Жалоба на решение призывной комиссии образец

Оглавление:

Жалоба на решение призывной комиссии образец

В ___________ районный суд

Административный истец: … (Ф.И.О.,
место жительства или пребывания,
дата и место рождения)
телефон: …, факс: …, адрес электронной почты: …

Представитель административного истца: …
(наименование или Ф.И.О., сведения
о высшем юридическом образовании, с
учетом ст. ст. 54, 55, 56, 57 КАС РФ)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административный ответчик: …
(наименование призывной комиссии
Военного комиссариата)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административное исковое заявление
о признании незаконным решения призывной комиссии

«__»________ __ года призывной комиссией … (указать наименование военного комиссариата) в составе … (указать должности, Ф.И.О. (с учетом ст. 27 закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)) в отношении административного истца было вынесено Решение N ___ о … (например, о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности, и т.д. — согласно п. 1 или п. 4 ст. 28 закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с указанием следующих оснований: … (привести основания).

Административный истец считает Решение от «__»________ __ года N __ незаконным, поскольку оно противоречит ст. __ Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: ……, что подтверждается ……

«__»_______ __ года административным истцом в призывную комиссию … (указать наименование субъекта Российской Федерации) была подана жалоба на Решение административного ответчика от «__»________ __ года N __, в результате рассмотрения которой Решение административного ответчика от «__»_______ __ года N __ было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: ……

(Вариант: В призывную комиссию … (указать наименование субъекта Российской Федерации) жалоба на Решение административного ответчика от «__»_______ __ года N __ не подавалась.)

Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии — в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. ст. 218 — 220 Кодекса административного судопроизводства РФ, прошу:

признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от «__»_______ __ года N __ о … (с учетом п. 1 или п. 4 ст. 28 закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)

Приложения:
1. Копия Решения призывной комиссии от «___»_______ __ года N __.
2. Документы, подтверждающие незаконность принятого решения.
3. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
4. Копия ответа из призывной комиссии субъекта Российской Федерации, если такой комиссией была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении.
5. Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

(Вариант: 5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют.) .

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
7. Доверенность от «__»___________ ____ г. N _____ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца (если административное исковое заявление подписывается представителем).
8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

«__»________ __ г. Административный истец (представитель): ___________/ Подпись __________/ (Ф.И.О.)

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (пп. 7 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ):

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

  • для физических лиц — 300 рублей;
  • для организаций — 2 000 рублей;

Кто вправе, а кто обязан направлять копии административного искового заявления другим участвующим в деле лицам

Согласно ч. 7 ст. 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Написать жалобу на призывную комиссию

Согласно статьи 46 Конституции, граждане имеют право обжаловать действия и решения, а также бездействие органов местного самоуправления и государственной власти. Если говорить о муниципальных призывных комиссиях, то их решения могут оспариваться в призывных комиссиях субъектов, а также в суде.

Sorry!!No form found for id »1″

Порядок работы районной призывной комиссии

Военно-врачебная Комиссия входит в состав призывной комиссии — перед ней поставлены задачи по проведению медицинского обследования, а также вынесения заключений относительно состояния здоровья призывников.

Гражданину необходимо пройти медицинскую комиссию, после чего его вызывают повесткой на заседание комиссии и сообщают результат. Такое решение считается вступившим в силу в момент его оглашения, но это не говорит о том, что призывника ограничивают в праве свободного передвижения, и он может подать жалобу, приостановив такое решение.

Основания для подачи жалобы

Основанием для подачи жалобы могут являться следующие обстоятельства:

  • нарушалось Положение относительно военно-врачебной экспертизы, в результате чего была неправильно определена категория пригодности к военной службе;
  • гражданину отказали предоставить отсрочку по учебе;
  • гражданину отказали предоставить отсрочку по семейным обстоятельствам;
  • была вручена повестка при наличии оснований для отсрочки.

Стоит знать, что проведение систематического оспаривания результатов заседаний комиссии без наличия законных оснований может стать причиной обвинения в уклонении от воинской службы.

Если воинская служба противоречит религиозным или моральным принципам гражданина, то он имеет право подать заявление и получить право прохождения альтернативной гражданской службы.

Что необходимо делать и куда подавать жалобу?

Каждый гражданин имеет право выразить свое несогласие с вердиктом, вынесенным комиссией и при этом не составлять заявку в письменном виде. Вы можете сделать это сразу же при оглашении результата на заседании комиссии (при этом должна быть сделана соответствующая пометка в протоколе). Такой метод является малоэффективным, так как нет возможности сформулировать суть претензии и предоставить доказательную базу. Именно поэтому необходимо направить жалобу в вышестоящие инстанции и суд после того, как вердикт будет оглашен.

Военный комиссариат должен вручить в руки или направить по почте выписку из протокола не позже, чем через 5 дней с момента обращения. Если ваше требование не было учтено, то к жалобе, направляемой в областную комиссию, необходимо приложить копию повестки.

Оформление жалобы в призывную комиссию субъекта

Порядок возможности обжалования определяется Федеральным законом №59, при этом в законодательном акте не установлены жесткие требования относительно оформления такого документа. Поэтому жалоба составляется в свободной форме с указанием таких данных:

  • ФИО военного комиссара (субъекта федерации);
  • данные отправителя (ФИО, адрес, телефон);
  • текст жалобы;
  • дата написания жалобы и подпись с расшифровкой.

Для обжалования вердикта призывной комиссии дается 3 месяца с момента его вынесения. При этом обращение призывника должно быть рассмотрено на протяжении 5 дней с даты его подачи.

  • принести лично в канцелярию военкомата. Вам необходимо взять с собой два экземпляра, один из которых останется у призывника с проставленным регистрационным номером и датой, а также подписью должностного лица, ответственного за прием заявлений;
  • отправить по почте. Жалоба должна быть отправлена заказным письмом с уведомлением. Если к жалобе прилагаются дополнительные документы, то необходимо сделать их опись.

Областные военные комиссариаты

Полномочия Областных военных комиссариатов определены статьей 29 Федерального закона под номером 53. В том числе областные комиссариаты занимаются рассмотрением претензий на постановления муниципальных призывных комиссий, а также проводят контрольные медицинские освидетельствования граждан, которые подали такие заявления.

Жалоба на решение призывной комиссии образец

Вам следует писать не несогласие, а подавать Жалобу.

Вынесение заключения о годности гражданина к военной службе по категориям годности «А», «Б» или «Г» при объективных показаниях на категории годности «В» создаёт препятствия для реализации права призывника на освобождение от призыва на военную службу.
За свои права необходимо бороться путём обжалования решения районной призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд.

Для того, что бы защищать свои права в данном случае необходимы медицинские документы, подтверждающие непризывное заболевание.

Чтобы были основания обжаловать решение призывной комиссии необходимо следующее:
1) приобщить к личному делу КОПИИ медицинских документов, подтверждающих непризывное заболевание.
Для этого необходимо явиться в районный военный комиссариат, написать Заявление о приобщении медицинских документов на имя начальника военкомата в двух экземплярах. Подать заявление в канцелярию военкомата. Один экземпляр канцелярия заберет себе, второй экземпляр остается у Вас, в качестве доказательства о подачи заявления. На Вашем экземпляре заявления попросите, чтобы поставили штамп (с входящим номером, датой и росписью ответственного лица за принятие заявлений). К заявлению прикладывать только КОПИИ медицинских документов подтверждающих Ваше заболевание.

Также Заявление о приобщение медицинских документов с приложением копий медицинских документов можно отправить почтой заказным письмом с уведомлением.

2) В случае, если призывная комиссия (районная) вынесет решение о призыве Вас на военную службу, необходимо обжаловать данное решение в вышестоящую призывную комиссию – призывную комиссию субъекта РФ.

Для этого необходимо написать жалобу на имя начальника военного комиссара субъект РФ (вышестоящий военный комиссариат). Далее необходимо подать жалобу в канцелярию военкомата. Один экземпляр канцелярия заберет себе, второй экземпляр остается у Вас, в качестве доказательства о подачи жалобы. На Вашем экземпляре заявления попросите, чтобы поставили штамп (с входящим номером, датой и росписью ответственного лица за принятие заявлений).

Также Жалобу можно отправить почтой заказным письмом с уведомлением.

Требования к составлению жалобы
Гражданин в обязательном порядке указывает:

  • наименование призывной комиссии, в которое направляет письменное обращение (либо ФИО должностного лица, либо должность соответствующего лица);
  • свою ФИО;
  • почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ;
  • изложить суть обращения (жалобы);
  • личная подпись и дата

Срок рассмотрения жалобы
В соответствии с п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
После подачи жалобы реализация решения о призыве Вас на военную службу приостанавливается до момента вынесения нового решения военным комиссариатом субъекта РФ (обл. военкомат).

Ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:
«Призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования».

3) явиться по повестке на контрольное медицинское освидетельствование. В процессе прохождения медицинского освидетельствования жаловаться на здоровье и указывать на медицинские документы, которые подтверждают Ваше заболевание (в том числе, которые Вы приобщили).
В процессе прохождения контрольного медицинского освидетельствования Вас могут направить на дополнительное обследование.

Согласно части 20 Постановления Правительства от 4 июля 2013 г. №565 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ»,

«В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания«.
После прохождения контрольного медицинского освидетельствования, и если потребуется дополнительного медицинского обследования, призывная комиссия на основании составленного акта исследования состояния здоровья вынесет Вам категорию годности.
Если призывная комиссия субъекта вынесет решение о призыве Вас на военную службу, необходимо обжаловать данное решение в суд.

Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе»,
«Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда».

Образцы заявлений

Заявление-жалоба о несогласии с решением призывной комиссии районного отдела военного комиссариата о категории годности к военной службе

Заявление-жалоба о несогласии с решением призывной комиссии районного отдела военного комиссариата о категории годности к военной службе

Председателю призывной комиссии

Смотрите так же:  Нормативно правовые акты регулирующие трудовой договор

(указать какого субъекта РФ)
От ______________________________

проживающего по адресу: __________

Заявление-жалоба

(о несогласии с решением призывной комиссии о категории годности к военной службе)

Я, (фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения), состою на воинском учете и являюсь призывником (указать районный военный комиссариат).

“____” ________ 200 __ г. я прошел призывную комиссию, в том числе медицинскую, в отношении меня было принято решение об определении мне категории годности к военной службе “Б — __ – годен к военной службе с незначительными ограничениями” (переписать решение призывной комиссии).

Я не согласен с этим решением, так как я страдаю следующим заболеванием: (перечислить диагнозы, если их несколько).

Мое (мои) заболевание (заболевания) соответствует статье (статьям) ___ Расписания болезней, приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123, в соответствии с которой, мне должна быть определена категория годности к военной службе – “В – ограниченно годен к военной службе”, и в соответствии с п.п. “a” п.1 ст.23 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”я должен быть освобожден от призыва на военную службу.

При прохождении призывной комиссии, в том числе медицинской, я устно заявлял о своем заболевании и просил направить меня на медицинское обследование в медицинское учреждение для определения категории годности меня к военной службе.

Однако, в нарушение п.4 ст. 5.1 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и п.13 “Положения о призыве на военную службу граждан РФ” я не был направлен на медицинское обследование, врач призывной комиссии на месте голословно определил степень моего заболевания, а призывная комиссия (указать какого военкомата) определила мне категорию годности к военной службе “Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями”.

Прошу Вас отменить решение призывной комиссии (указать какого военкомата) об определении мне категории годности к военной службе “Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями” и направить меня на медицинское обследование для определения категории годности меня к военной службе в соответствии с пп.4 п.5.1 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и п.13 “Положения о призыве на военную службу граждан РФ”.

Копия решения призывной комиссии об определении категории годности к военной службе.

Копии медицинских заключений о заболевании.

В соответствии с п.7 ст.28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” – Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

В соответствии со ст.29 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” председателем призывной комиссии субъекта Российской Федерации является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

Заявление пишется в двух экземплярах с приложениями копий документов в каждый экземпляр. Первый экземпляр передаётся в администрацию субъекта Российской Федерации. На втором экземпляре необходимо сделать отметку в экспедиции администрации субъекта Российской Федерации (поставить дату принятия заявления и печать). Этот экземпляр оставить себе. С первого листа экземпляра (с отметкой о принятии заявления в администрации субъекта Российской Федерации) сделать ксерокопию, и отнести в районный военный комиссариат, уведомив этим призывную комиссию, что Вы обратились в вышестоящую призывную комиссию, чтобы в отношении Вас не был нарушен пункт 7, статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе, а именно:

выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.

Жалоба на призывную комиссию

Статья 46 Конституции РФ дает право гражданам на обжалование решений, действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается призывных комиссий (далее ПК) муниципального образования, то их решения могут быть оспорены в ПК субъектов РФ и в суде. Направлять обращения можно одновременно в обе инстанции.

О порядке работы районной ПК

Военно-Врачебная Комиссия (ВВК) является частью ПК. Ее основные задачи – проводить медицинские обследования и выносить заключения о состоянии здоровья призывника.

Гражданин проходит медкомиссию, а затем вызывается повесткой на заседание ПК, где ему сообщают о результате. Решение вступает в силу в момент его оглашения, однако это не значит, что призывник после этого ограничивается в праве на свободу передвижения. Иными словами, у него есть время подать жалобу и приостановить исполнение решения.

Основания для обжалования

Какие обстоятельства могут послужить основой для подачи жалобы:

  • нарушено Положение о военно-врачебной экспертизе (ПП РФ № 565), в результате чего неверно определена категория годности к военной службе;
  • отказано в выдаче отсрочки по учебе;
  • отказано в выдаче отсрочки по семейному положению (уход за близкими и др.);
  • вручена повестка на отправку в войска при наличии вышеперечисленных оснований для отсрочки.

Если несение воинской службы противоречит моральным или религиозным принципам призывника, он вправе подать заявление на прохождение альтернативной гражданской службы.

Так или иначе, большинство претензий связано с нарушениями работы медкомиссии. Ознакомиться подробнее с порядком предоставления отсрочки можно изучив ст. 24 Федерального Закона № 53.

Как действовать призывнику

Гражданин может выражать свое несогласие с вердиктом без составления письменной заявки. Это можно сделать во время оглашения результата на заседании ПК, оставив пометку в протоколе. Этот метод неэффективен ввиду невозможности формулирования сути претензии и предоставления доказательных документов, указывающих на неправомерность решения.

Именно поэтому рациональнее обращаться в вышестоящую инстанцию и в суд уже после оглашения вердикта.

Обращение в судебные органы предполагает приложение копии вердикта призывной комиссии. Военный комиссар обязан вручать или высылать этот документ по письменному требованию призывника согласно п. 6 ст. 28 ФЗ № 53.

Образец заявки на предоставление копии вердикта

Военный комиссариат обязан вручить или отправить почтой выписку из протокола не позднее, чем через 5 дней с момента обращения.

Если требование было проигнорировано, к жалобе в областную призывную комиссию прилагается копия повестки для отправки в войска.

Как оформить и подать заявление в ПК субъекта

Порядок обжалования определен ФЗ № 59. Законодательные акты не устанавливают жестких требований к оформлению документа. Поэтому он составляется в свободной форме, с обязательным указанием некоторых реквизитов.

  • ФИО военного комиссара соответствующего субъекта РФ;
  • ФИО отправителя. Анонимные обращения не рассматриваются;
  • контактные данные заявителя, в частности, его почтовый адрес для ответа;
  • суть жалобы;
  • дата написания, подпись и ее расшифровка.

Подтвердить основания для обращения можно приложив к заявлению соответствующие копии документов и материалов. Рассмотрение обращений любого типа производится без уплаты пошлин.

Сроки подачи и рассмотрения

Пунктом 7 ст. 28 ФЗ № 53 определен трехмесячный срок для обжалования вердикта ПК со дня его вынесения. Этим же законом ограничено время на рассмотрение обращения – 5 дней с момента подачи. Реализация решения во время рассмотрения приостанавливается.

Способы отправки

Для подачи заявления можно воспользоваться одним из двух способов:

  • лично в канцелярию военкомата. В этом случае понадобятся два экземпляра, один из которых должен остаться у призывника. Важно попросить работника канцелярии поставить штамп на оставшуюся у заявителя копию (входящий номер, дата и роспись ответственного за прием заявлений лица);
  • по почте. Следует отправлять заказное письмо с уведомлением о вручении. При наличии дополнительных документов (доказательств) необходимо воспользоваться описью вложения. Так можно снизить шансы потери корреспонденции до минимума, а также удостовериться в том, что письмо дошло до адресата.

Областной военный комиссариат

Полномочия этого органа определяет ст. 29 ФЗ № 53. В их число входит рассмотрение претензий на постановления ПК муниципального образования, а также контрольное медицинское освидетельствование (КМО) граждан, подавших такие заявления.

После рассмотрения жалобы гражданину высылается повестка на КМО. Во время прохождения освидетельствования следует сообщать врачам о проблемах со здоровьем, ссылаясь на медицинские справки и материалы, которые это подтверждают. В отдельных случаях КМО не может сформировать медицинское заключение и направляет призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза.

В итоге комиссия областного военкомата может отреагировать следующим образом:

  • подтверждает годность к несению военной службы. В личном деле призывника появляется соответствующая запись;
  • отменяет постановление, данное районным военкоматом. Призывника вызывают на повторный медосмотр, чтобы вынести заключение, учитывая новые обстоятельства.
  • бездействует или уклоняется от рассмотрения обращения.

Вердикт ПК субъекта РФ может быть оспорен в судебных органах. Это приостанавливает исполнение решения до того, как постановление суда вступит в законную силу. Кроме того, существует возможность обжаловать действия отдельных членов комиссии.

Обжалование в суд

Призывник или его доверенное лицо вправе жаловаться сразу в суд, в обход других инстанций. Глава 22 КАС РФ устанавливает порядок подачи таких обращений. В частности, ст. 218 КАС РФ указывает на право граждан оспаривать любые незаконные действия районной и областной комиссий, их должностных лиц и служащих.

Какие действия подлежат обжалованию в суде:

  • предпринятые в течение первой фазы призыва – медосмотре;
  • предпринятые во второй фазе – заседании ПК;
  • решение присвоить первое воинское звание рядового;
  • другие незаконные действия, связанные с призывом.

Как оформить и подать исковое заявление

Подать иск можно в местный районный суд. Заявление составляется в 3 экземплярах. Один из них останется у призывника с пометкой о подаче в суд, второй будет направлен ответчику, а третий останется в судебном органе.

Какие сведения указываются в документе:

  • наименование суда;
  • ФИО истца, адрес места жительства (при подаче представителем указываются его данные);
  • наименование ответчика и его местонахождение. Это может быть адрес военкомата, в котором комиссия, проводя свое заседание, вынесла незаконное решение. Если обжалованию подлежит заключение врача (Как написать жалобу на врача), то он является ответчиком как должностное лицо, а в качестве адреса указывается место прохождения освидетельствования;
  • суть нарушения. В данном случае она заключена в отказе от предоставления законного права на отсрочку или освобождение от призыва;
  • требования истца. Здесь уместно потребовать у суда признать незаконность постановления ПК, а также требовать его отмены;
  • основания, на которых выдвигаются требования (см. раздел «Основания для обжалования»). В тексте нужно указать на прикрепленные документы (доказательства), которые подтверждают основания. Если ответчик располагает копиями таких документов, это следует обозначить. Ст. 57 ГПК РФ дает право истцу обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательных материалов. В нем необходимо указать местоположение требующихся документов, а также причины, по которым истец не смог их получить.

Рекомендуется также составить ходатайство о приостановлении исполнения вердикта ПК, так как не всегда это происходит автоматически.

Срок рассмотрения заявления судебным органом составляет 10 дней с момента его регистрации в соответствии со ст. 251 ч.1 ГПК РФ. Однако суд обладает полномочием назначения выходящей за эти рамки срока даты предварительного заседания.

Документ может использоваться в качестве образца при составлении искового заявления.

Обращение в прокуратуру

Призывник может обратиться с заявлением на имя районного или гарнизонного прокурора с требованием внести представление об устранении нарушений закона. Такое обращение по закону не может приостановить исполнение оспариваемых решений ПК, поэтому направлять заявление в военную прокуратуру следует одновременно с обжалованием в других инстанциях, указанных выше.

Если в действиях ПК или работе военкомата выявлены факты несоблюдения закона, прокурором вносится соответствующее представление в орган, полномочный устранить нарушения. Рассмотрение представления осуществляется в срочном порядке и в течение одного месяца со дня его внесения нарушения должны быть устранены.

Законодательная база

Порядок обжалования регулируется следующими законодательными актами:

  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017);
  • ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015);
  • ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.05.2017);
  • ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ.

Дужурные юристы

Судебные коллегии реализуют свои полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Каждая…

Взаимоотношения между продавцом и покупателем, правила продажи товаров и оказания услуг регулируются на…

Право на подачу жалобы в таможню установлено ст. 36 Федерального закона «О таможенном…

Обжалование решений призывной комиссии

Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло своё отражение в п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования.

Обжалование решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию – призывную комиссию субъекта РФ – производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определены достаточно мягкие требования к оформлению жалобы. В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, в который гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя. В случае несообщения фамилии гражданина ответ на жалобу не даётся;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не даётся;
  • суть жалобы;
  • личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе обращению документы и материалы либо их копии.

Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.

Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие).

В трёхдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы, согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» — тридцать дней. Однако п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращённый срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ. Если для ответа на поставленные в жалобе вопросы требуется проведение контрольного медицинского освидетельствования, гражданин вызывается на него в порядке, освещённом выше (раздел, посвящённый призывной комиссии субъекта РФ).

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ.

Практика работы с призывниками показывает, что многие молодые люди, обжаловавшие решение призывной комиссии в административном порядке и вызванные в призывную комиссию субъекта РФ для рассмотрения жалобы, опасаются быть отправленными к месту прохождения военной службы непосредственно после вынесения решения по жалобе. С точки зрения законодательства, эти страхи беспочвенны. Гражданин, жалоба которого не удовлетворена, не ограничивается в праве на свободу передвижения. Он может выйти за пределы помещения призывной комиссии субъекта РФ и обратиться в суд, обжаловав то же решение призывной комиссии, равно как и решение призывной комиссии субъекта РФ, в судебном порядке. Попытки привести в исполнение решение призывной комиссии непосредственно после рассмотрения жалобы против воли призывника незаконны. Дабы обеспечить соблюдение закона, рекомендуем призывникам обжаловать решение призывной комиссии одновременно и в вышестоящую призывную комиссию, и в суд. Обжалование решения призывной комиссии в суде также приостанавливает выполнение оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Смотрите так же:  Требования администратор гостиницы

Судебный порядок обжалования.

Порядок оспаривания актов управления в суде определён Гражданским процессуальным кодексом РФ (непосредственное регулирование осуществляется нормами главы 25) и разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Ст. 254 ГПК РФ позволяет оспорить в суде решение, действие (бездействие) не только органа государственной власти и органа местного самоуправления, но и должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

  • решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва – медицинском освидетельствовании: а) заключение врача-специалиста; б) заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва – заседании призывной комиссии: решения призывной комиссии;
  • решение о присвоении первого воинского звания рядового и действия, направленные на реализацию решения призывной комиссии (третий этап призыва);
  • иные связанные с призывом действия и решения органов (должностных лиц).

С момента подачи заявления в суд об оспаривании решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. В таком случае для того, чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путём запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.

Практика показывает, что, несмотря на установленный ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. Ранее, до 25 ноября 2006 года, это обстоятельство часто позволяло по окончании призыва требовать от призывной комиссии отменить оспариваемое решение: согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587, по завершении призыва призывная комиссия отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу. При этом не имело значения, по каким причинам решение о призыве не реализовано: по причине уклонения призывника от отправки к месту прохождения военной службы или же по причине приостановления исполнения решения о призыве оспариванием этого решения в суде. Однако с 25 ноября 2006 года действует новое Положение о призыве на военную службу граждан РФ. П. 21 этого Положения обязывает призывную комиссию отменять только два типа решений: отменённые призывной комиссией субъекта РФ и отменённые судом. Нелогичность отмены отменённых решений очевидна. Но проблема заключалась не в этом. Призывная комиссия была лишена полномочий по отмене нереализованных решений о призыве. Сомнения (не с правовой точки зрения, а с точки зрения целесообразности) вызывала и появившаяся у органов, осуществляющих призыв, возможность приводить в исполнение в новую призывную кампанию решения, принятые в рамках предыдущей призывной кампании, без проведения повторного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии. Проблема была разрешена принятием Инструкции от 2 октября 2007 года, обязавшей призывную комиссию субъекта РФ отменять нереализованные решения призывной комиссии по завершении призыва.

Как было сказано выше, подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приёме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов должностным лицам военного комиссариата является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия должностных лиц военного комиссариата (например, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению прав, незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечён к ответственности. Это относится и к оспариванию решений и действий (бездействий) призывных комиссий и врачей-специалистов.

Законом установлен трёхмесячный срок обращения в суд 45 . Срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В частности, срок оспаривания решения о призыве начинает исчисляться со дня оглашения этого решения призывнику на заседании призывной комиссии (если решение не было оглашено, что иногда случается, – со дня предоставления призывнику копии решения о призыве или повестки, из текста которой следует, что решение о призыве вынесено). Пропуск трёхмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако отсутствие уважительных причин пропуска может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Днём подачи заявления является день его регистрации в канцелярии суда или день сдачи его в организацию почтовой связи.

Заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства гражданина или по месту нахождения ответчика.

В заявлении должны быть указаны:

  • Наименование суда, в который подаётся заявление;
  • Наименование истца 46 (фамилия, имя, отчество), его место жительства, а если заявление подаётся представителем – его наименование и адрес;
  • Наименование ответчика, его место нахождения. Если оспаривается решение о призыве призывника, то ответчиком является орган, вынесший решение – призывная комиссия. Её адрес теоретически должен указываться в нормативном акте, определяющем структуру и состав призывной комиссии конкретного субъекта РФ. Если в указанном акте адрес не указывается, то адрес призывной комиссии соответствует адресу органа местного самоуправления, в пределах которого комиссия осуществляет деятельность, либо адресу, по которому фактически проводятся заседания призывной комиссии. Ответчиком по заявлению об оспаривании заключения врача-специалиста или врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является соответствующий врач (как должностное лицо, т.е. тот врач, который занимает указанную должность в настоящий момент, независимо от того, что оспариваемое заключение могло быть вынесено его предшественником). Его адрес должен соответствовать адресу осуществления военно-врачебной экспертизы;
  • В чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца. Нарушение, если мы говорим об оспаривании решения о призыве, заключается в непредоставлении гражданину освобождения или отсрочки от призыва на военную службу при наличии у гражданина права на освобождение (отсрочку), либо в незаконном (по причине несоблюдения процедуры принятия решения) наложении на гражданина обязанности проходить военную службу;
  • Требования истца. Типовыми для заявлений об оспаривании решений о призыве являются требования о признании незаконным и отмене оспариваемого решения. Дополнительно можно потребовать обязать ответчика совершить какие-либо действия, вынести какие-либо решения (например, решение об освобождении гражданина от призыва и зачислении в запас). Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд не связан требованиями заявителя. Признав заявление обоснованным, он принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Так, если призывник просит признать незаконным и отменить решение о призыве в связи с наличием оснований для предоставления освобождения или отсрочки от призыва на военную службу, то он должен указать в тексте заявления на эти обстоятельства (заболевание, обучение, семейное положение и пр.), а также на документы, подтверждающие эти обстоятельства. Копии документов должны быть приобщены к заявлению. К заявлению должен быть также приобщён комплект документов для ответчика и третьего лица (столько дополнительных комплектов, сколько ответчиков и третьих лиц), если у них копии этих документов отсутствуют. Если копии документов есть у ответчика, истец должен указать это в заявлении. Если документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, у истца нет, то он вправе обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательств в порядке ст. 57 ГПК РФ. В ходатайстве истец должен указать, где находятся документы (если документы приобщены к личному делу призывника, то целесообразно ходатайствовать об истребовании всего личного дела, находящегося в военном комиссариате, наименование и адрес которого надо указать в ходатайстве) и по каким причинам он не смог самостоятельно получить эти документы. Ходатайство об истребовании доказательств прилагается к заявлению об оспаривании или включается в его текст;
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов. Перечень таких документов даёт ст. 132 ГПК РФ. Так, к заявлению должны быть приобщены:

— его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер госпошлины составляет для дел указанной категории 200 рублей;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя истца (если заявление подано представителем). Доверенность удостоверяется в нотариальном порядке. Может она в исключительных случаях удостоверяться и в ином порядке, предусмотренном ст. 53 ГПК РФ;

— как уже говорилось, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

  • Подпись истца (или его представителя, если тот наделён полномочиями на подписание заявления и предъявление его в суд).

Установленный ст. 257 ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления на практике не соблюдается ввиду наличия у суда полномочий на назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за рамки сроков рассмотрения и разрешения дел.

В помощь читателю, столкнувшемуся с необходимостью обратиться в суд, привожу образец заявления об оспаривании решения о призыве на военную службу.

В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга

Заявитель: _________________________, зарегистрированный по месту жительства: Санкт-Петербург, ________________

Заинтересованное лицо: Призывная комиссия МО «____________»: Санкт-Петербург, _____________________

Заинтересованное лицо: Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, __________________________: Санкт-Петербург, ______________________________________

об оспаривании решения призывной комиссии МО «_______»

и заключений врача, руководящего работой

по медицинскому освидетельствованию граждан,

подлежащих призыву на военную службу

Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» ________________ 20___ года, я признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии МО «_______________» от «___» _____________ 20___ года я был призван на военную службу. Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Считаю решение призывной комиссии и заключение врача незаконными на следующих основаниях.

  1. Я, _______________, «___» ___________ 20___ года был обследован в __________________. По результатам обследования у меня было обнаружено заболевание: _______________. Указанное заболевание в соответствии со ст. ______ Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) даёт основания для признания меня ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождаются от призыва на военную службу.
  2. А) В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование. Таким образом, медицинское освидетельствование является элементом (входит в состав) такого комплексного мероприятия, как призыв на военную службу. Б) Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Поскольку призыв осуществляется в строго установленные законом сроки, то и все его составляющие могут проводиться только в эти сроки. Только в эти сроки может проводиться и медицинское освидетельствование. В) Медицинское освидетельствование в отношении меня было проведено «___» ____________ 20___ года, т.е. не в установленные законом сроки. Результаты освидетельствования, проведённого за рамками установленных законом сроков, ничтожны.
  3. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объёме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ. П. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Сведения о результатах исследований, согласно п. 8 вышеназванной Инструкции, записываются в разделе II учётной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу (указанные карты хранятся в личном деле призывника). Указанные диагностические мероприятия в отношении меня не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Следовательно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать меня «___» ______________ 20___ года, и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии, должны быть признаны незаконными.
  4. Согласно ст. _____ Расписания болезней, по категории годности «Б» освидетельствуются только граждане, подлежащие призыву на военную службу, страдающие следующими заболеваниями: «___________________________». При постановке заключения о годности к военной службе у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не было сведений о том, что я страдаю указанными заболеваниями. Учитывая, что в силу ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возложена на должностное лицо, это решение принявшее, считаю необходимым затребовать у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, медицинские сведения, которыми он руководствовался, вынося заключение о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями.
  5. Врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были юридически связаны диагнозом заболевания, представленным мною на медицинское освидетельствование. Согласно Отраслевому стандарту «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав. ОСТ 91500.09.0003-2001», утверждённому Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 269, установление диагноза возможно только в результате оказания комплексной медицинской услуги, являющейся совокупностью простых и сложных услуг. Любая медицинская услуга есть мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость. Таким образом, постановка нового диагноза врачом-специалистом-_____________ и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является медицинской услугой (при этом сопоставление формулировки диагноза, полученного в результате обследования в медицинском учреждении по направлению призывной комиссии, с формулировкой диагноза, присутствующей в Расписании болезней, завершающееся определением категории годности к военной службе, не является медицинской услугой, т.к. не направлено на профилактику заболевания, диагностику или лечение). Согласно же преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей», исполнителем услуги могут являться либо организация, либо предприниматель. Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о годности к военной службе даёт не организация, а врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист. При этом врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, наделены распорядительными полномочиями (выражающимися в вынесении заключения о годности к военной службе, предопределяющего содержание решения призывной комиссии, членом которой является врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу) в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (призывников). Таким образом, согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ, они являются должностными лицами. Будучи должностными лицами, они не является предпринимателями. Следовательно, они не могут оказывать медицинские услуги. Если врач-специалист-_____________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, прежде, чем дать заключение о годности, поставили мне диагноз заболевания, то они вышли за рамки своих полномочий.
  6. Возникновение у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сомнений в достоверности диагноза «_______________», правильности его постановки и т.п. не давало ему полномочий освидетельствовать меня по не обнаруженным у меня заболеваниям. В силу п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», невозможность дать заключение о годности к военной службе на месте является основанием для направления призывника на обследование, в рамках которого был бы определён диагноз заболевания, которое у меня присутствует. В том случае, если по результатам обследования был бы опровергнут диагноз, поставленный мне в __________________, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имел бы основания для вынесения заключения о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями, а призывная комиссия – для вынесения решения о призыве меня на военную службу. Таким образом, именно направление на обследование является единственным предусмотренным законом средством опровержения недостоверных диагнозов в условиях ненаделённости врача-специалиста-______________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, полномочиями по постановке диагноза. Мне направление на обследование не было дано, при этом врачи либо ошиблись с квалификацией заболевания, неправомерно освидетельствовав меня по не применимой ко мне статье Расписания болезней, либо неправомерно поставили мне новый диагноз и освидетельствовали в соответствии с ним.
  7. А) Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Соотносясь с медицинской деятельностью как частное с общим, военно-врачебная экспертиза также подлежит лицензированию. Б) Согласно ст. 51 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности гражданина к военной службе определяется в рамках военно-врачебной экспертизы (путём проведения военно-врачебной экспертизы). При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена. Таким образом, категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы – деятельности, осуществление которой требует лицензирования. В) Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», заключение о годности гражданина к военной службе даёт врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Согласно п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, теми же полномочиями обладает врач-специалист. Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист-___________ осуществляют военно-врачебную экспертизу – деятельность, осуществление которой требует лицензирования. Г) Обозначенные ошибки врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врача-специалиста-____________ в квалификации имеющихся у меня заболеваний вызывают сомнения в компетентности врачей требуют установления правомочности осуществления ими военно-врачебной экспертизы. Поскольку ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должны представить суду лицензию на осуществление военно-врачебной экспертизы.
  8. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Несоблюдение врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывает сомнения в наличии у них полномочий на осуществление медицинской деятельности. Поскольку в соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на принявшее его должностное лицо, считаю необходимым истребовать от врачей дипломы о медицинском образовании, сертификаты специалиста, лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у них специального звания.
  9. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначается из числа врачей-специалистов. Согласно той же норме, персональный состав врачей — специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Мне не известно, занимал ли ___________________ должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Если не занимал, то решение о назначении его на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должно быть признано незаконным, равно как и его заключение, данное в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Для правильного разрешения возникшего спора необходимо истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сведения о должности, которую он занимал на момент назначения на занимаемую должность.
Смотрите так же:  Льготы приобретение жилья

Тексты оспариваемых актов – заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии – мне выданы не были. Я обратился к председателю призывной комиссии МО «________» с заявлением о выдаче мне копии оспариваемых решений. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней. Кроме того, я получил повестку военного комиссариата, из текста которой следует, что я призван на военную службу. Повестка является доказательством вынесения оспариваемого решения.

На основании изложенного

  1. Вынести определение об обеспечении настоящего заявления путём запрещения реализовывать решение о моём призыве на военную службу до вступления в законную силу решения суда;
  2. Истребовать от отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по ______________скому району (Санкт-Петербург, _________________) личное дело призывника ____________;
  3. Истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ______________, диплом о медицинском образовании, сертификат специалиста, лицензию на осуществление медицинской деятельности, документ, подтверждающий наличие у него специального звания, а также сведения о том, занимал ли он должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  4. Назначить судебную военно-врачебную экспертизу проучив её проведение __________________ (Санкт-Петербург, _______________________), представив на экспертизу _______________________________. Прошу поставить перед экспертами следующие вопросы: 1) Какие заболевания были обнаружены у __________________ по результатам обследования в _______________? 2) Какие из этих заболеваний являются основаниями для признания __________________ ограниченно годным и не годным к военной службе (категории годности «В» и «Д» соответственно) по первой графе Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года)?
  1. Признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» _______________ 20___ года о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями;
  2. Признать незаконным решение призывной комиссии МО «__________________» от «___» ______________ 20___ года о призыве меня на военную службу.
    • Копия настоящего заявления – 2 экз.;
    • Квитанция оплаты госпошлины;
    • Копия медицинской справки _______________ — 3 экз.;
    • Копия заявления о выдаче копии оспариваемых актов – 3 экз.;
    • Копия описи вложения в ценное письмо – 3 экз.;
    • Копия повестки военного комиссариата – 3 экз.

«___» ___________ 20___ года________________/_______________

Важно заметить, что призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врача. Именно заключение о категории годности «В» или «Д», а отнюдь не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. Поэтому суд не может признать незаконным решение о призыве, если выявлено заболевание, соответствующее категории годности «В» или «Д», но заключение о годности по категории «А» или «Б» призывник не оспаривает. Решение призывной комиссии должно признаваться законным, поскольку законность основания, на котором базируется это решение, не опровергнута. Именно поэтому оспаривание решений призывной комиссии, несогласие с которыми лежит в медицинской плоскости, должно быть сопряжено с оспариванием заключения врачей.

Справедливости ради надо отметить, что судебная практика по данному кругу споров складывается иначе. Решение призывной комиссии отменяется по выявлении заболевания, соответствующего категориям годности «В» или «Д», даже если заключение о годности не оспорено и не признано незаконным. Стабильность и обоснованность такой практики очень сомнительны.

Прокурорский надзор за законностью проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Полномочия и структура прокуратуры определены ФЗ от 17 января 2002 года № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». Этот закон определяет трёхзвенную структуру органов прокуратуры, соотносящихся в порядке подчинённости: Генеральная Прокуратура РФ – прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры – прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры.

В рамках осуществления надзорной функции прокуратуры прокурор проверяет исполнение закона органами управления, в том числе призывными комиссиями. Важным для темы нашего обсуждения является такое полномочие прокурора, как внесение представления об устранении нарушений закона. По факту выявления нарушений закона в деятельности призывной комиссии или военного комиссариата прокурор или его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Практика показывает эффективность обращения призывника, в отношении которого вынесено незаконное решение призывной комиссией или совершены незаконные действия со стороны её членов или работников военкомата, с заявлением на имя прокурора соответствующего района или гарнизона о внесении представлений об устранении нарушений закона. Обращение в прокуратуру не приостанавливает выполнение обжалуемых решений призывной комиссии. Следовательно, рекомендуем призывникам параллельно с обращением в прокуратуру подавать в суд заявление об оспаривании решения призывной комиссии.

45 Информация правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» о том, что срок обращения в суд равен одному месяцу (Виленская Е.Ю., Полякова Э.М., Подольский С.А. Указ. соч. С. 69), не соответствует законодательству (см. ст. 256 ГПК РФ).

46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 февраля 2009 года № 2 именует стороны производства по делу, рассматриваемому в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, не истцом и ответчиком, а заявителем и заинтересованным лицом соответственно.