Еремина татьяна ивановна визуальная психодиагностика практическое пособие

Визуальная психодиагностика личности в профессиональной деятельности сотрудника полиции

Ссылка на экспорт

  • 428005, г. Чебоксары,
    ул. Гражданская,
    Дом 75
  • Телефон: 8-800-775-0902
  • +7 (8352) 222-490
  • info@interactive-plus.ru
  • interactive-plus

Присоединяйтесь

Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International

Форма подписки

Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!

На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!

Татьяна Ивановна Еремина Визуальная психодиагностика: практическое пособие

2 Татьяна Ивановна Еремина Визуальная психодиагностика: практическое пособие Текст предоставлен правообладателем Аннотация В данном пособии рассматриваются возможности составления психологического портрета человека на основе методов визуальной психодиагностики. Анализируются особенности идентификации личности по внешним признакам, описывается механизм составления психологического портрета человека на основе «чтения» статических и динамических внешних признаков. Даются практические приемы толкования невербального поведения личности. Представлена авторская методика идентификации личности по чертам лица, разработанная по результатам психологического исследования. Экспрессдиагностика с помощью приводимой методики позволяет выявлять предрасположенности (экстраверсияинтроверсия, сенсорика-интуиция, мышление-

3 чувствование, суждение-восприятие), образующие психологический тип человека. Дается характеристика психологических типов и темпераментов в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Приводятся и другие визуальные средства исследования личности (психогеометрия, графология, анализ цветовых предпочтений, одежды, рисунков человека и т. д.) Пособие предназначено для практикующих психологов, консультантов, менеджеров по персоналу, специалистов по подбору и оценке кадров.

4 Содержание Введение 7 Раздел 1. Особенности идентификации 11 личности по признакам внешности 1.1. Визуальная психодиагностика 11 как метод изучения индивидуальных особенностей личности Понятие о визуальной 11 психодиагностике Экскурс в историю изучения 14 личности по признакам внешности Современные подходы к 22 диагностике личности по признакам внешности Черты внешности, выполняющие 27 роль опознавательных признаков 1.2. Формирование психологического 30 портрета личности по признакам внешности Особенности восприятия и 30 понимания людьми друг друга Феномен первого впечатления Эталоны и стереотипы 39 интерпретации личности по внешности

5 Вербализация, словесное 44 воссоздание психологического портрета 1.3. Невербальное поведение личности Понятие о невербальном 51 поведении Невербальные средства 59 общения Конец ознакомительного фрагмента. 63

6 Еремина Татьяна Ивановна Визуальная психодиагностика. Практическое пособие Издание подготовлено совместно с Издательским центром IPR MEDIA ( Автор: Еремина Татьяна Ивановна педагог-психолог, имеет большой опыт проведения психологической диагностики, профессионально-психологического отбора, консультирования взрослых и школьников по вопросам профориентации и личностного роста, организации и проведения научноисследовательских работ по социальнопсихологическим аспектам. Имеет ряд опубликованных научно-практических материалов, участник различных семинаров и конференций.

7 Введение В настоящее время психология располагает большим арсеналом средств, позволяющих определять устойчивые индивидуально-психологические особенности человека. Традиционно в психодиагностических целях используются такие методы как анкетирование, беседа, тесты, личностные опросники. Вместе с тем существуют определенные ограничения, связанные с применением подобных методов. Это и не очень высокая достоверность результатов, связанная с сознательным контролем своих ответов человека, и долгая процедура обследования, и настороженное отношение испытуемого. Результаты тестов дают, по сути, представление о «ролевой маске» личности, сформированной под влиянием социального опыта и не всегда достоверно отражающей ее суть. Поэтому встает вопрос об использовании новых подходов, которые способны давать объективную информацию о человеке, оперативны по времени и анонимны для тестируемого. Такие возможности предоставляет визуальная психодиагностика, основанная на непосредственном наблюдении и интерпретации внешнего облика человека и его невербального поведения. Невербальное поведение, по мнению В.А. Лабун-

8 ской, 1 является внешней формой существования и проявления психического мира личности. Невербальное поведение многообразно как по своему составу (в него входят телодвижения, жесты, мимика и многие другие составляющие), так и по своим функциям. Изучение невербального поведения партнера по общению позволяет понять его особенности, составить его психологический портрет, правильно выстроить свое взаимодействие с ним. Существуют различные приемы и методики визуальной психодиагностики, позволяющие на основании внешних признаков сделать вывод о внутренних свойствах и качествах личности. В качестве основного объекта визуальной диагностики мы предлагаем рассматривать лицо человека. В условиях повседневного общения лицо человека является самым доступным для наблюдения и наиболее информативным элементом внешности. Кроме того, лицо человека несет в себе наибольшее количество опознавательных признаков, позволяющих сформировать психологический портрет личности, морфологических (черты лица) и функциональных (выражение лица). В настоящем пособии представлена методика идентификации личности по признакам внешности 1 См.: Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции //

9 (чертам лица). Она разработана на основе системы психологических типов К. Юнга 2 с использованием типологического опросника Майерс-Бриггс. Методика представляет собой визуальное определение предрасположенностей человека (экстраверсии или интроверсии, сенсорики или интуиции, мышления или чувствования, суждения или восприятия), образующих психологический тип человека, по их морфологическим проявлениям (чертам лица). Основу методики составляют полученные в психологическом исследовании данные выявленные статистически достоверные ассоциации и внешние признаки (черты лица), которые являются опознавательными, выполняя роль «реперов». Визуальное определение психологического типа человека позволяет успешно решать многие повседневные и профессиональные задачи. Изучение индивидуально-психологических особенностей человека можно проводить и с помощью других методик невербального тестирования, таких как оценка конституциональных особенностей, анализ цветовых и геометрических предпочтений, анализ предпочитаемой одежды, графологическая экспертиза, интерпретация рисунков и т. д. Целесообразно комплексное использование методов визуальной психодиагностики. Анализ лица человека, интерпре- 2 См.: Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992.

10 тация его жестов, высказываний и поведенческих реакций взаимно дополняют и подтверждают друг друга, позволяя сформировать целостный психологический портрет.

11 Раздел 1. Особенности идентификации личности по признакам внешности 1.1. Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности Понятие о визуальной психодиагностике Каждый человек, вступая в межличностное взаимодействие, с первых минут общения формирует определенное впечатление о партнере на основании внешних признаков. Понимание психологических особенностей человека, его психического состояния, настроения, мотивации общения позволяет определить перспективы общения и выстроить нужную линию поведения с ним. Это особенно важно для лиц, чья про-

12 фессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе «человек человек», например, для педагогов, психологов, менеджеров по персоналу, руководителей. Им необходимо уметь проводить анализ внешних проявлений учеников, клиентов или сотрудников, соотносить их внешний облик с внутренним психологическим миром и правильно интерпретировать наблюдаемые факты. Для распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (психических процессов, свойств личности, интеллектуальных способностей, особенностей мотивационно-потребностной сферы и др.) традиционно используются методы психологической диагностики. Психодиагностические задачи решаются как с помощью тестов, так и с помощью нетестовых методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, к числу которых относятся методы визуальной психодиагностики. Визуальная психодиагностика это отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Существует взаимосвязь внешнего и внутреннего, и психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и

13 его внешних проявлений. Основные методы визуальной психодиагностики это наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, физиогномика, хиромантия и др. Анализируются такие особенности человека как телосложение, черты лица, форма рук, пальцев, ногтей, мимика, жестикуляция. Рассматриваются и такие внешне наблюдаемые предпочтения человека, как цвет одежды и интерьера, оформление внешности, используемые украшения, домашние животные, личный автомобиль и т. д. Используются разнообразные методики визуальной диагностики: цветовой тест Люшера, психогеометрия, методика «Словесный портрет» В.П. Куликова, методика Сонди и др. Методы визуальной психодиагностики позволяют достаточно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать эффективность той или иной деятельности человека. В настоящее время интерес к визуальной психодиагностике возрастает с каждым днем. Методы визуальной психодиагностики активно используются в психотерапии, социально психологических тренингах, рекламе, разных отраслях психологии. Повышается интерес к научно-популярной литературе, посвященной проблеме диагностики личности человека по

14 жестам, позе, походке, мимике и другим внешним проявлениям. Умение читать визуальную информацию предоставляет широкие возможности для эффективного взаимодействия с людьми в повседневном общении и профессиональной деятельности. Кроме того, навыки визуальной психодиагностики могут быть применены человеком и к самому себе. Часто многим людям нелегко бывает понять собственные психологические проблемы вследствие работы защитных механизмов. А изучение сигналов своего физического тела позволяет осознать свое действительное психологическое состояние, свои истинные желания и потребности Экскурс в историю изучения личности по признакам внешности О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. Об этом еще 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри». С давних времен люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. По убеждению Гераклита, нравственность человека это его судьба, с которой он рождается, а проявление нрава выражается не

15 только в словах и поступках, но и во внешности. Большое внимание в древности было уделено изучению темпераментов. Ученые пытались найти внешние проявления черт личности и темперамента, искали зависимость между морфологическими и психологическими особенностями представителями того или иного темперамента. Разрабатывались разные теории темперамента: гуморальная (Гиппократ, Кант), морфологическая (Кречмер, Шелдон) и другие. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). В своем трактате «О природе человека» он указывал, что темперамент связан с преобладанием в организме одного из «жизненных соков»: крови (сангвинический темперамент), красно-желтой желчи (холерический), мокроты или флегмы (флегматический) и черной желчи (меланхолический темперамент). В дальнейшем гуморальное учение о темпераменте развил Гален. И. Бурдон 3 выделял следующие типы темперамента в зависимости от внешнего облика их обладателей: многокровный (или сангвинический), нервный (или меланхолический), желчный (или холерический), лимфатический (или флегматический). При этом он считал, что чистые типы человеческого сложения встре- 3 Бурдон И. Физиогномика или наука знать людей по чертам лица и наружным признакам. М., 1864.

16 чаются редко. В конституционных типологиях свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Авторы конституционных теорий Э. Кречмер и У. Шелдон проводили связь между типом телосложения и характером человека, его темпераментом, сферами чувств, желаний, мышления. В своей работе «Строение тела и характер» 4 Э. Кречмер выделяет следующие типы телосложения: астенический, пикнический и атлетический (см. табл. 1). 4 Кречмер Э. Строение тела и характер / Пер. с нем. М., 1930.

17 Таблица 1. Типы телосложения по Кречмеру Кроме названных типов Э. Кречмер выделял еще диспластический тип, который характеризуется бесформенным строением и различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом). Абсолютно «чистые» типы телосложения встречаются нечасто, чаще наблюдаются смешанные типы (пикнически-астенические, пикнически-атлетические, астенико-атлетические). Соответственно выделенным типам телосложения Э. Кречмер различал три типа темперамента: шизотимический (астенического телосложения), циклотимический (пикниче-

18 ского телосложения) и иксотимический (атлетического телосложения). Автор другой конституционной типологии У. Шелдон 5 выделял эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный типы телосложения (см. табл. 2). Таблица 2. Типы телосложения по Шелдону Можно заметить, что типы телосложения У.Шелдона соответствуют конституциональным типам Э.Кречмера: эндоморфный пикнику, мезоморфный атлетику и эктоморфный астенику. По У. Шелдону, выделенным им типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: ви- 5 Шелдон У. Анализ конституционных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. М., 1986.

Смотрите так же:  Договор аварийно-технического обслуживания

19 сицетрония (лат. viscera «внутренности»), соматония (греч. soma «тело») и церебротония (лат. cerebrum «мозг»). Наиболее известной и широко распространенной теорией темперамента является теория, основанная на учении И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы. Ученый утверждал, что такие свойства нервных процессов как сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделял четыре типа нервной системы, которые по своим основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы соответствует сангвиническому темпераменту, сильный, уравновешенный, инертный тип флегматическому темпераменту; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения холерическому темпераменту, слабый тип нервной системы характерен для меланхолического темперамента. По мнению И.П. Павлова, темперамент является проявлением типа нервной системы человека и обнаруживается по ряду внешних признаков: общая активность психической деятельности и поведения,

20 двигательная, или моторная, общая активность, эмоциональная активность (чувствительность, лабильность). Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются не так уж часто, обычно встречается смешанный темперамент. И.П. Павлов выделил также специфические человеческие типы художественный, мыслительный, средний. Для каждого типа характерны отличительные внешние признаки и свои психологические особенности. Художественный тип эмоциональный, впечатлительный, ведущими в его поведении являются чувства, а не рассудок. Мыслительный тип рассудочный, менее эмоциональный, более склонный к абстрагированию и математическим рассуждениям. С давних времен были замечены и различия в типах строения тела. Со временем определенному типу телосложения стали приписываться различные психологические особенности. Так было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека. Типология Эжена Ледо основана на утверждении, что строение тела человека соответствует пяти геометрическим фигурам: четырехугольнику, кругу, овалу, треугольнику и конусу. Для каждого типа характерны свои скрытые способности, инстинкты и страсти, которые приводятся в действие или остаются в без-

21 деятельности в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Несогласие между типом и темпераментом приводит к внутренним конфликтам, противоречию в чувствованиях, желаниях, поступках, странностям характера. В своем труде 6 Э. Ледо описал пять основных типов телосложения и представил их психологические характеристики. В двадцатых годах прошлого века французский врач Клод Сиго создал типологию, основанную на представлении о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. По К. Сиго, 7 в соответствии с общей формой тела люди делятся на четыре категории: мускульные типы (с преобладанием мускульной системы), церебральные типы (с преобладанием нервной системы), дигистальные типы (с преобладанием пищеварительной системы), респиративные типы (с преобладанием дыхательной системы). Идеи К. Сиго были положены в основу психоморфологии и оказали большое влияние на формирование современных конституциональных теорий. 6 Ледо Э. Трактат о человеческой физиономии // Пер. с франц. М., Дюрвиль А., Дюрвиль Г. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений // Физиогномика. СПб.: Библиополис, 1993.

22 Многие исследователи и позднее обращались к поиску новых связей между морфологическими и индивидуально-психологическими особенностями человека Современные подходы к диагностике личности по признакам внешности В современной психологии рассмотрение проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего идет одновременно с разных сторон. Большая часть работ ученых посвящена феномену социальной перцепции. О.Г. Кукосян выделяет три направления исследований в этой области: 8 образование первого впечатления о человеке; восприятие его внешнего облика и поведения; формирование понятия о другом человеке как личности. В ходе исследований по социальной перцепции рассматриваются факторы, влияющие на процесс восприятия человека человеком и формирование по- 8 Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. Р-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1981.

23 нятия о другом человеке как личности, выявляются типичные ошибки, которые человек допускает, оценивая окружающих его людей. В работах В.Н. Куницыной, В.М. Сенченко, Г.Г. Финиковой, В.Ф. Багрунова, О.Г. Кукосяна, А.М. Зимичева и других отечественных ученых приводятся данные о влиянии возрастных, половых, профессиональных особенностей воспринимающего человека. Многие работы зарубежных исследователей (Брунера, Олпорта, Секорда, Пермутера, Уайера и др.) посвящены рассмотрению механизмов приписывания познаваемой личности определенных качеств. Особенности восприятия физического облика подробно рассмотрены в исследованиях А.А. Бодалева, Г.Г. Гусева, А.М. Колесовой, В.Н. Панферова, Е.Э. Смирновой, А.М. Зинина, И.Ф. Виниченко, В.Ф. Шендрик и других. В физическом облике ученые особенно выделяют лицо и некоторые его элементы. Проблемой первого впечатления о другом человеке в отечественной психологии занимались такие ученые как А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, Г.М. Бирюкова, И.А. Урклин, Г.В. Дьяконов и другие. Особенности первого впечатления о другом человеке были прослежены в зависимости от широкого круга таких факторов как пол, возраст, образование, род занятий и семейное положение взрос-

24 лых людей. Аналогичные исследования в зарубежной психологии были проведены С. Ашом, Г. Келли, Д. Брунером, Р. Тагиури, Г. Олпортом, Т. Ньюкомом и др. В последние годы большое внимание уделяется исследованиям невербальной коммуникации, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее. Вопросами невербального поведения занимались такие ученые, как В. Райх, Д. Эфрон, Р. Бердвистелл, Г. Олпорт, Е. Холл, П. Экман и др. Из отечественных исследователей невербального поведения известны имена Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Е.А. Ермолаевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, В.Н. Панферова, Е.В. Руденского, В.П. Трусова и многих других ученых. Исследуются общие проблемы невербального общения, этнопсихологические и этнопедагогические аспекты невербальных средств общения, вопросы декодирования полученной невербальной информации и другие аспекты невербальной коммуникации. Конкретные методы «чтения» невербального поведения изложены в работах А. Пиза, Д. Ниренберга, Г. Калеро и др. Исследования в области прикладной психологии посвящены таким компонентам невербального общения как позы, мимика, жесты, взгляд, дыхание и т. д.

25 Еще одна группа психологические исследования посвящена уточнению имеющихся конституционных типологий. Советские ученые Б.Г. Ананьев и Н.Н. Обозов дополнили разработанные ранее конституционные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона. Исследователи установили, что от типа сложения во многом зависят работоспособность, мобильность или ригидность поведения. 9 Н.Н. Обозов 10 предложил также трехкомпонентную типологию поведения, согласно которой выделяются такие типы поведения как мыслитель, собеседник, практик. Для каждого из типов характерны своеобразные внешние проявления (особенности ходьбы, позы, жестикуляции, мимики), а также определенные предпочтения в выборе сферы профессиональной деятельности. А.Г. Сафронов 11 наряду с анализом конституционного типа, предлагает также рассматривать тип распределения энергии человека. Он исходит из того, что человек существо энергетическое, и его физическое строение является отражением его энергети- 9 Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / Под ред. Н.Н. Обозова. Л., Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К., Сафронов А.Г Принципы визуальной психодиагностики //

26 ческой выстройки. По способу распределения энергии он выделяет такие выраженные типы как шизоидный, истероидный, ригидный, «разваленный», оральный. Это чистые типы, однако у реального типа эти чистые типы смешиваются в определенных пропорциях. Большой вклад в изучение темперамента внесли работы Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других. В.И. Куликов разработал современную морфологию традиционных типов темперамента, 12 которую можно использовать в визуальной психодиагностике. Для каждого типа темперамента соответствуют определенные внешние признаки (характеристики отдельных элементов лица и головы в целом). В своей работе 13 В. И. Куликов описывает морфологические и психологические особенности астеноидного и пикнического типов конституции человека. Психологические типы И.П. Павлова в исследованиях В.И. Куликова представлены конечностным и туловищным типами конституции человека (противоположными), каждый из которых имеет свои отличительные морфологические признаки и психологические 12 Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику // 13 Куликов В.И. Индивидный тест «Словесный портрет». Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1988.

27 особенности. Е.В. Руденский 14 предложил рассматривать такие поведенческие признаки для экспресс-диагностики психотипа личности (эпилептоида, гипертима, психастеника и др.) как внешность, манера держаться, особенности общения с другими людьми. Таким образом, современная визуальная диагностика включает в себя различные научные направления и методы. Разрабатываются техники психологического наблюдения, которые учитывают психологические закономерности восприятия и понимания людьми друг друга и используются для изучения и оценки особенностей людей Черты внешности, выполняющие роль опознавательных признаков Информация об индивидуально-психологических особенностях человека может быть получена на основании различных внешних признаков. По мнению И.М. Сеченова, 15 очертания лица и 14 Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, С Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

28 общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Как показывают некоторые современные исследования, роль опорных признаков для большинства людей выполняют рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимика, нос, особенности телосложения. По другим данным, к числу наиболее информативных частей тела относятся глаза, губы, кисти рук, ноги (стопы). При этом большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов, принятых этими людьми за норму (характерные черты). Это так называемые особые приметы. В литературе по социальной перцепции принято различать (см. табл. 3): статические особенности анатомические признаки, составляющие физический облик человека; динамические особенности функциональные признаки, характеризующие экспрессивное поведение; среднеустойчивые признаки (дополняющие, уточняющие).

29 Таблица 3. Внешние параметры исследования личности Все эти внешние признаки используются для идентификации личности и составления психологического портрета.

30 1.2. Формирование психологического портрета личности по признакам внешности Особенности восприятия и понимания людьми друг друга Восприятие человека человеком это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого складывается понятие о конкретной личности. Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Процесс отражения внешнего облика включает два уровня познания: конкретно-чувственный (восприятие); абстрактно-логический (интерпретация). Отражение внешности в целом или отдельных ее элементов с эстетической точки зрения вызывает не всегда осознанное отношение (позитивное или негативное) у воспринимающего к партнеру по общению. И если сама внешность выступает как объективный источник информации о другом человеке, то отноше-

Смотрите так же:  Приказ минрегиона 635

31 ние к внешности играет роль субъективного фона, на котором протекает процесс познания. Возникшее отношение определяет общую направленность социально-психологической интерпретации личности. Уровень логического познания человека человеком выражается в суждениях друг о друге, содержание которых определение способностей, характера, темперамента, потребностей, социального статуса, рода деятельности и поведения. В ходе восприятия человека человеком происходит приписывание воспринимаемому определенного набора личностных характеристик на основе частных деталей его внешности и поведения, замеченных воспринимающим. Выделяются определенные закономерности восприятия человека человеком. Исследования показывают, что формирование образа другого человека, характер психологической интерпретации его облика зависит от таких особенностей воспринимающего человека, как: возраст, пол, профессиональная и социальная принадлежность; индивидуальный жизненный опыт; индивидуально-психологические особенности (потребности, интересы, жизненные цели, мотивы, самооценка, уверенность в себе, др.);

32 сформированная у человека система понятий (опыт познания людей вообще); характер взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым. Вся информация, поступающая из окружающего мира, интерпретируется в зависимости от особенностей воспринимающего человека. Поэтому объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут значительно изменяться и даже искажаться. Существуют эффекты, которые искажают восприятие человека человеком: 16 эффект первичности (мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию); эффект ореола (означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности: если общее впечатление благоприятное, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные либо затушевываются, либо как-то оправдываются); эффект последовательности (состоит в том, что на суждение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявле- 16 Коноваленко М.Ю. Формирование первого впечатления //

33 ны в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем); эффект проекции (неосознаваемая тенденция переносить нежелательные для себя качества и свойства на другого человека); эффект снисходительности (излишняя некритичность при оценке другого человека); эффект предварительной информации (предварительная информация автоматически формирует установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов); эффект бумеранга (люди обычно подсознательно оказывают противодействие любому сильному давлению извне). Указанные эффекты необходимо учитывать при организации взаимодействия с партнерами по общению. В общении рекомендуется придерживаться определенных правил Правило постановки себя на место собеседника (рефлексия). Рекомендуется осознанно воспри- 17 Аминов И.И. Психотехника изучения партнера по общению // psikhotekhnika_izuchenija_partnera_po_obshheniju.html.

34 нимать собеседника, стараться смотреть на ситуацию его глазами. Это позволяет проникнуть во внутренний мир партнера, определить его состояние, намерения, мотивы, мысли и чувства. 2. Правило типизации собеседника. Наблюдение рекомендуется начинать с определения типов партнеров по общению согласно хорошо известным психологическим типологиям. Например, определенной типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, социальным, профессиональным группам, к разным темпераментам. 3. Правило индивидуализации. Опираясь на типологические особенности собеседника, следует не ограничиваться общими особенностями, а конкретизировать в дальнейшем собираемую психологическую информацию, рассмотреть основные личностные качества человека (социальные, профессиональные, индивидуальные). 4. Правило моторного проигрывания. Рекомендуется повторить некоторые компоненты поведения партнера: принять ту же позу, выражение лица, присоединиться к динамике движения, манере и содержанию речи и т. д. Отражение невербального поведения собеседника может значительно облегчить понимание его личности. 5. Правило устойчивости к социально-психо-

35 логическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. Наблюдателю следует стараться быть объективным, самостоятельным, не поддаваться первому впечатлению, не судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым фактам. Важно оценивать собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков (мимика, жесты, интонация, темп движений и др.); изучать собеседника в разные моменты, в различных ситуациях, изменять условия наблюдения. Желательно перепроверять свои впечатления, сопоставлять результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, учитывать влияния национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья, чтобы избежать ошибок в интерпретации невербального поведения. 6. Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника. Фиксация результатов наблюдений позволяет в дальнейшем лучше изучить их. Выделяют три основных способа фиксации наблюдаемых признаков: фиксация результатов наблюдения в процессе общения, по возможности, незаметно для субъекта изучения; использование технических средств (видео и звукозаписи) в ходе общения; записи результатов наблюдения сразу после общения.

36 Феномен первого впечатления Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим в себя несколько компонентов: чувственный, эмоциональный и логический (оценочные суждения). Исследования российского ученого А.А. Бодалева 18 показали, что первое впечатление формируется в течение первых 2 3 минут и потом подсознательно оказывает влияние на человека. При этом на долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд общения при знакомстве приходится примерно 92 % всего объема принимаемой информации. При первом впечатлении оценка психологических качеств личности происходит без всестороннего анализа его особенностей зависит от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека. На формирование первого впечатления влияют следующие факторы: характеристики воспринимаемого человека характеристики самого воспринимающего социальный фон общения На создание первого впечатления о человеке влия- 18 См.: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

37 ют такие характеристики воспринимаемого человека, как оформление внешности (стиль одежды, прическа), экспрессия человека (эмоциональные состояния, поза, взгляд, улыбка), демонстрируемое поведение, особенности общения. При прочих равных условиях большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов облика, принятых этими людьми за норму. В связи с этим можно говорить о наиболее выразительных внешних типажах, обращающих на себя внимание большинства людей. Чтобы лучше понять партнера по общению, необходимо учитывать то, как он старается преподнести себя. Проявляя различные эмоции, показывая состояние подавленности, сдержанности или, наоборот, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации. Иногда люди сознательно играют определенные роли. На формирование первого впечатления о партнере влияют и особенности самого воспринимающего. Очень часто в создании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, когда воспринимающий может приписывать другому человеку черты, которые на самом деле присущи ему самому, а не оцениваемой личности. Например, уверенные в себе

38 люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, а люди, не уверенные в себе, рассматривают других как холодных и не расположенных к ним. При этом механизм проекции проявляется не только на уровне состояний, но и на уровне проекции личностных качеств, когда человек может увидеть в партнере по общению те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого. Отрицательный опыт общения также значительно снижает эффективность процесса коммуникации. Те ошибки общения, которые привели в свое время к неприятным для человека последствиям, как бы накапливаются в его подсознании и при повторении ситуации затрудняют общение с нынешним партнером. Это может быть и манера поведения, и жестикуляция, и речь, и внешнее сходство с тем партнером, с которым у человека был отрицательный опыт общения. На формирование первого впечатления влияют и условия, в которых разворачивается коммуникация, или социальный фон, на котором происходит процесс общения и познания другого человека. Например, рослый человек на фоне невысоких людей кажется еще выше, а спокойное лицо на фоне смеющихся лиц сильнее привлекает к себе внимание. Значение социального фона в формировании впечатления о человеке отчетливо прослеживается в

39 экспериментах. Так, в одном эксперименте мужчина с незаметной внешностью был представлен двум группам незнакомых людей, которые потом должны были рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. При этом в одну из названных групп мужчина был приглашен вместе с женщиной с яркой привлекательной внешностью, а в другую его сопровождала некрасивая и неаккуратно одетая женщина. В результате первая группа экспертов оценила положительные качества мужчины намного выше, чем вторая, общее отношение к мужчине со стороны первой группы также оказалось более благоприятным. Таким образом, первое впечатление очень значимо для дальнейшего взаимодействия. Поэтому каждому человеку необходимо уметь «преподнести себя» наилучшим образом, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки. Учитывая основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно сознательно формировать свой образ, осознанно влияя на другого человека Эталоны и стереотипы интерпретации личности по внешности В результате восприятия человека происходит

40 идентификация личности, то есть складывание представления о личности человека, формирование его психологического портрета путем отнесения к какому-либо классу, типу. Механизм идентификации личности можно представить следующим образом. При общении с человеком у нас формируется его образ (образ восприятия), на основании которого складывается определенное отношение к человеку (эмоционально-оценочное). Попытка описать это отношение (вербализация его) приводит нас к описательным характеристикам (элементам психологического портрета). Суждения о возникшем образе-представлении зависят от особенностей самих воспринимающих. Сложившееся представление о человеке как личности определяет характер и содержание наших ожиданий, связанных с этим человеком, выполняя роль установки. Центральное звено всего этого процесса задействующиеся эталоны и стереотипы (в данном случае эталоны и стереотипы интерпретации личности по внешности). В процессе общения актуализируются эталоны внешности, а также их содержание, хранящееся в памяти как опыт общения. Эталоны воплощают требования человека к другим людям и отличаются разной степенью обобщенности. Они выполняют роль «мерки», которую человек «прикладывает» к лично-

41 сти другого, оценивая ее. Это может быть как образ конкретного человека носителя определенного набора качеств, так и более обобщенный образ «хорошего мальчика», «руководителя», «героя». Структура этих эталонов представляет собой синтез анатомических и экспрессивных свойств внешнего облика человека. Эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации свойств человека. Степень обобщенности эталонов, используемых человеком при оценке поведения и психических качеств личности, увеличивается при формировании личности самого человека, начиная от дошкольного детства до старости. Так, у первоклассника, имеющего небольшой опыт общения и малый запас знаний о людях, содержание эталонов очень узко, элементарно и конкретно. Позднее школьник знакомится с новыми людьми с разным физическим обликом, но совершающими одинаковые поступки и, наоборот, внешне похожими, но по-разному себя ведущими. Он накапливает знания об оценках, которые даются значимыми для него взрослыми поведению и качествам личности этих людей, в результате чего происходит постепенный рост обобщенности эталонов. Увеличение числа эталонов происходит также при частом общении с разными категориями людей, различающихся

42 по полу, возрасту, профессиональной принадлежности и т. д. Таким образом, у человека в ходе жизни накапливается неравноценный запас впечатлений. Кроме эталонов, позволяющих отнести партнера к какому-либо классу в сформированной у воспринимающего системе «типов», существуют и «наборы качеств», которые человек приписывает тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» называется стереотипизацией, а наборы приписываемых качеств оценочными стереотипами. Механизм стереотипизации выглядит следующим образом: обнаружив в поведении и внешнем облике другого человека определенные (характерные) черты, воспринимающий относит его к соответствующей категории людей и наделяет всеми свойствами, присущими этим людям. В.Н. Парфенов 19 выделяет 3 класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности: антропологические, социальные, эмоционально-эстетические. 1. Антропологические эталоны и стереотипы наиболее общие, установившиеся в практике общения. Это отражение конституциональных при- 19 Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии

Смотрите так же:  Российско-китайский договор

43 знаков в понятиях «национального типа внешности», «возрастного типа внешности», «анатомически похожего на знакомого человека типа внешности». Замечая во внешнем облике человека (например, лице) черту какого-либо антропологического типа, воспринимающий приписывает партнеру качества личности соответствующей национальности, пола, возраста или знакомого человека («мягкое нежное лицо похожа на мою маму, очень женственный характер, нежная, верная»). 2. При социальном способе интерпретации познающий исходит из эталонов внешнего облика как признаков общественного положения и ролевых функций воспринимаемого человека. Обнаруживая во внешнем облике признаки социального эталона, люди причисляют друг друга к конкретной социальной категории людей и характеризуют личность другого в соответствии с представлениями об этой категории (например, суждения типа «офицер», «спортсмен», «учительница» подразумевают определенный набор личностных качеств). При этом обращается внимание на оформление внешности одеждой и косметикой. Отмечено, что в социальных эталонах и стереотипах происходит более адекватное отражение личностной сущности человека по сравнению с антропологическими.

44 3. Эмоционально-эстетические эталоны определяют общее отношение к человеку, при этом учитывается физическая красота, привлекательность и экспрессия лица, а психологические качества как бы «выходят» из этого отношения, обусловлены им. Эмоциональный путь интерпретации может идти как от отношения к лицу в целом (эмоционально-интегративный путь), так и от эстетической оценки его отдельных черт (прежде всего губ, глаз, носа, реже подбородка, лба, скул) (эмоционально-аналитический путь). Примеры суждений: «милая улыбка тихая, скромная», «надменное выражение лица человек высокомерный». Чаще всего встречается эмоционально-интегративный способ интерпретации, опирающийся на экспрессию лица в целом. В результате восприятия и познания людьми друг друга происходит формирование психологического портрета партнера по общению Вербализация, словесное воссоздание психологического портрета Психологический портрет это описание личности, которое включает комплекс личностных характеристик. Набор характеристик определяется в зависи-

45 мости от конкретной задачи (профотбор, профориентация, психологическое консультирование и т. д.) При составлении психологического портрета человека обычно учитывают целый комплекс параметров личности, таких как: биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья); психические свойства и процессы (особенности интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности); характерологические качества, выражающие различные отношения: отношение к другим людям (общительность, доминирование, тактичность, дружелюбие, готовность идти на компромисс); отношение к делу (ответственность, трудолюбие); отношение к себе (скромность, самодовольство, неуверенность, гордость); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость) и другие; направленность личности (потребности, мотивы, жизненные планы, ценностные ориентации, установки); психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения); социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жиз-

46 ни и работы, стиль общения). Такой набор параметров может быть получен только в результате комплексного психодиагностического исследования с помощью тестов. Однако для решения многих задач можно использовать и другой способ составления психологического портрета человека по внешним признакам. Для составления психологического портрета по признакам внешности целесообразно рассматривать следующие внешние проявления личности: 20 мимика, жесты, темпоинтонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека); лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности); содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах); произношение (говорит о национальности, местам постоянного или длительного проживания); жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе). Объективности психологического портрета можно добиться только в результате выявления и оценивания всего комплекса внешних признаков состоя- 20 Коноваленко М.Ю. Восприятие отличительных особенностей человека //

47 ний и свойств человека. При составлении психологического портрета партнера по общению используется разный язык описания, что связано с особенностями самого воспринимающего. Отмечено, что в психологических портретах, составляемых на основе внешних признаков, выделяется два типа суждений: эмоционально-оценочные суждения (они зависят от впечатлений и восприятия воспринимающего, а также от его установок и представлений, и определяются симпатией или антипатией к человеку); описательные характеристики (они относятся к воспринимаемому человеку и определяются его личностными особенностями). Оценочные суждения подразделяются на собственно оценочные и оценочно-интерпретативные. Собственно оценочные суждения это наиболее общие и наименее информативные высказывания, особенно если они не аргументированы (например, «положительная девушка»), поэтому их лучше не использовать в общении. Оценочно-интерпретативные суждения («добрый», «злой») также могут быть аргументированными или неаргументированными («человек самоуверенный и глупый»). Лучше всего использовать описательные характеристики, воссоздающие психологический облик человека, это личностные

48 черты, ассоциации, эмоционально-оценочные характеристики, черты внешнего облика. Наиболее интересным представляется рассмотрение возможностей образного обобщения. Образное обобщение особенно тесно связано с личностью человека, оно сильнее воздействует на чувства, чем понятийное обобщение, и наиболее полно отражает действительность, так как включает то, что не осознается, но непосредственно переживается, чувствуется, ощущается. Поэтому использование образов и ассоциаций предоставляет человеку новые возможности. При идентификации личности по признакам внешности путем воссоздания образа-представления человека составление психологического портрета происходит с помощью опорных моментов реперов, позволяющих дать на основе самых общих характеристик типизацию личности (как, например, способность «обозначить» человека одним словом, дав ему образную характеристику). Образные характеристики дают более полное и яркое представление о человеке, чем просто перечень личностных характеристик. Использование наглядных и хорошо известных характеристик позволяет в отдельных случаях «угадывать» разные детали поведения, привычки, знак зодиака и другие индивидуальные особенности, что недоступно обычной логике.

49 Согласно полученным экспериментальным данным, 21 при воссоздании психологического облика могут использоваться следующие термины: общепринятые личностные характеристики («серьезный»); интегральные определения личности («современный», «много переживший», «интересный», «растяпа», «серая личность»); образные характеристики («Татьяна Ларина»); ассоциации; термины, психологически истолковывающие выразительное поведение («угрюмое лицо»); физиогномические понятия (отражающие связь между особенностями внешности и характером: «умный лоб», «волевой подбородок»). В качестве образов могут использоваться: названия животных («сова», «лисичка», «поросенок»); названия растений («плакучая ива», «тигровая лилия»); персонажи литературных произведений («колобок», «Пьеро», «гном»); представления о какой-либо социальной катего- 21 Шалаева Т.И. Идентификация личности безработного по признакам внешности Метод. рекомендации. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учебн. центра, 1996.

50 рии, роли («учительница», «воин», «медсестра», «душа компании»); неодушевленные предметы («холодная звезда», «игрушка»). Конечно же, подобные термины не высказываются в процессе взаимодействия, а «имеются в виду» при анализе индивидуальных особенностей партнера по общению, при мысленном воссоздании его психологического облика.

51 1.3. Невербальное поведение личности Понятие о невербальном поведении Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны вербальную (речевую) и невербальную (без слов). Данные ученых говорят о большой значимости невербальной информации. В исследованиях было обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Невербальная и вербальная коммуникации дополняют друг друга и находятся в сложном взаимодействии. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для пе-

52 редачи информации, а невербальный для передачи чувств, межличностных отношений. Таким образом, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнеру, к предмету обсуждения и др.). Невербальное поведение является более информативным, чем вербальное, в связи с тем, что в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции у многих народов выражаются и воспринимаются практически одинаково. Основы изучения невербального поведения заложены в работах выдающегося русского ученого И.М. Сеченова. Важный вклад в исследование проблемы языка телодвижений внесла книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», 22 опубликованная в 1872 году. В работах современных ученых используется разная терминология: «невербальный язык» и «невербальная коммуникация» (И.Н. Горелов, В. Енгалычев, В.П. Морозов), «невербальное общение» (Г.М. Андреева, Г.А. Ковалев и др.), «невербальное поведение че- 22 Darvin Ch. The expression of emotions in man and animals. L., 1872.

53 ловека» (В.А. Лабунская), «внешние характеристики поведения и облика человека» (Г.В. Щекин), «язык тела» (А. Лоуэн и др.). Невербальная коммуникация понимается как обмен сообщениями с использованием неязыковых средств, включающих в себя движения тела (жесты), мимику, зрительный контакт, положение в окружающей обстановке, звуковое и тактильное общение. Понятие невербального общения еще шире. Под невербальным понимается такой вид общения, для которого характерно использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Мы остановимся на понятии невербального поведения. В.А. Лабунская определяет невербальное поведение личности как социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков. 23 К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонаци- 23 Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции //