Общественная экспертиза учебников официальный сайт

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования

экспертиза учебников, федеральный перечень учебников, издание учебников

Проведение экспертизы учебников регламентируется следующими документами:

  • Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, который включает в себя следующие формы:
    • Форма научной экспертизы[ 31Kb]
    • Форма общественной экспертизы[ 34Kb]
    • Форма педагогической экспертизы последнее[ 39Kb]
    • Форма этнокультурной и региональной экспертизы[ 30Kb]
    • Форма научной историко-культурной экспертизы[ 33Kb]

Прежде чем учебник попадет в федеральный перечень, нужно чтобы его одобрил целый ряд экспертов, и для этого проводится серия экспертиз: научная, научная историко-культурная (для учебников истории России), педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная. Каждая экспертиза рассматривает учебник со своей точки зрения.

На экспертизу принимаются учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, представленные в печатной и электронной форме (с инструкцией по установке, настройке и использованию электронной формы учебника), а также имеющие методическое пособие для учителя.

Научная, научная историко-культурная (для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной, научной историко-культурной (для учебников истории Россиии) и педагогической экспертиз.

Научная экспертиза

Научная экспертиза дает оценку содержанию учебника, проверяет его соответствие ФГОС данной конкретной области знаний и уровню образования. В частности, проверяется, представлены ли в учебнике ключевые теории, идеи, понятия и факты данной области знаний необходимые для данного уровня общего образования; отражены ли соответствующие методы научного познания; отсутствуют ли недостоверные факты; отвечает ли наименование учебника наименованию учебного предмета или предметной области. Учебник должен содержать сведения о достижениях современной науки, техники и технологий в предметной области и способствовать формированию интереса к изучению предмета; все иллюстрации должны соответствовать тексту и дополнять его.

Научная историко-культурная экспертиза

Проверяет учебник на соответствие концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, как изложение материала отражает понимание истории России, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире, а также как содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

Педагогическая экспертиза

Педагогическая экспертиза оценивает педагогические свойства издания и проверяет, прежде всего, является ли издание учебником; не противоречит ли его содержание Конституции РФ и федеральному законодательству; соответствует ли его наименование наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС данного уровня общего образования, а также принадлежит ли учебник к завершенной предметной линии (системе учебников), т.е. будет ли обеспечена преемственность в изложении материала.

Содержание учебника должно обеспечивать формирование личностных и предметных результатов, навыков самооценки и самоанализа учащихся, повышать мотивацию к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, обеспечивать системный подход в обучении в соответствии с требованиями ФГОС для конкретного уровня образования. Структура учебника должна быть системна и последовательна, текст и иллюстрации – разнообразны, язык – понятен и ориентирован на возраст учащихся. Изложение должно соответствовать нормам современного русского языка (государственных языков республик, языков народов Российской Федерации). Ошибки и опечатки в учебнике недопустимы.

Структура и содержание методического пособия для учителя должно соответствовать структуре и содержанию учебника.

Общественная экспертиза

Общественная экспертиза дает оценку потребительским свойствам издания: качество бумаги, художественное оформление, формат, цветовое решение, практичность, эстетичность и информативность обложки и издания в целом, разнообразие и качество иллюстраций, их соответствие содержанию учебника, отсутствие необходимости делать задание прямо в учебнике, объем материала и удобство работы с книгой. Учебник должен воспитывать и способствовать развитию личности, создавать условия для самоопределения и социализации ученика на основе принятых в обществе правил и норм поведения, социокультурных и духовно-нравственных ценностей, в интересах человека, семьи, государства и общества.

При повторном включении учебника в федеральный перечень общественная экспертиза проверяет его использование в учебном процессе.

Региональная и этнокультурная экспертиза

Региональная и этнокультурная экспертиза оценивают качество учебников для обучения на родном (не русском) языке, или учебников, предназначенных для изучения родного языка и национальной культуры.

Положительное заключение гарантирует, что учебник обеспечивает реализацию права на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, включая изучение родной литературы народов России; что язык учебника соответствует современному литературному языку данного народа; что в учебнике есть достаточно материала из истории и культурного наследия региона; что содержание учебника отражает многообразие и единство национальных культур и народов России.

Смотрите так же:  Образец заключения договора на проживание

Процедура проведения экспертизы

Экспертизу заказывает правообладатель (автор, организация или частное лицо, которому принадлежат права на учебник), самостоятельно выбирая экспертные организации из тех, кто вправе оказывать такие услуги. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов.

Научную и педагогическую экспертизы праве проводить организации, в чьих уставах эти полномочия закреплены решением Правительства Российской Федерации (Российская академия наук и Российская академия образования).

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, и в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников должны участвовать «уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (преимущественно местные министерства образования).

Информация об экспертных организациях

Название экспертной организации

Контактные данные об организации

Должностные лица, ответственные за проведение экспертизы учебников в экспертной организации

Регламент проведения экспертизы учебников

Некоммерческое партнерство «Лига образования»
(сокращённое наименование: НП «Лига образования»)

http://eleague.ru/
тел.: +7 (499) 502-17-22
эл.почта: mail@eleague.ru
адрес: 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 88

Базеева Виктория Витальевна, исполнительный директор НП «Лига образования»;
Кувшинов Сергей Викторович, вице-президент НП «Лига образования»;
Марихина Валентина Павловна, член НП «Лига образования»

Порядок проведения общественной экспертизы учебников
Приложение №1 к Порядку проведения общественной экспертизы учебников

Некоммерческое партнерство «Российский книжный союз»
(сокращённое наименование: НП «РКС»)

http://www.bookunion.ru/
тел.: +7 (495) 688-14-38, +7 (925) 100-11-42
факс: +7 (495) 688-97-64
эл.почта: inforks@bookunion.ru
адрес: 127018, Москва, ул. Октябрьская, д. 4, стр. 2, офис 217

Старостина Елена Геннадьевна, исполнительный директор РКС

Регламент проведения общественной экспертизы учебников

Русская школьная библиотечная ассоциация
(сокращённое наименование: РШБА)

http://rusla.ru/rsba/
тел./факс: +7 (495) 280-18-51;
тел. +7 (903) 615-90-36
эл.почта: rusla@rusla.ru
адрес: 119017, г. Москва, Б.Толмачевский пер., д. 3, к. 29

Плотников Андрей Борисович, исполнительный директор РШБА;
Седунова Алиса Павловна, зам.исполнительного директора РШБА

Регламент проведения общественной экспертизы учебников и учебных пособий

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования»
(сокращённое наименование: РАО)

http://rusacademedu.ru/main
тел.: +7 (499) 245-16-41;
факс: +7 (499) 248-69-69
эл.почта: mail@raop.ru
адрес: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8

Регламент проведения педагогической экспертизы учебников
Регламент проведения научной экспертизы учебников

Центр ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

Кузнецов Дмитрий Владимирович, руководитель экспертного направления «Информационное общество»

Регламент проведения научной и педагогической экспертизы учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Регламент проведения педагогической экспертизы электронных форм учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»

www.ras.ru
Адрес: 119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 14
Тел: 8-(499)-237-96-14
e-mail: sidor@presidium.ras.ru

Сидоренко Сергей Викторович

В целях обеспечения конфиденциальности список экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебников в 2015 г., будет опубликован после завершения работы экспертов.

Российский книжный союз начал прием учебников на общественную экспертизу

Со 2 декабря 2013 года Российский книжный союз начал принимать учебники и учебные пособия на общественную экспертизу — новую процедуру, необходимую для включения изданий в федеральный перечень учебников.

Как и было объявлено на последнем заседании правления Российского книжного союза, со 2-го декабря 2013 года начался прием заявок на общественную экспертизу учебников и учебных пособий. Соответствующий анонс был размещен на официальном сайте РКС.

Напомним, что согласно новому порядку, вступившему в силу с 12 ноября 2013 года, прохождение общественной экспертизы является необходимой процедурой при формировании федерального перечня учебников. Таким образом, к научной и педагогической экспертизам учебной литературы добавляется еще одна процедура.

«В соответствии с Уставом НП «Российский книжный союз», а также «Соглашением о создании Объединённого Совета по общественной экспертизе учебников и учебной литературы», Российский книжный союз со 2 декабря 2013 года приступает к проведению общественной экспертизы», говорится на интернет-сайте организации.

Как сообщалось ранее, заключение общественной экспертизы должно быть подано в Минобразования не позже, чем 15 февраля 2014 года. Учитывая сжатые сроки, экспертам собираются предоставлять не более 10 дней для рецензирования учебника.

Смотрите так же:  Право требования как оформить

Приемка заявок на общественную экспертизу, а также самих учебников и учебной пособий проводится по адресу: г. Москва, ул. Октябрьская, д.4. стр.2, офис 201 (в здании «Российской книжной палаты»)

Общественная экспертиза

Начиная с 2013 года Российский книжный союз проводит общественную экспертизу учебников и учебной литературы в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», и в соответствии с Уставом РКС и Положением о Совете РКС по общественной экспертизе учебников и учебной литературы.

Получить дополнительную информацию по процедуре проведения общественной экспертизы в РКС, условиями приема учебных изданий и другими регламентирующими документами можно в Организационном отделе РКС.

Контактное лицо: Маргарита Бондарчук, тел. +7 925 206 30 12,

В этом году в борьбу за почетное звание вступают 26 претендентов в 2-х номинациях: «Лучший магазин общего профиля» и «Лучший специализированный книжный магазин (включая интернет-магазины)».

Может быть, именно Ваш голос станет решающим в выборе лучшего! По итогам интернет-голосования магазины, набравшие наибольшее количество голосов, будут награждены специальным дипломом.

Интернет-голосование продлится до 19 октября. Приглашаем Вас принять участие в интернет-голосовании и желаем победы самым достойным книжным магазинам города Москвы!

«Лучший книжный магазин Москвы общего профиля»

Эксперты РАО указали на несовершенство процедуры экспертизы школьных учебников

МОСКВА, 24 декабря. /ТАСС/. Эксперты Российской академии образования (РАО) указали на несовершенство процедуры экспертизы школьных учебников, которая проводится перед формированием федерального перечня учебников. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба РАО.

Федеральный перечень учебников включает книги, рекомендованные научно-методическим советом по учебникам Минпросвещения на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России — прим. ТАСС), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. Несмотря на проводимые экспертизы, претензии к качеству учебников со стороны общественности не прекращаются. Кроме того, весной этого года РАО было поручено провести дополнительную экспертизу 1118 учебников, 788 из них получили положительные заключения, 330 — отрицательные.

«В связи с возникшей общественной дискуссией о результатах дополнительной экспертизы учебников в РАО в начале декабря была организована комиссия, которая изучила вопрос, как Академия организовала и провела эту процедуру Комиссия пришла к выводу, что основная причина возникших споров — в несовершенстве самой процедуры экспертизы», — говорится в сообщении пресс-службы.

Там отмечается, что, согласно нормативам, если в заключении эксперта хотя бы один из обязательных пунктов, по которым оценивается учебник, имеет негативный ответ, учебник получает отрицательное заключение, «даже в том случае, если указанный недостаток легко устраним».

«Комиссия продолжит свою деятельность. Важно, что пути совершенствования экспертизы будут обсуждаться в самых разных форматах: и на заседаниях отделений РАО, и с учительским сообществом, предметными ассоциациями, ассоциациями родителей и, конечно, результаты этой работы будут представлены в Министерство просвещения Российской Федерации, с которым мы тесно работаем и решаем одну задачу — сделать российское образование лучше», — цитирует пресс-служба президента РАО Юрия Зинченко.

Ранее министр просвещения РФ Ольга Васильева в интервью «Российской газете» заявила, что экспертиза школьных учебников в скором будущем значительно изменится — в частности, будет выбрана государственная организация, ответственная за проверку учебников. Она уточнила, что конкретные подходы к экспертизе сегодня еще обсуждаются. Один из возможных вариантов — это система госпошлины, когда издательства платят фиксированную сумму за государственную экспертизу.

Федеральный перечень учебников

В начале декабря научно-методический совет по учебникам Минпросвещения сократил федеральный перечень учебников с 1370 до 863 наименований, или на 37%. В новый перечень вошли издания, которые прошли дополнительную экспертизу и получили положительные экспертные заключения. К проведению дополнительной экспертизы было привлечено более 290 экспертов, в том числе заслуженные учителя, лауреаты педагогических конкурсов, научные сотрудники, а также сертифицированные эксперты Российской академии образования. В корпорации «Российский учебник» в связи с этим отметили, что процесс формирования вызывает опасения, поскольку влечет за собой дальнейшую монополизацию рынка.

Народная экспертиза учебников

Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования запускает проект, целью которого является выявление некорректного содержания в школьных учебниках

21 сентября Комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования при поддержке Министерства образования и науки запускает проект «Народная экспертиза учебников», целью которого является выявление некорректного содержания в школьных учебниках.

Жалобы на учебники принимаются на адрес uchebnik@oprf.ru. В письме необходимо подробно написать информацию об учебнике — название, автор, издательство, год печати, желательно с фотографией обложки и страницы с ISBN и другими выходными данными, а также причину обращения.

Смотрите так же:  Как взыскивается иск

К примеру, текст учебника не адаптирован, не соответствует возрасту учащихся, не выверен с точки зрения этики, встречаются чрезмерно трудные, запутанные задания или в параграфе недостаточно материала для отработки навыков. Для подтверждения жалобы Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования просит отправлять фотографию страницы учебника, на которой обнаружено некорректное содержание.

Член профильной комиссии Роман Дощинский отметил, что уже достигнута договоренность с Научно-методическим советом по учебникам при Министерстве образования и науки России о рассмотрении принятых Общественной палатой обращений.

Общественная экспертиза учебников официальный сайт

В целом идею дополнительной экспертизы можно одобрить. Достоинство экспертизы – в анализе всего списка учебников Федерального перечня, в том числе тех, которые были исключены из предыдущего перечня.

Но необходимо создать положение об экспертизе, в котором отдельным пунктом следует отразить состав экспертной комиссии, который был бы открыт для ознакомления. В состав экспертной комиссии необходимо включать экспертов из разных структур (специалистов, компетентных в области предмета и методики преподавания).

При этом считаем возможным, чтобы часть экспертов была рекомендована каждым издательством, экспертизу учебников которого будут проводить.

При соблюдении указанных условий подобная экспертиза не только не приведет к ухудшению качества учебной литературы, но и поможет стать учебным пособиям значительно лучше. Выводы экспертной комиссии необходимо оформлять в виде конкретных рекомендаций, которые не должны способствовать исключению учебников из списка рекомендованных учебных пособий, при этом необходимо добиваться, чтобы итоги экспертизы смогли создать предпосылки для устранения отмеченных недостатков и привели бы к существенному улучшению учебного пособия.

Качественная общественная экспертиза должна быть проведена до включения учебников в Федеральный перечень учебников.

Данная экспертиза может привести к монополизации, однако разнообразный состав комиссии автоматически исключит возможность монополизировать рынок учебной литературы.

К дополнительной экспертизе привлечены ученые, учителя, методисты, которые имеют большой практический опыт, пользуются заслуженным доверием и авторитетом у педагогической общественности. На основе их мнения формируется решение Научно-методического совета по учебникам Министерства просвещения Российской Федерации.

Критерии отбора учебников для использования в образовательном процессе одинаковы для всех УМК. Главное требование – соответствие требованиям ФГОС и СанПиН, обеспечение преемственности на всех ступенях обучения.

Этот процесс динамичный: корректировка ФГОС потребует новых УМК, которые также должны получить экспертные заключения.

Экспертные процедуры, проводимые издательствами за свой собственный счет с самостоятельным выбором экспертных организаций, мягко говоря, вызывали недоверие.

Мы – за государственную экспертизу.

Педагоги Псковской области также подавали свои предложения в Научно-методический совет по сохранению отдельных УМК, наиболее востребованных в школах области. Думаю, что к отдельным предложениям стоит прислушаться. Есть много способов заявить о своем мнении: общественное обсуждение, профессиональные ассоциации педагогических работников, Всероссийские съезды, Всероссийские конференции и пр.

В Псковской области ежегодно проводится мониторинг обеспеченности обучающихся учебниками и потребности в учебной литературе, в том числе в разрезе издательств.

Так, по результатам мониторинга всего потребность в обновлении и пополнении учебного фонда в 2017–2018 учебном году составила 114,5 тыс. экземпляров, в том числе:

– учебники и учебные пособия издательства «Просвещение» – 82,5 тыс. экземпляров (72%);

– учебники и учебные пособия издательства «Дрофа» – 20,4 тыс. экземпляров (17,8%);

– учебники и учебные пособия других издательств (14 издательств) – 11,7 тыс. экземпляров (10,2%).

Школы ориентируются на качество, цену, способ доставки учебников и оперативность во взаимодействии с издательствами.