Федеральный закон по труду и занятости

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля, 25 декабря 2008 г., 3 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 2 июля 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1, 22 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 9 марта, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 3 июля, 3 октября, 11 декабря 2018 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

19 апреля 1991 года.

Определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, заработок. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Раздел VII «Социальные гарантии и компенсации» настоящего Закона (статьи 30 — 40) вводится в действие с 1 июля 1991 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. N 18 ст. 566, в Бюллетене нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 — 18

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П абзац десятый статьи 2 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует признанию безработными членов жилищного накопительного кооператива как учредителей (участников) некоммерческой организации

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 15-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 октября 2018 г., за исключением пункта 2, подпункта «г» пункта 5, абзацев первого — пятого пункта 6 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 235-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ

Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3307-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Закон Российской Федерации о занятости населения в 2018 году

Федеральный закон о занятости населения РФ регулирует основные аспекты жизнедеятельности граждан, касающиеся не только наличия определенной профессиональной деятельности. Сюда же относится и гарантия государства в содействии и социальной защите в случае отсутствия возможности реализовать право на труд. Данный акт устанавливает правовую основу, разъясняет экономические вопросы и определяет организационные рамки в политике Российской Федерации в содействии по трудоустройству населения.

Закон о занятости населения в последней редакции

С момента принятия в 1991 году Федеральный закон о занятости РФ претерпел немало изменений. Однако редактирование началось с 1996 года. Именно с этой даты документ постоянно дорабатывался и дополнялся актуальными поправками.

По своей структуре принятый законопроект состоит из семи глав. Однако последняя глава, подразумевающая контроль за выполнением данного законоположения, в 2005 году утратила свою силу. Остальные же главы рассматривают следующие вопросы:

  • общие положения дают определения основным понятиям, рассматриваемым в данном документе, дают определения о безработных гражданах, обозначают полномочия государства в вопросах права на трудовую деятельность граждан;
  • оговариваются права граждан в сфере профессиональной деятельности и выбора места работы;
  • устанавливаются гарантии в обеспечении граждан их права на трудовую деятельность;
  • далее освещаются организационные вопросы, а также регулирование заявленных аспектов, порядок действий и систематизация;
  • оговаривается участие работодателей в вопросах обеспечения граждан трудовой деятельностью;
  • устанавливается порядок реализации социальных гарантий в том случае, если гражданин не может реализовать свое право на труд.

Последняя редакция закона о занятости населения Российской Федерации актуальна на начало 2018 года. Здесь нужно учитывать то, что последние поправки в данный законопроект были внесены в последние числа декабря 2016 года.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона о занятости населения в РФ

Статья 3 Федерального закона 1032-1 о занятости населения в РФ говорит о статусе безработного. Именно здесь дается определение, какие лица являются безработными. Устанавливаются также условия и процедура признания данного статуса.

Часть третья данной статьи в отдельном порядке указывает, какие граждане не могут считаться безработными:

  • лица, которым нет еще 16 лет;
  • получатели пенсионных выплат;
  • лица, которые в течение 10 дней с даты становления на учет в соответствующей службе отказались от двух предложенных вакансий, включая работу сезонного или временного характера;
  • сюда же относятся те, кто в течение установленных 10 дней не явился для получения предложений по работе, а также не прошел в нужный срок регистрацию как безработный;
  • осужденные в судебном порядке граждане, привлеченные к лишению свободы или исправительным работам;
  • лица, предоставившие недостоверные сведения о себе и своей профессиональной деятельности.

При этом четвертая часть данной статьи показывает, что в случае отказа в предоставлении статуса безработного, гражданин сохраняет за собой право обратиться в службу повторно. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц с даты получения отказа.

ФЗ 1032-1 о занятости населения в Российской Федерации с изменениями

Федеральный закон о занятости населения Российской Федерации в первоначальной редакции за 1991 год получил номер 1032-1 ФЗ. Изменения данного законоположения касались не только формулировок. Так, уже говорилось об упразднении седьмой главы. Статьи 14 и 27 также утратили силу при внесении изменений в последнюю редакцию в 2007 и 2010 годах соответственно.
Все изменения в законодательстве по правовым актам можно отслеживать на официальном информационном портале. Здесь же можно найти требуемые документы в последней актуальной редакции.

Смотрите так же:  Minecraft лицензия как поменять скин

Закон о занятости населения РФ с разъяснениями

Комментарии к данному законоположению показывают, что на практике документ нуждается еще в разъяснениях и доработках. Несмотря на то, что Федеральный закон о занятости населения Российской Федерации — достаточно простой к пониманию документ, вопросы все равно возникают, как и спорные ситуации. Ниже можно скачать версию документа с изменениями, комментариями и разъяснениями.

Комментарии к положениям позволяют получить актуальную информацию по текущей редакции закона, а также ознакомиться с разъяснениями по спорным вопросам.

Федеральный закон о занятости населения РФ с изменениями

Предлагаемая редакция данного законоположения включает в себя все актуальные изменения, начиная с первого в 1996 году. Последнее изменение также учтено, что делает данную версию наиболее полной и востребованной по всем правовым вопросам касающимся возможности профессиональной деятельности граждан.

Для удобства документ содержит в себе необходимые ссылки, позволяющие раскрыть суть поставленного вопроса. Аналогично представлены и комментарии к данному законодательному акту. Именно они дополняют разъяснениями большинство поставленных вопросов.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 190-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 19 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 27 июня 2018 года

Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1999, N 29, ст. 3696; 2003, N 2, ст. 160, 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6242; 2009, N 52, ст. 6443; 2010, N 30, ст. 3993; N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4296; N 49, ст. 7039; 2013, N 27, ст. 3454, 3477; 2014, N 19, ст. 2321; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7536; 2016, N 1, ст. 8, 14; 2017, N 1, ст. 36; N 31, ст. 4784; 2018, N 1, ст. 60) следующие изменения:

а) подпункт 3 пункта 2 дополнить словами «, и порядок включения в него субъектов Российской Федерации»;

б) подпункт 20 пункта 3 признать утратившим силу;

2) в пункте 1 статьи 7 1-1 :

а) абзацы тринадцатый и четырнадцатый подпункта 8 признать утратившими силу;

б) дополнить подпунктами 14 и 15 следующего содержания:

«14) выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

15) содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.»;

3) абзац пятый пункта 1 статьи 22 изложить в следующей редакции:

«софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.»;

4) статью 22 1 дополнить пунктом З 1 следующего содержания:

«З 1 . Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может устанавливаться дополнительная финансовая поддержка безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую местность.»;

5) в статье 22 2 :

а) наименование дополнить словами «в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов»;

б) пункты 1 — 5 изложить в следующей редакции:

«1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения содействуют работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.

Особенности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации этих региональных программ устанавливаются статьей 22 3 настоящего Закона.

2. Работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации предоставляется финансовая поддержка.

Порядок предоставления работодателю финансовой поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации.

3. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации утверждается перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, определяются меры поддержки, предоставляемые работникам, привлеченным в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации.

4. Региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов, а также изменения, вносимые в нее, утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

5. Региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов разрабатывается с учетом соглашений об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, заключенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, с работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов (далее — соглашение).

В случае внесения изменений в соглашение в части численности работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, или расторжения соглашения в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов вносятся изменения.»;

в) пункт 6 признать утратившим силу;

г) дополнить пунктом 6 1 следующего содержания:

«6 1 . Порядок и критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядок исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.»;

д) пункты 7 — 13 изложить в следующей редакции:

«7. Соглашение заключается после проведения отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, в порядке и с учетом критериев, которые установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 6 1 настоящей статьи, до утверждения региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.

В случае изменения предусмотренной соглашением численности работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации, в соглашение вносятся изменения.

8. Соглашение должно содержать:

1) меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем в установленном настоящей статьей порядке гражданину, привлеченному в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации, из числа мер поддержки, перечень которых утвержден нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

2) порядок и условия предоставления субъектом Российской Федерации работодателю финансовой поддержки;

3) порядок и условия участия работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и возмещения работодателем бюджету субъекта Российской Федерации средств финансовой поддержки в случаях, установленных пунктом 12 настоящей статьи;

4) перечень случаев и оснований, при которых расторжение трудового договора не влечет за собой обязанность работника по возмещению работодателю расходов в размере средств, фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты;

5) перечень случаев и оснований, при которых расторжение трудового договора по инициативе работодателя или несоблюдение работодателем условий соглашения не влечет за собой обязанность работодателя по возмещению в бюджет субъекта Российской Федерации средств финансовой поддержки, фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты;

6) обязанность работодателя ознакомить привлекаемого для трудоустройства работника с соглашением до заключения трудового договора;

7) обязанность работодателя привлекать трудовые ресурсы для трудоустройства из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации;

8) численность работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации;

9) иные предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации условия, в том числе связанные с обустройством на новом месте привлекаемого для трудоустройства работника и членов его семьи.

9. С работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.

10. В случае расторжения трудового договора по инициативе работника до истечения одного года, за исключением случаев, установленных соглашением в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 настоящей статьи и включенных в трудовой договор, работник обязан возместить работодателю расходы в размере средств, фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты.

11. Порядок и условия возмещения работником работодателю расходов в размере средств, фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, указываются в трудовом договоре.

12. В случае, указанном в пункте 10 настоящей статьи, работодатель возмещает бюджету субъекта Российской Федерации средства финансовой поддержки в размере фактически затраченных на предоставление работнику в соответствии с соглашением мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, в порядке, установленном соглашением.

Работодатель в случае несоблюдения им условий соглашения или расторжения по его инициативе трудового договора с работником, за исключением случаев, установленных соглашением в соответствии с подпунктом 5 пункта 8 настоящей статьи, возмещает бюджету субъекта Российской Федерации средства финансовой поддержки в размере фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, в порядке, установленном соглашением.

13. В настоящем Законе под гражданами, привлекаемыми для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, понимаются также граждане Российской Федерации, проживающие на территории города Байконура.»;

6) дополнить статьей 22 3 следующего содержания:

«Статья 22 3 . Особенности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации этих региональных программ

1. Проекты региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, подлежат согласованию Межведомственной комиссией по согласованию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Изменения, которые вносятся в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, подлежат согласованию в порядке, установленном пунктом 1 настоящий статьи, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

3. Внесение изменений в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, в части, касающейся перечня работодателей и (или) перечня должностей, профессий, специальностей, на которые предполагается привлечение работников в пределах ранее согласованной численности работников, привлекаемых из другого субъекта Российской Федерации, не включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, не требует согласования, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.

4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, об изменениях, внесенных в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, в части, касающейся перечня работодателей и (или) перечня должностей, профессий, специальностей, на которые предполагается привлечение работников, и перераспределения между работодателями средств, предусмотренных на предоставление финансовой поддержки, в том числе субсидий на софинансирование реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в сроки, порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.

5. Бюджетам субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, из федерального бюджета предоставляются субсидии на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.

Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, субсидий на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов утверждаются Правительством Российской Федерации.

6. В целях обеспечения предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, субсидий на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, сведения о финансовом обеспечении реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, необходимые для планирования в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации средств федерального бюджета на очередной год и плановый период, в сроки, порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

7. Работодатели, участвующие в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, не вправе привлекать в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов работников из субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

8. При реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, финансовая поддержка работодателям предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 22 2 настоящего Закона с учетом положений пункта 13 настоящей статьи.

9. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, вправе утвердить перечень работодателей — юридических лиц, которые осуществляют деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении которого не применяются положения пункта 7 настоящей статьи и подпункта 7 пункта 8 статьи 22 2 настоящего Закона.

Смотрите так же:  Доу объяснительная записка

10. Документом, подтверждающим участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и дающим ему право на получение финансовой поддержки, является сертификат.

Сертификат предоставляется работодателю, заключившему в порядке, предусмотренном пунктами 5, 6 1 , 7 и 8 статьи 22 2 настоящего Закона, соглашение с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, в порядке, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

11. Выданный работодателю сертификат подлежит возврату, а работодатель исключается из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на основании обращения работодателя, а также в следующих случаях:

1) возбуждение в отношении работодателя производства по делу о банкротстве;

2) принятие решения о ликвидации юридического лица;

3) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

4) наличие у работодателя задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, более одного года со дня заключения соглашения по итогам года на основании информации, предоставленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В случае непредоставления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации требуемой информации в установленные федеральным законом сроки решение о наличии либо об отсутствии у работодателя задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, может приниматься на основании информации, предусмотренной пунктом 12 настоящей статьи, в случае ее предоставления работодателем.

12. Работодатель вправе по итогам года предоставлять в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения, информацию об уплате им страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с момента заключения соглашения.

13. Финансовая поддержка, предусмотренная выданным работодателю сертификатом, предоставляется работодателю отдельно на каждого работника после представления копии предусмотренного пунктом 9 статьи 22 2 настоящего Закона трудового договора, заключенного с работником, привлеченным для трудоустройства из субъекта Российской Федерации, не включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением работодателем условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом и соглашением, путем запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фонда социального страхования Российской Федерации информации о наличии (об отсутствии) у работодателя по итогам года задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункт 2, подпункт «г» пункта 5, абзацы первый — пятый пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Обзор обращений

Обзор обращений и запросов граждан и организаций, поступивших в Федеральную службу по труду и занятости в 2012 году

В 2012 году в Федеральную службу по труду и занятости всего поступило 59769 единиц корреспонденции, в том числе:

49033 (82 %) запросов и информаций организаций;

10736 (18 %) обращений граждан.

При этом в течение последних трех лет отмечается стабильно высокий уровень количества обращений граждан. Так, в 2011 году поступило 10764 обращения граждан, а в 2010 году, соответственно, 11053 обращения.

Обращения граждан рассматривались согласно правовым нормам Закона № 59-ФЗ в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 1420н.

Распределение количества обращений по темам поставленных гражданами вопросов:

Нарушение трудового законодательства — 9705

Применение трудового законодательства — (консультации) 1692

Вопросы занятости населения — 1521

Прочие вопросы — 946

Вопросы, не входящие в компетенцию Роструда — 112

Следует отметить, что в своих обращениях граждане нередко касались не только одной конкретной темы, но ставили вопросы сразу по нескольким направлениям, входящим в компетенцию Роструда.

Письма граждан в Роструд поступали практически из всех субъектов Российской Федерации и, соответственно, из всех федеральных округов, а также от граждан, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.

Наибольшее количество обращений граждан поступило из Центрального и Приволжского федеральных округов (соответственно 3809 и 1290 писем). Меньше всего писем поступило из Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов (соответственно 343 и 258 писем). Наибольшее количество писем в расчете на 100000 жителей приходится также на Центральный федеральный округ (9,9 ед.), что говорит о достаточно высоком уровне напряженности в вопросах, связанных с применением трудового законодательства и законодательства о занятости населения.

В остальных федеральных округах количество писем достаточно стабильно и колеблется в пределах 2,7 – 6,8 писем на 100000 жителей, что несколько меньше, чем средний показатель по России.

В разрезе субъектов Российской Федерации наибольшее количество обращений поступило из Москвы (1785), Московской области – (999) и Санкт-Петербурга (344).

Данные о количестве обращений граждан, поступивших в Роструд из субъектов Российской Федерации, приведены в приложении.

Следует отметить, что развитие возможности направления гражданами своих обращений в электронном виде без указания почтового адреса привело к тому, что стало затруднительнее более полно проводить анализ динамики изменения количества обращений граждан в региональном разрезе.

Так, если в 2011 году 1667 обращений не имели почтового адреса, а только адрес электронной почты, то в 2012 году этот показатель увеличился до 1866 обращений.

Нарушения трудового законодательства

Анализ обращений граждан показывает, что наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства, приводящими к необходимости таких обращений, в 2012 году являлись:

нарушения в сфере законодательства об оплате труда (невыплата заработной платы в установленные сроки, невыплата заработной платы в соответствии с установленными условиями оплаты труда);

нарушение порядка проведения мероприятий, связанных с сокращением численности или штата работников и ликвидацией организации;

нарушение трудового законодательства работодателями при возникновении трудовых отношений, в частности, не оформление трудовых договоров в письменной форме, содержание в трудовых договорах условий по оплате труда, ограничивающих права и снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными нормами;

нарушение трудового законодательства при расторжении трудовых отношений в части невыплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя в день увольнения, в том числе компенсации за неиспользованный отпуск, неоплаты труда за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

нарушение трудового законодательства при изменении определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя;

нарушения, связанные с вопросами расследования несчастных случаев на производстве и выплат по возмещению вреда.

Количества наиболее часто встречающихся вопросов, поставленных гражданами, связанных с нарушением трудового законодательства, в 2012 году характеризуется следующими таблицей и диаграммой:

Прием и увольнение работников

Задержки выплаты заработной платы и других выплат работникам

Жалобы на работу государственных инспекций труда

Правильность оплаты и нормирования труда

Режим труда и отдыха

Расследование несчастных случаев

Предоставление гарантий и компенсаций

Следует отметить, что достаточно часто граждане в своих заявлениях ставили одновременно несколько вопросов, связанных с нарушением трудового законодательства, которые были взаимосвязаны или, когда одно допущенное недобросовестным работодателем нарушение статьи Трудового кодекса Российской Федерации порождало одновременное нарушение и нескольких других статей.

В связи с этим, в данном аналитическом материале количество поставленных гражданами вопросов превышает количество поступивших обращений.

По большинству обращений были даны соответствующие поручения государственным инспекциям труда (далее – ГИТ) в субъектах Российской Федерации для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и принятия соответствующих мер инспекторского реагирования.

Анализ обращений, связанных с несчастными случаями, показывает, что наиболее распространенными являются обращения по следующим вопросам:

— расследования несчастных случаев, происшедших с заявителями;

— выплат по возмещению вреда, причиненного здоровью заявителя в результате несчастного случая,

— анализа материалов, представляемых государственными инспекциями труда, связанными с поручениями Минздравсоцразвития России по вопросам подготовки оперативной информации по чрезвычайным происшествиям с тяжелыми последствиями.

По обращениям граждан, связанным с расследованиями несчастных случаев Рострудом, как правило, даются поручения соответствующим государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации по организации и проверке сведений, указанных в заявлениях.

В ряде спорных случаев у территориальных органов Роструда запрашиваются материалы расследования и производится проверка качества их проведения. По результатам проверок заявителям направляются мотивированные ответы.

В порядке реализации полномочий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, при выявлении в ходе надзорно-контрольной деятельности нарушений трудового законодательства работодателями по обращениям граждан государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации были приняты меры инспекторского реагирования по восстановлению нарушенных прав заявителей.

Рассмотрение вопросов содействия занятости населения

Из общего количества поступивших в Роструд в отчетном периоде обращений граждан 1125 обращений (10,5 %) касались вопросов содействия занятости населения.

В своих письмах граждане поднимали вопросы:

о регистрации в центрах занятости населения в качестве безработных;

о величине и выплате пособий по безработице;

о предоставлении услуг со стороны центров занятости населения в деле содействия занятости;

о выплате субсидий для развития малого бизнеса, составлении бизнес-планов и другие вопросы.

Вопросы содействия занятости населения рассматривались в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг.

Количественные показатели обращений граждан и поставленных вопросов за 2012 год, связанных с проблемами занятости населения, приведены в следующей таблице:

Количество обращений по вопросам содействия занятости населения

— регистрация и трудоустройство

— применение законодательства о занятости населения

— субсидии на развитие малого бизнеса

— пособия по безработице

— альтернативная гражданская служба

В 2012 году продолжали поступать письма с проблемными вопросами трудоустройства различных категорий граждан, а также личными просьбами о трудоустройстве.

Следует отметить заметное снижение обращений граждан в Роструд по вопросам занятости населения (в 2011 году зарегистрировано 1585 таких обращений), что произошло в связи с наделение полномочиями органов власти субъектов Российской Федерации, а также передачей полномочия по информированию о положении на рынке труда, правах и гарантиях граждан в сфере занятости населения Минздравсоцразвития России.

Обращения, связанные с предоставлением указанной услуги, переадресовывались в Минздравсоцразвития России (позднее в Минтруд России.

Однако в связи с недостаточной осведомленностью граждан указанные обращения продолжают поступать в Роструд.

Альтернативная гражданская служба

В Роструд поступило 102 письма от граждан, которые уже реализовывают свое право или предполагают реализовать право на альтернативную гражданскую службу.

В своих письмах молодые люди призывного возраста задавали вопросы о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, выборе места службы, сроках прохождения, возможности перевода на службу в другую местность и в другую организацию по различным причинам и другие вопросы.

На все поставленные вопросы были даны исчерпывающие ответы.

При этом часть обращений по вопросам по вопросам прохождения альтернативной гражданской службы подлежало рассмотрению в Минтруде России.

Если в заявлении шла речь о переводе в другую организацию, то работнику разъяснялось, что в соответствии со статьей 45 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года № 256, решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую принимается Рострудом по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

В представлении приводится обоснование необходимости перевода в другую организацию и может содержаться предложение о переводе гражданина в организацию, подведомственную указанному федеральному органу исполнительной власти или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При поступлении такого представления вопрос перевода в другую организацию рассматривается дополнительно.

Надзор и контроль за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения

За 2012 год в Роструд поступило 350 обращений от граждан с жалобами на действия работников службы занятости населения, предложениями и вопросами о порядке и сроках оказания государственных услуг в сфере занятости населения.

Наибольшее количество жалоб поступило из города Москвы (44), Московской области (35), Республики Башкортостан (13), Удмуртской Республики (12), Волгоградской области (9).

При рассмотрении писем граждан были выявлены и устранены нарушения в части назначения, продления сроков выплаты, изменение размера пособия по безработице.

В ходе рассмотрения обращений права граждан были восстановлены в части возобновления выплаты пособия по безработице (оплачены листки нетрудоспособности), назначения выплаты пособия во втором периоде.

При рассмотрении одного обращения выявлено нарушение законодательства в сфере занятости населения в части переплаты пособия по безработице, приняты меры по возврату центром занятости населения денежных средств в федеральный бюджет на сумму 7634 рубля 52 копейки.

По одному обращению в соответствии с приказом руководителя Роструда была проведена внеплановая документарная проверка казенного государственного учреждения Вологодской области «Центра занятости населения города Череповца». По результатам проведенной проверки выданы предписания об устранении выявленных нарушений и о привлечении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения.

Смотрите так же:  Транспортный налог на land rover discovery

В Роструд представлен отчет об исполнении выданных предписаний в полном объеме и в установленные сроки, в соответствии с которым все выявленные нарушения были устранены.

Анализ содержания обращений показал, что граждане поднимали следующие вопросы:

осуществление социальных выплат (размер начисленного пособия по безработице и периоды его выплаты; порядок и сроки выплаты пособия по безработице; правомерность приостановки выплаты пособия по безработице; условия и порядок оплаты листков нетрудоспособности; условия продления срока выплаты пособия по безработице);

регистрация в целях поиска подходящей работы и отказы в присвоении статуса безработного (по причине отсутствия справки о средней заработной плате с последнего места работы; по причине открытия гражданином лицевого счета в банке, с которым служба занятости населения не заключила договор о совместной деятельности);

направление на пенсию по старости досрочно;

содействие в поиске подходящей работы (предоставление занятых другими соискателями вакансий; направление на переговоры по имеющимся вакансиям без учета требований к подходящей работе; отсутствие вакансий для инвалидов);

профессиональная подготовка, переподготовка (сроки и качество обучения; длительное ожидание начала обучения; отказы направить на курсы, в том числе из-за отсутствия средств на профобучение);

содействие самозанятости безработных граждан (условия оказания и правомерность принятия решения об отказе в оказании финансовой помощи);

снятие безработных граждан с регистрационного учета (правомерность, порядок, учет наличия уважительных причин).

По всем вопросам, содержавшимся в обращениях, заявителям своевременно направлены ответы, даны подробные разъяснения положений и требований действующего законодательства о занятости.

Часть поступавших обращений в установленном порядке была переадресована по компетенции в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения.

Роструд полагает, что основной причиной обращения граждан в Федеральную службу по труду и занятости является недостаточная информированность граждан о положениях нормативных правовых актов в сфере занятости населения со стороны органов службы занятости субъектов Российской Федерации.

Вопросы планирования и взаимодействия с регионами в области занятости населения

За 2012 год в Роструд поступило 777 писем граждан, связанных с вопросами планирования и взаимодействия с регионами в области занятости населения.

Обращения граждан распределялись по следующим основным направлениям в части оказания помощи в трудоустройстве:

в регионе проживания в связи с потерей работы, сложной ситуацией на рынке труда, отсутствием вакансий, возрастной дискриминацией;

на гражданскую государственную службу, в том числе в Администрацию Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;

с переездом в другую местность, в том числе в сельскую местность и с предоставлением жилья;

женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;

граждан, уволенных со срочной службы;

граждан, вернувшихся из мест лишения свободы;

иностранных граждан и граждан без регистрации по месту жительства и пребывания;

По выполнению дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в рамках региональных программ, разработанных и утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011, ставились следующие вопросы:

об участии в опережающем профессиональном обучении работников в случае угрозы массового увольнения;

об участии в общественных работах, временном трудоустройстве, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений;

об участии в мероприятии по переезду в другую местность для замещения рабочих мест;

об участии в мероприятии по оказанию содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В поступивших письмах также ставились вопросы о добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в рамках Государственной программы и соблюдении органами государственной службы занятости населения постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года № 783, приказов Минздравсоцразвия России и приказов Роструда о квотировании рабочих мест для привлечения иностранных работников.

При рассмотрении некоторых вопросов, поставленных в обращениях граждан, проводились телефонные консультации с руководителями органов службы занятости населения, запрашивались от них письменные материалы и копии документов из личных дел безработных граждан.

Ряд обращений граждан были перенаправлены для рассмотрения и принятия решения по принадлежности в органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации, Минкультуры России, Минобрнауки России, ФМС России, МВД России.

Правовое регулирование в сфере труда и занятости населения

По вопросам правового регулирования в сфере труда и занятости населения за отчетный период в Роструд поступило 1989 обращений граждан.

В своих обращениях граждане просили дать консультации по следующим основным вопросам применения трудового законодательства:

ограничение трудовых прав по возрасту;

порядок предоставления основных и дополнительных оплачиваемых отпусков;

оплата командировочных расходов;

начисление надбавки за выслугу лет;

оплата труда работников в ночное время, выходные и праздничные дни;

предоставление отпусков по уходу за ребенком;

предоставление гарантий и компенсаций в связи с обучением;

заключение ученического договора;

отпуск без сохранения заработной платы;

гарантии при заключении трудового договора;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

о порядке и условиях признания граждан безработными;

организация общественных работ;

о социальных гарантиях и компенсациях;

о порядке определения размеров пособия по безработице, условиях и сроках его выплаты;

об условиях продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию;

о начислении пособия по безработице лицам, уволенным от индивидуальных предпринимателей, и другие вопросы.

На все вопросы, относящиеся к компетенции Роструда, гражданам были даны исчерпывающие разъяснения.

Обращения граждан можно разделить на 3 категории:

разъяснение положений трудового законодательства (при этом, некоторые из вопросов не являются проблемными и четко урегулированы нормами Трудового кодекса Российской Федерации);

оценка действий работодателя по отношению к работнику (как правило, нарушение работодателем трудового законодательства, исходя из текстов писем, имело место. В этом случае авторам обращений разъяснились нормы законодательства и сообщалась информация о возможности обращения в государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации для проведения мер инспекторского реагирования и устранения выявленных нарушений);

недовольство отдельными положениями трудового законодательства и предложения по их изменению.

Часть обращений по вопросам разъяснения законодательства о труде и занятости переадресовывалось по компетенции.

Предоставление социальных гарантий и организация государственного контроля качества оказания социальной помощи населению

По вопросам предоставления социальных гарантий и организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению в 2012 году в Роструд поступило 368 обращений граждан, в том числе, по следующим вопросам, связанным с:

выплатой денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской аварии либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (индексация, выплата сумм в возмещение вреда в соответствии с судебными решениями);

выплатой ежемесячной денежной компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (по несвоевременной выплате компенсации, назначению компенсации, получению компенсации вдовами и наследниками, по доставке денежных средств на дом получателям);

предоставлением субсидии на открытие собственного дела;

предоставлением информации о расходах на выплаты пособия по безработице за отдельные периоды;

направлением безработных граждан на пенсию, назначенную досрочно по предложению органов службы занятости;

социальным обслуживанием населения, установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Основным событием середины 2012 года стало поступление в Роструд обращений граждан по вопросу получения ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Закон № 306-ФЗ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 609 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 206 и от 19 июня 2012 года № 611 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по труду и занятости» полномочия по осуществлению ряда социальных выплат, реализация которых была возложена ранее не ФМБА России, переданы Роструду.

Так как к июню 2012 года средства федерального бюджета, предусмотренные по указанной выплате, были израсходованы, то льготные категории граждан стали жаловаться на отсутствие соответствующих выплат. Всего в Роструд поступило 187 таких жалоб.

В целях обеспечения указанной выплаты принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 года № 1542-р по выделению Роструду необходимых дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели.

11 сентября 2012 года на счета получателей направлены средства федерального бюджета на выплату указанной денежной компенсации с учетом долга за июнь-август 2012 года, а 25 сентября 2012 года на счета получателей направлены средства за сентябрь 2012 года.

В конце 2012 года отмечено снижение количества обращений граждан по этим вопросам.

По всем вопросам гражданам направлены разъяснения в соответствии с действующим законодательством.

Обращения граждан по вопросу назначения компенсации, установленной Законом № 306-ФЗ, также направлялись по компетенции в органы социальной защиты по месту жительства заявителей.

В 2012 году обращения граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Роструда, касающимся установления группы инвалидности, обеспечения техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, жалоб на деятельность учреждений здравоохранения, перенаправлялись по компетенции.

Организация личного приема граждан руководителями и специалистами

В течение 2012 года в Роструде на личный прием по различным вопросам обратилось 247 человек, 11 человек были приняты лично руководителем Роструда.

Для информирования граждан о порядке и времени личного приема руководителями и специалистами был приобретен и размещен в здании Роструда на видном месте информационный стенд, на котором удобно для ознакомления граждан помещены следующие материалы:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 2 мая 2006 года. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок», утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 25 ноября 2011 года № 1420н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации России 30 декабря 2011 года № 22870);

График приема граждан руководителями и специалистами Роструда на текущий квартал;

Порядок личного приема;

Режим работы государственных служащих Роструда;

Образец заявления гражданина в Роструд;

Бланк заявления в Роструд для заполнения гражданином.

Последние два (образец и бланк) размножены и помещены в достаточном количестве для того, чтобы при необходимости гражданин мог их взять с собой и составить заявление дома в удобное время.

Необходимо отметить, что вышеуказанные Административный регламент, График приема и Порядок приема, размещены также и на официальном сайте Роструда.

Прием граждан специалистами Роструда производился без предварительной записи в порядке очередности в специально оборудованном помещении или в кабинетах.

Большое количество устных обращений граждан связано с обжалованием действий работодателей по вопросам оплаты труда, по незаконному увольнению и незаконному применению дисциплинарных взысканий, нарушениями законодательства о трудовом договоре (ненадлежащее оформление трудовых отношений, отсутствие трудовых договоров в письменной форме, отсутствие в содержании трудовых договоров указания размера оплаты труда, компенсации и льгот за работу во вредных и опасных условиях труда), невыплатой денежных сумм в возмещение вреда в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, неправильным заполнением трудовых книжек, жалобами на работу государственных инспекций труда и служб занятости населения в субъектах Российской Федерации.

Специалистами структурных подразделений также давались консультации по применению трудового законодательства и законодательства о занятости населения.

Личный прием граждан руководителем Роструда, его заместителями, начальниками управлений и их заместителями осуществлялся в соответствии с Графиком, который ежеквартально разрабатывался на основе приказа Роструда от 3 декабря 2008 года № 255 и доводился до всех руководителей и структурных подразделений.

В процессе приема на каждого гражданина заполнялась регистрационная карточка, в которой указывались личные данные гражданина (ФИО, домашний адрес и контактный телефон), суть поставленного вопроса в обращении, результаты рассмотрения, ФИО и должность работника, осуществившего личный прием.

Запись граждан для личного приема руководителем Роструда, его заместителями, начальниками управлений и их заместителями осуществлялась в специально созданном в электронном виде журнале по поданным заявлениям граждан в письменном виде или в устной форме.

О времени и месте личного приема руководителем Роструда, его заместителями, начальниками управлений и их заместителями граждане заблаговременно информировались, по возможности, в письменном виде с дублированием информации по телефону накануне приема, а также (при наличии) посредством электронной почты.

Гражданам в ходе личного приема были даны соответствующие разъяснения и, при необходимости, поручения руководителям и специалистам структурных подразделений Роструда.

Наиболее востребованными специалистами в части личного приема граждан стали работники Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и Правового управления.

Заявления, поданные гражданами на личном приеме, как правило, регистрировались в присутствии граждан и в тот же день направлялись на рассмотрение в соответствующее структурное подразделение. По просьбе граждан для них изготавливались копии их заявлений с указанием регистрационного номера и контактного телефона структурного подразделения, которому направлено на исполнение заявление гражданина.