Курсовая работа технологий реализации опеки и попечительства

Опека и попечительство в современном российском обществе

Главная > Дипломная работа >Социология

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский Государственный Социальный Университет в г. Ставрополе

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Опека и попечительство в современном российском обществе

ГЛАВА 1. Семья и детство как объект социальной работы

Современная российская семья как объект социальной работы

Демографическая ситуация и политика в современной России

Современные направления реализации задачи защиты детства

1.4 Существующие формы определения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дальнейшее воспитание

ГЛАВА 2. Анализ социально-психологических особенностей и социально-педагогических характеристик детей сирот и опекаемых

2.1. Социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста

2.2. Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста

2.3. Социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.4. Социальный портрет современного беспризорника

ГЛАВА 3. Технологии работы с детьми-сиротами, опекаемыми и безнадзорными

3.1. Опека и попечительство как общие технологии социальной работы

3.2. Профилактика безнадзорности детей

3.3. Социально-педагогические технологии в процессе социальной защиты, социализации и реадаптации безнадзорных детей и детей-сирот

3.4. Практический опыт работы МОУ «Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 4»

Семья является важнейшим общественным институтом, играющим решающую роль, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. К сожалению не всегда и не каждая семья выполняет все необходимые функции и с должным качеством.

Можно с полной убежденностью утверждать, что оставленные без внимания дети составят угрозу общества, вливаясь впоследствии в теневую экономику, криминальный мир, составят группы социального риска.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях непрекращающихся изменений нашего общества возникает ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди родителей и детей, миграционные процессы и т.п., наблюдаются случаи безнадзорности детей.

Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Все выше изложенное и определило выбор данной темы.

Объект исследования: опека и попечительство как основные формы определения ребенка на дальнейшее воспитание.

Предмет исследования: социальный статус детей, оставшихся без родителей.

Цель исследования: изучить нормативно – правовую базу по опеке (попечительству), социально-психологические особенности, социально-педагогические характеристики детей оставшихся без родителей.

1. Провести анализ научной литературы по выбранной теме.

2. Изучить социально – психологические особенности детей-сирот и опекаемых разного возраста.

3. Рассмотреть существующие технологии работы с детьми-сиротами, опекаемыми и безнадзорными.

Методологической основой исследования являются принципы, разработанные в отечественной науке: принцип связи с конкретными условиями жизнедеятельности людей, принцип учета возрастных и личностных особенностей, принцип системного подхода.

Теоретической базой исследования являются основные теории:

Социоцентристские теории развития личности (К.Маркса, Э.Дюркгейма, Г.Спенсера, Т.Парсонса), где рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом; антропоцентристской теории (Ф.Гиддингса, Ж.Пиаже, Г.Тарда, Э.Эриксона, Ю.Хабермаса, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и др.) рассматривающих психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.

При решении поставленных задач, применялись методы: анализа и синтеза данной проблемы.

На первом этапе (2007г.) – была сформулирована тема, цель, объект, предмет, задачи, проводилась работа с научной, учебной и правовой литературой.

На втором этапе (2007-2008гг.) – осуществлялся анализ социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены социальный портрет современного беспризорника, общие технологии социальной работы.

Теоретическая значимость: в данной работе проведен расширенный анализ изучаемой проблемы, который можно в дальнейшем использовать в практической деятельности с данной социальной группой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный глубокий теоретический анализ данной проблемы позволил нам составить рекомендации которые представлены в заключении.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Современная российская семья как объект социальной работы

Семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое более широкое понятие сводят ко второму. Но семья — это не только супружеские связи, нескольких поколений, но и горизонтальные отношения, (отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками). В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. И потому «войти в семью» — означает принять и усвоить ее субкультуру. [3]

Много написано о «нуклеарной семье» , знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова « нуклон», что на латинском означает « ядро ». Нуклеарная семья — семья с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах .

Меняется само представление о семье, сегодня семья- это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике — создание многоядерной , а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такая семья создает собственную субкультуру, но они представляются более открытыми для интегрирования разных культур. Культура мультинуклеарной семьи носит интернациональный характер. Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе.

К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды ; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного — культурного наследия. Знаменитую гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик души о распавшейся семье. [3]

Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно — непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада.

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.[29]

Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 2003 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 2006 году она превысила 25%. В 2007 году этот негативный показатель приблизился к 30%. Значит, ежегодно каждый третий — четвертый новорожденный становится ребенком из неполной семьи. [

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей попрошайничают и нищенствуют. Причем за этими детьми стоит кто-либо из взрослых, имеющих то или иное отношение к криминальному миру.[4]

Давно стала тривиальной фраза: « семья — ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль и место семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте — семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей. Проблемы влекут за собой снижение педагогического авторитета родителей, дефицит времени для воспитания детей, снижения качества общения родителей и детей и т.п.

Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с кризисом. Главный и основной государственный организатор этой работы — Федеральное Министерство труда и социального развития и его региональные структуры. [3]

Социальная работа с семьей включает следующие основные направления:

1. Для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы;

2. Государственной инспекцией труда контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности;

3. Выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, кроме того, этим детям выделяются путевки для летнего оздоровления;

4. Особое внимание уделяется детям-инвалидам, для них создаются детские дома-интернаты, оснащенные современным специальном оборудованием;

Технология опеки и попечительства

Содержание и признаки опеки и попечительства согласно законодательству Российской Федерации, правоприменительной практике и практике социальной работы. Изучение современных проблем в системе органов опеки и попечительства и перспективы их решения.

Подобные документы

Место человека в обществе, отношение общества к человеку, человека к обществу. Социальный работник как посредник между человеком и государством. Попечительство над детьми, органы опеки и попечительства, опекун (попечитель), прекращение попечительства.

курсовая работа, добавлен 14.04.2010

Изучение форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ. Обзор документов, необходимых для осуществления опеки, усыновления и создания приемной семьи. Анализ опыта отдела опеки и попечительства г. Комсомольск-на-Амуре в работе с детьми.

дипломная работа, добавлен 16.10.2011

Деятельность Управления министерства социального развития, опеки и попечительства. Финансовое обеспечение расходов на выплату пособий гражданам, имеющим детей. Финансовая поддержка ветеранов труда. Совершенствование системы социальной защиты граждан.

дипломная работа, добавлен 19.06.2011

Положение Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Жигаловскому р-ну. Финансирование мероприятий по содействию населению. Совершенствование системы социальной защиты, проблемы и принципы ее построения.

дипломная работа, добавлен 19.06.2011

Исследование социальной защиты населения и финансирования программ социального развития, опеки и попечительства Жигаловского района. Характеристика финансового обеспечения расходов на выплату пособий гражданам, имеющим детей, ветеранам войны и труда.

дипломная работа, добавлен 19.06.2011

Развитие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России. Детский дом как форма устройства детей-сирот. Адаптация детей в детском доме.

Смотрите так же:  Причинение тяжкого вреда здоровью судебная практика

курсовая работа, добавлен 17.09.2008

Проблемы, решаемые приемной семьей. Понятие приемной семьи, правовые документы и основные положения Договора о передаче ребенка. Подбор приемных родителей, участие в этом процессе органов опеки и попечительства. Права детей, передаваемых в приемную семью.

реферат, добавлен 11.05.2009

Понятие патронатного воспитания. Отличие патронатного воспитания от других форм семейного устройства детей-сирот. Построение новой модели работы органов опеки и попечительства. Мотивация и компетенция патронатного воспитателя. Правовая основа патроната.

курсовая работа, добавлен 10.04.2011

Опека и попечительство — форма устройства детей–сирот, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав и интересов. Государственные формы устройства детей, оставшихся без опеки родителей.

контрольная работа, добавлен 20.05.2008

Нормативная база создания и деятельность попечительских советов. Методы защиты детства в современной России. Пути совершенствования технологий специальности связи с общественностью в сфере попечительства. Разработка модели попечительского движения.

Дипломная работа: Основные направления развития опеки и попечительства на местном уровне (на примере муниципального образования муниципальный округ №7 г. Санкт-Петербурга)

Год написания: 2016

Количество страниц: 76

Введение

Актуальность темы. В современной России проблема социального благополучия детей стоит особенно остро. Значительная часть семей не способна создавать условия для нормального развития, гармоничного воспитания ребенка, а также не выполняет функции социализации и первичного социального контроля.

Рост количества социальных сирот и детей без определенного места жительства наблюдается в России с середины 90-х годов, когда в результате трансформационного кризиса резко ухудшилась экономическая, демографическая, социальная ситуация. Рост безработицы, снижение жизненного уровня населения на фоне ускоренного имущественного и социального расслоения привели к формированию прослойки семей, для которых характерны застойная безработица, злоупотребление алкоголем, наркомания, насилие. Эти семьи не выполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей «выталкивают» их из семейного круга: ребенок или сам покидает родителей или вмешиваются государственные службы защиты прав детей.

Социальное положение «детей улицы» неизбежно приводит к усвоению ими девиантных форм поведения, к искажению личностного развития, отклонений в физическом и психическом развитии. Эти дети страдают от насилия и одновременно занимаются противоправной криминальной деятельностью.

Ближайшие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых различных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, делать для этого все необходимое. Однако, как это ни странно звучит, особую опасность для ребенка представляют различного рода злоупотребления со стороны именно родителей. Все чаще дети становятся жертвами насилия в семье.

Ситуация с несовершеннолетними в РФ крайне тревожная. Каждый год РФ теряет 46 тысяч детей в возрасте до 14 лет (это травмы, самоубийства, убийства и тому подобное). По данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в РФ насчитывается около 22 % населения в возрасте до 16 лет. В РФ высокий уровень детской смертности: детская смертность почти вдвое превышает рождаемость.

В такой ситуации под угрозой оказывается само будущее государства, поскольку дети – это будущее и от того, как государство их защищает, зависит, какое будущее она будет иметь и вообще будет ли существовать.

Для не допущения, в данной ситуации, крайне тяжелых последствий для детей государством вводятся определенные меры, например, установление опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

В условиях системного кризиса института семьи и ослабления воспитательного потенциала школы возрастает роль субъектов социальной защиты разного уровня, призванных обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.

Актуальность темы работы обусловлена недостаточной разработкой социальных мер в направлении развития опеки и попечительства на местном уровне, в связи с чем мы выделили цель нашей работы – изучение основных направлений развития опеки и попечительства на местном уровне (на примере муниципального образования муниципальный округ №7 г. Санкт-Петербурга).

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие и сущность опеки и попечительства.
  2. Изучить основные задачи и правовые основы социальной политики в отношении несовершеннолетних.
  3. Охарактеризовать механизмы реализации опеки и попечительства в РФ.
  4. Провести анализ деятельности органов местного самоуправления МО МО №7 г. Санкт-Петербурга в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних.
  5. Выделить основные проблемы в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних МО МО №7 г. Санкт-Петербурга.
  6. Дать рекомендации по оптимизации деятельности отдела опеки и попечительства МО МО №7 г. Санкт-Петербурга в направлении защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Объект исследования: опека и попечительство.

Предмет исследования: основные направления развития опеки и попечительства на местном уровне (на примере муниципального образования муниципальный округ №7 г. Санкт-Петербурга).

Теоретическая значимость работы: выводы и результаты данного исследования могут быть использованы при обосновании теоретической модели оказания социальной помощи детям, а также решения вопросов и проблем в направлении опеки и попечительства.

Теоретические методы исследования: системный, сравнительный анализ, обобщение и интерпретация литературы по теме исследования.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Опека и попечение как социальная технология

Главная > Курсовая работа >Социология

Министерство образования Российской Федерации

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Анапа

по дисциплине «Технология социальной работы»

Опека и попечение как социальная технология

Студент Лепетюхова Инна Алексеевна

Преподаватель – рецензент Г.И.Золотова

Опека и попечительство над детьми

Орган опеки и попечительства

Прекращение опеки и попечительства

Список использованной литературы

Предметом социальной работы является, прежде всего, человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу. Специалист в области социальной работы выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан, и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена, прежде всего, тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные человека способы его существования. Это может быть обусловлено многими причинами, в том числе и внегосударственного характера. Обратной реакцией человека, который не получает достаточных гарантий со стороны государства, является отчуждение, аполитичность, асоциальность. При таком взаимоотношении страдающими сторонами оказываются обе: и человек, и государство. Социальный работник как посредник между человеком и государством, личностью и обществом на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства к человеку и интересы человека к государству. Социальная работа, или социономия (от латинских слов «socio» — общество и «nomos» — закон), является одновременно формой общественной деятельности, социальной практикой, синтезом научно-теоретических знаний и учебной дисциплиной.

Приобретение квалификации «социальный работник» предполагает, что специалист в этой области знает историю становления социальной помощи и благотворительности в развитии, как российской государственности, так и в Западной Европе, Америке и других зарубежных странах. Ему известны особенности системы социального обеспечения и социальной помощи, как в СССР, так и в современной России.

Профессия — специалист по социальной работе была введена в Российской Федерации в 1991 году.

Подготовка профессиональных кадров для социальной сферы становится одной из актуальных проблем современной науки и практики.

Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).

Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.

Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать Значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. В соответствии со ст.39 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при помещении больного в указанное учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашении. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.

По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной. Согласно введенной в Гражданский Кодекс страны нормы, сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна. Для этого суду необходимо доказать, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значения своих действий или руководить ими.

Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему. В соответствии со ст. 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по его обязательствам. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается.

Смотрите так же:  Кинология учебное пособие для вузов

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Последний оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья являются: патронаж и функционирование системы домов-интернатов. Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.

В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, то есть домов-интернатов общего типа. Число домов-интернатов хотя и незначительно, но растет. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.

Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.

Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы. Согласно ст. 56 Семейного Кодекса Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Он вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получают ее от различных граждан, включая тех, кто намеревается стать опекуном или попечителем. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования. В нем указываются: дата и место обследования; информация о лице, проводящем обследование (его должность, фамилия, имя, отчество); информация об обследуемом родителе, не заботящемся о ребенке; информация о семье, где проживает в настоящее время ребенок; сведения о семье лица, претендующего на воспитание ребенка, и о нем самом. В акте обследования также содержится рекомендательная запись о возможных способах решения проблемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, лишение родительских прав, временное устройство в детском приюте и др. Причем предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является не лишение родительских прав, а временное отлучение от родителей, не заботящихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты. Во многих регионах России их количество и численность детей, находящихся там, увеличиваются. Временное отлучение детей от родителей сохраняет надежду на восстановление семьи. А для этого от социального работника требуются навыки работы с родителями, уклоняющимися от воспитания и содержания своих детей. Как справедливо отмечается саратовскими учеными в книге «Теория и практика социальной работы», изданной в 1995 г. социальный работник может вернуть ребенка в семью, обучая родителей необходимым навыкам адекватного реагирования на потребности ребенка. О предпочтительности возвращения детей в семьи свидетельствует и статистика, связанная с дальнейшим нахождением детей, попавших в социальный приют.

Орган опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) или по месту жительства будущего опекуна (попечителя). Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы или управления образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству. В их число входит: обследование условий, в которых находится несовершеннолетний и оформление акта обследования; в случае необходимости, временное устройство ребенка в специальное детское учреждение (приют, интернат); поиск подходящей кандидатуры опекуна (попечителя); подготовка документов, необходимых для назначения опекуна (попечителя) либо для его отстранения от обязанностей; надзор за деятельностью опекуна (попечителя); оказание помощи в воспитании подопечного и др.

Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Также закон вводит ограничения для опекунов (попечителей) по состоянию здоровья. К заболеваниям, препятствующим исполнению опекунских (попечительских) обязанностей, относятся такие, как туберкулез, злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и другие тяжелые заболевания.

При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.

Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.

В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.

Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.

Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.

Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.

Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.

Прекращение опеки и попечительства

Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.

Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.

Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

Особенностью технологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц является то, что принимается такое решение единолично постановлением главы местной администрации. Предварительно все необходимые для этого документы передаются в органы опеки и попечительства, где готовится соответствующий проект постановления. Принятое местной администрацией решение об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.

Смотрите так же:  Доверенность от тсж на представителя

В соответствии с законодательным нововведением, орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка в течение месяца со дня, когда этому органу стало известно о необходимости устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства, независимо от того, истек месячный срок или нет. Такой нормативный подход направлен на недопущение случаев, когда лицам, признанным недееспособными, опекун или попечитель мог по разным причинам длительное время не назначаться.

Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обладают по отношению к приемному ребенку (детям) приемные родители. Они обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется органами опеки и попечительства с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного, лечебно-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.

В соответствии с Положением «О приемной семье», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1996 г., на содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Таким детям предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемных родителей с детьми.

Следует отметить, что приемным родителям предусмотрена оплата их труда. По действующему положению, ее размер в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законом субъектов Российской Федерации.

Принятие Гражданского, Семейного Кодексов Российской Федерации, других законов и подзаконных актов создало дополнительные возможности для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в реальной жизни и в конце 90-х гг. сохранилась острота этой проблемы. Неблагоприятной тенденцией стал рост детской преступности, социального сиротства.

В Государственном докладе 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации» отмечалось, что опека (попечительство) была установлена в нашей стране над 67 863 детьми. Характерно, что по сравнению с предыдущим 1996 г. число детей, переданных под опеку и попечительство, сократилось почти на 5 000. В определенной мере это объясняется тем, что государство не выполняло обязательств, взятых на себя по содержанию таких детей. И подтверждением тому служит факт, что в 1997 г. денежное содержание выплачивалось только на 56% подопечных детей. Из-за сложного экономического положения ситуация существенным образом не была выправлена и в 1998—1999 гг. Дефицит государственных бюджетных средств на социальные нужды становился хроническим.

Однако в отдельных регионах страны, несмотря на серьезные проблемы с государственным бюджетным финансированием, удавалось за счет перераспределения средств местных бюджетов поддерживать сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что местные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних совместно с органами опеки и попечительства, передав на воспитание детей в приемные семьи, оказывали таким семьям правовую и психологическую помощь, наблюдали за тем, как содержатся и воспитываются дети.

Наряду с опекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение). Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно приравниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения.

Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. После этого гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.

В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. К заключению прилагается акт обследования условий жизни заявителя, свидетельство о рождении усыновляемого ребенка, медицинское заключение о состоянии его здоровья, физического и умственного развития, согласие на усыновление опекуна, приемных родителей, руководителя учреждения, в котором находится ребенок, а также согласие ребенка (если он достиг 10 лет) на усыновление, изменение имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей в свидетельство о рождении. При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства в судебную инстанцию представляется и документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью.

В ходе судебного разбирательства по делу об усыновлении выясняется, соответствует ли усыновление интересам ребенка, могут ли заявители быть усыновителями, имеет ли ребенок согласие на усыновление. Одним из обстоятельств, подлежащих установлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте, по закону, должна быть не менее 16 лет. С 1 января 1997 г. Уголовным Кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за незаконное усыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей по воспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.

Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» (июнь 1998 г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности, усыновлением международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей. Увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей. Ст. 165 Семейного Кодекса дополнена пунктом, в котором говорится, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации осуществляется консульскими учреждениями в пределах, допускаемых нормами международного права. Консульские учреждения Российской Федерации обязаны брать указанных детей на учет, где они состоят до достижения ими совершеннолетия.

Опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление. Как уже отмечалось, приемные родители обладают по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна (попечителя). Нередки случаи, когда опекуны или попечители усыновляют своих подопечных. Некоторые специалисты по социальному праву (Ю.Беспалов и др.) не без основания полагают, что было бы целесообразно установить правовую норму, согласно которой, до принятия судебного решения об усыновлении, ребенок передавался бы заявителю на определенное время, например, на срок 6 месяцев под опеку или попечительство. Тогда опека (попечительство) стали бы обязательной процедурой, предшествующей усыновлению.

В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты, прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.

Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Свердловск, 1988.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994.

Никитин В.А. Начала социальной педагогики. — М., 1996.

Теория и практика воспитательных систем. — М., 1993.

Основы социальной работы: Учебник/отв.ред.П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 395 с.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 1997

Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. — М., 1992. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. — М., 1994. В 3 т.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — -432с.

В.И. Курбатова, Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576с.