Пленум вас рф земельный налог

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 54
«О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»

В связи с возникшими в судебной практике вопросами, связанными с взиманием земельного налога, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

2. В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

3. При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.

4. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

5. Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

6. При разрешении вопроса о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья, арбитражным судам необходимо учитывать, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме.

7. Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

8. При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.

9. Налогоплательщики — физические лица, которые на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей, могут воспользоваться им и в случае, когда соответствующий земельный участок используется этими гражданами для целей предпринимательской деятельности.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Секретарь Пленума
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Пленум дал разъяснения относительно момента, с которого лицо признается плательщиком земельного налога, особенностей отнесения некоторых категорий лиц к налогоплательщикам, а также иные вопросы.

Согласно разъяснениям, плательщик земельного налога — лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Таким образом, обязанность уплачивать налог возникает с момента регистрации за лицом одного из перечисленных прав, т. е. внесения записи в реестр. Соответственно, обязанность платить налог прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на этот участок.

Между тем плательщиками этого налога признается также лица, чьи права (из перечисленных) возникли до вступления в силу Закона о регистрации прав, т. е. лица, чьи права на участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами), выданным уполномоченным органом госвласти в порядке, действовавшим на момент издания такого акта.

Также независимо от регистрации перехода прав налогоплательщиками признаются правопреемники при универсальном правопреемстве (реорганизация юрлиц, за исключением выделения, а также наследование).

Сам по себе факт создания ТСЖ в многоквартирном доме не означает, что оно становится плательщиком налога вместо собственников помещений в этом доме.

Объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный участок будет сформирован. Если кадастровая стоимость земли не определена, для налогообложения применяется нормативная цена земли.

Неосвоение участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки налога. Также в силу НК РФ некоторые категории физлиц (инвалиды, «чернобыльцы» и т. д.) имеют право на вычет из налоговой базы 10 тыс. руб. В силу разъяснений этот вычет применяется и в случае, если участок используется для предпринимательской деятельности.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»

Текст постановления опубликован в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2009 г., N 9

Земельный налог: практика исчисления (Кузьмин Г.В.)

Дата размещения статьи: 02.01.2015

Достаточно много компаний и индивидуальных предпринимателей имеют в собственности землю или обладают ею на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как правильно исчислить сумму земельного налога, воспользоваться льготами, пониженными ставками или вовсе избежать его уплаты, естественно, на законных основаниях?

Объект налогообложения и налогоплательщики

Сразу оговоримся, что плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, не просто обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, а обладающие именно такими участками, которые признаются объектами налогообложения (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Объект налогообложения возникнет лишь тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54), в противном случае объекта налогообложения не возникает. Чтобы включить земельный участок в земельно-правовые отношения и, как следствие, признать его объектом налогообложения, он должен быть индивидуально определен (иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование).
Объектом обложения земельным налогом согласно ст. 389 НК РФ являются все земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге — в пределах города), на территории которого введен налог, за исключением (п. 2 ст. 389 НК РФ):
— изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— ограниченных в обороте согласно законодательству Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
— ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
— состава земель лесного фонда.
Иными словами, избежать уплаты земельного налога по закону могут собственники земельных участков или землепользователи, земля которых в силу положений п. 2 ст. 389 НК РФ не признается объектом налогообложения.
Кстати, они не должны подавать и декларации по земельному налогу, поскольку их представление является обязанностью налогоплательщиков (п. 1 ст. 398 НК РФ).
Отметим, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не соответствуют определению организаций, приведенному в п. 2 ст. 11 НК РФ, поэтому они не являются плательщиками земельного налога.
В период, когда земля находится в их собственности и до ее приобретения в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам, в отношении таких земельных участков плательщик земельного налога отсутствует (Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82).
По поводу исчисления налога в отношении земельного участка, перешедшего по наследству, ФНС России в Письме от 21.02.2014 N БС-4-11/3179 сообщила следующее (данная позиция согласована с Минфином России (Письмо от 23.01.2014 N 03-05-04-01/2089) и доведена до нижестоящих налоговых органов).
Учитывая, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, при поступлении от органа, уполномоченного совершать нотариальные действия, сведений о выдаче наследнику свидетельства о праве на наследство налоговый орган (при наличии сведений, достаточных для исчисления имущественных налогов) направляет лицу, вступившему в наследство, налоговое уведомление об уплате земельного налога. При этом наследник должен уплатить земельный налог с месяца открытия наследства.
Письмом от 24.12.2013 N СА-4-7/23263 ФНС России направила своим сотрудникам для использования в работе Обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год.
В этом документе вопросов исчисления земельного налога касаются несколько положений. Хотелось бы обратить внимание на два из них.
Первое. В силу закрепленного в ст. 35 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 271 и 552 ГК РФ принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости передача организацией жилых домов муниципальному образованию влечет прекращение у нее права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки под этими жилыми домами и, как следствие, прекращение обязанности по уплате земельного налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 14363/12 по делу N А50-17482/2011).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 8251/11 отмечено, что основания для начисления земельного налога отсутствуют, если за налогоплательщиком в установленном порядке не зарегистрировано право собственности (постоянного бессрочного пользования) на земельный участок. В этом случае имеет место фактическое пользование земельным участком, который не принадлежит пользователю на каком-либо праве, что является основанием для взыскания с последнего не земельного налога, а суммы неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка.
Второе. Когда решением суда договор купли-продажи земельного участка в силу его ничтожности признан недействительным и судом также применены последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка продавцу, покупатель является плательщиком земельного налога за период, в течение которого он значился в реестре лицом, обладающим правом собственности на земельный участок (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 12992/12 по делу N А56-39448/2011).
В противном случае при возложении обязанности по уплате земельного налога на продавца, не обладавшего земельным участком в спорный период и не имевшего юридической возможности извлекать доход от его использования, нарушается принцип экономической обоснованности взимания земельного налога как поимущественного налога.
Аналогичные обстоятельства рассматривались и в деле N А40-55994/12-90-320 (Определением ВАС РФ от 03.10.2013 N ВАС-10324/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2012 N А56-44117/2011 судьи также разъяснили, что именно покупатель является плательщиком земельного налога в период, когда он значится в реестре правообладателем земельного участка.
Кстати, признание судом договора купли-продажи земельного участка недействительным не позволяет вернуть и уплаченный покупателем земли авансовый платеж по земельному налогу. На это указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.03.2013 N 12992/12. Арбитры исходили из того, что организация была обязана уплачивать земельный налог (авансовый платеж по налогу) за период, в течение которого она значилась в реестре собственником земельного участка.

Смотрите так же:  Возврат техники по гарантии

Результаты государственной кадастровой оценки земель

Решением Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 утвержден Обзор практики Конституционного Суда РФ за III и IV кварталы 2013 г., посвященный наиболее важным выводам высшей инстанции.
Хотелось бы выделить Постановление, в котором рассмотрен порядок вступления в силу нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающих кадастровую стоимость земельных участков.
Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области отказала одному из них в уменьшении суммы земельного налога за 2008 г. на 42 млн руб. Инспекция руководствовалась данными о кадастровой стоимости принадлежащих налогоплательщику земельных участков, содержащимися в Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П (опубликовано 25.12.2007).
Налогоплательщик не применял при исчислении земельного налога введенные указанным Постановлением новые показатели кадастровой стоимости земельных участков исходя из того, что для целей исчисления базы по земельному налогу эти показатели, в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ , на начало налогового периода не вступили в силу и подлежат применению только с 1 января 2009 г.
———————————
Напомним, что в силу п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Арбитражные суды различных уровней поддержали налоговый орган, указав, что:
— у налогоплательщика имелась возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2008 г. надлежащим образом — в соответствии с доведенными до него сведениями о новых показателях кадастровой стоимости земельных участков, которые были утверждены правовым актом, опубликованным до начала налогового периода;
— положения п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливают общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, тогда как применительно к регулированию земельного налога в ст. 396 НК РФ установлены особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков, предусмотренных в п. 1 ст. 5 НК РФ;
— нормативные правовые акты органов исполнительной власти, направленные на определение кадастровой стоимости земельных участков, не регулируют налоговые правоотношения, а следовательно, на них не распространяется требование абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ.
Налогоплательщик обратился в Конституционный суд РФ с жалобой на неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П дал оценку конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в части, влияющей на исчисление земельного налога, действуют во времени согласно ст. 5 НК РФ.
Положения п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Налоговом кодексе РФ определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Иное приводило бы к нарушению прав налогоплательщиков, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Другими словами, положения п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливают общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, сроки же доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков иные.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года (Письмо Минфина России от 13.08.2009 N 03-05-04-02/55).
Отметим, что судьи не исключили возможность для федерального законодателя в рамках совершенствования правового регулирования обложения земельным налогом установить с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П специальные уточняющие правила, касающиеся порядка вступления в силу нормативных правовых актов, определяющих налоговую базу по этому налогу.

Смотрите так же:  Федеральный закон о многодетных семьях льготы

Изменение кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость земельного участка — это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них) .
———————————
Такое определение содержится в п. 9.1.2 Временных методических рекомендаций по кадастровой оценке стоимости земельных участков, утвержденных заместителем председателя Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 14.06.1996 N 1-16/1240).

В дополнение к Письмам от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 и от 03.06.2013 N 03-05-04-02/20217 Минфин России в Письме от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 сообщил следующее (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149).
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода.
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ (Постановление от 28.06.2011 N 913/11) установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Кроме того, изменение кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода может происходить в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.
Кстати, если установленная судом рыночная стоимость земельного участка оказалась меньше его утвержденной кадастровой стоимости, излишне уплаченную сумму земельного налога можно вернуть (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-05-05-02/89).
По поводу утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, в Письме Минфина России от 12.09.2011 N 03-05-05-02/46 (со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О) отмечено следующее. Вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика. Когда вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель ухудшают положение налогоплательщика, они применяются с нового налогового периода.

Ставка налога

Напомним, что с 1 января 2013 г. установленная представительными органами муниципальных образований ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не может превышать 0,3% кадастровой стоимости такого участка (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Федеральная налоговая служба Письмом от 28.10.2013 N БС-4-11/19332@ направила для руководства в работе нижестоящих налоговых органов Письма Минфина России от 03.10.2013 N 03-05-04-02/40984 и Минэкономразвития России от 19.09.2013 N А23и-2818 по вопросу применения ставок земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных МВД России, Минобороны России и МЧС России.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.
В силу ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории нашей страны, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Следовательно, отмечают сотрудники Минэкономразвития России, использование земельных участков для иных целей не будет относиться напрямую к целям, указанным в пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, вне зависимости от того, что данные земельные участки предоставлены МЧС России, МВД России или Минобороны России.
Кроме того, размещение на данных земельных участках объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности этих ведомств и их подведомственных органов, противоречит целям, указанным в ст. 93 ЗК РФ.
Иными словами, использование земельных участков для иных целей или размещение на них объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности МВД России, Минобороны России и МЧС России, приводят к увеличению ставки земельного налога до 1,5%.
Кстати, еще в Письме от 08.11.2012 N 03-05-04-02/93 Минфин России разъяснял следующее .
———————————
До 1 января 2013 г. земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, вообще не признавались объектом обложения по земельному налогу.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом обложения по земельному налогу.
Деятельность судов общей юрисдикции направлена на защиту прав человека, на них возложены обязанности о вынесении решений об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства и установлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
Поэтому земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования судам общей юрисдикции для осуществления своей профессиональной деятельности, не признаются объектом обложения земельным налогом.
Между тем положения пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяются, если земельные участки, предоставленные судам общей юрисдикции, заняты исключительно объектами, не связанными с осуществлением их профессиональной деятельности, такими как центры культуры и искусства, бассейны и др.
Отметим, что с 1 января 2013 г. была отменена обязанность представительных органов муниципальных образований указывать в местных законах о земельном налоге конкретные налоговые ставки.
В ситуации, когда нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставки земельного налога не определены, налогоплательщикам в силу п. 3 ст. 394 НК РФ следует применять предельные значения ставок, предусмотренные п. 1 ст. 394 НК РФ.

Повышающие коэффициенты при жилищном строительстве

Письмом от 02.08.2013 N БС-4-11/14061 ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов позицию Минфина России, выраженную в Письме от 26.07.2013 N 03-05-04-02/29850 по вопросу применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ были внесены изменения в п. 15 ст. 396 НК РФ. Они вступили в силу с 1 января 2008 г., поэтому применение повышающего коэффициента должно осуществляться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) и права на которые зарегистрированы только начиная с 1 января 2008 г.
Внесение в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования земельного участка, не связанных со сменой правообладателя земельного участка, сопровождается выдачей его правообладателю нового свидетельства о государственной регистрации права, без повторной регистрации права на данный земельный участок.
Если в отношении земельного участка с разрешенным использованием, например, «для сельскохозяйственного производства», права на который были зарегистрированы до 1 января 2008 г., вид разрешенного использования позже стал «для жилищного строительства» без изменения его правообладателя, то повышающий коэффициент, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ, не применяется.
Исчисление земельного налога в отношении земельных участков, разрешенное использование которых «жилищное строительство», входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, находящихся в долевой собственности владельцев инвестиционных паев, должно производиться управляющими компаниями также без учета повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ (Письмо Минфина России от 15.02.2012 N 03-05-04-02/16).
Следует помнить, что положения п. п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ о повышающих коэффициентах не касаются земельных участков, полученных в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, они затрагивают только землю, приобретенную в собственность.
В отношении земельных участков, видом разрешенного использования которых является «под жилую застройку, размещение объектов культурно-бытового, социального назначения, административных зданий, коммунально-складских объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационных зон» Минфин России разъяснил следующее (Письмо от 25.07.2012 N 03-05-04-02/69).
Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39), если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.
Таким образом, при расчете размера кадастровой стоимости земельного участка, имеющего более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, наибольший размер кадастровой стоимости соответствует виду разрешенного использования, связанному с жилищным строительством, исчисление земельного налога в отношении такого земельного участка должно осуществляться с применением коэффициента, установленного п. 15 ст. 396 НК РФ.

Смотрите так же:  Взятки в архэнерго

Льготы

Одним из самых важных для налогоплательщиков разделов гл. 31 НК РФ является раздел о налоговых льготах. Полный перечень федеральных льгот приведен в ст. 395 НК РФ, мы же рассмотрим только одну из них .
———————————
Об остальных льготах подробно рассказано в статье автора «Льготы по земельному налогу: практика применения» (N N 5 и 6 журнала за 2013 г.).

В силу п. 2 ст. 395 НК РФ от обложения земельным налогом, в частности, освобождаются организации, земли которых заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования.
Отметим, что «прямого» понятия (определения) государственных автомобильных дорог общего пользования в действующем не только налоговом, но и в ином законодательстве нет. Поэтому определить статус автомобильной дороги можно только путем сопоставления целого ряда нормативных актов.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Дорога включает одну или несколько проездных частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Определение автомобильной дороги содержится в ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К землям, занятым государственными автомобильными дорогами общего пользования, принято относить земельные участки в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог).
В Письме Минфина России от 04.09.2012 N 03-05-05-02/91 сказано, что к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации.
Федеральный Арбитражный суд Московского округа (Постановление от 22.08.2013 N А41-9846/12) недавно рассмотрел интересный спор, суть которого в следующем.
В результате камеральной проверки налоговая инспекция признала неправомерным использование компанией налоговой льготы, установленной п. 2 ст. 395 НК РФ, поскольку последняя не представила соответствующих доказательств. В правоустанавливающих документах на землю (кадастровом паспорте, свидетельстве о праве собственности) отсутствовали отметки о прохождении по наделу компании автомобильной дороги общего пользования. Более того, категория этой земли и разрешенный вид ее использования даже не предполагают занятия участка автополотном.
Тем не менее земельный участок компании реально находится в районе транспортной развязки федеральной автомобильной дороги. На нем расположены конструктивные элементы и дорожные сооружения федеральной трассы.
Компания обратилась в суд, представив заключение по определению площади перекрытия надела, занятого автодорогой, а также топографо-геодезическую съемку земельных участков, выполненную специальной организацией, имеющей лицензию на такие услуги.
Судьи удовлетворили иск компании исходя из того, что налоговым законодательством не предусмотрен конкретный перечень документов, подтверждающих право на льготу, предусмотренную п. 2 ст. 395 НК РФ.
Компания представила в налоговую инспекцию материалы топографо-геодезической съемки, выполненные лицензированной организацией, из которых следует, что фактически земельный участок перекрыт полотном федеральной трассы. Налоговая инспекция ограничилась только данными, содержащимися в правоустанавливающих документах на землю, которые касаются вопросов землепользования, но не отражают реальных сведений о фактическом расположении на территории государственной автомобильной дороги общего пользования.
Таким образом, налогоплательщики, претендующие на рассматриваемую льготу, могут представить в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, любые документы, подтверждающие фактическое расположение на их земельном участке государственной автомобильной дороги общего пользования.
В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полные месяцы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 июля 2009 года №54

О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога

В связи с возникшими в судебной практике вопросами, связанными с взиманием земельного налога, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

2. В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

3. При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.