сопутствующих аудиту услуг. Помимо собственно аудиторских услуг в него вошли бухгалтерские и иные услуги, в том числе:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

Смотрите так же:  Судебная экспертиза в кемерово

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Существуют две формы аудита: обязательный аудит и инициативная аудиторская проверка.

— Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случае, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной, страховой или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических или юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 раз МРОТ;

4) организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше (в п. 3) критериям;

5) обязательный аудит в отношении конкретных организаций или индивидуального предпринимателя предусмотрен федеральным законом.

-Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем.

К данному виду аудита можно отнести и так называемые контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы.

Отчетность аудиторов и аудиторских организаций

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам (в том числе налоговым и другим государственным органам). В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений, а также не вправе разглашать содержание рабочей документации без письменного согласия организации или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется аудит и оказываются сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Аудиторская организация и индивидуальные аудиторы вправе и по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании действующего законодательства РФ, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещение причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудиторской фирмы (аудитора). К аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит. Данная отчетность в целях идентификации помечается подписью аудитора либо специальным штампом аудиторской фирмы. По окончании аудита рабочая документация сдается для обязательного сохранения в архив аудиторской организации, где она хранится скомплектованной в папки («файлы»), заведенные для каждого аудита отдельно, и располагается по установленной в данной аудиторской фирме системе.

Сохранность, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской фирмы или уполномоченное лицо. Документация хранится в архиве не менее 5 лет. Изъятие рабочей документации может проводиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, установленном законодательством РФ. В случае пропажи или гибели рабочей документации назначается служебное расследование.

Отчетность в установленном и определенном объеме отчетности аудиторской организации представляется уполномоченному федеральному органу.

13.ОТЧЕТНОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам (в том числе налоговым и другим государственным органам).

Аудиторская организация и индивидуальные аудиторы вправе и по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании действующего законодательства РФ, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещение причиненных убытков.

Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Независимость аудиторских организаций и аудиторов заключается в том, что аудит не может осуществляться аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также по другим причинам, определенным законодательно.

В Законе об аудиторской деятельности определены как права, так и обязанности, а также ответственность индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторские организации (аудиторы) наделены достаточно широкими правами: они самостоятельно определяют формы и методы проведения аудита; проверяют всю документацию, относящуюся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица; проверяют наличие имущества, указанного в документации; получают необходимые разъяснения у должностных лиц проверяемого хозяйствующего субъекта.

Аудиторская организация (аудитор) имеет также право отказаться от проведения аудита в том случае, если аудируемое лицо не представляет всю необходимую документацию или в ходе аудиторской проверки обнаружились обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на мнение организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта.

К обязанностям аудиторских организаций (аудиторов) относятся следующие. Они должны проводить аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством; представлять аудируемому лицу всю необходимую информацию о требованиях законодательства в части аудита, а также обо всех нормативных актах, на основании которых делаются замечания и выводы в ходе аудита; передать аудируемому лицу аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг. Аудиторские организации (аудиторы) должны обеспечивать сохранность документов, которые они получают в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица (лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг), кроме тех случаев, которые предусмотрены законодательством.

Хозяйствующие субъекты или аудируемые лица, со своей стороны, обладают как правами, так и обязанностями. Основные права аудируемого объекта таковы: получать от аудиторской организации (аудитора) необходимую информацию по законодательству и другим нормативным актам по существу аудиторской проверки; получить в срок по договору аудиторское заключение, а также другие права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Аудируемое лицо обязано: заключить с аудиторской организацией договор; создать аудиторам необходимые условия для проверки; представлять необходимую информацию; давать разъяснения и подтверждения; запрашивать сведения у третьих лиц; устранять указанные в ходе проверки недостатки; своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (аудиторов).

Согласно правилам (стандартам) аудиторской деятельности, основными этапами аудиторской проверки являются следующие: планирование аудита, включающее составление плана и программы аудиторской проверки; сбор аудиторских доказательств с использованием заключений экспертов; документирование, включая подготовку аудита и аудиторского заключения.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора и аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Смотрите так же:  Долгосрочный договор подряда

На первом этапе проверки (планирование) изучается наиболее общая информация об организации: учредительные документы, вид уставной деятельности, организационно-правовая форма, наличие обособленных подразделений и т.д. Если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) согласны на проведение аудита, то составляется письмо-обязательство, где оговариваются обязательства аудиторов и аудируемого объекта, а также условия проверки.

Законодательно определено, что аудиторские организации обязаны проводить проверку в соответствии с действующим законодательством. Они должны представлять необходимую информацию о законодательных и нормативных актах, на основании которых делаются выводы и заключения; в срок, определенный в договоре, передать аудиторское заключение, а также обеспечивать сохранность документов в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия проверяемой организации. При проведении обязательного аудита аудиторская организация должна застраховать риски ответственности за нарушение договора.

Со своей стороны аудируемая организация обязана заключить договор на проведение аудита; создать аудиторам условия для своевременной и полной проверки; предоставлять необходимую информацию и документацию; давать по запросам аудиторов разъяснения; запрашивать необходимые сведения у третьих лиц; не предпринимать действий по ограничению круга вопросов, подлежащих выяснению. Аудируемая организация должна оперативно устранять выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения учета и составления отчетности; своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций.

При составлении плана и программы аудиторской проверки важное значение для проверяемой организации имеют следующие факторы: наличие системы внутрихозяйственного контроля (внутрифирменные инструкции, организация документооборота, степень автоматизации учета, порядок, сроки и качество проведения инвентаризаций товарно-материальных и денежных ценностей, наличие приказа по учетной и налоговой политике, его элементы, квалификация бухгалтерского аппарата и т.д.) и аудиторский риск.

Поскольку основная цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторский риск как раз и будет заключаться в том, что бухгалтерская отчетность может содержать различного рода ошибки уже после подтверждения ее достоверности. С точки зрения наличия и организации системы внутрихозяйственного контроля аудируемого лица, аудиторский риск можно обозначить как внутрихозяйственный (до проверки системы внутрихозяйственного контроля) и риск контроля (в процессе проверки системы внутрихозяйственного контроля). Есть еще и риск необнаружения, когда объем информации и документации проверяемого субъекта недостаточен для оценки достоверности бухгалтерской отчетности. Понятно, что чем выше риски внутрихозяйственный и контроля, тем ниже риск необнаружения. Например, при определении налоговой базы по налогу на прибыль высок уровень риска контроля при отсутствии в приказе по учетной политике организации порядка формирования резервов (на предстоящие ремонтные работы, по сомнительным долгам и др.). Следовательно, риск необнаружения будет низким.

План аудиторской проверки включает в себя перечень видов работ, с указанием периода проверки и исполнителей. Программа проверки составляется для детализации плана и содержит перечень конкретных аудиторских процедур.

Так, например, в плане значится проверка учетной политики организации. При этом в программе записаны следующие аудиторские процедуры:

  • – проверка наличия приказа (распоряжения) по учетной политике;
  • – проверка соответствия приказа действующим нормативным документам, в частности, Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденному приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, а в части налоговой политики – требованиям гл. 25 НК РФ;
  • – проверка изменений и дополнений, внесенных в приказ по учетной политике;
  • – проверка методического аспекта приказа по учетной политике и т.д.

Каждый из разделов намеченной программы аудиторской проверки завершается выводами, которые и будут положены в основу отчета аудиторской фирмы или индивидуального аудитора.

На втором этапе аудиторской проверки (сбор аудиторских доказательств) аудиторы работают с информацией, содержащейся в первичных документах, бухгалтерских регистрах, отчетности, проверяют фактическое наличие имущества и его движения, отраженных в данной документации. Большое значение при сборе аудиторских доказательств имеют объяснения (письменные и устные) ответственных лиц проверяемой организации, а также третьих лиц, например, дебиторов или кредиторов проверяемой организации. Со своей стороны аудиторы обязаны хранить тайну об операциях проверяемых лиц, обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых или составляемых в ходе проверки. Аудиторы не вправе передавать сведения или документы, а также их копии третьим лицам, или разглашать их без письменного согласия проверяемых лиц. Документы, содержащие информацию об операциях проверяемых лиц, могут быть представлены исключительно по решению суда. Если же аудиторы разглашают аудиторскую тайну, то проверяемые лица вправе потребовать от них возмещения убытков как прямых, так и косвенных.

Чем больше будет собрано аудиторских доказательств в ходе проверки первичных учетных документов, регистров, отчетности, наличия товарно-материальных и денежных ценностей, получения объяснений руководства проверяемой организации и третьих лиц, тем ниже риск необнаружения.

В ходе сбора аудиторских доказательств могут потребоваться специальные заключения, не относящиеся к аудиту, например, заключение по экспертной оценке имущества, срокам полезного использования объектов и т.д. Данные заключения представляются соответствующими экспертами письменно с согласия проверяемого лица и оплачиваются на основе договора, заключаемого либо с проверяемым лицом, либо с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором.

На третьем этапе аудиторской проверки (документирование) аудиторы готовят соответствующую документацию, начиная с корректировки плана и программы проведения проверки до подготовки аудиторского заключения.

Как уже было сказано, план и программа проведения аудита составляются на этапе планирования. В процессе проведения аудита аудиторы собирают копии документов, писем, запросов, заключений экспертов, ответы на письменные запросы третьих лиц, выводы по результатам аудита и другие документы, которые должны храниться в архиве аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В ходе проведения аудиторской проверки проверяемому лицу представляется отчет об ее проведении, который содержит информацию о том, какие участки учета были проверены, какие сделаны замечания и выводы. Отчет представляется аудиторами до составления аудиторского заключения, поскольку внесенные проверяемым лицом исправления и учтенные замечания уже не войдут в аудиторское заключение.

Аудиторское заключение готовится по типовой форме, предусмотренной стандартом, и представляется руководству проверяемой организации в определенные договором сроки. К заключению прилагаются формы отчетности проверяемого лица, заверенные печатью аудиторской фирмы.

Аудиторское заключение содержит оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности проверяемого лица. Оно состоит из следующих основных частей:

  • 1) часть, содержащая данные об аудиторах (наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, место его нахождения), номер лицензии и срок ее действия, дата свидетельства о государственной регистрации, членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • 2) вводная часть;
  • 3) часть, описывающая объем аудита;
  • 4) часть, содержащая мнение аудитора, которая представляет собой заключение (сведения о достоверности отчетности);
  • 5) дата аудиторского заключения и подпись аудитора.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе, и что он в себя включал в этом случае. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудита (индивидуальным аудитором) и скреплено печатью. К аудиторскому заключению прикладывается бухгалтерская (финансовая) отчетность, заверенная и скрепленная печатью аудируемого лица.

Аудиторские заключения могут быть с безоговорочно положительным мнением о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, модифицированными, мнением с оговоркой и с отрицательным мнением о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение с безоговорочно положительным мнением о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит мнение аудиторов о том, что отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.

Модифицированным считается аудиторское заключение, если возникли факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это также могут быть факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения.

Смотрите так же:  Договор подряда с электрик образец

Аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут дать и такое заключение, в котором содержится отказ от выражения мнения о достоверности отчетности в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отрицательное мнение о достоверности отчетности может быть выражено тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для бухгалтерской (финансовой) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если возможно, дать количественную оценку возможного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Заведомо ложное аудиторское заключение – это заключение, составленное без проведения аудиторской проверки, или составленное по результатам аудита, но противоречащее содержанию документов, рассмотренных в ходе аудита. Аудиторское заключение признается заведомо ложным только по решению суда.

Качество проводимых аудиторских проверок контролируется как саморегулируемыми аудиторскими организациями, так и самой аудиторской организацией на основании установленных правил контроля внутреннего качества проводимых проверок. Внешний контроль качества аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых предприятий, помимо саморегулируемых организаций, проводит уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственных и муниципальных предприятий, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. Плановые внешние проверки качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных выше организаций, осуществляются:

  • – саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • – уполномоченным федеральным органом по надзору и контролю не чаще одного раза в два года, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации или индивидуального аудитора, нарушающие требования законодательства, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.

Тема 18. Правовые основы аудиторской деятельности

18.3. Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц

Особенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.