Кто имеет право голоса в оон

15 стран потеряли право голоса в Генассамблее ООН из-за неуплаты взносов

В их числе непостоянный член Совбеза ООН Венесуэла

Москва. 23 января. INTERFAX.RU — Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун сообщил членам Генассамблеи, что 15 стран лишены права голоса из-за неуплаты членских взносов. В исх числе оказался один из крупнейших в мире экспортеров нефти, Венесуэла.

Как отмечает Associated Press, решение окончательное, если только не вступят в силу исключительные обстоятельства.

Список стран, которые потеряют право голоса, датирован понедельником и попал в СМИ еще в пятницу. В том варианте присутствовал, в частности, Иран. Однако пресс-атташе Ассамблеи Дэниэл Томас заявил, что Иран погасил задолженность и сохранил право голосовать.

Тем не менее, Венесуэла потеряла это право, несмотря на то, что страна сейчас является непостоянным членом Совбеза ООН. Права голоса в Совете Безопасности Венесуэла не лишается, но попадание в этот список — серьезный удар по статусу государства-члена ООН.

Экономика страны в прошлом году потеряла 10% по оценкам МВФ. Инфляция приближается к трехзначным значениям, а из-за падения цен на нефть государство столкнулось с нехваткой валюты.

В сообщении ООН отмечается, что право голоса странам могут вернуть, если будет доказано, что они не заплатили взносы по независящим от них причинам.

Генассамблея разрешила голосовать в ходе текущей сессии (то есть до сентября) пяти беднейшим странам, в которых идут военные конфликты, — Сомали, Йемену, Коморским островам, Гвинее-Бисау, Сан-Томе и Принсипи.

В письме ГА указана минимальная сумма, которую должны выплатить остальные девять стран, которые уклонились от уплаты взносов. Так, Венесуэла должна $3 млн, Доминиканская Республика — $2,1 млн, Сент-Винсент и Гренадины — $2,155 млн, Бурунди — $1,36 млн.

Также право голоса потеряли Бахрейн, Ливия, Мали, Вануату и Маршалловы Острова.

Россия поддержала расширение СБ ООН, но выступила против ограничения права вето

ООН, 8 ноября. /ТАСС/. Россия поддерживает идею расширения Совета Безопасности ООН за счет включения в него представителей развивающихся стран, однако выступает решительно против любых попыток ограничения права вето, которое позволяет постоянным членам СБ блокировать резолюции. Такую позицию высказал во вторник представитель РФ Олег Филимонов на заседании Генеральной Ассамблеи, посвященном реформе Совбеза.

«Россия как постоянный член Совета Безопасности отмечает необходимость придания этому органу более представительного характера, прежде всего за счет развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. Однако усилия в этом направлении не должны сказываться на способности Совета эффективно и оперативно реагировать на возникающие вызовы. В этом контексте мы выступаем за сохранение компактного характера состава Совета Безопасности. Его оптимальный численный состав не должен превышать чуть более 20 [стран]», — сказал дипломат.

Он также подчеркнул, что для России «неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето». «Следует помнить, данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Покушаться на него было бы неверно и с исторической, и с политической точек зрения», — указал Филимонов.

СБ ООН не отвечает реалиям

С призывом расширить СБ ООН без ущерба его эффективности выступил на заседании ГА советник постпредства Великобритании Стивен Хики. Он признал, что нынешний состав и численность не отвечают современным реалиям.

Дипломат напомнил, что на первом заседании Совбеза в 1946 году за столом сидели представители 11 стран, а в 1965 это число выросло до 15, и с тех пор оставалось неизменным. «В последующие годы ООН росла, а мир менялся, но Совет Безопасности не смог удержаться с ним наравне. Основной орган, отвечающий за поддержание мира и безопасности, должен представлять мир, который он пытается защитить», — подчеркнул Хики.

Он высказался за «скромное расширение» числа постоянных и временных членов Совбеза, предложив включить в его состав Бразилию, Германию, Индию и Японию, а также одну африканскую страну. Дипломат также подтвердил готовность Лондона к ограничению права вето, напомнив, что его страна не задействовала его на протяжении целого поколения. При этом он отметил, что Россия с 2011 года девять раз блокировала принятие резолюций по Сирии, «предотвратив действия против подлого режима, который убивал собственный народ с помощью химического оружия».

С резкой критикой в адрес России выступил зампостпреда Украины при ООН Юрий Витренко, который утверждал, что вето Москвы не позволило Совбезу «быстро отреагировать» на конфликт в Донбассе, что привело к гибели «тысяч людей». Он предложил добиться ограничения применения права вето постоянными членами СБ ООН «в случаях военных преступлений и иностранной агрессии». По его словам, члены Совета не должны иметь права голоса при рассмотрении вооруженных конфликтов, в которые они вовлечены.

Безрезультатные дискуссии

Межправительственные переговоры о реформе Совбеза ведутся почти 10 лет, но странам пока не удалось прийти к единому мнению по ключевым вопросам, в том числе по оптимальному составу СБ ООН, числу его постоянных и временных членов, а также порядку применения права вето. В последние годы активно обсуждаются предложения Мексики и Франции, нацеленные на ограничение этой привилегии «пятерки» постоянных членов. В то время как Великобритания выступает в поддержку этой инициативы, Россия, Китай и США относятся к ней отрицательно.

Кто обладает правом вето в Совбезе ООН?

114 стран поддержали идею об ограничении использования постоянными членами Совета Безопасности ООН права вето при рассмотрении ситуаций, связанных с преступлениями против человечности и геноцидом. Такое заявление, по данным «РИА Новости», сделала министр иностранных дел Лихтенштейна Аурелия Фрик.

«Ответ на эту инициативу был исключительным. На данный момент 114 государств, малых и больших, от всех регионов мира, подписались под ней, включая большинство нынешних членов Совета Безопасности», — сказала Фрик на заседании в рамках Генеральной Ассамблеи ООН.

Эта инициатива принадлежит Франции и Мексике. Впервые ограничить право вето для постоянных членов Совбеза ООН Париж предложил в 2013 году, впоследствии Мехико стало соавтором проекта.

«Почти 100 стран поддерживают эту инициативу. Это означает, что больше половины государств-членов ООН понимают, насколько она выгодна», — приводит ТАСС слова государственного секретаря при министре по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Батиста Лемуана.

Дипломат подчеркнул, что, если идея будет полностью поддержана, то изменять устав не потребуется. «В основе этой инициативы — добровольное самоограничение постоянных членов Совета в ситуациях, когда дело касается массовых зверств. Она основана на нашей глубокой убежденности в том, что вето — это не право или привилегия, а ответственность», — подчеркнул Лемуан.

Кто обладает правом вето?

Правом вето в Совбезе ООН обладают постоянные члены Совета «в силу их ключевой роли в создании Организации Объединенных Наций», говорится на официальном сайте Совбеза ООН. В пятерке этих стран Российская Федерация (как правопреемница СССР), Великобритания, США, Китай и Франция.

В статье 27 Устава ООН сказано, что решения по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, если за них поданы «голоса девяти членов Совета, включающие совпадающие голоса всех постоянных членов Совета». Таким образом, голос постоянного члена Совета против какой-либо инициативы является проявлением права вето.

Все пять постоянных членов неоднократно накладывали вето на какую-либо инициативу. СССР использовал это право 90 раз, Российская Федерация — 17. США накладывали вето 79 раз, Великобритания — 29, Франция — 16, Китай — 11.

Смотрите так же:  Государственная строительная экспертиза санкт-петербурга

Готовы ли постоянные члены отказаться от права вето?

Россия не поддерживает подобную инициативу. Ранее заместитель постпреда России при ООН Владимир Сафронков отмечал неприемлемость «любых идей, ведущих к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов Совета Безопасности, включая право вето».

По его мнению, такая возможность «стимулирует членов Совета к поиску сбалансированных решений, покушаться на право вето было бы неверно с исторической и с политической точек зрения».

С ограничением права вето также не согласен Китай. Несмотря на то, что Дональд Трамп активно участвует в продвижении реформы ООН, США выступают резко против отмены права вето.

Как отмечает ТАСС, Великобритания, как и Франция, допускает возможность добровольного отказа от права вето, когда речь идет о срочных мерах пресечения массовых преступлений.

Все самое интересное об
Организации Объединенных Наций

Знакомство с Организацией Объединенных Наций

  • Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддержание мира и безопасности на планете; развитие дружественных отношений между странами; сотрудничество в решении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека; и согласование действий разных стран. В достижении этих целей сотрудничают более 30 родственных организаций, которые вместе образуют систему ООН.
  • Организация Объединенных Наций не является мировым правительством и не устанавливает законы. Она предоставляет возможности для урегулирования международных конфликтов и разработки стратегий по вопросам, которые касаются каждого из нас.
  • В этом процессе все государства — члены ООН — крупные и малые, богатые и бедные, вне зависимости от политического устройства и социальных систем — имеют право голоса. Организация Объединенных Наций дает странам возможность в условиях всеобщей взаимозависимости соблюдать национальные интересы при решении международных проблем.
  • Деятельность системы ООН направлена на содействие уважению прав человека, сокращение масштабов нищеты, борьбу с болезнями и охрану окружающей среды. Организация Объединенных Наций возглавляет международные кампании по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом.
  • ООН и ее учреждения занимаются проблемами продовольственной безопасности, оказывают помощь беженцам, направляют работу по борьбе со СПИДом, координируют деятельность, связанную с разминированием, занимаются вопросами окружающей среды, космического пространства и морского дна.

Что такое Организация Объединенных Наций?

Организация Объединенных Наций — это уникальная организация независимых стран, которые объединились во имя всеобщего мира и социального прогресса. Официальной датой рождения Организации является 24 октября 1945 года, а ее основателями считается 51 страна. В июле 2011 года число стран, входящих в ООН, достигло 193. За время существования Организации ни одна страна не была из нее исключена. В 1965 году Индонезия временно вышла из состава ООН в связи со спором с соседней Малайзией, однако в следующем году восстановила свое членство.

Можно ли назвать ООН мировым правительством?

Нет. Правительство представляет страну и народ. Организация Объединенных Наций не представляет ни конкретное правительство, ни какую-либо страну — она представляет всех своих членов и делает только то, что государства-члены ей поручат.

Хотя ООН иногда называют «парламентом наций», она не является надгосударственной структурой. У Организации нет армии, она не взимает налогов. Выполнение принимаемых ею решений зависит от политической воли ее членов, а для финансирования ее деятельности государства-члены делают взносы.

ООН — это форум, место, в котором могут встретиться представители практически всех стран мира. Она обеспечивает им механизм для поиска путей урегулирования споров или проблем и решения практически любых вопросов, стоящих перед человечеством.

Существует ли свод правил или принципов, по которым работает ООН?

Да, есть Устав Организации Объединенных Наций, в котором разъясняются права и обязанности государств-членов и необходимые действия для решения тех задач, которые они перед собой ставят. Вступая в ООН, страна принимает цели и правила, изложенные в Уставе.

Четыре главные цели ООН:

  • поддержание мира на планете;
  • развитие дружественных отношений между странами;
  • совместная деятельность по улучшению условий жизни бедных людей, борьба с голодом и болезнями, ликвидация неграмотности и содействие уважению прав и свобод;
  • помощь странам в достижении этих целей.

Как создавалась ООН?

Идея создания Организации Объединенных Наций возникла во время Второй мировой войны (1939–1945 годы). Руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания войны, осознали острую необходимость создания механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить войн в будущем. Они понимали, что это возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Такой организацией стала Организация Объединенных Наций. Официальной датой рождения Организации является 24 октября 1945 года. На тот момент в нее входила 51 страна.

Как появилось название «Организация Объединенных Наций»?

Название «Организация Объединенных Наций» было предложено президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом. Впервые оно было официально употреблено в 1942 году, когда представители 26 стран подписали Декларацию Объединенных Наций. В честь президента Рузвельта, который умер за несколько недель до подписания Устава, все, кто присутствовал на Сан-Францискской конференции, согласились с названием «Организация Объединенных Наций».

Здание, выросшее на месте скотобойни

На своем 1-м заседании, состоявшемся в 1946 году в Лондоне, Генеральная Ассамблея постановила разместить Центральные учреждения Организации Объединенных Наций в Соединенных Штатах. Нью-Йорк был не единственным кандидатом — рассматривались также Филадельфия, Бостон и Сан-Франциско. В итоге Генеральная Ассамблея склонилась в пользу нынешнего места, когда Джон Д. Рокфеллер-младший в последнюю минуту безвозмездно предоставил 8,5 млн. долл. США.

Позже муниципалитет города Нью-Йорка выделил в качестве дара дополнительный участок. На месте, выбранном для Центральных учреждений ООН, находились скотобойня, железнодорожное депо и другие промышленные здания.

24 октября 1949 года Генеральный секретарь ООН Трюгве Ли заложил первый камень в фундамент 39-этажного здания, а 21 августа 1950 года сотрудники Секретариата начали занимать свои новые кабинеты.

Существовала ли подобная организация до этого?

Аналогичная организация — Лига Наций — была создана в 1919 году после первой мировой войны. Ее главная задача заключалась в поддержании мира. Однако в Лигу вошли не все страны. Так, например, Соединенные Штаты никогда не были ее членом. Некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из нее, и во многих случаях Лига не принимала никаких мер. Хотя опыт Лиги оказался неудачным, она возродила мечту о создании всемирной организации. В итоге появилась Организация Объединенных Наций.

Кому принадлежит комплекс Центральных учреждений ООН?

Центральные учреждения Организации Объединенных Наций являются международной зоной. Это означает, что земля, на которой находится комплекс ООН, принадлежит не только Соединенным Штатам как принимающей стране, но и всем членам Организации. У Организации Объединенных Наций свой флаг и свой контингент сотрудников безопасности, которые охраняют территорию. Кроме того, она располагает собственным почтовым отделением и выпускает свои марки. Корреспонденцию с этими марками можно отправлять только из Центральных учреждений ООН или из отделений ООН в Вене и Женеве.

Кто оплачивает деятельность ООН?

Всю работу Организации Объединенных Наций оплачивают входящие в нее 193 государства-члена. Других средств у нее нет. У Организации Объединенных Наций четыре вида бюджетов:

  • регулярный бюджет, покрывающий расходы основных подразделений в Центральных учреждениях в Нью-Йорке и местных отделений во всем мире;
  • бюджет операций по поддержанию мира;
  • бюджет международных уголовных трибуналов;
  • бюджет так называемого «Генерального плана капитального ремонта» (1,9 млрд. долл. США) для финансирования ремонтных работ в комплексе штаб-квартиры ООН).

Взносы в бюджет ООН делаются в обязательном порядке. Размеры взносов определяются по шкале, которая утверждается всеми государствами-членами. Эта шкала рассчитана с учетом платежеспособности стран, их национального дохода и численности населения.

Оправдывает ли ООН расходы на ее содержание?

Регулярный бюджет Организации Объединенных Наций утверждается Генеральной Ассамблеей на два года. Предложенный бюджет на 2018–2019 годы составил 5,4 млрд. долл. США, которые идут на оплату деятельности ООН, выплату окладов сотрудникам и содержание основных объектов инфраструктуры. Примерно такую же сумму граждане Соединенных Штатов ежегодно тратят на покупку срезанных цветов и комнатных растений. Бюджет операций по поддержанию мира на 2016–2017 годы составил около 8 млрд. долл. США, что соответствует 0,5 процента общемировых военных расходов. Миротворческая деятельность гораздо дешевле, чем война, и поэтому затраты на нее оправданы.

Смотрите так же:  Коллегия адвокатов республиканская чувашской республики официальный сайт

В 2013–2015 годах в список десяти государств-членов, которые сделали самые большие начисленные взносы в бюджеты Организации Объединенных Наций, вошли Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Япония, Германия, Канада, Швеция, Норвегия, Франция, Нидерланды, Бразилия.

История Организации Объединенных Наций: хронология событий

  • сентябрь 1939 года
    Спустя считанные недели после начала Второй мировой войны значительная часть территории Европы превратилась в руины.
  • 14 августа 1941 года
    Президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчилль провели встречу на борту боевого корабля в Атлантическом океане. Они приняли Атлантическую хартию, содержавшую набросок плана достижения мира во всем мире.
  • 1 января 1942 года
    В первый день 1942 года Рузвельт, Уинстон Черчилль, Максим Литвинов — от имени Советского Союза — и Цзы-вень — от имени Китая — подписали краткий документ, который впоследствии стал известен как «Декларация Объединенных Наций». На следующий день эта декларация была подписана также представителями 22 других государств.
  • 30 октября 1943 года
    Представители Китая, Советского Союза, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании войны организации наций для поддержания мира.
  • лето и осень 1944 года
    Руководители Великобритании, Китая, Советского Союза и Соединенных Штатов встретились на вилле Думбартон-Окс под Вашингтоном и разработали принципы и цели будущей Организации Объединенных Наций.
  • 11 февраля 1945 года
    Президент США Рузвельт, премьер-министр Великобритании Черчилль и председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин после встречи в Ялте (Советский Союз) объявили о своем твердом намерении создать Организацию Объединенных Наций. Кроме того, они договорились о системе голосования в Совете Безопасности.
  • 26 июня 1945 года
    На конференции, состоявшейся в Сан-Франциско, представители 50 стран единогласно приняли Устав Организации Объединенных Наций.
  • 24 октября 1945 года
    После того как большинство стран, включая пять постоянных членов Совета Безопасности (Соединенное Королевство, Китай, СССР, США и Франция), подписали и официально признали Устав ООН, начался отсчет истории Организации Объединенных Наций. Таким образом, каждый год 24 октября мы отмечаем День Организации Объединенных Наций.

Какова структура ООН?

Организация Объединенных Наций работает практически во всех странах мира, а руководят этой деятельностью шесть главных органов:

Все эти органы заседают в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, за исключением Международного Суда, который находится в Гааге, Нидерланды. Кроме того, существуют программы, фонды, управления, специализированные учреждения и связанные с ООН организации. Специализированные учреждения и связанные с ООН организации координируют свою работу с ООН, являясь при этом отдельными, самостоятельными организациями. Они действуют в самых разных областях: здравоохранение, сельское хозяйство, телекоммуникации, изменение климата, проблемы коренных народов, устойчивое развитие и др. Все они наряду с собственно ООН образуют систему Организации Объединенных Наций.

Что такое Постоянный наблюдатель?

Государства, являющиеся членами одного или более специализированных учреждений, не будучи при этом членами Организации Объединенных Наций, могут получить статус Постоянного наблюдателя. Статус Постоянного наблюдателя возник исключительно из практики — в Уставе Организации Объединенных Наций никаких положений на этот счет нет. Эта практика существует с 1946 года, когда Генеральный секретарь признал назначение правительства Швейцарии в качестве Постоянного наблюдателя при Организации Объединенных Наций. Впоследствии своих наблюдателей направляли некоторые другие государства, которые позднее стали членами Организации Объединенных Наций, например Австрия, Италия, Финляндия и Япония. Швейцария стала членом ООН 10 сентября 2002 года.

Постоянные наблюдатели могут посещать большинство заседаний и имеют доступ почти ко всей соответствующей документации. Многие региональные и международные организации также участвуют в качестве наблюдателей в работе Генеральной Ассамблеи.

Какие языки являются официальными языками ООН?

В Организации Объединенных Наций используются следующие официальные языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Рабочими языками Секретариата ООН являются английский и французский.

Первоначально в качестве рабочих языков ООН использовались английский и французский. Позже арабский, испанский, китайский и русский языки были добавлены к числу рабочих языков Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета. Рабочими языками Совета Безопасности являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Делегат может выступать на любом из официальных языков, а его выступление синхронно переводится на другие официальные языки. Большинство документов ООН также издается на всех шести официальных языках. Иногда делегаты выступают на неофициальных языках. В этом случае делегация обязана либо обеспечить устный перевод, либо предоставить текст выступления на одном из официальных языков. Дополнительная информация >>

Какова процедура признания нового государства или правительства? Каким образом страны становятся членами ООН?

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только другие государства и правительства. Как правило, этот акт означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединенных Наций не является ни государством, ни правительством и поэтому не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. Будучи организацией, объединяющей независимые государства, она может принимать в свои члены новые государства или принимать полномочия представителей нового правительства.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. В сжатом виде эту процедуру можно представить так:

  • Государство направляет Генеральному секретарю заявление и письмо, в котором оно официально принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе.
  • Заявление рассматривается Советом Безопасности. Рекомендация о приеме считается принятой, если за нее проголосовали 9 из 15 членов Совета и при этом никто из 5 постоянных членов — Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Франция — не проголосовал против.
  • Если Совет выносит рекомендацию о приеме, она представляется на рассмотрение Генеральной Ассамблее. Для приема нового государства необходимо большинство в две трети голосов членов Ассамблеи.
  • Членство вступает в силу с даты принятия резолюции о приеме.

На каждой сессии Генеральная Ассамблея рассматривает полномочия всех представителей государств-членов, участвующих в работе сессии. При рассмотрении полномочий, которое, как правило, проводится сначала в Комитете по проверке полномочий в составе девяти членов, но может проводиться и в других случаях, может возникнуть вопрос о том, находится ли фактически у власти правительство, аккредитовавшее конкретного представителя. В итоге решение принимается большинством голосов в Ассамблее. Следует отметить, что при обычной смене правительств, например в результате демократических выборов, никаких вопросов, связанных с полномочиями представителя соответствующего государства, не возникает.

Как Запад может обойти российское вето в Совбезе ООН

Страны Запада намерены обойти право вето России в Совете Безопасности (СБ) ООН и перенести рассмотрение вопросов о предполагаемом использовании химического оружия в Сирии в Генеральную ассамблею (ГА). Такую возможность предоставляет специальный акт, принятый всемирной организацией в середине прошлого века, в самый разгар холодной войны. ТАСС рассказывает о том, что из себя представляет мера, позволяющая обойти вето Совбеза.

Что такое право вето?

Согласно статье 27 Устава ООН, каждый член СБ (пять постоянных и десять непостоянных) имеет один голос. Решение по любому вопросу, кроме процедурного, считается принятым, если за него подано не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов СБ (принцип единогласия). Таким образом, СБ не может принять ни одного решения по непроцедурным вопросам, если хотя бы один из постоянных членов проголосовал против, воспользовавшись так называемым правом вето (лат. veto — возражаю, запрещаю). Если постоянный член воздерживается от голосования по тому или иному вопросу, это не рассматривается как вето.

Часто ли его используют?

Согласно данным сайта ООН, с 1946 года члены СБ воспользовались правом вето 277 раз:

Смотрите так же:  Пособие по безработице сроки перечисления

• 133 — СССР/Россия;

• 83 — США;

• 32 — Великобритания;

• 18 — Франция;

• 11 — Китай.

Франция и Великобритания не применяли вето с конца холодной войны, но остальная тройка, напротив, делает это все чаще: США 16 раз, Россия 14 раз и Китай 10 раз. Все больше стран недовольны таким положением вещей и требуют ограничить право вето — например, в тех случаях, когда на повестке ООН рассматриваются действия в ответ на геноцид и другие широкомасштабные преступления. В своем недавнем интервью генсек ООН Антониу Гутерриш признал, что «вето стало инструментом, который используется слишком часто», из-за чего Совбез в существующем виде не может решать важные международные проблемы.

Какой придумали обход права вето?

В начале Корейской войны (1950–1953) США и их союзники добились принятия Генассамблеей ООН резолюции 377 (V) «Единство в пользу мира». Этот документ наделяет ГА полномочиями «принимать меры в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за позиции одного из постоянных членов, голосующего против». В таких случаях в течение 24 часов созывается чрезвычайная специальная сессия ГА, на которой странам — членам ООН могут быть рекомендованы «коллективные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Резолюция «Единство в пользу мира» была необходима для того, чтобы обойти вето СССР, который блокировал отправку в Корею миротворческих сил ООН. С момента принятия эта мера использовалась десять раз, последний из которых был связан с ситуацией вокруг израильской поселенческой деятельности на палестинских территориях в 2006 году.

Почему Запад снова вспомнил про эту резолюцию?

Еще в 2016 году Франция и Великобритания выступали за созыв экстренной специальной сессии по формуле «Единство в пользу мира» в связи с ситуацией в сирийском Алеппо. В то время Россия блокировала резолюции, требовавшие прекратить бомбардировки города и полеты над ним военной авиации. По мнению Москвы, перемирие дало бы возможность находившимся там боевикам «Джабхат ан-Нусры» (запрещена в РФ) перегруппировать силы.

Всего с 2011 года Россия заблокировала более десяти резолюций по Сирии. 10 апреля Москва наложила вето на американский проект по расследованию химических атак в городе Дума. Именно поэтому, как пишет The Guardian, западные страны хотят использовать формулу «Единство в пользу мира», которая запускается с согласия семи из 15 членов СБ и позволяет обойти вето России, передав вопрос на голосование в ГА. Чтобы одобрить действия по Сирии, на общем голосовании 193 стран — членов ООН потребуется две трети голосов.

Какова позиция России по этому вопросу?

Российские дипломаты пока не комментируют возможность запуска формулы «Единство в пользу мира», однако ранее они давали понять, что для РФ «неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето». «Следует помнить — данный институт является важным фактором, стимулирующим членов совета к поиску сбалансированных решений, — отмечал постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя. — Покушаться на него было бы неверно и с исторической, и с политической точек зрения».

ГЛАВА V: СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

СОСТАВ
  1. Совет Безопасности состоит из пятнадцати Членов Организации. Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки являются постоянными членами Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея избирает десять других Членов Организации в качестве непостоянных членов Совета Безопасности, уделяя, в особенности, должное внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
  2. Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
  3. Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя.
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ
  1. Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
  2. При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций. Определенные полномочия, предоставленные Совету Безопасности для выполнения этих обязанностей, изложены в Главах VI, VII, VIII и XII.
  3. Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблее ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады.

Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета, указанного в статье 47, планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации.

ГОЛОСОВАНИЕ
  1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
  2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета.
  3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании Главы VI и на основании пункта 3 статьи 52.
ПРОЦЕДУРА
  1. Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций.
  2. Совет Безопасности собирается на периодические заседания, на которых каждый из его членов может, по своему желанию, быть представлен или членом правительства или каким-либо другим особо назначенным представителем.
  3. Заседания Совета Безопасности могут происходить не только в месте пребывания Организации, но и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета, более способствует его работе.

Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.

Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Любой Член Организации, который не является членом Совета Безопасности, может принять участие, без права голоса, в обсуждении любого вопроса, внесенного в Совет Безопасности, во всех тех случаях, когда Совет Безопасности находит, что интересы этого Члена Организации специально затронуты.

Любой Член Организации, который не состоит членом Совета Безопасности, или любое государство, не состоящее Членом Организации, если они являются сторонами в споре, рассматриваемом Советом Безопасности, приглашаются принять участие, без права голоса, в обсуждении, относящемся к этому спору. Совет Безопасности ставит такие условия для участия государства, не состоящего Членом Организации, какие он найдет справедливыми.