Федеральный закон дискриминация

Дискриминация при приеме на работу

Подборка наиболее важных документов по запросу Дискриминация при приеме на работу (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Дискриминация при приеме на работу

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Дискриминация при приеме на работу

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Владимир Путин подписал закон о запрете дискриминации работников по возрасту, полу или национальности

МОСКВА, 3 июля. /ИТАР-ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещающий, работодателям ставить право на труд в зависимость от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка и происхождения имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Об этом сообщила пресс-служба Кремля

Кроме того, Федеральным законом урегулирован ряд вопросов, касающихся занятости, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан — женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, и других, подчеркивается в документе.

Закон запрещает работодателю указывать ограничения по полу, возрасту и семейному положению в объявлениях о приеме на работу. Документом также уточняется понятие «дискриминация» и устанавливается административная ответственность за распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера. За подобные нарушения вводится административный штраф для работодателей: для граждан — от 500 рублей до 1 тыс рублей; для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — от 3 тыс рублей до 5 тыс рублей; для юрлиц — от 10 тыс рублей до 15 тыс рублей.

Закон также предоставляет субъектам РФ право организовывать профессиональную подготовку и переподготовку граждан, которым назначена пенсия по старости и которые бы хотели вернуться к трудовой деятельности. Кроме того, согласно документу, лица, отслужившие в армии, получают право проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в приоритетном порядке.

Подписан закон, запрещающий указывать в объявлениях о вакансиях дискриминационные требования

Федеральным законом предусматривается установление запрета на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности.

Кроме того, законом в целях содействия занятости лиц, прошедших военную службу по призыву, устанавливается право безработных граждан, прошедших военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение.

Также, закон наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правами:

  • организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
  • разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Справочно: Президент Российской Федерации В. Путин подписал Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 21 июня 2013 года и одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года.

Уголовная ответственность за нарушение равенства прав человека и гражданина

Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по указанным признакам. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В качестве уголовно-правовой гарантии данного конституционного принципа выступает ст. 136 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ), которая предусматривает уголовную ответственность за дискриминацию, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Объектами данного преступления наряду с равенством прав и свобод гражданина могут быть честь, достоинство человека, его трудовые права, свобода вероисповеданий и другие закрепленные Конституцией РФ права и свободы, в отношении которых нарушается равенство человека и гражданина.

Дискриминация может быть выражена в увольнении с работы (например, при сокращении рабочих мест), отказе в приеме на работу, незачислении в учебное заведение или отчислении из него по национальному или гендерному признакам, языку, религиозным убеждениям, отданию предпочтения другим лицам другой национальности, пола, в то время как объективно иной гражданин обладал преимуществом, и он должен был быть принят на работу, учебу. Дискриминация может также заключаться в отказе в предоставлении информации, отказе в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг по этим же причинам.

При дискриминации именно признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а не индивидуальные качества становятся основой для решения соответствующего вопроса.

Смотрите так же:  Как получить гражданство за покупку недвижимости

Уголовную ответственность по данной статье влечет только такое ущемление прав и законных интересов человека, которое совершается по мотивам дискриминации. По статье 136 УК РФ не могут быть квалифицированы действия (бездействие), совершенные, например, из корыстной или иной личной заинтересованности.

При этом нарушение реализуемых конституционных прав отдельных людей может рассматриваться как факт дискриминации только в случае намеренного ущемления прав одного человека по сравнению с другим.
По ранее действовавшему законодательству субъектом данного преступления могло являться любое лицо, достигшее 16 лет. Использование служебного положения предусматривалось ч. 2 ст. 136 УК РФ в качестве квалифицирующего признака данного преступления.

В настоящее время в связи с изменениями, внесенными в уголовный закон Федеральным законом РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ, уголовно-наказуемыми являются действия и бездействия, совершенные только специальным субъектом — лицом с использованием своего служебного положения. Это могут быть как должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления либо находящихся в их ведении предприятий и организаций, так и служащие негосударственных (коммерческих) учреждений и предприятий, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, которые позволяют им ущемить равенство граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности и др.).

Последствием нарушения равноправия может явиться ущемление жилищных, трудовых, вещных, личных и публичных интересов, охраняемых уголовным законом. Например, по мотивам дискриминации может быть нарушено право человека на безопасные условия труда, ограничена свобода выбора профессии, вознаграждение за труд.

В соответствии со ст. 136 УК РФ совершение действий и бездействий, выразившихся в нарушении равенства прав человека и гражданина, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 136 УК РФ, являются делами публичного обвинения, могут быть возбуждены следственными органами как на основании заявления потерпевшего, так и сообщения о преступлении, полученном из иных источников. Предварительное расследование по ним производится следователями Следственного комитета Российской Федерации в установленном законом порядке.

Как не допустить дискриминацию инвалидов

Минтруд России Приказом от 09.11.2017 № 777 утвердил методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости (далее — Методические рекомендации).

Этот документ должен помочь работодателям исключить случаи проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, а также организовать работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов.

Рассмотрим подробнее положения Методических рекомендаций.

КАК МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ДИСКРИМИНАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

Действующее трудовое законодательство запрещает какую-либо дискриминацию в сфере труда.

Извлечение из Трудового кодекса РФ

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности.

Извлечение из Федерального закона № 181-ФЗ

Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалид-ности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Однако на практике инвалиды довольно часто подвергаются дискриминации при трудоустройстве на работу и в процессе трудовой деятельности.

Отметим, что само определение понятия «дискриминация по признаку инвалидности» появилось в Федеральном законе № 181-ФЗ несколько лет назад.

Статья 3.1 была введена Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (в ред. от 29.12.2015).

Минтруд России в своих Методических рекомендациях[1] выделяет два вида дискриминации инвалидов: прямую и косвенную.

Прямая дискриминация

Прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в следующем:

• инвалиду отказывают в приеме на работу и продвижении по службе по причинам, не связанным с его деловыми качествами;

• инвалиду отказывают в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке);

• инвалидов трудоустраивают преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места.

Косвенная дискриминация

Косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят инвалидов в неравное положение.

Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.

Примеры дискриминации

На практике возможны следующие формы дискриминации инвалидов со стороны работодателя[2]:

• у инвалидов, в том числе по зрению и слуху, нет доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании. Например, не предоставляется информация о вакансиях, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, не обеспечена доступность официальных интернет-сайтов федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не предоставляются услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);

Смотрите так же:  Как правильно оформить предупреждение

• работодатель не проводит мероприятия по сопровождаемому содействию занятости, в которых нуждается инвалид с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПР)[3] показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности;

• работодатель не создает условия для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида: не приспосабливает маршрут передвижения инвалида по территории организации с учетом его потребностей, не обеспечивает доступность необходимых служебных помещений, информации, не соблюдает гигиенические требования к условиям труда инвалида[4];

• работодатель отказывает в разумном приспособлении: не выполняет комплекс мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками;

• работодатель не оказывает помощь в организации труда при дистанционной работе (гл. 49.1 ТК РФ) и работе на дому (гл. 49 ТК РФ);

• за инвалидом не закрепляют наставника в случае необходимости;

• не соблюдаются требования трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;

• инвалидам не предоставляются услуги, связанные с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;

• работодатель не переводит инвалида на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПР (ст. 73 ТК РФ);

• работодатель отказывает в приеме на работу на основании инвалидности;

• при приеме на работу установлены избыточные требования, не связанные с трудовой деятельностью кандидата и направленные на исключение инвалида из числа претендентов на вакантную должность или работу;

• работников увольняют по признаку инвалидности.

[1] Пункт 2 Методических рекомендаций.

[2] Пункт 3 Методических рекомендаций.

[3] Форма ИПР утверждена Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н.

[4] Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30).

И. Г. Умяров, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 2, 2018.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 21 июня 2013 года

Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года

Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1999, N 29, ст. 3696; 2001, N 53, ст. 5024; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 52, ст. 6242; 2009, N 52, ст. 6443; 2011, N 29, ст. 4296; N 49, ст. 7039; 2013, N 8, ст. 717) следующие изменения:

1) в статье 7 1-1 :

а) пункт 3 дополнить словами «, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность»;

б) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.»;

дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

«Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение трудовой пенсии по старости.»;

абзац второй считать абзацем третьим и изложить его в следующей редакции:

«Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами.»;

абзац второй после слов «безработных граждан» дополнить словами «, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность,»;

абзац шестой после слов «возраста трех лет,» дополнить словами «а также незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность,»;

в) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.»;

а) в абзаце третьем пункта 3 слова «вакантных рабочих мест (должностей)» заменить словами «свободных рабочих мест и вакантных должностей»;

б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).

Смотрите так же:  Госпошлина в суд 300 рублей

Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2524, 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 14, ст. 1642, 1651, 1658, 1666; N 19, ст. 2323, 2325) следующие изменения:

1) абзац первый статьи 5.62 изложить в следующей редакции:

«Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, -«;

2) дополнить статьей 13.11 1 следующего содержания:

«Статья 13.11 1 . Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера

Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан — от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.»;

3) в абзаце первом части 3 статьи 18.15 слова «органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации» заменить словами «органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения»;

4) часть 1 статьи 23.1 после цифр «13.11,» дополнить цифрами «13.11 1 ,»;

5) в части 2 статьи 28.3:

а) в пункте 86 слова «ведающего вопросами занятости населения» заменить словами «осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере занятости», слова «частью 3 статьи 18.15,» исключить;

б) пункт 87 изложить в следующей редакции:

«87) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.42, 13.11 1 , частью 3 статьи 18.15, частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.7 настоящего Кодекса;».

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) следующие изменения:

1) в части второй статьи 3 слово «независимо» заменить словами «в зависимости», слово «политических» исключить, после слова «объединениям» дополнить словами «или каким-либо социальным группам»;

2) часть вторую статьи 64 после слова «имущественного,» дополнить словом «семейного,», после слова «пребывания),» дополнить словами «отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам,», слова «, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом» заменить словами «за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами».

В части 3 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7039) слова «абзаца второго» исключить, после слов «статьи 7» дополнить словами «в части, касающейся установления нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения».

Президент Российской Федерации В. Путин