Согласие органа опеки на совершение сделки несовершеннолетним

Участие органов опеки и попечительства в сделках с недвижимостью несовершеннолетних

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения федерального законодательства , в соответствии с которыми введено обязательное нотариальное удостоверение сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу ;
  • по продаже земельной доли ;
  • связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки;
  • по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным.

По закону, юные граждане до 18 лет могут владеть недвижимым имуществом, но, в отличие от взрослых членов общества, не вправе самостоятельно им распоряжаться. Согласно Семейному и Гражданскому кодексам РФ , операции с собственностью несовершеннолетних находятся под контролем государства в лице органов опеки и попечительства. В связи с этим, хотелось бы порассуждать о роли и полномочиях данной структуры исполнительной власти.

Органы опеки на страже детских интересов

На территории Российской Федерации несовершеннолетним считается лицо, не достигшее возраста полной дееспособности — 18 лет. Малолетние граждане (до 14 лет) полностью лишены возможности совершать юридические действия без ведома и согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов и попечителей. С момента получения паспорта в 14 лет ситуация несколько меняется: подростки уже могут сами принимать решение по отдельным вопросам, затрагивающим их интересы, и подписывать документы. Но только с письменного согласия взрослых, которые всё еще несут за них ответственность.

Возникает вопрос: если есть законные представители, обязанные заботиться о ребенке и, в том числе, о его имуществе, для чего нужны органы опеки и попечительства? Основная функция данной государственной структуры – надзор за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних – во всех сферах. К сожалению, не каждый родитель достаточно серьезно относится к своим обязанностям. В практике Уполномоченного немало случаев, когда семьи (намеренно или случайно) вступают в сделки, которые могут не только ухудшить жилищно-бытовые условия ребенка, но вовсе лишить его крыши над головой. В свою очередь, ООП призваны подстраховать от подобных ситуаций: проконтролировать, чтобы в результате операций с недвижимостью, принадлежащей юному гражданину, доля ребенка не уменьшилась, а условия проживания не ухудшились:

Пример из практики: Братьям Орловым после гибели родителей досталась трехкомнатная квартира в Московском районе Санкт-Петербурга. Детей взяла под опеку знакомая семьи Татьяна Ивановна, которая буквально через год отправила мальчишек в кадетский корпус, а сама, не уведомив социальные службы, сдала квартиру в аренду. Однако этим дело не ограничилось. Женщина попыталась организовать размен сиротского жилья: вместо «трешки» в сталинском доме приобрести несовершеннолетним опекаемым две квартиры-студии в новостройках Ленинградской области. Не добившись одобрения органов опеки и попечительства, Татьяна Ивановна решила действовать в обход — обратилась к Уполномоченному по правам ребенка с просьбой «пресечь нарушение детских прав» и добиться от местной администрации необходимого согласия «в интересах несовершеннолетних сирот». Правозащитник оперативно связалась со специалистами округа, побеседовала с братьями Орловыми и, убедившись, что намерения опекуна вовсе не чисты, привлекла к урегулированию ситуации правоохранительные органы. Таким образом, действия мошеннического характера удалось предотвратить. Впоследствии опекун была освобождена от обязанностей по воспитанию детей.

Когда требуется разрешение органов опеки?

Предварительно, оговоримся: если ребенок лишь зарегистрирован в квартире и не является собственником жилья, никаких разрешений от органов опеки не требуется. В ином случае, на совершение сделок с недвижимостью необходимо получить письменное согласие в местной администрации . В частности, когда речь идет о таких операциях как:

  • купля-продажа;
  • дарение недвижимости, собственником которого является несовершеннолетний;
  • залог недвижимого имущества, собственником которого является несовершеннолетний;
  • обмен недвижимого имущества несовершеннолетнего;
  • раздел недвижимого имущества несовершеннолетнего;
  • выдел доли из недвижимого имущества несовершеннолетнего;
  • другие сделки, влекущие за собой изменение (уменьшение) недвижимого имущества несовершеннолетнего;
  • оформление сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
  • раздел его имущества или выдел из него долей;
  • любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
  • отказ наследуемого имущества, если вступление в наследство противоречит интересам несовершеннолетнего.

Также следует отметить, что опекаемые дети находятся на особом контроле ООП , поэтому все сделки, производящиеся с их движимым и недвижимым имуществом, нуждаются в одобрении местной администрации.

Можно ли обойтись без согласований с ООП? Нет, нельзя. Нарушение порядка обращения в данные органы влечет за собой срыв сделки, либо признание ее недействительной, поскольку ООП вправе наложить запрет на регистрационные действия с имуществом несовершеннолетнего.

Какие документы нужны для получения разрешения?

Для получения разрешения на сделку с недвижимостью требуется подготовить определенный пакет документов. Четкого перечня нет ни в одном нормативном акте, поэтому на разных территориях требования могут отличаться. Но, как правило, незначительно.

Помимо документов, удостоверяющих личность, могут потребоваться правоустанавливающие документы на продаваемую и приобретаемую недвижимость: технический паспорт; кадастровый номер земельного участка (если приобретается индивидуальное жилое строение); выписка из Единого государственного реестра прав об отсутствии арестов и запретов на приобретаемое имущество. В случае, если ребенок является собственником доли в продаваемой квартире, но не прописан в ней, необходимо предоставить выписку из домой книги с места его регистрации. Также, могут запросить справку формы №9, свидетельство о заключении/расторжении брака и иные значимые на взгляд специалистов документы.

Для совершения сделки требуется согласие обоих законных представителей, но при подаче заявления-уведомления, как правило, достаточно присутствия кого-то одного. Если же к семье имеются особые вопросы (стояли на учете, попадали в поле зрения субъектов профилактики и т.д.), сотрудники местной администрации могут потребовать присутствия всей семьи. В Гражданском и Семейном кодексах РФ на этот счет ничего не сказано, но спорить не стоит: препирательства в данном случае только затянут решение вопроса.

В итоге, сформированный пакет документов принимается местной администрацией, рассматривается в течение 30 дней, после чего издается распоряжение, содержащее в себе четкие указания, при каких условиях может быть совершена сделка.

Критерии оценки

Прежде чем одобрить операцию с недвижимостью, специалисты ООП должны понять, совершается ли этот шаг осознанно и в интересах ребенка. Стоит отметить, что четких критериев оценки не существует – вынесенное решение является преимущественно субъективным и учитывает целый ряд факторов:

  • площадь приобретаемого объекта;
  • техническое состояние объекта;
  • расположение объекта;
  • развитость инфраструктуры на прилегающей территории;
  • социальные условия и т.д.

В сделке может быть отказано, если она приведет к сужению объема существующих имущественных прав ребенка или к нарушению его охраняемых законом интересов. Говоря простым языком, доля собственности несовершеннолетнего не должна уменьшиться, а жилищные условия – ухудшиться. К примеру, если ребенка из небольшой, но отдельной квартиры родители решать перевезти в просторную комнату общежития, вероятнее всего, они получат отказ. При этом обмен ветхого строения на новое, качественное жилье, даже уступающего по параметрам, может быть воспринят положительно.

Отдельный вопрос — приобретение строящегося жилья. Долевое строительство всегда сопровождается большим риском для покупателя. Поэтому, как показывает практика, органы опеки не одобряют сделку в том случае, готовность объекта составляет менее 70%, а в договорах долевого участия не фигурирует имя несовершеннолетнего.

Любое решение ООП можно попытаться оспорить в установленном судебном порядке. Для этого необходимо получить письменное уведомление об отказе в местной администрации и обратиться с заявлением в суд. Но, как показывает практика, действия ООП редко выходят за пределы существующих норм и установленных законом приоритетов:

Пример из практики: Воронцовы решили переехать из квартиры в частный загородный дом. Родители нашли покупателей на свою жилплощадь, подыскали подходящее домовладение для встречной покупки, но получили в местной администрации отказ.

Обращение в суд плодов не принесло: действия органов опеки и попечительства признали законными. Тогда семья подготовила апелляцию и обратилась к Уполномоченному с просьбой отстоять законные интересы несовершеннолетних, являющихся собственниками продаваемого жилья. Однако, как выяснилось из материалов дела, специалисты опеки действовали исключительно в рамках закона. Выбранная Воронцовыми постройка располагалась на территории садоводческого некоммерческого товарищества. Стоящий на участке дом значился в документах как объект нежилого имущества и переезд туда, по сути, лишал детей официальной регистрации. Родителям было рекомендовано подыскать другой вариант встречной покупки. Как только объект был найден, органы опеки дали официальное согласие на проведение сделки.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сделки с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним, являются достаточно сложными – причем, на всех этапах. На законных представителей обрушивается целый вал дополнительных трудностей: поиск подходящих вариантов (ведь не все будут одобрены), сбор пакета документов, длительные согласования, не говоря про вполне вероятный страх срыва операции по причине отказа. И все же следует понимать: все меры предосторожности, принимаемые государством, существуют исключительно для того, чтобы защитить юных граждан от ущемления прав и неразумных рисков.

Субъективность и человеческий фактор играют не последнюю роль в деятельности органов опеки и попечительства. Поэтому добросовестные родители всегда могут попытаться донести до специалистов свою позицию путем разумных переговоров. Если же должностные лица не идут на контакт и, вопреки закону, игнорируют детские интересы, следует пожаловаться в прокуратуру или обратиться за поддержкой Уполномоченному по правам ребенка.

Как оформляется согласие органов опеки и попечительства на совершение сделки с жилым помещением с участием несовершеннолетних?

Согласие органов опеки и попечительства представляет собой постановление главы органа местного самоуправления. В том случае, когда законами субъектов Российской Федерации осуществление функций по опеке и попечительству возложено

на конкретные муниципальные органы управления образованием, согласие на совершение сделок может быть дано их руководством. Другие лица вправе совершать такие действия лишь в том случае, когда они уполномочены на то компетентными органами (ст. 53 ГК РФ, п. 2 ст. 121 СК РФ).

Смотрите так же:  Исходные требования на разработку проекта

Органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, устанавливают, соответствует ли она интересам несовершеннолетних. Их разрешение на сделку выдается по заявлению законного представителя ребенка. В заявлении должны быть указаны адрес, по которому выбывает ребенок, и данные о жилплощади, получаемой (приобретаемой) им взамен. В некоторых случаях органы опеки и попечительства выдают разрешение на отчуждение жилых помещений, принадлежащих детям, при условии приобретения для них другого жилого помещения равной площади. Обычно такое разрешение выдается с указанием срока приобретения для ребенка другой собственности (квартиры или дома). Если в течение указанного срока для несовершеннолетнего не будет приобретена соответствующая жилая площадь, то такое разрешение считается недействительным.

В любом случае необходима тщательная текстуальная проверка разрешения органа опеки и попечительства. В одном из дел иск о признании договора купли-продажи квартиры недействительным основывался на том, что орган опеки и попечительства выдал разрешение на продажу квартиры, в которой были прописаны двое несовершеннолетних

детей, и покупку другой, конкретно названной, квартиры в Москве. После продажи квартиры продавец купил другую, но не ту, на покупку которой было выдано разрешение, и не в Москве, а в Серпухове (Московская область). По жалобе бывшего мужа — продавца квартиры именно на этом основании прокуратурой был предъявлен иск о признании договора купли-продажи квартиры недействительным.

В другом случае разрешение было подписано ненадлежащим лицом (не супрефектом, а его заместителем), что также явилось основанием для иска о признании сделки недействительной.

В каких случаях при сделках с участием несовершеннолетних согласие органов опеки и попечительства не требуется?

Согласие органов опеки и попечительства не требуется, если в сделке участвуют следующие категории несовершеннолетних:

лица, вступившие в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста и приобретшие дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак (ст. 21 ГК РФ);

лица, достигшие 16 лет, работающие по трудовому контракту и объявленные полностью дееспособными с согласия родителей, а при отсутствии такого согласия — по решению суда (эмансипация) (ст. 27 ГК РФ).

Такие лица могут быть сторонами в договоре, то есть самостоятельно совершать сделки по отчуждению жилых помещений. При этом полная дееспо-

собность должна быть подтверждена свидетельством о заключении брака или решением органов опеки и попечительства либо решением суда.

Каковы особенности сделок с жилыми помещениями, в которых зарегистрированы несовершеннолетние?

Одним из больных вопросов судебной практики по жилищным делам является проблема выписки бывших собственников из жилого помещения. В Москве для решения этой проблемы заключение договоров отчуждения поставлено в прямую зависимость от выписки прописанных в ней граждан. Введено понятие группы риска, куда относятся и несовершеннолетние. Регистрация сделок по отчуждению жилых помещений граждан должна производиться департаментом муниципального жилья только после их выписки с отчуждаемой жилой площади на другое место жительства (Распоряжение мэра г. Москвы от 26.05.94 г. «О дополнительных мерах по защите граждан от противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении жилых помещений»). Так что, прежде чем продавать квартиру, где прописаны несовершеннолетние, нужно подумать о том, куда их выписать.

Приведем пример. В московской квартире, приобретенной по договору купли-продажи, зарегистрирована семья: отец, мать и несовершеннолетний ребенок. Родители решили продать квартиру, чтобы купить с доплатой большую по площади. Прежде чем совершить подобную сделку, ребенка вместе

с одним из родителей перепрописывают к бабушке в приватизированную 2-комнатную квартиру общей площадью 54 м2, где она проживает одна.

В этом случае для совершения сделки не потребуется согласия органов опеки и попечительства, кроме того, департамент муниципального жилья сделку зарегистрирует беспрепятственно.

Существуют ли ограничения по совершению сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних?

Следует иметь в виду, что опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники (к ним логично отнести родителей и детей) не вправе совершать с подопечными сделки по отчуждению жилых помещений, за исключением передачи жилых помещений подопечному в качестве дара (ст. 37 ГК РФ).

В каких случаях сделки с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних признаются недействительными?

Сделки по отчуждению жилого помещения, в котором были прописаны или собственниками которого являлись несовершеннолетние, совершенные без согласия органов опеки и попечительства, признаются недействительными как сделки, совершенные с нарушением требований закона (ст. 37, 168, 175 ГК РФ). Решение суда в таких случаях практически предопределено, особенно если в результате сделки ухудшились жилищные условия несовершеннолетних. Для того чтобы такая сделка была

признана недействительной, нужно подать в суд исковое заявление.

Отметим, что большинство случаев признания договоров купли-продажи квартир недействительными связаны именно с отсутствием разрешения органов опеки и попечительства на продажу квартиры, в которой проживают несовершеннолетние дети.
.

24 часа, 365 дней в году

Согласие органа опеки и попечительства

Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. К функциям органов опеки и попечительства относятся подбор лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), надзор за деятельностью опекунов и попечителей, включая обследование жилищных и бытовых условий, контроль за исполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей, в том числе по управлению имуществом подопечного, оказание им помощь и содействия, рассмотрение жалоб на их действия, принятие соответствующих мер и т.д. Таким образом, органы опеки и попечительства выполняют функции представительства подопечного и социально правовой защиты его интересов.

Выполнение отдельных функций в области опеки и попечительства может быть возложено на соответствующие отделы (управления)и другие структурные подразделениями органов местного самоуправления. Например, в отношении несовершеннолетних — на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, — на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (органы) социальной защиты населения.

Выдача разрешений и согласия органа опеки и попечительства

Зачастую граждане сталкиваются с трудностями при обмене жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние (или недееспособные) лица, так как в этом случае для регистрации сделки требуется согласие органов опеки и попечительства, которое порой не так уж просто получить.

Согласно ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. При этом понятие такого надзора не раскрывается и критерии оценки для принятия решений в законе не отражены. Само по себе требование о получении такого согласия противоречит действующему законодательству, но широко, как считает адвокат, применяется в практике.

Согласно п. 29 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для регистрации сделки с жилым помещением требуется разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом как лиц, не достигших 14 лет, и так и лиц, признанных судом недееспособными, их законными представителями.

Однако ч. 4 ст.292 ГК РФ предусматривает отчуждение жилого помещения с согласия органа опеки и попечительства, только в том случае, если в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника. А вот в прежней редакции, которая действовала до 2005 года, для совершения сделок с жилым помещением, в котором проживали несовершеннолетние, согласие органа опеки и попечительства требовалось во всех случаях.

Первоначально нововведение распространялось на квартиры, в которых были прописаны дети, родители которых были лишены прав. Однако практика пошла по пути расширительного толкования новой редакции, хотя она фактически и восстанавливает смысл прежде действовавшей нормы. Представляется, что данная практика может быть оспорена в судебных инстанциях.

Необходимо также отметить, что в указанной норме речь идет о помещениях, находящихся в собственности родителей, то есть о тех помещениях, где их дети не имеют доли и не являются собственниками. Следовательно, даже в новой расплывчатой редакции разрешение органа опеки не требуется для распоряжения собственностью несовершеннолетних их родителями.

Получается парадоксальная ситуация, когда согласие (разрешение) органа опеки и попечительства требуется для распоряжения собственностью родителей и не требуется для распоряжения ими собственности самих детей. Спрашивается чьи же тогда интересы защищают органы опеки? Допустимо ли в правовом государстве устанавливать ограничения оборота собственности и ставить в зависимость возможность продажи своей квартиры от усмотрения чиновника.

Если же речь идет об обмене муниципального жилья, то есть предоставленного по договору социального найма, (а эти правоотношения регулируются не гражданским, а жилищным законодательством), то и здесь получение какого-либо согласия не предусмотрено. Оно существует лишь в инструкциях Минюста.

Таким образом, фактически речь идет не о разрешительной процедуре, а об установлении разрешительной системы оборота недвижимости, сходной с оборотом таких вещей как оружии или наркотические средства.

В остальном, сложившуюся практику следует признать рациональной в той степени в какой она не позволяет остаться без жилья несовершеннолетним россиянам в силу юридических просчетов родителей при совершении сделок с жильем. Обычно органы опеки и попечительства возражают против обмена «через куплю-продажу», ибо такая сделка является не обменом в юридическом смысле, а цепочкой договоров купли-продажи. Это означает, что у контрагента нет обязанности предоставить другое жилое помещение, а есть обязательство выплатить деньги за квартиру. Гарантии заключения последующего договора купли-продажи, по которому первоначальный продавец вновь приобретает жилье, нет, так как другая сторона вправе всегда отказаться от продажи своего жилого помещения. В итоге участники такого «обмена», в том числе и несовершеннолетний ребенок, могут остаться без жилья. Во избежание таких случаев, обязательным условием дачи согласия со стороны органов опеки и попечительства при совершении сделки-купли продажи является предоставление другого жилого и благоустроенного помещения ребенку на время совершения сделки либо зачисление «гарантийного» платежа на сберкнижку на имя несовершеннолетнего. Размер этого взноса определяется в процентах от существенных условий конкретной сделки.

Смотрите так же:  Доплата за выполнение дополнительной работы

Аналогично органы опеки и попечительства походят к случаям обмена приватизированного помещения на неприватизированное, поскольку законодательство не предусматривает возможности заключить такую сделку напрямую. В самом деле, ведь существует масса законных способов для простых сделок, и прежде чем заключить такую сложную сделку, для чьего удобства замышляется столь сложная конструкция?

Поэтому органы опеки и попечительства охотно идут навстречу при совершении прозрачных сделок, например мены жилыми помещениями. Договор мены отличается от купли-продажи тем, что стороны одновременно получают жилые помещения, принадлежавшие ранее на праве собственности друг другу.

Согласие органа опеки на совершение сделки несовершеннолетним

Нужно ли согласие органов опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних?

Имущественные отношения между родителями и детьми, а также усыновителями и усыновленными, приравненными к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 Семейного кодекса РФ), регулируются семейным законодательством (ст. 2 Семейного кодекса РФ).

Однако Семейный кодекс РФ не регламентирует в достаточной степени права и обязанности родителей по управлению (в том числе по распоряжению) имуществом детей.

В связи с этим ст. 60 Семейного кодекса РФ определено, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.

Следовательно, управление родителями и усыновителями имуществом ребенка осуществляется по правилам ст. 37 Гражданского кодекса РФ «Распоряжение имуществом подопечного».

Положениями абз. 2 п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», (далее – Закон N 48-ФЗ). Таким образом, норма абз. 2 п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации является по своему содержанию отсылочной, поскольку содержит указание на регламентацию порядка управления имуществом несовершеннолетнего специальным федеральным законом — Законом N 48-ФЗ. Ст. 20 Закона N 48-ФЗ предусматривает, что для заключения сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, выданное в соответствии со ст. 21 этого же Закона.

Согласно п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Данные правила распространяются и на родителей при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ).

Учитывая это, управление имуществом несовершеннолетних детей их родителями (усыновителями) регулируется нормами, установленными специальным федеральным законом для опекунов и попечителей при осуществлении ими управления имуществом подопечных. Соответственно, в сфере осуществления имущественных прав несовершеннолетних граждан их родители и усыновители приравнены к опекунам и попечителям.

Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в мотивировочной части решения от 15 августа 2007 года N ГКПИ07-737, где указывается, что на родителей при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом ребенка распространяются правила о необходимости получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

В ст. Закона N 48-ФЗ определены случаи обязательного получения опекуном или попечителем предварительного разрешения органа опеки или попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного. Предварительное разрешение органа опеки или попечительства требуется и в случае выдачи доверенности от имени несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 21 Закона N 48-ФЗ). Однако положения нормы ч. 2 ст. 21 Закона N 48-ФЗ не содержат конкретные полномочия, для включения которых в доверенность, выдаваемую от имени несовершеннолетнего лица, необходимо получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Федеральная нотариальная палата в письме от 19.03.2013 N 520/06-10 полагает, что положения ч. 1 и 2 ст. 21 Закона N 48-ФЗ необходимо рассматривать во взаимосвязи с учетом отношений, которые регулирует данная статья.

Следовательно, предварительное разрешение органа опеки и попечительства на выдачу доверенности от имени несовершеннолетних требуется только в том случае, если содержащиеся в ней полномочия носят имущественный характер и могут повлечь уменьшение имущества несовершеннолетнего. Например, в случае совершения сделок по отчуждению имущества, в том числе обмену, дарения имущества, сдачи его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог и т.д. Поэтому, Федеральная нотариальная палата полагает, что для выдачи доверенности от имени несовершеннолетнего лица, содержащей полномочия на приобретение имущества и имущественных прав несовершеннолетним, предварительного разрешения органа опеки и попечительства не требуется.

Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних

(Осипова С. В.) («Нотариус», 2006, N 5)

СОГЛАСИЕ (РАЗРЕШЕНИЕ) ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ ПРИ УЧАСТИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Осипова С. В., старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права (Самарский государственный университет).

Сделки с недвижимым имуществом, несмотря на широкое распространение на практике, являются одними из самых сложных и «проблемных». Когда такие сделки затрагивают права несовершеннолетних, требуется четкая и эффективная защита прав последних. Действующее законодательство содержит ряд общих норм, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних при совершении сделок с недвижимостью. К сожалению, во второй части Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) при регулировании конкретных договоров в отношении недвижимого имущества не учитываются особенности совершения этих сделок с участием несовершеннолетних. Полагаем, данный пробел необходимо восполнить. Нормы, учитывающие данную специфику, должны быть как в первой (Общей), так и во второй части ГК РФ , применительно к отдельным договорам. Условно указанные права несовершеннолетних можно разделить на две группы: ——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

1) права несовершеннолетних, не являющихся собственниками недвижимого имущества; 2) права несовершеннолетних, являющихся собственниками (сособственниками) недвижимого имущества. В первом случае права несовершеннолетних охраняются прежде всего нормой п. 4 ст. 292 ГК РФ, в соответствии с которой отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства. Во втором случае несовершеннолетние, будучи собственниками (сособственниками) недвижимого имущества, оказываются непосредственными участниками сделок с этим имуществом. В целях повышения уровня защиты прав несовершеннолетних законодатель установил обязательное предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ)). Анализ законодательства и литературы позволяет выделить следующие случаи, в которых необходимо получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства . ——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 16. Попытка систематизировать эти сделки была осуществлена в Приказе Минюста РФ от 20 июля 2004 г. N 126 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним».

Отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, законными представителями или дача согласия законными представителями на отчуждение такого имущества несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. ——————————— В соответствии со ст. 28 ГК РФ законными представителями несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет могут быть родители, усыновители или опекуны. В соответствии со ст. 26 ГК РФ законными представителями, с согласия которых совершаются сделки несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, могут быть родители, усыновители или попечитель. По поводу попечителя в литературе высказано мнение, что он не может быть законным представителем (см., напр.: Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование. М., 2002. С. 60).

Передача в аренду, в залог, сдача внаем, предоставление в безвозмездное пользование имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, законными представителями или дача согласия законными представителями на совершение таких сделок несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Дача согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на отказ от права преимущественной покупки доли в праве общей собственности на имущество или отказ законных представителей несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет от указанного права. Заключение договора участия в долевом строительстве от имени несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет их законными представителями или дача согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на заключение договора участия в долевом строительстве. Дача согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на выдел долей, раздел имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, или осуществление указанных действий законными представителями несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет. Дача согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на совершение сделки, влекущей уменьшение имущества несовершеннолетнего, в том числе уменьшение доли в праве общей долевой собственности, или осуществление указанных действий законными представителями несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет. Таким образом, как в первом, так и во втором случае, необходимо обязательное согласие (разрешение) органа опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Следует отметить, что на федеральном уровне отсутствует законодательная регламентация порядка предоставления согласия (разрешения) органами опеки и попечительства на совершение указанных выше сделок с недвижимостью, затрагивающих права несовершеннолетних . Нет ни четких норм, которые бы указывали, что именно может служить основанием для согласия органов опеки и попечительства на совершение сделки с недвижимым имуществом, ни критериев или правил, которые позволяли бы органам опеки и попечительства обосновывать свое решение относительно возможного нарушения прав несовершеннолетних при совершении сделки с недвижимым имуществом. Полагаем, нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ, не могут решить обозначенную проблему. Необходимо принятие отдельного нормативного акта на федеральном уровне, регламентирующего порядок деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и при принятии решений о даче согласия на совершение сделок с недвижимым имуществом, затрагивающих права несовершеннолетних . Кроме того, полагаем, необходимо внести изменения в действующее законодательство и использовать единый термин «разрешение» (соответственно заменить «согласие» на «разрешение»), выражающий мнение органа опеки и попечительства относительно совершения данных сделок. ——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506. ГК РФ (ст. 37, п. 4 ст. 292) и СК РФ (п. 3 ст. 60) содержат лишь общие требования, касающиеся необходимости получить согласие органа опеки и попечительства. В литературе предлагается принять Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», в котором необходимо объединить и систематизировать нормы, посвященные в целом институту опеки и попечительства (см., напр.: Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Л. Ю. Михеева; Под ред. Р. П. Мананковой. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 255 — 263).

Смотрите так же:  Иск о прекращении права пользования жилыми помещением

Несовершеннолетние и сделки с недвижимостью

При покупке или продаже квартиры есть факторы, которые усложняют сделки с недвижимостью, а порой делают невозможным проведение таких сделок. Одним из таких факторов является участие в сделке несовершеннолетних, которые могут быть собственниками этого жилья или иметь имущественные права на долю в квартире.

Сегодня об основных аспектах, связанных с участием несовершеннолетних в сделке с недвижимостью, мы беседуем с Шаповаловой Татьяной Григорьевной, главным инспектором отдела защиты жилищных и иных имущественных прав несовершеннолетних в управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Одинцовскому муниципальному району и городскому округу Краснознаменск.

При любых операциях с недвижимостью с участием несовершеннолетних (продажа, передача недвижимости в залог, дарение, обмен и др.) необходимо получить согласие органов опеки и попечительства, в противном случае сделка (если и сможет быть проведена) будет признана незаконной, со всеми вытекающими последствиями.

Это правило определяют ст. 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статья 60 Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в сделках с недвижимостью интересы несовершеннолетних представляют не их родители (как в остальных случаях), а представители органов опеки и попечительства, которые следят за тем, чтобы права детей не были нарушены и проверяют законность сделки.

Впрочем, если квартира является собственностью родителей, а дети просто зарегистрированы по месту жительства, то это значительно упрощает проведение сделки. Обращаться в органы опеки для получения соответствующего разрешения нет необходимости.

В каких случаях разрешение (согласие) органа опеки и попечительства является обязательным?

Разрешение (согласие) органа опеки и попечительства является обязательным в следующих случаях:

— сдача имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в аренду;

— отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетнему;

-передача имущества несовершеннолетнего в безвозмездное пользование;

-передача имущества в залог;

-отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, в том числе отказ от права преимущественной покупки доли в праве собственности, отказ от участия в приватизации, отказ от наследства;

-раздел имущества несовершеннолетнего:

— сделки, влекущие уменьшение имущества несовершеннолетнего;

— отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения, либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.

Следует иметь ввиду, что для распоряжения банковскими вкладами, открытыми на имя несовершеннолетнего, его законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями) также требуется разрешение (согласие) органа опеки и попечительства.

Какова вероятность разрешения или отказа органа опеки и попечительства?

Нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждается порядок выдачи предварительных разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних, который может предусматривать выдачу такого разрешения на совершение сделки по продаже жилого помещения, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетнему, с условием:

— одновременного приобретения на имя несовершеннолетнего жилого помещения взамен отчуждаемого (доля в праве собственности несовершеннолетнего на приобретаемую квартиру по площади и по стоимости не должна быть менее доли несовершеннолетнего в отчуждаемой квартире);

— с последующим приобретением на имя несовершеннолетнего жилого помещения (по договору уступки (цессии), по договору долевого участия и т. д.), при этом обязательным условием является наличие иного жилого помещения, где ребенок будет проживать до ввода строящегося дома в эксплуатацию;

— отчуждение доли несовершеннолетнего при условии одновременного перечисления денежных средств на банковский счет, открытый на имя несовершеннолетнего, для приобретения ему жилого помещения взамен отчуждаемого (возможно в исключительных случаях, при наличии в собственности несовершеннолетнего иного жилого помещения, либо права пользования жилым помещением по договору социального найма).

Другими словами, возникновение проблем при получении разрешения от органов опеки и попечительства маловероятно в тех случаях, когда жилищные условия ребенка гарантированно улучшаются.

Конечно, определенные сложности могут возникнуть в случае переезда в другой город, когда органы опеки и попечительства потребуют доказательства того, что права ребенка не будут ущемлены (жилищные условия не ухудшаются). Доказательство, которое в данным случае считается таковым, это предварительный договор купли-продажи.

А вот если в результате планирующейся сделки жилищные условия ребенка будут менее привлекательными, есть высокая вероятность, что органы опеки и попечительства откажутся выдавать разрешение.

Впрочем, каждый случай рассматривается индивидуально. Например, планируется обмен на квартиру меньшей площади, но делается это для того, чтобы оставшиеся от продажи деньги потратить на лечение ребенка. Не редкостью являются случаи, когда органы опеки и попечительства дают согласие на обмен городской квартиры на дом в пригороде, если такой обмен мотивирован необходимостью свежего воздуха для ребенка, который подвержен легочным заболеваниям.

Самое главное в подобных случаях — собрать документы, которые будут служить подтверждением сложившихся обстоятельств.

Кроме того органы опеки и попечительства весьма настороженно относятся к передаче недвижимости, часть которой (или вся квартира) принадлежит ребенку, в залог для обеспечения ипотечного кредита, оформленного для приобретения квартиры на вторичном рынке недвижимости или в строящемся доме. Известны случаи, когда обманутые дольщики оставались без обещанной квартиры или не могли погасить кредит.

Соответственно, при развитии событий подобным образом возникает необходимость реализации залога, и в этом случае ребенок остается без жилья (если органы опеки и попечительства согласились на передачу квартиры в залог).

Каков порядок получения разрешения на совершение сделок с недвижимостью несовершеннолетнего?

Согласно действующему законодательству, отказ или согласие органов опеки и попечительства на продажу квартиры или других объектов недвижимости (машины, земельного участка и др.) должен быть выдан на руки заявителю в течение 15 дней со дня обращения в орган опеки и попечительства по месту регистрации несовершеннолетнего.

Решение принимается коллегиально в присутствии заявителей на межведомственном Совете по защите прав несовершеннолетних граждан, в том числе жилищных.

Главное: при рассмотрении вопроса о разрешении на совершение таких сделок орган опеки и попечительства анализирует следующие обстоятельства:

— не произойдет ли в результате совершения сделки ухудшения жилищных условий несовершеннолетнего;

— нет ли основания полагать, что в последующем сделка будет расторгнута, признана недействительной или не исполнена по другим причинам, в результате чего будут нарушены жилищные и имущественные права несовершеннолетнего.

Какие существуют потенциальные опасности для покупателя в сделках с недвижимостью с участием несовершеннолетних?

Для покупателя опасность в сделке с недвижимостью, где могут быть затронуты интересы детей, заключается в том, что на любом этапе подготовки может быть допущена ошибка (намеренно или нет). Например, если квартира приобретена с привлечением средств материнского (семейного) капитала, то она должна быть оформлена в общую долевую собственность родителей и детей. Зачастую родители продают такую квартиру, не выполнив это обязательство, что является нарушением действующего законодательства.

В результате этого (или по другим основаниям) сделка может быть оспорена в суде, и если факт нарушения прав ребенка будет доказан, на текущего собственника квартиры могут лечь обязательства возместить нанесенный ущерб.

Поэтому одним из способов убедить потенциального покупателя в юридической безопасности сделки является предоставление всех необходимых документов. Естественно, что эти документы должны быть полностью собраны уже к моменту размещения объявления о продаже.

При этом правильный подход к определению мотивации продажи недвижимости позволит облегчить процесс получения разрешения от органов опеки и попечительства.

Дополнительную информацию, которая позволит повысить вероятность быстрой и выгодной продажи квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний, можно получить в управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Одинцовскому муниципальному району и городскому округу Краснознаменск в приемные дни: понедельник, среда, четверг с 10.00 до 17.00 (обед с 13.00 до 14.00) по адресу: город Одинцово, улица Можайское шоссе, дом 119 (кабинет № 3)