Задача прокурора в гражданском процессе

Роль прокурора в гражданском процессе

Главная > Реферат >Государство и право

Министерство образования и науки

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Филиал ТГУ в г. Прокопьевске

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

Волкова Ольга Владимировна

История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе ………………………………………………..

Цель, основание, правовая природа участия прокурора и проблемные аспекты процессуального положения прокурора в гражданском судопроизводстве ………………………………………

Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции ………………………………………………..

Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением примата права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости.

Органам прокуратуры традиционно принадлежит особое место в механизме гарантий законности. При этом до сих пор продолжаются дискуссии о задачах и функциях прокуратуры, ее месте в механизме государственной власти, роли в системе «сдержек и противовесов», в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость участия прокуроров в гражданском судопроизводстве с целью обеспечения прав и законных интересов граждан и государства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве содействует вынесению судами всех инстанций законных и обоснованных постановлений. Данное направление деятельности органов прокуратуры требует современного научного анализа и выработки научно обоснованных рекомендаций по его развитию и совершенствованию.

Согласно ст. 129 Конституции РФ 1993 г., «Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации». В ст. 1 Закона о прокуратуре 1 сказано о том, что «Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законом, действующих на территории Российской Федерации». Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Генеральный прокурор в приказе от 2 декабря 2003 г. N 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» поставил перед прокурорами две задачи: во-первых, защищать конституционные и иные охраняемые законом права и интересы граждан, общества и государства и, во-вторых, содействовать методами прокурорского надзора осуществлению правосудия при рассмотрении прокурорами конкретных дел. Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел осуществляется в различных формах. Так, прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов граждан и организаций; непосредственно участвовать в разбирательстве дел, возбужденных по заявлениям других лиц; вправе просто вступить в процесс и давать заключение; опротестовать незаконные постановления, в том числе при исполнении судебных решений. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении гражданских дел, определяются гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как показывает практика участия прокурора в гражданском судопроизводстве, прокурорский надзор не всегда был способен противостоять нарушениям законности. Прокуроры не в полной мере используют предоставленные им полномочия для надежной охраны собственности, укрепления прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Все это выдвигает необходимость совершенствовать деятельность прокуроров в гражданском судопроизводстве, чтобы она стала надежной гарантией соблюдения законности в этой отрасли права, способствовала вынесению судами законных и обоснованных решений.

Нужно сказать, что познать то или иное правовое явление невозможно без анализа законодательства. Это имеет непосредственное отношение и к рассматриваемому в данной работе вопросу об истории возникновения и развития прокуратуры.

При рассмотрении данного вопроса уделяется большое внимание возникновению прокуратуры как самостоятельного института, осуществляющего наблюдение за законностью, дается сравнение со странами Европы, показаны сходства и различия участия прокуратуры в гражданском процессе в разных странах.

Объект исследования — проблемы участия прокурора в суде первой инстанции, с целью защиты прав граждан. Предмет исследования — сущность и процессуальное положение прокурора при реализации гражданского законодательства.

Цель курсовой работы заключается в обосновании концептуальных проблем и теоретической разработке участия прокурора в суде первой инстанции.

Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи: проследить историю развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе; раскрыть цель, основание, правовую природу участия прокурора и проблемные аспекты процессуального положения прокурора в гражданском судопроизводстве; исследовать формы участия прокурора в суде первой инстанции.

Методологическую основу написания курсовой работы составляют научные труды в области гражданского, гражданско — процессуального права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой. Эмпирическую основу написания курсовой работы составляют официально опубликованная судебная практика, в том числе практика Конституционного, Верховного Суда Российской Федерации. В работе использованы и обобщены результаты изучения монографических исследований и иной научной и специальной литературы по рассматриваемой проблеме, а также результаты исследования иных нормативных источников, таких как Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», «Об исполнительном производстве».

История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе

Возникновение прокуратуры, как особого института, осуществляющего наблюдение за законностью, с одной стороны, и ведущего уголовное преследование за преступления, с другой стороны относится к XII—XIV вв. В эту эпоху, например, во Франции сложился особый орган государственного обвинения. Впоследствии на этот орган была возложена обязанность наблюдения за законностью. Этот тип института прокуратуры был затем заимствован и другими странами (Австрией и Германией) и к началу XIX в. сделался господствующей формой организации прокуратуры на Европейском континенте. В России прокуратура появилась с изданием Петром I именного указа в 1722 г. «Об обязанностях сенатских членов, о заседаниях президентов воинских коллегий, иностранной и бегр-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и геральдмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору. », и функционировала как орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов 1 .

Созданная в петровские времена прокуратура как «око государево» была призвана выполнять преимущественно надзорные функции. Одной из форм их реализации стало участие в суде. Первоначально эти полномочия прокурора были весьма незначительны, но в ходе судебной реформы 1864 г. они подверглись серьёзным изменениям в направлении перенесения основных функций прокуратуры в сферу судопроизводства.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон.

В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда.

Редакторы Устава гражданского судопроизводства (УГС) исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле».

Прокурор обязан «одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имел бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания» 1 .

В соответствии со ст. 343 УГС прокурор обязан был давать заключения: по делам казенного управления, по делам земских учреждений, городских и сельских обществ, по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных, по вопросам о подсудности и пререканиях о ней, по спорам о подлоге документов и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выясняются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела, по просьбе об устранении судей, по делам брачным и законности рождений, по просьбам выдачи свидетельства на право бедности.

Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев «в пустую формальность, тягостную для прокуроров и ненужную для суда».

Видный русский судебный деятель Г. Вербловский писал в 1905 году: «В таком виде, в каком участие прокурора в гражданском процессе проявляется в действительности, оно совершенно бесполезно» 1 . Эта идея в Думе полностью поддержана не была, Законом от 9 мая 1911 года деятельность прокуратуры в гражданском процессе была значительно ограничена.

В гражданском процессе прокурор выступал, как правило, с заключением после состязания сторон. Если дело представляло публичный интерес, то прокурору предоставлялось право выступать в качестве «главной стороны», состязаясь с другой стороной в качестве истца или ответчика и защищая не права этих лиц, а сам закон. Однако при участии прокурора в гражданском процессе он не наделялся правом на предъявление иска в защиту интересов государства и общества.

Последствием революции 1917 г. стало усиление вмешательства государства в «частноправовые отношения» и тем самым в споры, рассматриваемые в рамках гражданского процесса.

Это проявилось в том числе в предоставлении прокурору широких полномочий в гражданском судопроизводстве, позволяющих ему как начать дело, так и вступить в него на любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или общества. Впоследствии регламентация полномочий прокурора в гражданском процессе направлялась на осуществление им надзора за законностью рассмотрения гражданских дел в судах 2 .

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА
В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года по сравнению с ГПК РСФСР 1964 года значительно изменено правовое положение прокурора. В ГПК РФ дана принципиально новая трактовка института участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Сами полномочия прокурора (возбуждение процесса, дача заключения, подача апелляционного, кассационного и надзорного представлений) сохранены, однако при этом сфера их применения значительно сужена.

В научной литературе такое положение прокурора в гражданском процессе объясняется повышением роли суда в защите прав и свобод граждан, а также ограничением вме­шательства в сферу частноправовых отношений государства, представителем которого является прокурор(1). Более того, ряд авторов указывают на то, что право прокурора предъявлять любой иск к любому физическому и юридическому лицу противоречит принципу процессуального равноправия сторон(2). Такой подход представляется весьма спорным, поскольку если исходить из принципа диспозитивности, являющегося основополагающим принципом современного гражданского процессуального законодатель­ства, то участие прокурора в гражданском процессе скорее является исключением из данного принципа. Это исключение сделано с целью защиты прав, свобод и законных интересов отдельных лиц, которые по объективно существующим уважительным причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Установление таких исключений основывается на закрепленном в ст. 7 Конституции Российской Федерации положении о том, что Российская Федерация является социальным государством. Кроме того, прокурор может защищать публичные интересы и права неопределенного круга лиц, что также является оправданным и соответствующим роли прокурора, определенной действующим законодательством. В данном случае гражданское процессуальное законодательство лишь в некоторой степени ограничивает принцип диспозитивности,

Смотрите так же:  Собственность это экономическая категория включающая

поскольку предоставляет лицам, в защиту прав которых возбуждено дело, реальные возможности участвовать в его разбирательстве и самостоятельно распоряжаться своими процессуальными и материальными правами.

Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что обращение прокурора в суд нельзя рассматривать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. В условиях имущественного расслоения общества, низкого уровня правовой культуры и доходов значительной части населения Российской Федерации, дорогостоящих услуг квалифицированных юристов значительное число граждан не могут самостоятельно отстаивать в суде свои права и интересы, поэтому многие обращаются в прокуратуру за правовой помощью. Правозащитная функция, осуществляемая органами прокуратуры Российской Федерации, является одной из гарантий реализации конституционного права граждан на защиту.

Обсуждение проблемы определения места и роли прокуратуры в современном гражданском судопроизводстве с принятием в 2002 году нового гражданского процессуального закона приобрело характер острой дискуссии среди ученых и практических работников и не потеряло своей актуальности до настоящего времени. Существо полемики сводится к вопросу о необходимости и целесообразности наделения прокурора полномочиями по участию в современном гражданском судопроизводстве. Одна часть научной общественности выступает за ограничение сферы действия органов прокуратуры, за изъятие у нее ряда полномочий по участию в современном гражданском процессе, мотивируя недопустимостью государственного вмешательства в частноправовые отношения граждан. По мнению ряда исследователей, в конституционной системе разделения властей прокуратура должна представлять один из инструментов судебной власти, подчиненный этой власти и конт­ролируемый ею. Особую активность в этой дискуссии проявляют представители законодательной и судебной власти, которые нередко напрямую связывают решение проблемы становления и развития судебной системы в России с ограничением функций органов прокуратуры(1) или их полной ликвидацией в гражданском судопроизводстве(2).

Другая группа ученых убеждена в необходимости не только сохранения, но и расширения полномочий органов прокуратуры в сфере рассматриваемых правоотношений в целях усиления защиты прав и свобод граждан, укрепления законности путем определения приорите­тов в части правозащитной функции(3).

Следует отметить, что реализация полномочий прокурора представляет собой специфи­ческий вид государственной деятельности(4). Это обусловлено тем, что согласно действующему законодательству прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции

Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов всеми органа­ми власти и управления, должностными лицами, включая руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также судебных приставов, за соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, а также их должностными лицами.

Из вышеизложенного следует, что целями прокурорского надзора как специфической сферы государственной деятельности, определяющими роль и место прокуратуры в системе государственных органов, являются, во-первых, обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; во-вторых, обеспечение единства и укрепления законности; в-третьих, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Таким образом, на органы прокуратуры воз­ложена задача по охране и защите частных и публичных интересов, что особенно ярко проявляется в сфере гражданского судопроизводства(1).

Обращение в суд есть результат деятельности прокурора при осуществлении надзора в различных сферах правоотношений, которое, в свою очередь, необходимо рассматривать как завершающий этап прокурорско-надзорной деятельности в целях защиты прав граждан, интересов общества и государства, а также восстановления законности. Цели и задачи прокурора в гражданском процессе сформулированы в ст. 1 и главе 2 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также в ст.ст. 2, 4, 45 ГПК РФ. При этом, как и у суда, ко­нечные цели участия прокурора в деле полностью совпада­ют с конечными целями судопроизводства, сформулированными в нормах гражданского процессуального права. Промежуточные же целевые установки варьируются в зависимости от формы участия прокурора в процессе, вида производства, в котором он уча­ствует, и особенностей конкретного дела.

Общей задачей прокурора, предписанной законом, в конечном счете являются достижение цели судебной защиты действительно нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов процесса, охрана государственных и общественных интересов, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к праву и суду. При этом интерес прокурора в процессе не имеет материально-правового характера, а заключается в обеспечении исполнения норм действующего законодательства. Что касается частных задач прокурора в гражданском процессе, то они служат средством достижения более общей цели — оказание содействия суду в правильном и своевременном рассмотрении дела, что соответствует понятию законности при осуществлении правосудия.

В этой связи представляется справедливым мнение Г. А. Жилина о том, что процессуальной функцией прокурора в гражданском процессе и будет функция содействия суду в обеспечении законности при осуществлении правосудия(2).

Ретроспективный анализ развития отечественного законодательства о суде и прокуратуре дает основание для вывода о наличии взаимоотношений, построенных в целях защиты нарушенных и оспариваемых прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства. Установление законодателем полномочий прокурора на участие в гражданском судопроизводстве, на наш взгляд, не умаляет авторитета суда, а способствует реализации вышеназванной цели и служит гарантией эффективности и законности гражданского судопроизводства. По мнению М. В. Гадиятовой, правозащитный потенциал прокуратуры призван оказывать содействие при осуществлении правосудия без ограничения принципа независимости

суда(1). Как проводник законности прокуратура заинтересована в сильной и независимой судебной власти. И поскольку именно суд де­лает вывод о правомерности или необоснованности данной прокурором оценки, то прокурорское участие в гражданском судопроизводстве может выступать гарантом законности лишь в той мере, в какой оно опирается на судебную власть и поддерживается ею(2).

На современном этапе развития российского законодательства взаимоотношения суда и органов прокуратуры при реализации задач и целей правосудия следует рассматривать как их профессиональное взаимодействие, осуществляемое для обеспечения объективного рассмотрения гражданских дел и вынесения законных и обоснованных решений, иными словами, как сотрудничество и взаимный профессиональный контроль с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности(3).

Представляется, что построение взаимоотношений сотрудничества между прокуратурой и судами в интересах усиления судебной власти и уважения ее независимости должно органично включать в себя а) признание необходимости активной роли прокурора в гражданском судопроизводстве, повышение качества осуществления функций правосудия, б) создание гарантий обеспечения законности и укрепления правопорядка, в) а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека.

Дальнейшая оптимизация взаимоотношений прокуратуры с судами требует взвешенного подхода, учитывающего как правовой опыт зарубежных государств, исторический опыт российской правовой системы, так и современное состояние общества и государства. Процесс формирования этого баланса неразрывно связан с дальнейшим развитием процессуального права и совершенствованием законодательства. В свою очередь, недооценка указанных обстоятельств и роли прокуроров в защите государственных и общественных интересов является одной из причин противодействия активному участию прокуроров в современном гражданском судопроизводстве.

Тенденция секвестирования полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве не способствует повышению роли правозащитной функции как прокуратуры, так и государства в целом.

Ежегодно возрастающее число нарушений прав граждан и многочисленные обращения в органы прокуратуры Российской Федерации являются ярким свидетельством востребованности реализации правозащитной деятельности прокурора. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки четкой официальной позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации относительно полномочий прокурора в сфере судебной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Для эффективного решения задач органов прокуратуры необходимо расширить круг полномочий прокурора в современном гражданском судопроизводстве, в частности законодательно установив обязательность его участия по любым гражданским делам в силу закона, если этого требует защита прав, свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Нельзя не учитывать и тот факт, что в настоящее время для большинства граждан обращение в суд сопряжено с серьезными материальными затратами, поскольку стоимость услуг адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляют весьма значительную сумму. А повсеместно создаваемые общественные организации

не обладают той широтой полномочий по выявлению и установлению фактов правонарушений, как органы прокуратуры Российской Федерации. Не вызывает сомнения, что подобная ситуация отрицательно влияет на доступность и эффективность пра­восудия. В этих условиях прокуратура является фактически единственным органом, способным оказать квалифицированную бесплатную юридическую помощь гражданам и реально противодействовать нарушениям закона, исходящим от органов власти и хозяйствующих субъектов, восстановить нарушенные права заявителей и особенно тех, кто в силу тех или иных причин не может сделать это самостоятельно.

Прокуратура по сравнению с другими органами, выполняющими сходные с ней функции, имеет ряд преимуществ, что связано с особенностями ее организации и характером деятельности, активной ролью в защите прав граждан, утверждении законности во всех сферах государственной и общественной жизни как реальной гарантии обеспечения конституционных прав и свобод. К числу таких преимуществ можно отнести доступность для населения, оперативность рассмотрения обращений в определенные законом сроки, бесплатность юридической помощи, систему реагирования на выявленные нарушения законности, в том числе и путем обращения в суды в защиту прав граждан(1).

Таким образом, полагаем, что в современных условиях состояния законности ограничение участия прокурора в гражданском судопроизводстве, осуществляю­щего, по существу, правозащитную функцию, преждевременно.

Дальнейшую трансформацию функций прокуратуры в гражданском судопроизводстве необходимо осуществлять с учетом реально сложившейся в России ситуации в сфере защиты и обеспечения таких важнейших правовых ценностей, как законность, права и свободы граждан, интересы российского общества и государства. На современном этапе развития государства защита прав граждан не может быть эффективной без активного участия органов прокуратуры в гражданском судопроизводстве, что, в свою очередь, требует повышения роли прокуратуры в обеспечении правозащитной функции в гражданском судопроизводстве и ее четкого закрепления в действующем законодательстве.

Библиографический список
1. Бессарабов В. Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. — Москва : Городец, 2007. — 464 c.
2. Гадиятова М. В. Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел судами : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.11 / Гадиятова Мария Витальевна. — Екатеринбург, 2005. — 27c.
3. Жилин Г. А. Субъекты целевых установок гражданского судопроизводства и их процессуальные функции / Г. А. Жилин // Журнал российского права. — 2000. — № 1. — С. 17—26.
4. Жуйков В. М. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве / В. М. Жуйков // Российская юстиция. — 2003. — № 7. — С. 2—6.

Смотрите так же:  Налог на продажу земельного участка менее 3 лет в 2019 году

Задача прокурора в гражданском процессе

§ 1. Задачи прокуратуры в гражданском процессе

Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом (ст. 129 Конституции РФ).
Таким законодательным актом федерального уровня является Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , которым устанавливается, что прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
———————————
Указанный Федеральный закон действует с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.

Среди различных функций прокуратуры особое место занимает ее участие в рассмотрении судами гражданских, уголовных и административных дел. Своеобразие этой функции заключается в том, что прокуратура не осуществляет надзора за судебной деятельностью и, не покушаясь на самостоятельность, независимость, объективность судебной власти, обращается к ней как к инструменту защиты прав и интересов тех лиц, которые, по мнению прокуратуры, в этом нуждаются.
Так, в ч. 4 ст. 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» указывается, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
ГПК РФ (ч. 1 ст. 45) с учетом этого положения Закона о прокуратуре указывает, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, нетрудоспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Помимо защиты прав конкретных граждан, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с целью защиты прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Некоторые нормы отраслевого законодательства также предусматривают возможность самостоятельного обращения прокурора в суд. Так, согласно ст. 70 Семейного кодекса РФ дело о лишении родительских прав может рассматриваться судом по заявлению прокурора. Иски об ограничении родительских прав, помимо иных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 73 СК РФ, могут быть предъявлены прокурором. В силу ч. 1 ст. 391 Трудового кодекса РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законодательству или иным нормативным правовым актам.
Значительна роль прокуратуры в разрешении судом дел публично-правового порядка. В частности, прокурор наделен правом в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или в части нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).

Особенности участия прокурора в гражданском процессе.

22 Февраля 2017

В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, защищаются только определенные социально значимые интересы – граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований – Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Исключено обращение в суд прокурора с целью защиты прав коммерческих организаций, что соответствует задачам прокуратуры в гражданском процессе. Также возможно обращение прокурора с исками в защиту прав государственных и муниципальных предприятий и учреждений, так как их имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Формы участия прокурора определены в ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законно. Прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций, в гражданском процессе становится субъектом гражданских процессуальных отношений, выступает в качестве лица, участвующего в деле.

При этом прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц – участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1 ГК РФ).

Прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления, он вправе возбудить апелляционное и кассационное производство посредством принесения апелляционного или кассационного представления, надзорное производство посредством подачи представления, подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

Прокурор участвует в гражданском процессе посредством обращения с заявлением, происходит возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса. Эта форма характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени, но в интересах других лиц. Круг лиц, права и законные интересы которых защищает прокурор путем возбуждения дела можно подразделить на несколько групп: а) граждане, которые не могут самостоятельно защитить свои интересыпо ряду причин (здоровье, возраст, недееспособность и т.д.); б) неопределенный круг лиц – защита данной категории лиц в наибольшей степени соответствует социальному назначению прокуратуры, посредством признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера.

Чаще всего прокуроры оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов РФ; в) публичные образования (Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования), признаются недействительными сделки, которыми нарушены права указанных субъектов, например в процессе приватизации.

Также одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является непосредственное вступление в уже начатое дело. Эта форма характеризуется тем, что здесь происходит использование потенциала прокуратуры как государственного органа, обладающего квалифицированными специалистами, для защиты, прежде всего, публичного интереса по делам, имеющим принципиальное значение.

Подготовлено прокуратурой Московского района г. Рязани

Задача прокурора в гражданском процессе

§ 1. Задачи прокуратуры в гражданском процессе

Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом (ст. 129 Конституции РФ).

Таким законодательным актом федерального уровня является Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , которым устанавливается, что прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон действует с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.

Среди различных функций прокуратуры особое место занимает ее участие в рассмотрении судами гражданских, уголовных и административных дел. Своеобразие этой функции заключается в том, что прокуратура не осуществляет надзора за судебной деятельностью и, не покушаясь на самостоятельность, независимость, объективность судебной власти, обращается к ней как к инструменту защиты прав и интересов тех лиц, которые, по мнению прокуратуры, в этом нуждаются.

Так, в ч. 4 ст. 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» указывается, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

ГПК РФ (ч. 1 ст. 45) с учетом этого положения Закона о прокуратуре указывает, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, нетрудоспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Помимо защиты прав конкретных граждан, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с целью защиты прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Некоторые нормы отраслевого законодательства также предусматривают возможность самостоятельного обращения прокурора в суд. Так, согласно ст. 70 Семейного кодекса РФ дело о лишении родительских прав может рассматриваться судом по заявлению прокурора. Иски об ограничении родительских прав, помимо иных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 73 СК РФ, могут быть предъявлены прокурором. В силу ч. 1 ст. 391 Трудового кодекса РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законодательству или иным нормативным правовым актам.

Значительна роль прокуратуры в разрешении судом дел публично-правового порядка. В частности, прокурор наделен правом в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или в части нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).

§ 2. Формы участия прокурора в гражданском процессе

Участие прокурора в гражданском процессе возможно на любой стадии: от возбуждения дела в суде до исполнения решения суда. В то же время формы участия прокурора в гражданском процессе, объем его прав и обязанностей, содержание процессуальных действий различны в зависимости от того, в какой стадии процесса он принимает участие.

В стадии принятия заявления прокурор выступает в качестве инициатора возникновения процессуальных отношений. При этом форма и содержание поданного им заявления, помимо общих требований, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 131 ГПК РФ, должны соответствовать положениям ч. 3 ст. 131 ГПК. В исковом заявлении, предъявленном прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывается, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено. Весьма существенно требование относительно того, что в заявлении прокурора должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта также должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать: дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью (ч. 5 ст. 251 ГПК РФ).

Смотрите так же:  Клевета юр лиц статья ук рф

Указанное требование относительно содержания заявления, с которым прокурор обращается в суд, выступает в качестве гаранта соблюдения им тех положений закона, которые определяют случаи, когда прокурору предоставляется право инициировать гражданское дело в суде.

Несоблюдение прокурором требования о содержании подаваемого им заявления — основание для оставления заявления без движения, с последствиями, предусмотренными ст. 136 ГПК РФ.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца. Исключение составляет право на заключение мирового соглашения. Прокурор также освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.

В связи с этим он обязан в достаточной степени активно участвовать в подготовке дела к судебному разбирательству, в частности, передавать ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска, заявлять ходатайство об истребовании доказательств, которые не могут быть получены без помощи суда, например, о судебном поручении, о вызове свидетелей, о назначении экспертизы и т.п. Весьма желательно участие прокурора в предварительном судебном заседании, особенно в тех случаях, когда возникает вопрос о прекращении производства по делу, оставлении его заявления без рассмотрения либо когда ответчик возбудит спор о пропуске срока исковой давности или установленного федеральным законом срока обращения в суд.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства возможен отказ прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого конкретного лица (лиц). Однако если это процессуальное действие прокурора не совпадает с позицией этого лица (лиц) или его законного представителя, то рассмотрение дела по существу продолжается. Для прекращения производства по делу необходимо также, чтобы истец или его законный представитель отказались от иска, и этот отказ не противоречил закону или не нарушал бы прав и законных интересов других лиц.

В ходе судебного разбирательства прокурор, обратившийся в суд с заявлением, не наделен правом давать заключение ни по существу рассматриваемого дела, ни по отдельным вопросам, которые могут возникнуть в судебном заседании.

Как лицо, участвующее в деле, прокурор вправе принести апелляционное или кассационное представления.

Вступление прокурора в гражданский процесс путем подачи им заявления — в настоящее время основная форма его участия в рассмотрении и разрешении гражданского дела по существу. Ограничивая условия его вступления в гражданский процесс, закон в то же время не связывает инициативу прокурора, его самостоятельность в решении вопроса о том, есть ли необходимость обращения в суд с соответствующим заявлением.

В то же время гражданское процессуальное законодательство предусматривает и другую форму участия прокурора в гражданском процессе, а именно вступление в процесс, уже начатый по инициативе других лиц. В отличие от первой формы она носит для прокурора обязательный характер, если закон предусматривает его участие в гражданском деле.

Об этой форме участия прокурора прежде всего говорится в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. В силу указанной нормы прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Кодекс предусматривает участие прокурора в таких гражданских делах, как усыновление (удочерение) ребенка (ст. 273), о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим (ст. 239), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ст. 284), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304), об оспаривании нормативного правового акта (ст. 252), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260).

Среди федеральных законов, предусматривающих случаи участия прокурора в процессе рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, можно назвать Семейный кодекс РФ, в котором закреплено, что дела о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (ст. ст. 70, 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления (удочерения) ребенка (ст. 140 СК РФ) рассматриваются с участием прокурора.

При возникновении в суде указанных дел судья обязан поставить об этом в известность соответствующего прокурора, а при назначении дела к судебному разбирательству — направить ему извещение о месте и времени рассмотрения дела.

Неявка прокурора, извещенного судом о времени и месте судебного заседания, не может быть препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Это положение позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение дела в отсутствие прокурора, который обязан принять участие в рассмотрении дела в силу закона, при надлежащем его извещении о времени и месте судебного разбирательства само по себе не относится к случаям нарушения норм процессуального законодательства, влекущего за собой отмену судебного постановления.

В отличие от прежнего законодательства ГПК РФ не предусматривает право суда признавать обязательным участие прокурора в деле.

§ 3. Права и обязанности прокурора как лица,

участвующего в деле

Вступив в процесс рассмотрения и разрешения судом конкретного дела, в котором он обязан участвовать в силу закона, прокурор как лицо, участвующее в деле, вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства. К особым процессуальным действиям, на совершение которых уполномочен прокурор, вступивший в уже начатый другими лицами процесс, относится его заключение как по отдельным вопросам, возникающим во время разбирательства дела, так и по существу рассматриваемого дела в целом. Заключение по существу рассматриваемого дела дается прокурором в судебном заседании после исследования всех доказательств по делу (ст. 189 ГПК).

В своем заключении прокурор должен кратко обосновать общественную значимость рассматриваемых правоотношений и самого дела, если таковая имеет место, подробно проанализировать исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, оценить их, показать, какие из них следует признать достоверными, а какие недостоверными и почему, на существование каких имеющих значения для дела обстоятельств указывают достоверные доказательства, раскрыть характер правоотношений сторон, прокомментировать закон или иной нормативный правовой акт, регулирующий данные правоотношения, и в конечном итоге высказать свое мнение, как на основании этой правовой нормы должно быть разрешено дело.

Высказанная прокурором точка зрения по делу в целом не является обязательной для суда. Тем не менее внимательное прослушивание речи прокурора, участвующего в деле, будь то его выступление в прениях или произнесенное в порядке дачи заключения, а также речей всех иных участвующих в деле лиц, позволяет суду более четко уяснить позицию каждого участника, воспринять их аргументацию, сопоставить различные точки как на фактическую, так и на правовую сторону рассматриваемого дела и, в полной мере сообразуясь с требованиями принципов законности, состязательности и других принципов гражданского процесса, сформировать свое внутреннее убеждение относительно оценки доказательств, круга обстоятельств, установленных по делу обоснованности и правомерности заявленных требований.

Прокурор, участвующий в деле, вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и принести на него замечания, которые рассматриваются в порядке, установленном ст. 232 ГПК РФ.

При несогласии прокурора, участвующего в деле для дачи заключения, с решением суда, принятым по первой инстанции, им могут быть принесены апелляционное или кассационное представления (ст. ст. 320, 336 ГПК РФ).

Поскольку согласно ст. 327 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции производится по правилам производства в суде первой инстанции, прокурор, принесший представление в эту судебную инстанцию, сохраняет свое право на участие в деле при его рассмотрении в апелляционном порядке. Аналогично решается вопрос об участии прокурора в апелляционной инстанции и в случае, если он, принимая участие в суде первой инстанции, не подавал апелляционного представления.

Прокурор, принесший апелляционное представление, вправе его отозвать до принятия решения или определения судом апелляционной инстанции. В случае принятия отзыва представления суд выносит определение о прекращении апелляционного производства, если решение или определение суда первой инстанции не было обжаловано другими лицами.

Отзыв кассационного представления возможен до начала судебного заседания кассационной инстанции. Приняв отзыв, суд выносит определение о прекращении кассационного производства, при условии если на решение суда первой инстанции не подавались жалобы других лиц (ст. 345 ГПК РФ).

Обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда имеют право должностные лица органов прокуратуры, перечисленные в ст. 377 ГПК РФ, лишь при условии, если в деле, при рассмотрении которого были постановлены эти судебные акты, принимал участие прокурор.

Предоставленное ст. 394 ГПК РФ право прокурора принести представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда также связано с его участием в рассмотрении дела. При этом представление может быть подано прокурором в течение трех месяцев (ст. 394 ГПК РФ). Таким образом, ныне действующее законодательство уравнивает прокурора с другими лицами, участвующими в деле, по срокам обращения в суд.

Хотя прокурор не указан в числе лиц, участвующих в исполнительном производстве, ни в разделе VII ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов», ни в ФЗ «Об исполнительном производстве», ему нельзя отказать в праве на совершение процессуальных действий по исполнению судебных постановлений, принятых судом при рассмотрении дела, в котором прокурор принимал участие путем предъявления заявления, поскольку его правомочия в данном случае аналогичны тем, которыми обладает истец (взыскатель).