Экспертиза эстетических свойств

Эстетические свойства

  • Предмет, цели и задачи товароведения
  • Классификация товаров
  • Ассортимент товара
  • Формирование ассортимента
  • Понятие и показатели качества товаров
  • Оценка качества товара
  • Информация о товаре

Эстетические свойства товаров

Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом идеале. Соответствие изделия эстетическим требованиям характеризуется показателями, перечень которых приведен в табл. 3.

  • 1. Знаковость.
  • 2. Оригинальность.
  • 3. Стилевое соответствие.
  • 4. Соответствие моде
  • 1. Функционально-конструктивная обусловленность.
  • 2. Эргономическая обусловленность
  • 1. Организованность объемно-пространственной структуры.
  • 2. Тектоничность.
  • 3. Пластичность.
  • 4. Упорядоченность графических и изобразительных элементов. 5. Колорит и декоративность
  • 1. Чистота выполнения контуров и сопряжений.
  • 2. Тщательность покрытий и отделки.
  • 3. Четкость исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации.
  • 4. Устойчивость к повреждениям и сохранность первоначального вида

Информационная выразительность — это способность изделия отражать в форме сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность определяет те свойства, которые выделяют данное изделие среди аналогичных, она характеризуется такими показателями, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.

Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Примером изделий с ярко выраженной знаковостью являются изделия для детей.

Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения.

Соответствие стилю и моде является важным критерием эстетических свойств. Мода отражает временное господство вкусов. Она проявляется в одежде, обуви, мебели, в организации интерьеров и пр. Стиль — единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Именно стиль выражает суть, уникальность самого изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы; изображения и выражения; личности и эпохи.

У стиля есть вполне конкретные признаки — это элементы композиции. К основным элементам композиции относятся: линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция), материал.

Не следует смешивать понятия стиля и дизайна. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн — это процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и пр. Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа.

Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, в тектоничности, пластичности, в упорядоченности графических и изобразительных элементов, декоративности и колорите.

Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль «классицизм» является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. Для пластичных изделий характерна мягкость, текучесть, плавность переходов от одной части формы к другой. Пластичность свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо.

Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит может быть теплым (красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Одним из элементов колорита является цвет.

Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и пр.

Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, величиной крутки и т. п. Текстура — строение поверхности материала, обусловленное ориен-тировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Лесоматериалы с красивой текстурой используются для отделки мебели, изготовления художественных изделий, отделки помещений и пр.

Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Форма, ничего не говорящая о практическом назначении изделия и усложняющая его использование, будет нерациональной.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Они определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.

Экспертиза потребительских товаров

Товарная экспертиза непродовольственных товаров – экспертиза, которая подразделяется в зависимости от объектов, подвергаемых экспертному исследованию. В процессе экспертизы этих объектов определяют: соответствие товарных качеств, действующим государственным стандартам, договорным условиям между поставщиком и покупателем, снижение сортности товаров в процессе производства и транспортировки, соответствие качества товара прейскурантной или договорной цене.

При проведении экспертизы отдельных групп потребительских свойств в ряде случаев эксперты формируют также ценностные шкалы в виде базовых рядов образцов. Этот специфический вид критериев, используемый, в частности, при экспертизе эстетических свойств товаров, представляет собой ряд изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их качества и разделенных на группы, который совмещен с балльной шкалой оценки.

Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть сгруппированы с учетом различных оснований. Для классификации методов выбрано два основания. Первым основанием классификации служат различия, определяемые спецификой объекта экспертизы на стадиях разработки (техническое задание, проект, опытный образец) и эксплуатации (средство труда, предмет потребления). Вторым основанием классификации методов служат различия, определяемые спецификой подхода специалистов к решению стоящих задач и набором используемых для их решения средств. Это второе основание обусловливает деление общих методов на комплексные и оперативные с последующим выделением экспертных, социологических и расчетно-инструментальных методов. Таким образом, представленная классификация методов экспертизы потребительских свойств включает раскрытие общих методов через частные методы с их одновременным отнесением к сложившимся на практике видам экспертных работ.

Несмотря на обилие существующих методов проведения экспертизы потребительских свойств непродовольственных товаров, ведущим является экспертный метод, применяемый как для решения отдельных вопросов экспертизы, так и для проведения ее в целом, особенно для получения итоговых результатов. При этом используются две основные разновидности метода, различающиеся по составу экспертов и выполняемым процедурам: метод ведущего эксперта и группы и метод комиссий.

Проведение экспертизы, потребительских свойств товаров включает выполнение ряда этапов и операций, порядок и содержание которых определяется целями экспертизы, видом исследуемого товара, сложностью функционального процесса, в котором участвует данный товар.

В общем случае экспертиза потребительских свойств включает два основных этапа: анализ с целью обеспечения экспертов всей необходимой информацией о качестве товара для вынесения ими оценочных суждений и оценку, которая основывается на результатах анализа и содержит характеристику потребительского уровня качества товара и ее обоснование. В практике экспертизы потребительских свойств товаров в основном применяются комплексная экспертиза и оперативная экспертиза, проводимая на этапах разработки изделий.

Комплексная экспертиза потребительских свойств проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления. Поэтому проведение такой экспертизы ориентирует экспертов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки. Оцениваемый объект рассматривается в сложных и многочисленных взаимосвязях с человеком-потребителем и его предметным окружением.

В процессе экспертизы формируются критерии оценки, отбираются базовые образцы и показатели качества. Поэтому комплексные экспертизы позволяют получить не только научный, познавательный, но и определенный методический и нормативный материал, необходимый для проведения других видов экспертизы.

Оперативная экспертиза потребительских свойств товаров основывается на результатах предварительно проведенных комплексных экспертиз, что позволяет экспертам резко, сократить сроки экспертных работ при сохранении требуемой глубины и обоснованности экспертных заключений.

Особенностью оперативной экспертизы является, прежде всего, ее проведение как на основных стадиях разработки новых товаров (техническое задание, проектно-конструкторская документация, опытный образец), так и в процессах массового выпуска и потребления продукции (включая аттестацию изделий по категориям качества). Кроме того, оперативная экспертиза предусматривает: использование (по возможности) собранных ранее данных о товарах определенного вида, их потребителях, условиях потребления, результатах испытаний и т. д.; сокращенные сроки проведения; вынесение коллективного суждения экспертов о потребительском уровне качества товаров.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод. Экспертиза является эффективным средством контроля качества товаров, при позиции потребителя являются доминирующим критерием. Будучи элементом комплексной системы управления качеством товаров, экспертиза призвана стать барьером на пути к потребителю некачественных, морально устаревших, неконкурентоспособных изделий.

Методологические основы товарной экспертизы
Методы товарной экспертизы
Объекты и субъекты товарной экспертизы
Организация проведения товарной экспертизы
Средства товарной экспертизы
Товароведная экспертиза

Назад | | Вверх

Эстетические свойства непродовольственных товаров классификация, характеристика и место при э

Главная > Реферат >Культура и искусство

10. Эстетические свойства непродовольственных товаров: классификация, характеристика и место при экспертизе качества товаров. 3

22. Факторы, влияющие на сохраняемость непродовольственных товаров: температура, относительная влажность воздуха, вентиляция, газовый состав среды, освещенность, товарное соседство и др. 9

32. Выборочный контроль качества непродовольственных товаров. Правила и методы отбора проб при выборочном контроле. 14

Список использованной литературы 18

10. Эстетические свойства непродовольственных товаров: классификация, характеристика и место при экспертизе качества товаров.

Эстетические свойства, обусловливающие способность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках. Эстетическая ценность отражает социально-эстетические идеалы и вкусы населения, она постоянно изменяется в соответствии с изменениями в образе жизни людей, освоением новых материалов, источников энергии, технологии производства и т.д.

Комплексные эстетические свойства подразделяются на:

— информационную выразительность (оригинальность, соответствие стилю, моде);

— рациональность (соответствие формы изделия его назначению, эргономическая обусловленность;

— целостность композиции (организация объемно-простанственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит, упорядоченность графических и изобразительных элементов);

— совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида (чистота выполнения контуров и сопряжений, четкость исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации).

Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в его форме сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, т.е. степень современности изделия.

Оригинальность — своеобразие изделий, выде­ляющее его среди других аналогичных изделий. Оригинальность может проявляться в форме, конструкции изделия и отдельных его элементов, размерах, цвете, отделке, а также принципиально новых функциональных и эргономических свойствах изделий. Это свойство играет большую роль в повышении конкурентоспособности изделий, поскольку связано со стремлением человека проявить свою индивидуальность.

Соответствие стилю — соответствие изделия устойчивой общности художественных признаков и черт, присущих продукции разного вида и назначения. Стиль непродовольственных товаров формируется на основе доминирующих черт формообразования, а также наиболее характерных для данной эпохи требований в искусстве и архитектуре. Каждой группе товаров присущи характерные ей стили. Так, традиционными для одежды являются классический, спортивный, романтический и фольклорный стили, при проектировании мебели используются черты стилей «постмодерн», «архетипы», «минимализм» и др.

Соответствие моде — соответствие изделий совокупности эстетических требований, господствующих в определенной общественной среде в определенное время. Эстетические признаки формы изделий, обусловливающие их модность, подвержены изменениям. При этом значение моды для разных групп товаров различно: наиболее важно оно для изделий, формирующих внешний вид человека, менее важно — для товаров хозяйственного назначения. Изделия, не соответствующие требованиям моды, частично или полностью теряют свою потребительную ценность.

По степени модности изделия можно подразделить на группы: изделия, выполненные по последним предложениям моды («крик» моды); изделия, рекомендуемые как модные в текущем сезоне; изделия прошлых лет, классических форм, продолжающие быть модными; изделия, вышедшие из моды.

Рациональность формы соответствие формы изделия назначению, особенностям технологии изготовления, применяемым материалам, эргономическая обусловленность. Соответствие формы изделия его назначению состоит в том, что изделие современно по форме, т.е. выполнено в соответствии со сложившимися в обществе эстетическими нормами и представлениями, и эта форма не затрудняет обращения с изделием, не вызывает отрицательной реакции человека при использовании изделия по назначению.

Эргономическая обусловленность характери­зует степень гармоничного сочетания в форме изделия красоты и удобства пользования. Изделия современных форм, изготовленные без должного учета антро­пометрических, физиологических и других эргономических требований человека, не представляют собой эстетической ценности, а в ряде случаев могут нанести вред человеку. Это касается, например, обуви с очень узким длинным носком или очень высоким каблуком, высокой платформой и т.д.

Целостность композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную связь элементов формы изделия.

Организация объемно-пространственной структуры изделий предполагает органическую связь, соразмерность, соподчиненность, единый характер всех элементов формы в соответствии с функцией изделия.

Объемная композиция представляет собой объемную форму, расположенную в трехмерном пространстве. Выразительность и гармоничность объемных композиций зависит от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующих форму поверхностей. Это большинство непродовольственных товаров: обувь, бытовые машины, мебель и др.

Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей, а также интервалов между ними. Используется в решении улиц, площадей, микрорайонов.

Тектоничность — это отражение в художественной форме взаимосвязи конструкции и материала изготовления: прочности, устойчивости, распределения нагрузок, взаимодействия несущих и несомых элементов. Тектоничным является такое изделие, в форме которого верно отражается работа конструкции, т.е. несущие элементы и формой выражают прочность, несомые элементы воспринимаются как более легкие.

Пластичность характеризует красоту взаимо­переходов объемов и плоскостей, плавность и гибкость элементов формы. Пластичными являются рельефные, объемные формы с мягкими переходами основных образующих.

В обеспечении целостности композиции важнейшее значение имеет колорит — соотношение всех цветов, используемых в оформлении изделия. Его значение обусловлено не только существенным влиянием на потребительную ценность товаров, но и психологическим воздействием на человека. Закономерности цветоведения исполь­зуются и в товароведении при анализе и оценках эстетических свойств товаров.

Принцип гармонии в изделиях с объемной композицией непосредственно связан с эстетикой цвета: цвет дополняет и завершает всю композицию, с его помощью можно улучшить не совсем удачные пропорции, выделить особенности объемно-пространственной структуры, усилить пластику. Для покупателей цвет часто бывает определяющим фактором решения о покупке.

Насыщенность характеризуется степенью разбавления спектрального цвета белым или черным цветом.

Яркость — это количество цвета, отражаемого поверхностью: она характеризуется коэффициентом отражения. Яркость может восприниматься человеком не как абсолютная величина, а как относительная, в зависимости от фона.

При выборе колорита важно знать, что цвет оказывает эмоционально-психологическое воздействие на человека. Устойчивые представления об этом вырабатывались у людей в течение сотен лет.

Цвет, используемый дизайнером для оформления конкретных изделий, существенно зависит от их назначения. Традиционно различный характер имеют цветовые решения автомобилей и летательных аппаратов, станков и измерительных приборов, мебели и радиоаппаратуры. В одежде есть свои специфические функциональные цвета, которым отдается предпочтение во все времена независимо от моды, — цвета, связанные с оттенком кожи, окраской волос, цветом глаз и т.д.

С колоритом тесно связан и характер поверхности изделия, так как от него зависит восприятие цвета, массы, формы. Различают фактуру и текстуру поверхности.

Фактура — видимое строение поверхности изделия. В зависимости от материала и характера его обработки она бывает гладкой и шероховатой, блестящей и матовой, крупно- и мелкозернистой. Каждый материал (ткань, бумага, кожа, металл) имеет свою фактуру. Фактура материала — самостоятельный активный элемент формы модели, оказывающий не менее значительное влияние на пропорциональные соотношения элементов формы, чем размер и цвет изделия. Недостаточное внимание к свойствам фактуры часто приводит к неудачному сочетанию в одном изделии разных материалов, что зрительно создает дробность и дисгармонию формы. Если изделие имеет недостаточно выраженные фактуру и цвет, то его форма выглядит неорганизованной, невыразительной.

Текстура — видимые на поверхности элементы внутренней структуры материала. Например, текстура древесины — естественный рисунок разреза древесины. Наибольшую ценность при производстве изделий представляют текстура древесины, минералов. При проектировании изделий широко используются имитации синтетических материалов под текстуру дерева, гранита, мрамора, фактуру кож.

Графические и изобразительные элементы (надписи, знаки, обозначения и др.) должны быть органично вписаны в композицию. В зависимости от их функций они могут занимать в композиции сугубо подчиненное положение или выступать в роли декоративных элементов, художественно обогащающих форму.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида определяются чистотой исполнения контуров и соединений отдельных деталей, отсутствием видимых дефектов изготовления и тщательностью отделки поверхностей, устойчивостью элементов формы и поверхности к внешним воздействиям; четкостью исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации

Показатели эстетических свойств в отличие от показателей других потребительских свойств невозможно количественно определить с помощью метрологических средств измерений; эстетические свойства одних и тех же товаров могут быть оценены по-разному в зависимости от эстетических вкусов потребителей, условий окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. Это обусловлено социальной дифференциацией самого общества, проявляющейся, в частности, через типологию потребителей. Перед товароведами всегда стоит сложная задача выбора для закупок таких товаров, эстетические свойства которых соответствуют эстетическим потребностям каждой из групп потребителей.

Несмотря на то, что эстетические свойства большинства непродовольственных товаров представляют собой только внешнюю форму и не направлены на выполнение изделием основной функции, именно эти свойства во многом определяют конкурентоспособность товаров.

В отличие от других потребительских свойств, эстетические свойства нельзя познать без учета психологических процессов, которые протекают в человеческом сознании в момент эстетического восприятия.

Свойства выявляются, исходя из эстетических потребностей человека, для удовлетворения которых изделия должны быть современными по форме; их эстетическая форма не должна противоречить функциональному назначению; необходимо обеспечение их соответствия законам общей гармонии.

Эстетические свойства оцениваются органолептически. Экспертный метод, широко используемый при оценке качества, является единственным при оценки эстетических свойств товаров.

ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ

Основные понятия в области экспертизы

Экспертиза — это исследование [1] каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Проведение экспертизы поручается экспертам. Экспертами по товарам могут быть специалисты, ученые, которые владеют специальными (профессиональными) знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с товарной массой и качеством товаров. Эксперты-товароведы должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

Для проведения экспертизы товаров создаются экспертные комиссии, они состоят из двух групп: экспертной и рабочей. Профессиональный состав и численность специалистов, входящих в эти группы, зависят от целей и этапов экспертизы, особенностей оцениваемого товара (изделия), условий проведения экспертизы и устанавливаются нормативными документами.

Экспертиза требует применения методов (инструментальных, экспертных), исследований, обеспечивающих объективные результаты испытаний. Основные компоненты экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедура и результат. Объектом экспертизы являются потребительские свойства товаров.

Критерии — характеристики, используемые при анализе и оценке потребительских свойств товаров. Общие критерии — это сложившиеся в обществе ценностные нормы и представления, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара. Конкретные критерии — это реальные требования к качеству товаров данного вида, зафиксированные в нормативных документах, а также базовые значения показателей, характеризующие качество проектируемой продукции, реально существующих изделий.

Цель экспертизы определяет структуру оценочных критериев. При проведении экспертизы эстетических свойств товара эксперты формулируют ценностные шкалы в виде базовых рядов образцов. Это ряд изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их качества и разделенных на группы.

Методы экспертизы — это систематизированный комплекс методических приемов, обеспечивающих экспертное исследование потребительских свойств товаров, отображенных в экспертном заключении. Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть применены к первому типу методов проведения экспертизы на стадиях разработки (техническое задание, проект, опытный образец) и эксплуатации (средство труда, предмет потребления).

Методы экспертизы потребительских свойств товаров могут быть комплексными и оперативными, экспертными и социологическими, а также расчетно-инструментальными. Каждая группа общих методов состоит из набора частных методов (частные методы: 1 — разработка потребительских классификаций; 2 — выявление тенденций изменения конструктивно — технических и художественно —- стилевых особенностей изделий данного вида и класса; 3 — разработка модели потребления товара человеком; 4 -— разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества; 5 —- проведение измерений и определение значений показателей; 6 — формирование критериев оценки; 7 — составление базового ряда образцов и шкал оценки; 8 — оценка показателей качества).

При проведении комплексной экспертизы наряду с использованием экспертных и расчетно-инструментальных методов проводятся исследования процесса потребления, опросы потребителей, изучаются условия потребления и т. д. При оперативном проведении экспертизы социологические исследования заменяются экспертными оценками или вообще не проводятся, а использование расчетно-инструментальных методов ограничено этапом анализа опытного образца и изделий массового производства в процессе их эксплуатации.

Таким образом, представленные методы экспертизы потребительских свойств включает в себя раскрытие общих методов через сложившиеся на практике виды экспертных работ.

Ведущим методов проведения экспертизы свойств товаров является экспертный метод, решающий отдельно такие комплексные вопросы экспертизы, чаще применяемые для получения итоговых результатов. Используются две разновидности этого метода:

  • • метод ведущего эксперта группы;
  • • метод комиссии.

В общем случае экспертиза потребительских свойств состоит из двух этапов:

  • • анализа с целью обеспечения экспертов всей необходимой информацией о качестве товара для вынесения ими оценочных суждений;
  • • оценки, которая основывается на результатах анализа и содержит характеристику потребительского уровня качества товара и ее обоснование.

Комплексная экспертиза потребительских свойств проводится для оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых для массового потребления. Поэтому проведение такой экспертизы ориентирует экспертов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки. Оцениваемый объект рассматривается в сложных и многочисленных взаимосвязях с человеком-потребителем и его предметным окружением. В процессе экспертизы формируются критерии оценки, отбираются базовые образцы и показатели качества.

Оперативная экспертиза потребительских свойств товаров основывается на результатах предварительно проведенных комплексных экспертиз, что позволяет экспертам резко сократить сроки проведения экспертных работ при сохранении требуемой глубины и обоснованности экспертных заключений.

Оперативная экспертиза проводится на стадиях разработки новых товаров (техническое задание, проектно-конструкторская документация, опытный образец) и в процессах массового выпуска и потребления продукции.

  • [1] Исследование — творческий процесс, что не всегда относится кэкспертизе.

Эстетические свойства товаров

Эстетические свойства обеспечивают способность товара выражать в чувственно-воспринимаемых признаках красоту, художественную ценность. В восприятии людей эстетические свойства товара субъективны, поскольку человек воспринимает их соответственно индивидуальной потребительской культуре; в зависимости от исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, религиозных взглядов, образа жизни.

Эстетические свойства удовлетворяют прежде всего духовные потребности человека.

Развитие и достаточно полное удовлетворение духовных и социальных потребностей положительно отражается на материальных потребностях человека, которые постепенно облагораживаются, становятся более рациональными и утонченными.

Эстетические показатели используются для характеристики художественной ценности товара и подразделяются на показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения.

Информационная выразительность — это возможность объекта отражать в форме различные социально-эстетические идеи и представления (знаковость); наличие в форме изделия совокупности признаков, обусловливающих его отличие, непохожесть на подобные изделия, но в то же время подчиненных основному композиционному замыслу (оригинальность), отражение в форме устойчивых черт, определяющих соответствие изделия современному уровню общественного и культурного развития или конкретному функциональному комплексу (стилевое соответствие); выявленность в форме отдельных признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня (соответствие моде).

Художественный стиль — устойчивое единство образной системы и выразительных средств, характеризующее своеобразие крупной художественной эпохи, или конкретного художественного направления, или манеры отдельного художника.

Мода (от лат. Modus — образ) — нравы или предпочтения в отношении одежды, предметов быта, искусства, преобладающие в определенной среде, сохраняющиеся в течение короткого времени и получающие широкое распространение в обществе.

В своем развитии мода проходит четыре этапа: 1) этап яркой индивидуальности, когда отдельные потребители (лидеры) начинают интересоваться новинкой; 2) этап подражания, когда новинкой начинают интересоваться и другие потребители, движимые желанием подражать лидерам; 3) этап массового распространения; 4) этап упадка, когда потребители начинают переключаться на другие направления моды.

Рациональность формы — это выявление в форме объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).

Целостность композиции характеризует рациональность использования композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и тому подобные характеристики). Она включает в себя выяснение логики построения формы товара в соответствии с его назначением (организованность объемно-пространственной структуры); выявление в форме товара его реальной структуры и закономерностей конструктивного решения (тектоничность); обеспечение выразительности формы с помощью нюансировки ее частей и целого (пластичность); характерность очертания формы объекта в целом и деталях, а также элементов знаковой информации (графическая прорисованность формы); взаимосвязь и сочетание цветов (цветовой колорит).

Совершенство производственного исполнения характеризует товарный вид изделия и определяется качеством выполнения видимых элементов формы, качеством покрытий, отделкой поверхностей, чистотой выполнения сочленений, закруглений и сопряжений, а также их соответствием художественно-конструкторскому замыслу; четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов.

Например, номенклатура эстетических показателей фарфоровой посуды включает такие показатели, как процент белизны изделия, показатель просвечиваемости, показатель совершенства производственного исполнения, точность воспроизведения образца (эталона), точность воспроизведения авторского образца, степень совершенства формы, степень совершенства декора, степень целостности композиции, показатель блеска заглазурованной поверхности, измеряемые в баллах.

Экспертиза эстетических свойств

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Смотрите так же:  Есть налог на бу одежду