Льготы во внебюджетные фонды

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ УПЛАТЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, СУБЪЕКТАМ МАЛОГО БИЗНЕСА

В течение 2011 — 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 19.01.2011 N Д05-136.

Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.

За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.

В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ »О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ »О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона »О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.

В переходный период 2011 — 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.

Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.

При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ »О внесении изменений в статью 58 Федерального закона »О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона »Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в течение 2011 — 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.

Для получения более подробной информации целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов.

Согласно требованиям ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, кроме прочего, производство резиновых и пластмассовых изделий (пп. »ж» п. 8 ч. 1) .

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Льготные ставки по страховым взносам для СМИ и хозяйственных обществ, созданных по Закону № 217-ФЗ

Автор: Артемова Ирина

Артемова И.В., главный бухгалтер

Льготные ставки по страховым взносам для СМИ и хозяйственных обществ, созданных по Закону № 217-ФЗ

Одним из наиболее острых вопросов действующей системы налогообложения является вопрос о страховых взносах во внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Законы, отменяющие единый социальный налог и вводящие вместо него систему взносов, были приняты еще в 2009, а начали свое действие с 2010 г. Суть изменений заключалась в том, что вместо 26 % ЕСН для общей системы налогообложения и 14 % взносов в пенсионный фонд для специальных налоговых режимов организации и предприниматели будут уплачивать 34 % с фонда оплаты труда. Особенно резким повышение окажется для применяющих специальные режимы – взносы с 2011 г. увеличатся более чем в 2 раза.

Для смягчения перехода к новой системе в Законе № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» был предусмотрен переходный период. В 2010 г. прежние ставки взносов сохранялись для значительной части плательщиков. В настоящее время на период 2011−2019 гг. действуют пониженные ставки взносов лишь для некоторых категорий.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей на общей системе налогообложения и ЕСХН (едином сельхозналоге).

Для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты инвалидам − в части данных выплат, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %.

Для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов, действуют следующие ставки.

Итоговая ставка взносов во внебюджетные фонды

Для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г., бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от

22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), действуют следующие ставки.

Итоговая ставка взносов во внебюджетные фонды

По окончании переходного периода все плательщики взносов переходят на итоговую ставку − 34 %.

Логика законодателей в повышении страховых взносов заключается в том, чтобы для большинства плательщиков процент повысился существенно, а плавное повышение и меньший итоговый процент платежей был установлен для социально направленных и инновационных отраслей бизнеса. Ряд таких решений принимался уже в течение 2010 г. путем поправок в Закон № 212-ФЗ.

2010 г. подошел к концу, и необходимость платить страховые взносы по ставке 34 % стала реальностью для большинства организаций и предпринимателей. Однако в настоящий момент принят Государственной Думой и Советом Федерации проект Закона № 433104-5. Он вносит изменения в ст. 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Этот законопроект предусматривает установить для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации и хозяйственных обществ, созданных при бюджетных научных учреждениях, согласно Закону № 217-ФЗ от 02.08.2009, пониженные тарифы страховых взносов на период 2011−2014 гг. Ставка будет повышаться постепенно.

Итоговая ставка во внебюджетные фонды

Общеустановленная ставка 34 % с 2015 г.

Предприятия, созданные при бюджетных научных учреждениях согласно Закону № 217-ФЗ, – это основанные научными бюджетными учреждениями общества, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, которыми являются программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Льгота для них действует только в случае, если они применяют упрощенную систему налогообложения.

Согласно законопроекту № 433104-5, льготы для СМИ будут предоставлены не всем средствам массовой информации, а только тем российским организациям и предпринимателям, осуществляющим производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением рекламных и (или) эротических), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта − в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации − в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

В течение 2011−2014 гг. пониженные тарифы страховых взносов в фонды для хозяйственных обществ, созданных по Закону № 217-ФЗ, и СМИ будут установлены по следующим ставкам.

Фонд социального страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Из них взносы в ПФР будут делиться следующим образом.

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопи­тельной части трудовой пенсии

1966 г. рождения и старше

для лиц 1967 г. рождения и моложе

для лиц 1967 г. рождения и моложе

Подтверждать свои полномочия по выпуску в эфир или изданию средств массовой информации необходимо будет в особом порядке. Этот порядок будет утвержден Правительством РФ. Организации и предприниматели, подтвердившие полномочия, будут включены в реестр. Вести реестр будет орган, уполномоченный Правительством. На заседании Думы было предложено передать эти полномочия Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору). Вероятнее всего, именно Роскомнадзор будет вести реестр СМИ, подтвердивших свои полномочия, т. к. этот орган контролирует их деятельность.

Смотрите так же:  Основные требования к клиникам

Реестр СМИ, подтвердивших полномочия, будет передаваться Роскомнадзором в соответствующие фонды не позднее 1 числа после окончания очередного квартала. Напомним, что органом контроля уплаты взносов в Пенсионный фонд, ФФОМС и ТФОМС является Пенсионный фонд РФ. Органом контроля уплаты взносов в Фонд социального страхования – сам фонд социального страхования. Следовательно, два этих фонда смогут ежеквартально проверять, имели ли организации и предприниматели право применять льготу. Также фонды будут иметь возможность оперативно реагировать в случае неправомерного применения пониженной ставки.

Критерием включения организации или предпринимателя в реестр СМИ, подтвердивших полномочия, будет являться основной вид их деятельности. Специального документа или пояснения в тексте законопроекта, какой вид деятельности признается основным, нет.

В настоящий момент есть два документа, устанавливающих общие правила определения основного вида деятельности для организаций. Во-первых, это «Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 г. № 713. Согласно п. 9 указанных Правил, основным видом деятельности считается тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольшую долю в общем объеме выпущенной продукции или оказанных услуг. Есть также «Методические указания по расчету основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации», утвержденные Приказом Росстата от 01.10.2007 № 150. Согласно этим указаниям, вид деятельности для коммерческих организаций − оборот товаров или оказанных услуг (в торговле − валовая прибыль) по соответствующему виду экономической деятельности в процентах от соответствующего показателя по организации в целом. Тот вид деятельности, который имеет максимальный оборот из всех, является основным. Очевидно, одно из этих определений и будет использоваться, т. к. они совпадают в оценке, из них определение Росстата несколько точнее.

Согласно действующему законодательству, основной вид деятельности индивидуального предпринимателя определяется согласно данным из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Тем предпринимателям, у которых деятельность в области СМИ является основной фактически, а в ЕГРИП содержатся иные данные, целесообразно внести изменения в ЕГРИП для получения права на льготу. Это делается путем подачи в ИФНС по месту регистрации формы Р24001 «Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей», заверенной нотариально. В форме заполняется само заявление на 3-х страницах и лист И «Сведения о видах экономической деятельности, подлежащие внесению в ЕГРИП». Код вида деятельности, который необходимо сделать основным, указывается в первой строке листа И.

В качестве кодов ОКВЭД основного вида деятельности для получения средством массовой информации льгот по законопроекту подходят следующие:

22.1 Издательская деятельность.

22.2 Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области.

72.4 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет.

92.2 Деятельность в области радиовещания и телевидения.

92.4 Деятельность информационных агентств.

92.6 Деятельность в области спорта.

Также все подгруппы данных групп кодов.

В случае если по итогам отчетного или расчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев, года) основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному, то они лишаются права применять льготные тарифы. Аналогичная мера предусмотрена, если они были исключены из реестра.

В этих случаях организация или предприниматель обязаны восстановить взносы до общеустановленных тарифов с начала того периода, в котором возникло несоответствие или в котором они были исключены из реестра. На сумму взносов к доплате в бюджет начисляются и уплачиваются пени по действующей ставке (1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки).

Так как законопроект предусматривает возможность для контролирующих органов проверять, соответствует ли основной вид экономической деятельности в отчетном или расчетном периоде заявленному, остается некоторая неясность относительно того, как будет проверяться этот факт у индивидуальных предпринимателей. Формально для этого достаточно, чтобы основной вид деятельности предпринимателя, содержащийся в ЕГРИП в течение отчетного периода, соответствовал заявленному. Однако это дает возможность получить льготу любому индивидуальному предпринимателю, вне зависимости от того, каким видом деятельности он фактически занимается. Поэтому, вероятно, последуют разъяснения или подзаконные акты, которые либо распространят на предпринимателей порядок определения основного вида деятельности для организаций, либо установят иные правила.

Законопроект № 433104-5 предусматривает заявительный порядок включения организаций и предпринимателей в реестр СМИ, подтвердивших полномочия. Форма заявления и сроки передачи пока не установлены. Вероятно, заявление будет содержать сведения об организации, сведения об основном виде экономической деятельности – оборот основного вида деятельности и общий оборот для организаций, код ОКВЭД по основному виду деятельности для предпринимателей, подписи ответственных лиц. Так как сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, определяют право на применение льготы, то для предпринимателей, вероятнее всего, будет обязательно предоставление свежей выписки из ЕГРИП.

Что касается хозяйственных обществ, созданных согласно № 217-ФЗ, то они обязаны в течение 7 дней со дня государственной регистрации уведомить о своем создании федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Этим органом является министерство науки и образования РФ (Минобрнауки). Вероятно, именно Минобрнауки составит и будет вести реестр таких обществ и передавать в фонды не позднее 1 числа месяца, следующего за очередным кварталом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Информация о применении упомянутыми обществами упрощенной системы налогообложения передается в Пенсионный фонд органами федеральной налоговой службы (применение упрощенной системы является для них условием для получения льготы по страховым взносам). Порядок такой передачи определен соглашением об информационном обмене, принятым между ИФНС и ПФР. Соответственно, данные общества не будут обязаны подавать заявления в ПФР на льготу. В ФСС необходимо предоставить копию уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, если она не предоставлялась организацией ранее, например, при регистрации в фонде. Отказ или непредставление в ФСС в установленный срок документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, согласно ст. 48 Закона № 212-ФЗ.

Если по итогам отчетного (расчетного) периода (квартала, полугодия,

9 месяцев, года) хозяйственное общество утратило право на применение упрощенной системы налогообложения или исключено из реестра хозяйственных обществ, то оно лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором утрачено право или произошло исключение. Сумма недоначисленых страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов с взысканием с общества соответствующих сумм пеней.

В данном случае порядок предоставление льготы, предусмотренный законопроектом № 433104-5, не носит заявительного характера, и льготой могут пользоваться все общества, созданные согласно Закону №217-ФЗ от 02.08.2009, уведомившие о своем создании Минобрнауки и получившие уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения в ИФНС по месту регистрации.

Законопроект № 433104-5 в случае утверждения его Президентом РФ вступит в силу с 1 января 2011 г.

Кратко подведем итоги:

Государственной Думой и Советом Федерации принят законопроект

№ 433104-5, предусматривающий включение средств массовой информации и хозяйственных обществ, созданный согласно № 217-ФЗ от 02.08.2009, в перечень плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, имеющих право применять пониженные тарифы в 2011−2014 гг.

Общая ставка страховых взносов для этих двух категорий составит

26 % в 2011, 27 % в 2012, 28 % в 2013, 30 % в 2014, 34 % с 2015 г.

Право на льготу имеют организации и предприниматели, включенные в соответствующие реестры. Порядок включения в реестр СМИ заявительный, по критерию основного вида деятельности.

Индивидуальным предпринимателям, основной вид фактически осуществляемой деятельности которых относится к системе СМИ, необходимо проверить, какой вид их деятельности указан в качестве основного в Едином государственного реестра индивидуальных предпринимателей, и внести изменения при несоответствии.

Включение в реестр хозяйственных обществ, созданных по № 217-ФЗ, осуществляется автоматически при их регистрации. При этом право на льготу имеют только общества, применяющие упрощенную систему налогообложения.

В ближайшее время стоит ждать постановление Правительства о порядке ведения реестров, утверждение порядка и формы заявления о включении в реестр СМИ, решение о порядке определения основного вида деятельности предпринимателей, работающих в сфере СМИ.

Льготы во внебюджетные фонды

Постановление Подготовлено Минэкономразвития России в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Определены границы ТОР «Верхний Уфалей», виды экономической деятельности, при которых на этой территории действует особый правовой режим предпринимательской деятельности.

Утвержден минимальный объём капитальных вложений резидентов, минимальное количество новых постоянных рабочих мест.

О создании территории опережающего социально-экономического развития «Верхний Уфалей»

Первым статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) получил Бакал. На очереди — Верхний Уфалей, Снежинск, Озерск, Усть-Катав.

Перспективы получения этого же статуса Верхним Уфалеем. Как объяснил губернатор Челябинской области Борис Дубровский, статус ТОСЭР позволяет изменить социальный и экономический микроклимат в моногородах, привлечь инвесторов, создать комфортные условия для реализации их проектов. Тогда от принятого на федеральном уровне решения будет получен максимальный эффект.

— ТОСЭР Бакал — пилотный проект для Челябинской области. Здесь, в Бакале, будут отрабатываться практики, которые затем мы будем применять в других территориях опережающего развития, — добавил глава региона.

В дальнейших планах регионального правительства — получить статус ТОСЭР для других моногородов Челябинской области, среди которых Озерск, Снежинск, Усть-Катав.

В Министерство экономического развития РФ направлена заявка на получение статуса для Верхнего Уфалея.

ТОСЭР — это территория опережающего социально-экономического развития. Иными словами, зона со льготными налоговыми условиями и упрощёнными административными процедурами, что должно привлекать инвесторов. Создается на отдельно взятой территории для привлечения инвестиций, развития экономики и улучшения качества жизни населения в целом. Говорим «ТОСЭР» — имеем в виду отдельный город, район.

Индустриальный парк — это специально организованная для размещения новых производств площадка, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой. На ней ведут деятельность одновременно несколько предприятий одной или разных отраслей. Управляется парк единым оператором.

Парки делятся на два классификационных типа: гринфилд и браунфилд. Гринфилд — это парк, создаваемый на абсолютно новом, ранее незастроенном земельном участке. Чаще всего подобный парк не имеет готовой инфраструктуры, а «обрастает» ею. Браунфилд же создается на ранее существовавших производственных площадках (очень часто это бывшие заводы и фабрики, цеха или даже портовые доки).

Отметим, что индустриальный парк в Верхнем Уфалее будет создаваться в рамках ТОСЭР, а данный статус город еще не получил. Поэтому данных по объему инвестиций в нашей графике нет.

Борис Дубровский, губернатор Челябинской области:

«Важно, чтобы каждый предприниматель реально чувствовал комфорт и защищенность, чтобы предприниматели шли в средний и малый бизнес, не боясь заблудиться без налоговых и бухгалтерских знаний, а инвесторы — стремились реализовывать крупные проекты на территории Челябинской области. На это нацелена вся наша работа».

Смотрите так же:  Приказ о постановке на учет авто

Индустриальный парк «Станкомаш» (Челябинск)

Действующие резиденты:
АО «Конар», ООО «БВК», АО «Транснефть Нефтяные Насосы», ООО «Корнет», ООО «Станкомаш», ООО «СПК-Чимолаи», ООО «ЭТС»

Потенциальные резиденты:
АО «РЭД» — предприятие по производству высоковольтных электродвигателей

Объем инвестиций в развитие производств резидентами:
2016 год: 498 млн рублей
2017 год (план): 349 млн рублей

Количество рабочих мест:
4438

Меры поддержки резидентов: налоговые льготы на прибыль и имущество организаций и на землю (на 5 лет)

Индустриальный парк «ММК-Индустриальный парк» (Магнитогорск)

Действующие резиденты:
ООО НПО «МеталлЭнерго», ЗАО «Магниготорскгазстрой», ООО «Стагма», ООО «СТАЛЬМОНТАЖ», ООО «Вектор-М», ООО «ТЕПЛОПРИБОР ЭКСПРЕСС АНАЛИЗ», ООО «Объединенная сервисная компания», ООО «ЦНПК МГТУ им. Носова», ООО ТД «РЦЛ», ООО «Аксель Групп», АО «Профит», ООО «ХимТек»

Потенциальные резиденты:
ООО «ТехноХимРеагент Челябинск» — производство химических реагентов растворов водоподготовки для котлов, отопительных систем и систем охлаждения
МГТУ им. Носова — строительство литейного комплекса по производству отливок

Объем инвестиций в развитие производств резидентами:
48 млн рублей

Количество рабочих мест:
138

Меры поддержки резидентов: льготы по налогам на прибыль и имущество ( с 2018 года, на пять лет), льготы по земельному налогу

Региональный индустриальный парк «Малая Сосновка» (Сосновский район, 2 км от Челябинска)

Действующие резиденты:
ООО «ИН Парк-Челябинск», ООО «Оптимум», ООО «Фабрика шнуров»

Потенциальные резиденты:
ООО ТД «Леди прима» — расширение производства текстиля
ОАО «Хлебпром» — расширение производства продукции марки Mirel
ООО «Хладокомбинат Западный» — создание логистического центра для замороженных продуктов ТМ «Четыре сезона»

Объем инвестиций в развитие производств резидентами:
1 млрд 137 млн рублей

Количество рабочих мест:
366

Меры поддержки резидентов: льготы по налогам на прибыль и имущество ( на пять лет), льготы по земельному налогу

Региональный индустриальный парк «Новогорный» (п. Новогорный, 38 км от Озерска)

Потенциальные резиденты:
ЗАО «Озерский завод свайных конструкций» — производство свай
ООО «Завод углеродных материалов» — производство углеграфитовых материалов
ООО «Уральский завод промышленных композитов» — производство композитов и керамик
ООО «Нанотех» — производство гидроксида и оксида алюминия
ООО «ФинИнтерКом» — производство лакокрасочных материалов
ООО «Озерская трубная компания» — выпуск полиэтилена и полимерных композиций для кабельной и трубной промышленности

Объем инвестиций в развитие производств резидентами (план на 2018–2020 годы):
2 млрд 442 млн рублей

Количество рабочих мест:
534

Меры поддержки резидентов ( в рамках ТОСЭР): льготы по налогу на прибыль, по налогу на имущество организаций и на добычу полезных ископаемых ( на пять лет), пониженные ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Региональный индустриальный парк «Рудничный» (Бакал)

Потенциальные резиденты:
НПО «Гамма» — проект «Строительство шприцевого завода»

Объем инвестиций в развитие производств резидентами (план на 2018-2020 годы):
490 млн рублей

Количество рабочих мест:
50

Меры поддержки резидентов (в рамках ТОСЭР): льготы по налогу на прибыль, по налогу на имущество организаций и на добычу полезных ископаемых ( на пять лет), пониженные ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Действующие резиденты:
ООО «Легпром» — организация швейного производства и изготовление пластиковых кейсов для нужд Министерства обороны РФ

Потенциальные резиденты (план на 2018–2020 годы):
ООО «Урал-рециклинг» — создание опытного завода по переработке отходов металлургического производства в гранулированный чугун и дегалогенизированный оксид цинка

Объем инвестиций в развитие производств резидентами (план на 2017–2020 годы):
936 млн рублей

Количество рабочих мест:
352

Меры поддержки резидентов (в рамках ТОСЭР): льготы по налогу на прибыль, по налогу на имущество организаций и на добычу полезных ископаемых, пониженные ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Индустриальный парк «Верхний Уфалей» (Верхний Уфалей)

Потенциальные резиденты:
ООО «Абразив НиКо» — проект по переработке конвертерных шлаков
ООО «Уфалейтранс» — услуги по погрузке и выгрузке на железной дороге

Объем инвестиций в развитие производств резидентами:
Нет данных, так как проект парка в стадии проработки

Количество рабочих мест ( план):
210

Меры поддержки резидентов (в рамках ТОСЭР): льготы по налогу на прибыль, по налогу на имущество организаций и на добычу полезных ископаемых, пониженные ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

О льготах по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды для отрасли ИТ

§1. Федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” от 24.07.2009 № 212-ФЗ с учетом последних изменений (далее по тексту — “Закон”) установил для компаний, занятых в области информационных технологий, две льготы: первую — с суммарным тарифом в 14%, и вторую — с суммарным тарифом 26%. Каждая льгота установлена совершенно отдельно от другой, что значит: отдельно определены субъекты, виды деятельности, критерии применения каждой льготы, порядок подтверждения права на льготу, тарифы взносов и периоды их применения.

Изменения в закон были изданы к концу года (16 октября и 28 декабря), вследствие чего ни государственные органы, ни плательщики взносов в начале 2011 года оказались, по существу, не готовы к применению закона. В настоящее время предпринимаются активные попытки выработать общее понимание, что делать и тем и другим. Одной из таких попыток стала рабочая встреча представителей ИT-компаний с ответственными работниками Минкомсвязи России, Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, которая прошла в Москве 9 февраля. Данная статья написана с учетом высказанной там позиции представителей ведомств .

Итак, есть две льготы, которые далее для удобства изложения обозначим как Льгота-1 и Льгота-2.

§2. Введена федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ, который в том числе ввел в Закон о взносах специальные дополнения и изменения по Льготе-1:

— в статью 57 часть 2 пункт 4, части 2_1, 2_2, 2_3, 2_4, 2_5;

— статью 58 часть 1 пункт 6, части 3 и 5.

§3. Субъекты — российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Внимание! Сейчас представители государственных органов, опираясь на дословное, грамматическое толкование закона, понимают эту норму как устанавливающую ограничения для субъектов льготы и расчетной доли доходов:

— во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию . и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы). т. е. реализующие только свои продукты и оказывающие услуги (выполняющие работы) по этим продуктам!

— во-вторых, организации, оказывающие услуги. (далее по тексту), т. е. обслуживать и т. п. можно и не свои продукты.

Иными словами, реализация продуктов (или имущественных прав на продукты), разработанных не самой организацией, не входит в деятельность, учитываемую для расчета доли льготного вида деятельности. В расчет льготной деятельности также не принимается, например, стоимость передаваемой своему клиенту лицензии на “чужой” программный продукт, использованный в разработке собственного продукта или необходимый для пользования им. Перепродажа продуктов или прав на них не поддерживается этим законом! Такова позиция государственных органов, сообщенная в ходе рабочей встречи.

На наш взгляд, согласиться с таким толкованием нельзя. Данная норма, в полном соответствии с юридической конструкцией регулирования обязательных платежей, определяет состав субъектов, применяющих пониженные тарифы, но не состав доходов, включаемых в расчетные 90%. Следовательно, основываясь на том же грамматическом различии соединительного союза “и” и разделительного союза “или”, синтаксисе всего предложения, можно сделать вывод, что законодатель действительно ввел две категории субъектов (схематично):

— во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию и (или) оказывающие услуги; здесь разработка — обязательное условие, а реализация или услуги — факультативные, одного из них может не быть;

— во-вторых, организации, оказывающие услуги (выполняющие работы). ; здесь обязательного условия о разработке собственных продуктов нет.

Таким образом, при данном толковании исключаются организации, занимающиеся только реализацией “чужих” продуктов и не занятые оказанием услуг (выполнением работ) по ним, т. е. просто торговые посредники. Таким образом, дистрибьюторы обновляемых, обслуживаемых, сопровождаемых продуктов (например, информационно-справочных и бухгалтерских систем) на этом основании не могут быть исключены из состава субъектов, имеющих право на Льготу-1.

Состав же доходов, включаемых в расчетные 90%, установлен иными нормами Закона (п. 2 ч. 2_1, п. 2 ч. 2_2 ст. 57), в которых виды деятельности перечислены через запятую, без всяких союзов, следовательно, субъект льготы вправе все доходы от данных видов деятельности включать в расчетные 90%, независимо от того, получен доход от реализации продуктов, имущественных прав на продукты или от обслуживания продуктов, разработанных самой организацией либо другим лицом. О расчете доли дохода — см. далее §6 настоящей статьи.

§4. Критерии перехода на уплаты страховых взносов по пониженным тарифам — это одновременное совпадение трех условий:

1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, составляет не менее 50 человек.

Для вновь созданных организаций доля дохода определяется за отчетный (расчетный) период (значит, за первый квартал, полгода, девять месяцев, календарный год), а численность — среднесписочная численность работников за тот же период.

§5. Аккредитация принимается государственными органами в качестве ключевого условия для уплаты взносов по льготным тарифам. Сейчас аккредитация осуществляется Минкомсвязи России в соответствии с постановлением Правительства РФ “О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий” от 06.11.2007 № 758. Формы документов для аккредитации можно найти на сайте www.gosuslugi.ru. Телефон “горячей линии” министерства по вопросам аккредитации — (495) 771-83-60.

Аккредитация, полученная ранее в Росинформтехнологии, продолжает действовать и не требует подтверждения. Впрочем, в настоящее время ведомствами уже согласовывается проект изменений порядка аккредитации, который предусматривает сделать аккредитацию ежегодной, с подачей декларации о соответствии установленным требованиям, включая сообщение сведений о доходе в разрезе кодов ОКВЭД. Аккредитацию можно будет проходить в электронном виде через сайт www.gosuslugi.ru.

Документом, подтверждающим аккредитацию организации, является выдаваемая Минкомсвязи России выписка из реестра аккредитованных организаций. Появившееся на официальном сайте отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 21.01.2011 сообщение, что условием применения льготы является обязательное наличие сведений об организации в реестре (перечне) аккредитованных организаций на сайте Минкомсвязи России, дезавуировано представителем центрального аппарата Пенсионного фонда РФ. Выписка — единственный и достаточный документ, удостоверяющий наличие аккредитации.

§6. Доля доходов определяется отношением дохода от указанной в пункте 2 части 2_1 и пункте 2 части 2_2 статьи 57 Закона деятельности ко всему доходу организации.

Смотрите так же:  Понятие трудовых правоотношений трудовой договор

Заметьте, что в расчет берется доход от самой этой деятельности, например, в случае получения оплаты в иностранной валюте, курсовая разница в расчет 90% не войдет. Обратите внимание также, что в состав дохода включается и передача имущественных прав на программы для ЭВМ и баз данных, т. е. доходы по договорам об уступке исключительного права и лицензионным договорам.

Разъяснением и контролем того, подпадает ли та или иная конкретная деятельность под данное в законе определение, будет заниматься Минкомсвязи России. Министерство уже собрало от компаний отрасли фактически используемые формулировки договоров с тем, чтобы подготовить методические рекомендации по данной работе.

Несмотря на то что норма о данной льготе не оперирует терминами кодов ОКВЭД, представители государственных органов подразумевают, что речь идет только о двух конкретных кодах ОКВЭД:

— 72.20 Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

— 72.40 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Представляется, что, как минимум, код 72.30 Обработка данных также должен включаться в поддерживаемую Законом деятельность.

Кроме того, обратите внимание, что под всем доходом организации понимаются доходы согласно ст. 248 НК РФ, т. е. и доходы от реализации товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы!

§7. Средняя численность определяется согласно п. 80—86 указаний по заполнению формы П-4, утвержденных приказом Росстата от 12.11.2008 № 278. Там же содержится порядок расчета среднесписочной численности, которая используется для вновь созданных организаций. Как можно видеть в указаниях, средняя численность — понятие более широкое и включает в себя 1) среднесписочную численность работников, 2) среднюю численность внешних совместителей и 3) среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

§8. Началом применения льготы является месяц, когда совпали все три условия: аккредитация, доля выручки и численность. Например, если доля выручки и численность удовлетворяет требованиям, не хватало только аккредитации, льготу можно применять с месяца, в котором согласно выписке организация была внесена в реестр аккредитованных предприятий: в феврале получила аккредитацию — с февраля имеет право на льготу.

Особо заметим, что никаких иных формальностей, заявлений, уведомлений и т. п. для начала применения льготы не требуется — организация сама определяет месяц начала применения льготы.

§9. Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие (численность или доля выручки), а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям и (или) аннулирована государственная аккредитация — часть 2_4 статьи 57 Закона.

Обратите внимание: начало периода! Понятия периодов определены в ст. 10 основного закона о страховых взносах от 24.07.2009 № 212-ФЗ: расчетный период — календарный год, отчетный период — первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год! Иными словами, всегда — с 1 января (кроме организаций, существующих первый календарный год, для них период — со дня создания). Если, например, организация лишена аккредитации в сентябре, то она лишилась права на льготу с начала года и обязана, произведя перерасчет, доплатить взносы по общим тарифам с 1 января текущего года.

Несмотря на то что статья 58 закона, регулирующая уплату взносов с 2011 г., напрямую не содержит такого предписания и на часть 2_4 статьи 57 не ссылается, государственные органы, видимо, намерены именно так толковать указанную норму и после 2010 г.

Взыскание пеней или штрафов в данном случае не предусмотрено, хотя вполне вероятны попытки проверяющих органов начислить пени на основании общей статьи о пенях — статьи 25 Закона о взносах. В такой ситуации можно провести логическое толкование текста Закона, сославшись, что в аналогичном случае для Льготы-2 законодатель в части 1_4 статьи 58 Закона прямо установил взыскание пеней с суммы недоплаченных с начала отчетного (расчетного) периода взносов, напротив — применительно к Льготе-1 такого предписания нет. Исходя из единства воли законодателя и юридической техники в одном и том же нормативно-правовом акте, следует сделать вывод, что взыскание пеней при утрате права на Льготу-1 Законом не предусмотрено.

Следует учесть, что действующий (как и планируемый) порядок аккредитации предусматривает 30-дневный срок на рассмотрение заявления в министерстве, ввиду чего организации должны заранее подавать необходимые документы, с запасом времени.

§10. Сейчас уже утверждена вся отчетность по льготам — соответствующие изменения внесены в формы отчетности РСВ-1 ПФР и 4-ФСС РФ, которые дополнены соответствующими таблицами в обоснование уплаты страховых взносов по пониженным тарифам. Правда, проверяющие органы вправе потребовать иные документы, обосновывающие применение льготы: бухгалтерские, налоговые, статистические (в первую очередь, форму П-4 Росстата). Организация, решившая применять льготу, скорее всего, будет подвергнута, как минимум, камеральной проверке, так как фонды в дальнейшем должны обосновать получение из федерального бюджета компенсации выпадающих доходов.

§11. Введена федеральным законом от 28.12.2011 № 432-ФЗ, который внес в Закон о взносах, в числе прочего, специальные дополнения о льготе-2: в статью 58 часть 1 пункт 8 литера “я_7”, части 1_4 и 3_2.

§12. Субъекты — организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Из состава субъектов для данной льготы исключаются организации и индивидуальные предприниматели, указанные в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Закона о взносах, т. е. в том числе организации, имеющие право на Льготу-1. Это логичное дополнение призвано устранить возможную коллизию двух норм, так как организация может одновременно удовлетворять условиям и Льготы-1, и Льготы-2. Само собой разумеется, что организация, которая по Льготе-1 может платить суммарный тариф 14%, будет применять его. Однако, если она перестанет удовлетворять требованиям для Льготы-1, у нее, возможно, остается шанс воспользоваться в 2011-м и 2012 гг. Льготой-2, хотя и менее выгодной, но дающей экономию в 8%.

§13. Вид экономической деятельности, признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Вид деятельности, имеющийся в виду в данном случае, — это деятельность по всему 72-му классу Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Обратите внимание: торговля (перепродажа) программными продуктами сюда также не входит — см. комментарий к кодам в ОКВЭД.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346_15 НК РФ, т. е. также включаются реализационные и внереализационные доходы, но с некоторыми предусмотренными в этой статье налогового кодекса изъятиями.

Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется путем заполнения соответствующей дополнительной таблицы в форме отчетности РСВ-1 ПФР, которая только что внесена в форму приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н.

Насколько нам известно, представители государственных органов в настоящее время не связывают понятие основного вида деятельности для целей Закона о страховых взносах с понятием основного вида деятельности, применяемого при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С такой позицией следует согласиться, так как рассматриваемый Закон о взносах однозначно установил условие признания вида экономической деятельности основным (70% от общего дохода). Несмотря на это, целесообразно приводить в соответствие сведения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП со сведениями об основном виде деятельности, сообщенном в рамках уплаты страховых взносов, так как обязанность актуализации сведений о видах экономической деятельности, основном и дополнительных, установлена пунктом 5 статьи 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

§14. Возможность применения Льготы-2, как и Льготы-1, организация или индивидуальный предприниматель определяют сами на основе соответствия или несоответствия установленным Законом условиям. Никаких дополнительных процедур, разрешений, заявлений и т. п. здесь также не предусмотрено.

Таким образом, организация, применяющая УСН и уверенная, что не менее 70% в ее доходах занимает доход от видов деятельности, классифицируемых по 72-му классу ОКВЭД (виды 72.10- 72.60), может начинать платить страховые взносы по суммарной ставке в 26% уже с января 2011 г. Впрочем, представители государственных органов рекомендуют в первом квартале уплатить взносы по общим ставкам и лишь после сдачи первой отчетности РСВ-1 ПФР по новой форме производить перерасчет уплаченных взносов исходя из пониженной ставки с начала года.

§15. Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. Норма, аналогичная установленной для Льготы-1 (см. §9 настоящей статьи), — в данном случае доплатить взносы по общим тарифам придется с 1 января.

Сверх того, в этом случае нормой предусмотрено не только восстановление недоплаченных сумм, но и взыскание соответствующих пеней согласно ст. 25 Закона о взносах (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в день).

§16. Как говорилось выше, отчетность по данной льготе утверждена — это форма РСВ-1 ПФР с дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России “О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. № 894н” от 31.01.2011 № 54н (зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2011за № 19733).

§17. Можно заметить, что как и в случае с Льготой-1, плательщикам взносов надо быть готовыми доказать всей имеющейся документацией право на применение Льготы-2, так как их с высокой вероятностью также ожидают проверки контрольных органов.

В заключение, следует сказать, что сложившейся практики и понимания новых норм закона, разумеется, пока нет, и изложенное в настоящей статье — неофициальное мнение. Вполне возможно, что уже скоро какие-то положения законов о льготах для отрасли информационных технологий будут иначе истолкованы исполнительными и судебными органами.

Автор статьи — заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО “Кодекс”, арбитражный заседатель Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.