Порядок передачи квартиры в муниципальную собственность

Оглавление:

Передача имущества в муниципальную собственность

Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества в муниципальную собственность (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Передача имущества в муниципальную собственность

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Передача имущества в муниципальную собственность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Передача имущества в муниципальную собственность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Порядок передачи квартиры в муниципальную собственность

Региональные проекты

Рубрика «Живём в России»

Информационные партнёры

В этих целях сформирована Рабочая группа по решению вопросов передачи военного имущества муниципальным образованиям и управления этим имуществом, состав которой был предложен региональными отделениями ВСМС.

Федеральный закон от 08.12.2011г. № 423-ФЗ регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность. Законом определен перечень военного недвижимого имущества и порядок принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества. Кроме того, внесены поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», а также в Земельный кодекс РФ.

В соответствии с указанным Законом администрации муниципальных образований (главы муниципальных районов, городских округов и поселений), на территории которых расположены такие объекты, направляют самостоятельно в адрес Минобороны России обращения о принятии имущества, предлагаемого к передаче, в муниципальную собственность.

Вышеуказанный закон возложил обязанность на муниципальные органы принять военное имущество в силу закона в том состоянии, в котором оно находится сейчас, без дополнительного финансирования и ремонта. Однако безвозмездная передача может вызвать серьезные проблемы у муниципалитетов.

Главной проблемой, связанной с реализацией данного Закона является то, что не предусмотрены источники финансирования переданных объектов. Минобороны планирует передать более тысячи неиспользуемых военных городков. Однако органы местного самоуправления отказываются принимать около 70% военных городков в связи с тем, что объекты недвижимого имущества – а это не только жилые дома, но и объекты водоснабжения и водоотведения, котельные, электроустановки, кабельные сети, теплотрассы, дороги и т. д., – находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Брошенные бывшими хозяевами из Минобороны, военные городки стали разрушаться. До сих пор не решены вопросы финансирования капремонта жилых зданий, работ сноса аварийных домов, переселения жителей военных городков, а это тысячи и тысячи людей, которые, по сути, брошены на произвол судьбы.

Передаваемые военные городки – это территории с разрушенной или деструктивной инфраструктурой, давно не используемой и пришедшей в негодность. У муниципалитетов нет денег не только на восстановление городков, но даже на поддержание той инфраструктуры, которая им жизненно необходима. Региональный бюджет также не сможет сохранить эти объекты. Поэтому бывшие воинские части и дальше будут разрушаться.

Осложняется ситуация и тем, что не проведена инвентаризация имущества военных городков – Мин¬обороны должно завершить её в ближайшие сроки, но уже сейчас понятно, что вряд ли эти сроки удастся выдержать. Инвентаризация требует огромных средств, на неё уже был потрачен один миллиард рублей. Вместе с тем без учёта имущества Минобороны не может чётко определиться – какие объекты необходимо оставить на балансе ведомства, а какие нет.

Есть и ещё одна коллизия, на которую сегодня мало обращают внимания. Местные власти далеко не всегда имеют право брать в собственность объекты, которые не являются необходимыми для обеспечения региональных или муниципальных нужд. Чтобы привести гарнизонное жилье и коммунальную инфраструктуру в порядок, зачастую требуется финансовых средств больше, чем весь годовой бюджет самого муниципального образования. В методике выделения средств субъектам РФ для выравнивания их бюджетной обеспеченности нет показателей, которые дали бы возможность регионам и муниципалитетам получать средства на военные городки. В отношении военных объектов это станет возможным только после их рекультивации, и её эксперты считают правильным финансировать также за счёт госказны.
Необходимо законодательно закрепить обязанность выполнить капремонт передаваемых в регионы и муниципалитеты военных объектов за счёт федерального бюджета.

Эксперты соглашаются, что для нищих муниципалитетов «безвозмездная передача» обернется неподъемным грузом. Если у военного ведомства нет методик передачи имущества и понимания, как это можно сделать, то у муниципалитетов нет ясности, как распоряжаться принятыми объектами. Полученное имущество ляжет на них дополнительным налоговым бременем. И то, что не успели продать военные, вынуждены будут распродавать муниципалы, но быстро и по бросовым ценам. Хорошо, если через аукционы и если эти объекты попадут в руки эффективных собственников. Представляется, что в районах нет компаний, которые могли бы инфраструктурно обустроить их, вложив по несколько миллионов рублей, а у муниципалитетов нет ни инструментов для решения проблемы, ни понимания, как разрабатывать экономическую программу использования полученного имущества.

Муниципалитеты в соответствии со своими утвержденными генпланами могут застраивать эти территории. Предполагается, что значительная часть земель будет отдана под жилищное строительство, возведение социальных объектов. Это особенно актуально для крупных городов и поможет строить доступное жилье.

Наряду с этим одной из главных проблем остается то, что такая передача военных городков муниципальным образованиям предполагает, что служебные квартиры в них автоматически становятся социальным жильем, и военный пенсионер утрачивает статус человека, нуждающегося в улучшении своих жилищных условий и возможность быть отселенным из военного гарнизона. Минобороны снимает с себя ответственность за военных пенсионеров, передает им в собственность служебное жилье, в котором они находятся сейчас. После передачи жилых домов в муниципальную собственность с вопросом о приватизации жилых помещений необходимо будет обратиться в орган местного самоуправления, в собственность которого будет передано данное жилое помещение. Из-за отсутствия кадастрового оформления передаваемых участков под многоквартирные дома данное мероприятие может обернуться скандалами.

Также насущной проблемой, возникающий при организации процедуры передачи в муниципальную собственность высвобождаемого военного имущества, является то, что вопросы передачи имущества рассматриваются передающей стороной только в рамках Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом не учитываются правовые нормы, содержащиеся в Конституции РФ, ГК РФ, Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающие права собственников, принципы местного самоуправления, регулирующие вопросы распоряжения находящимся в общей долевой собственности имуществом.

По каждому обращению Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ структур, проводится проверка на предмет соответствия предлагаемого к передаче в муниципальную собственность имущества критериям, установленным требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По результатам проводимых работ было установлено, что не все имущество, предлагаемое к передаче, предназначено для решения вопросов местного значения.

При предложении передать из федеральной собственности жилищный фонд возникает проблема, связанная с тем, что в многоквартирных домах часть квартир приватизирована и принадлежит гражданам на праве собственности. Поэтому здание в целом не является объектом федеральной собственности. Следовательно, можно инициировать передачу только квартир, являющихся федеральной собственностью. Также не подлежат передаче служебные квартиры, поскольку относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и в соответствии с п.3 ст.92 ЖК РФ не подлежат отчуждению.

Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ объекты инженерной инфраструктуры многоквартирных домов относятся к общему имуществу и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Следовательно, граждане, имеющие квартиры в частной собственности, имеют право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии со ст.246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Таким образом, при формировании перечней имущества Министерством обороны РФ и подведомственными Министерству обороны РФ структурами не учитываются требования действующего в РФ законодательства.

В различных регионах Российской Федерации имущество военных городков, подлежащее передаче в муниципальную собственность проходит обследования специалистами районных администраций совместно со специалистами ЖКХ и представителями Министерства обороны РФ. Установлено, что объекты не только находятся в неудовлетворительном либо полуразрушенном (ветхом, аварийном) состоянии, но и земельные участки под передаваемыми объектами неразмежованы. По результатам обследований составлены акты и перечни не подлежащего к передаче муниципалитетам имущества, которые направлены в администрации регионов для согласования с территориальными управлениями Министерства обороны РФ. А также произведены и направлены расчеты денежных средств необходимых для содержания, обслуживания и восстановления имущества Министерства обороны РФ, спланированного к передаче в собственность муниципальных образований. Однако, до настоящего времени ответы, согласованные перечни с уведомлением о размере денежных средств выделяемых на содержание, обслуживание и восстановление передаваемых объектов получены не были. Имущество в собственность таких муниципальных образований в настоящее время не передано, не содержится и не обслуживается надлежащим образом Министерством обороны РФ, что приводит к еще большему ухудшению его технического состояния. Так же имеются случаи незаконной разборки на строительные материалы спланированных к передаче объектов.

Ситуация усугубляется отсутствием у многих муниципалитетов прав на земельные участки под переданными объектами, что делает невозможным выполнение норм градостроительного и земельного законодательства РФ, регламентирующего процедуру надлежащего оформления документации на проведение капитального ремонта и замены объектов социальной инфраструктуры. Неоднократные обращения муниципальных образований в Министерство обороны РФ с просьбой о передаче земельных участков, занятых вышеуказанными объектами в муниципальную собственность, остаются без внимания, и решений о передаче земельных участков до настоящего времени так и не принято.

Нередко, на территории военных городков располагаются дошкольные образовательные учреждения, находящиеся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ. В случае передачи в муниципальную собственность таких зданий, находящихся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, создание соответствующий дошкольных структурных подразделений в составе государственных бюджетных общеобразовательных учреждений будет возможно только при условии соответствия зданий дошкольных образовательных учреждений санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2012г. № 91 «Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и требованиям пожарной безопасности со стороны органов государственного пожарного надзора. По результатам производимых осмотров соответствующих зданий составляются акты о ненадлежащем состоянии и о несоответствии требованиям пожарной безопасности и СанПин указанных зданий, а также составляются расчеты об ориентировочной стоимости выполнения необходимых мероприятий по приведению их в соответствие с указанными требованиями. Однако передающей стороной документы для рассмотрения вопроса о возможности приема в муниципальную собственность вышеуказанных зданий до настоящего времени не предоставляются.

Несоответствие вышеуказанных зданий детских садов санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям может быть основанием для приостановки деятельности учреждения, а также, несвоевременная передача таких объектов может привести к тому, что 1 сентября детские сады не смогут принять детей.

Полагаем необходимым рассматривать вопрос о передаче в муниципальную собственность не только объектов социальной инфраструктуры, но также инженерных коммуникаций к этим объектам и источников энергоснабжения. Передача объектов социальной инфраструктуры Министерства обороны РФ в муниципальную собственность должна осуществляться одновременно с передачей земельных участков, на которых это имущество расположено.

В случае же передачи в муниципальную собственность имущества Министерства обороны РФ (объектов социальной сферы, объектов инженерной инфраструктуры) без передачи соответствующих земельных участков, на которых расположены эти объекты, будет невозможным выполнение норм Градостроительного и Земельного кодексов РФ, регламентирующих процедуру надлежащего оформления документов для проведения капитального ремонта или замены объектов инженерной инфраструктуры.

Наглядный пример по городу Калуге. В городе есть микрорайон так называемый «Байконур». Там проживают граждане, которые приехали с Байконура, им распределялись квартиры от Министерства обороны РФ. У меня на приеме были жители этого микрорайона. Как они выразились: «Вы не поверите, это микрорайон «призрак». Три многоэтажных дома этого микрорайона, расположенных по адресу: ул. Звездная, д. 18а, 20, 29, до настоящего времени не переданы в муниципальную собственность. В следствие этого жители этих домов не могут воспользоваться некоторыми правами, например, оформить кредит, различные социальные выплаты, субсидии, пособия и т.д. В том числе в этих домах проживают многодетные семьи и другие социальные группы населения, которые также не могут оформить соответствующие пособия.
Наряду с этим, на данной территории находится недостроенный многоквартирный дом и фундамент под детский сад, которые в свое время начинало строить Министерство обороны РФ. Во время Министра обороны РФ Сердюкова А.Э. для решения всех этих задач назывался срок до 15 декабря 2010 года. Однако до настоящего времени эти вопросы не решены. Речь идет о передаче 50 га земли из ведомства Министерства обороны РФ в собственность муниципального образования.

Смотрите так же:  Работа курьер пенсионер вакансии в москве

С 2003 года (уже 10 лет) ведется переписка по указанному вопросу, однако, вопрос практически не решается. Вследствие этого невозможно финансировать из бюджета муниципального образования работы по ремонту, благоустройству дворов, освещению и т.д. К слову сказать, несмотря на это жильцы данных домов проявляют гражданскую активность и эти дома являются домами образцового содержания.
По итогам работы и анализа рабочей группы предлагается:

1. Законодательно закрепить источники финансирования по передаче муниципалитетам объектов Минобороны.
2. Сформировать перечень действующих законодательных и нормативно-правовых актов по вопросу передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности, находящейся в ведомстве Министерства обороны РФ в муниципальную собственность.
3. Подготовить недостающую необходимую законодательную основу для эффективного осуществления такой передачи.

Для этого видится целесообразным, чтобы было дано поручение Президентом РФ о создании рабочей группы по разработки необходимых законодательных актов для решения обозначенных проблем данной сферы. Данный механизм, на наш взгляд, будет эффективно работать только тогда, когда рабочая группа будет создаваться с обязательным участием представителей от Министерства обороны РФ, от субъекта РФ и от конкретного муниципального образования. В таком случае вопросы можно будет решать эффективно и по существу.

Также предлагаем направить данную информацию и предложения с мест в Министерство обороны для соответствующего реагирования и принятия мер.

Передача жилья в муниципальную собственность

Выселение из служебного жилья в связи с передачей оного в муниципальную собственность. Имею ли приоритетное право на заключение договора соц. найма либо на приватизацию? Иного жилья нет, погорелец.

Вам нужно обратится к очному юристу срочно, нужно уточнять обстоятельства дела, что бы отвечать по Вашему вопросу и что то советовать. К примеру сколько лет живете в служебной квартире?

ЖК РФ, Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Переход права собственности на жилое помещение, занимаемое по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, права хозяйственного ведения в отношении такого жилого помещения, права оперативного управления таким жилым помещением или иного права, изменение наймодателя по данному договору не влекут за собой расторжение данного договора или изменение его условий.

Договор (наш экземпляр) о передаче муниципального жилья в собственность утерян, но еще не успели зарегистрировать свои права в Федеральном Управлении государственного регистрационного центра. Как считается квартира-приватизирована или нет? Могу ли я отказаться от приватизации, экземпляр договора есть в жилищном комитете.

без регистрации нет права собственности в порядке приватизации

Для начала узнайте приватизирована квартира или нет. Если Ваш экземпляр утерян, это не значит что она не приватизирована. Можете признать приватизацию недействительной при наличии на то оснований, и если срок давности не пропущен.

Не могу найти основания для передачи жилого дома из федеральной собственности в муниципальную.

Основанием такой передачи могут служить только акты администрации области (субъект федерации) и акт администрации города (муниципалитет) о передаче и приеме объекта для муниципальных нужд. Каких-либо заранее установленных условий нет.

При передаче в муниципальную собственность жилья от военного ведомства, дом не передали, по причине его аварийности. Куда нам нужно обратиться, чтобы наш дом попал в программу » Ветхое жильё»?

Обращение должно следовать в орган местного самоуправления. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При передаче жилья в муниципальную собственность в неудовлетворительном техническом состоянии должно ли предусматриваться финансирование на проведение капитального ремонта?

Смотрите условия договора.

Методика передачи жилого фонда Мо в муниципальную собственность.

Узнайте об этом в Мурманской Администрации.

Пожалуйста какие нужны документы для передачи приватизированного жилья в муниципальную собственность по договору социального найма? Общежитие было приватизированно до замужества. Нужно ли от мужа заявление что он не возражает против передачи жилья?

Заявление нужно только от собственника

Cуществует ли сейчас закон о передачи в собственность муниципального жилья, предоставленного на првах социального найма и как это происходит?

Закон «О приватизации» никто не отменял

В связи с передачей дома в муниципальную собственность, арендаторы жилья уже четыре месяца не могут выяснить, кому платить арендную плату. Ни новый владелец жилфонда, ни прежний плату не принимают, а долг с каждым месяцем растёт. Обязаны ли мы в этом случае погашать задолжность по квартплате, возникшей не по нашей вине?

Уважаемый Николай Викторович! Поскольку арендатор продолжает пользоваться имуществом, то обязанность по оплате сохраняется. Вам также следует иметь в виду, что при перемене собственника договор аренды сохраняется ( пункт 1 ст.617 Гражданского кодекса РФ). Поскольку в данном случае возникают сомнения в личности кредитора, которому должно вносить арендную плату, я посоветовал бы Вам воспользоваться нормой ст.327 ГК РФ. С момента внения денег на депозитный счет обязанность по уплате врендной платы будет считаться исполненной. Статья 327. Исполнение обязательства внесением долга в депозит 1. Должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса, а в случаях, установленных законом, в депозит суда — если обязательство не может быть исполнено должником вследствие: 1) отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено; 2) недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя; 3) очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами; 4) уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны. 2. Внесение денежной суммы или ценных бумаг в депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства. Нотариус или суд, в депозит которого внесены деньги или ценные бумаги, извещает об этом кредитора.

Прошу вас разъяснить каков механизм передачи приватизированного жилья в муниципальную собственность согласно пункта 9.1 закона «О приватизации». Какой должен быть документ: акт приема-передачи, договор передачи, соглашение о расторжении договора?
Нужно ли разрешение органов опеки если собственником 1/4 доли является несовершеннолетний.
С уважением Михаил!

Должно быть решение суда по этому вопросу. Отмена приватизации возможно только в том случае, если после приватизации не произошло никаких изменений по сотаву проживающих в данном жилом помещении.(Никто не «выписался» и не «прописался», не умер. ) В случае наличия вышеуказанных изменений расприватизация вряд-ли возможна. С уважением,

Порядок безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность

20.12.2017 7,339 Просмотры

Владелец может распоряжаться собственным имуществом согласно действующему законодательству РФ. Российские граждане имеют право оформлять на собственную недвижимость дарственную, осуществлять обмен, производить ее продажу или покупать новую, совершать с ней прочие действия. Кроме этого, возможна безвозмездная передача собственного имущества в муниципальную собственность. Подобное решение может запретить суд, основания прочих постановлений.

Процедура передачи в муниципальное владение федерального имущества

Чтобы получить заключение государственной инстанции о передаче недвижимого имущества в собственность субъектов российского государства, организаций МСУ, необходимо собрать соответствующий пакет документов, в который входят:

  • выписка из гос. перечня недвижимого имущества, куда заносятся сведения о переходящем имуществе;
  • выписка на недвижимые объекты из ЕГРП, заключенные на него договорные соглашения о возможности передачи материальных ценностей в собственность муниципалитета (также о законных правах владения прилегающей территорией к передаваемой недвижимости, если данная территория обозначена в договоре отдельным пунктом). Бланк документа необходимо получить до передачи его ФАУФИ не менее чем за 30 дней;
  • копии документов, которые подтверждают факт нахождения передаваемого недвижимого имущества в ГУП, прочей федеральной инстанции на основе ограниченного вещправа, хозяйственного ведения (экземпляры данных документов направляются также, если отсутствуют какие-либо сведения о законном владении недвижимостью и возможности ею распоряжаться в информационной базе ЕГРП);
  • документы, подтверждающие факт правомочия российского государства на владение недвижимым имуществом, прилегающей к нему территорией, если такая обозначена в договорном соглашении отдельным пунктом (эти документы передаются в том случае, если отсутствуют какие-либо сведения о законном владении недвижимостью и возможности ею распоряжаться в информационной базе ЕГРП);
  • разрешение ГУП, прочей государственной инстанции на передачу объектов в муниципальное владение, которые состоят на балансе этой организации на основе ограниченного хозяйственного ведения с подписью особы, которая оформила это разрешение;
  • экземпляр (оригинальный) свода правил ГУП, прочей государственной организации, недвижимое имущество которой предается в муниципальную собственность на основе хозяйственного ведения, ограниченного вещправа. Устав также нужен в случае перехода во владение структур местного самоуправления самого предприятия;
  • справка ЕГРЮЛ про ГУП, прочую государственную организацию, недвижимые объекты которой передаются в муниципальное владение на основе хозяйственного ведения, ограниченного вещправа. Этот же документ понадобится при передаче во владение организаций местного самоуправления самого предприятия;
  • справка из госструктуры, которая ведет отчетную документацию оборудования, контролирует наличие материальных ценностей, со сведениями об имущественных ценностях, которые переходят в муниципальное владение (наличие этого документа требуется в том случае, если, например, из целого здания в муниципалитет передается только несколько отдельных помещений). Это нужно для уточнения, описи такого недвижимого имущества;
  • схема прилегающего земельного участка к недвижимости как отдельного объекта владения, переходящего в собственность аппарата местного самоуправления;
  • документы, подтверждающие правильность наименования аппарата местного самоуправления, с которым связана безвозмездная передача недвижимого имущества в муниципальную собственность;
  • документы, подтверждающие право использования передаваемого недвижимого имущества (документ необходимо представлять в том случае, если этим имуществом распоряжаются органы субъектов российского государства, ГУП, МСУ, прочих государственных инстанций). Данные документы предоставляют возможность организовать передачу имущественных ценностей в муниципальное владение на законных основаниях;
  • разрешение государственного органа исполнительной власти, который наделен полномочиями контроля ГУП, прочих структур, недвижимость которых передается в муниципальное владение на основе ограниченного вещправа, хозяйственного ведения. Подобный документ также нужен в случае передачи самого предприятия организации МСУ.

При передаче в муниципальное владение имущественных ценностей (если подобная собственность представляет ГУП, прочие государственные инстанции), кроме перечисленных выше документов, нужно представить дополнительно перечень таких образований, а также перечень недвижимого имущества, которым они распоряжаются на основе ограниченного вещ. права, хозяйственного ведения.

Для заключения о передаче в федеральное владение имущественных ценностей дополнительно нужно представить перечень переходящих недвижимых объектов. Для заключения о передаче в муниципальное владение имущества предложение необходимо направить в ФАУФИ. Это обязательство ложится на организации исполнительной власти российских субъектов.

Передача в муниципальное владение имущественных ценностей юридических, физических лиц

Процесс передачи имущественных ценностей юр/физлиц в муниципальное владение происходит следующим образом.

  • Для того чтобы произвести прием-передачу недвижимого объекта МСУ, физические и юридические лица обязаны подать запрос руководителю соответствующей организации. К запросу прилагается пакет установленной документации.

Юридические лица должны предоставить

  • паспорт, удостоверяющий особу, оформившую запрос;
  • выписку из ЕГРЮЛ, копии документов, являющихся юридическим основанием для ведения деятельности и определяющих правовой статус организации;
  • документы, подтверждающие правомочность доверенной особы (на тот случай, если запрос оформляет представитель юридического лица);
  • справку ЕГРП на имущество, договорные соглашения на него в плане владения переходящим недвижимым имуществом. Обязательно представляются документы, подтверждающие регистрацию в госреестре, права собственности на передаваемые имущественные ценности;
  • перечень недвижимого имущества, передаваемого в муниципальное владение (адреса, важные инженерные составляющие в том числе);
  • перечень строительных объектов, дополнительно пристроенных, встроенных построек, которые были переданы, согласно арендному договору отдельных помещений или целых объектов, в пользование прочим юридическим лицам (необходимо представить копии таких документов);
  • акт ОС, прочей структуры юридического лица, имеющей полномочия на заключение передачи имущественных ценностей в муниципальное владение;
  • выписку балансовой принадлежности, в которой обязательно указывается первоначальная и конечная стоимость;
  • выписку из госкадастра недвижимости, в которой содержатся данные, требующиеся для госрегистрации прав на недвижимость, проведения с ней операций;
  • документы, подтверждающие права владения прилегающим к недвижимому имуществу земельным участком, которые также подлежат передаче в собственность муниципалитета;
  • документацию, содержащую инженерную характеристику недвижимого объекта, схему бюро техинвентаризации (максимум 6 месяцев до завершения срока действия документа);
  • документация, подтверждающая балансовую принадлежность имущественных ценностей;
  • планы инженерно-технических систем, подлежащих переходу;
  • выписку, подтверждающую полное отсутствие у организации долговых обязательств, ареста недвижимого имущества, прочих форм материальной ответственности.

Физические лица представляют

  • паспорт, удостоверяющий личность, оформившую запрос;
  • выписку о стоимости недвижимого имущества;
  • документы, подтверждающие правомочность доверенной особы, ее паспорт (если такой запрос оформляет представитель физлица);
  • перечень недвижимого имущества, которое передается в собственность муниципалитета (обязательно указываются адреса, важные инженерные составляющие).

Сформированная группа занимается собственной деятельностью, опираясь на порядок, установленный приказом руководителя муниципальной инстанции.

Административные структуры согласно решению созданной группы составляют перечень недвижимого имущества, которое надлежит передать в муниципалитет. Далее передают этот документ в исполнительную структуру МСУ, которая выдает заключение о передаче имущества.

На основе сделанного заключения правдивости представленного перечня недвижимого имущества, передаваемого во владение муниципалитета, руководитель муниципального органа оформляет распоряжение на:

  • передачу объектов, регистрацию их как свою собственность;
  • перенаправление на имущественные ценности ограниченного вещправа МСУ;
  • занесение недвижимого имущества в перечень имущественных ценностей МСУ;
  • перенаправление возможности хозяйственного ведения недвижимостью в МУП;
  • право распоряжения росимуществом прочим образом, допускаемым действующим законодательством.

Согласно распоряжению руководителя муниципального аппарата по приему-передаче росимущества заполняются протоколы установленного российским законодательством образца. Документы приема-передачи недвижимости заверяет руководитель муниципальной структуры.

Смотрите так же:  Будет ли увеличиваться пенсия в 2019 году и на сколько

Далее переданное имущество заносится в базу МСУ, осуществляется госрегистрация возможности владения недвижимыми объектами по установленной системе законодательством РФ.

Передача имущества в муниципальную собственность: основания и порядок

Владелец имущественных ценностей может распоряжаться ими, однако в соответствии с настоящим законодательством. Граждане Российской Федерации наделены правом дарить недвижимость, совершать сделки по ее купле-продаже, обменивать ее и тому подобное. Кроме того, существует возможность передать имущество в муниципальную собственность. Запретить такое действие можно лишь на базе принятого решения суда или же на основании иных постановлений.

В каких случаях возможна безвозмездная передача имущества в муниципальную собственность

Состоящая на государственном попечении или во владении субъектов РФ, а также органов МСУ недвижимость может быть передана в распоряжение вышеуказанным структурам. Передача недвижимого имущества в муниципальную собственность осуществляется, если:

  • данная недвижимость не может на законных основаниях состоять на попечении государства, по причине распределения компетенции между структурами Федерации, субъектов Федерации и органов МСУ;
  • данная недвижимость состоит в пользовании госструктур субъектов РФ, органов МСУ, ГУП, а также иных властных структур.

Не забудьте скачать:

Заявления о передаче имущества в муниципальную собственность предоставляются госструктурами субъекта РФ либо органами МСУ:

  • институтам исполнительной власти, имеющим компетенцию владельца недвижимости, в процессе перехода имущества от государственных федеральных органов во владение субъекта РФ или органов МСУ, а также от владения субъекта РФ и органов МСУ во владение государственных федеральных структур;
  • компетентным органам исполнительной власти субъектов РФ, имеющим право владения недвижимостью, в процессе передачи имущества в муниципальную собственность от владения субъектами РФ, и наоборот.

Переход имущества государственных федеральных органов во владение субъекта РФ или органов местного самоуправления, а также от владения субъекта РФ и органов МСУ во владение государственных федеральных структур не дозволяется, если данная недвижимость не фигурирует в соответствующем заявлении.

Документация, требуемая для заключения о передаче имущества в муниципальную собственность, содержится в Постановлении Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374.

Какой договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность заключать

Порядок передачи государственного (федерального) имущества в муниципальную собственность установлен Гражданским кодексом Российской Федерации. Здесь необходимо заключить соответствующую сделку. Стоит учесть, что структура лишается возможности распоряжаться недвижимостью при ее передаче муниципальным образованиям.

Тонкости составления договора Вы узнаете на наших курсах повышения квалификации:

В договор следует внести некоторые детали:

  • точные названия органов власти, а также их обязательные данные, установленные законами и подзаконными актами, которые должны содержаться в договоре для признания его действительным;
  • перечень имущества, переходящего во владение муниципальному образованию, включая адреса и отличительные черты недвижимости, ИНН и другие крайне значимые факты;
  • характеристику имущества (жилое или нежилое помещение, есть ли возможность ввести его в пользование и тому подобное);
  • точные даты передачи имущества в собственность муниципального образования.

Кроме того, к договору должен прилагаться и документ, в котором подробно характеризуется передаваемый или получаемый объект с отображением его общей денежной стоимости. Такой акт должен быть заверен участниками соответствующего соглашения.

Как осуществляется передача федерального имущества в муниципальную собственность

Чтобы получить заключение о передаче недвижимости от государственных органов во владение субъектов РФ или органов МСУ, нужно собрать нижеуказанную документацию:

  • справку из государственного перечня недвижимости, в которую вносятся данные о переходящих ценностях;
  • справку из ЕГРП на имущественные ценности, а также договоры, заключенные в отношении данной недвижимости об узаконенной возможности распоряжения предоставляемым к передаче в муниципальную собственность имуществом (кроме того, и об узаконенных правах на территорию, прилегаемую к указанной недвижимости тогда, когда эта территория является отдельным пунктом договора). Документ должен быть получен за 30 и более дней до его отправки в ФАУФИ;
  • экземпляры документации, доказывающей факт того, что передаваемая недвижимость находится во владении ГУП или иной федеральной структуры на основании хозведения либо ограниченного вещного права (копии направляются тогда, когда в базе данных ЕГРП нет информации об узаконенной возможности владения и распоряжения);
  • документацию, доказывающую факт правомочия РФ на владение недвижимостью, а также прилежащую к ней территорию в случаях, когда данная территория является отдельным пунктом договора (такая документация передается, если в базе данных ЕГРП нет информации об узаконенной возможности владения и распоряжения);
  • разрешение от ГУП или иной госструктуры на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося во владении данной структуры на основании на основании хозведения либо ограниченного вещного права, с подписью должностного лица, оформившего указанное разрешение;
  • достоверный экземпляр свода правил ГУП или иной госструктуры, чья недвижимость передается в муниципальную собственность на основании хозведения либо ограниченного вещного права. Кроме того, устав необходим и при переходе самого предприятия во владение органов местного самоуправления;
  • справку из ЕГРЮЛ о ГУП или иной госструктуры, чья недвижимость передается в муниципальную собственность на основании хозведения либо ограниченного вещного права. Кроме того, такой документ необходим и при переходе самого предприятия во владение органов местного самоуправления;
  • выписку от государственной структуры, занимающейся ведением отчетности в отношении оборудования либо проверкой наличия имущественных ценностей, по поводу сведений о передаваемом в муниципальную собственность имуществе (данный документ требуется тогда, когда из всего строения во владение переходит несколько помещений, то есть для уточнения и описи такой недвижимости);
  • схему прилегающей к строению территории как отдельной собственности, подлежащей переходу во владение органов местного самоуправления;
  • документацию, доказывающую правильность названия органа местного самоуправления, в отношении которого проводится передача имущества в собственность муниципального образования;
  • документацию, доказывающую право эксплуатации передаваемой недвижимости (требуется тогда, когда данная недвижимость находится в распоряжении структур субъекта РФ, органов МСУ, ГУП, а также иных госструктур). Эта документация позволяет на законодательном уровне организовать передачу имущества в муниципальную собственность;
  • разрешение от госструктуры исполнительной власти, уполномоченной вести надзор за ГУП, а также иными организациями, чья недвижимость переходит в муниципальную собственность на основании хозведения либо ограниченного вещного права. Кроме того, такое разрешение необходимо и при переходе самого предприятия во владение органов МСУ.

В процессе передачи имущества в муниципальную собственность (если таковое имущество представляет собой ГУП или иные госструктуры), помимо перечисленной документации, необходимо передать список таких образований и список недвижимости, находящейся в их распоряжении на основании хозведения либо ограниченного вещного права.

Для заключения о передаче имущества в муниципальную собственность, помимо перечисленной документации, необходимо предоставить и список недвижимости, которая подлежит такому переходу. Для заключения о передаче имущества в муниципальную собственность нужно направить предложения в ФАУФИ. Это обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ, а также муниципальных образований.

Для правок в реестре госсобственности и собственности органов местного самоуправления в процессе заключения ФАУФИ в данной документации необходимо положение о том, что факт передачи имущества муниципальным образованиям имеет силу тогда, когда соответствующий акт о переходе владения заверен.

Передача имущества юридических лиц в муниципальную собственность

Процедура передачи в муниципальную собственность имущества физлиц и юрлиц следующая.

  1. Чтобы осуществить переход недвижимости во владение структур МСУ, юрлица и физлица должны подать запрос руководителю данного органа. К нему необходимо добавить определенные документы.
  • паспорт лица, подающего запрос;
  • выписку из ЕГРЮЛ, экземпляры пакета документов, которые являются юридической основой деятельности организации, а также определяют ее правовой статус;
  • документацию, подтверждающую правомочность доверенного лица (в случаях, когда запрос подается от имени представителей);
  • список недвижимости, которая проходит передачу имущества в муниципальную собственность (включая адреса и наиболее значимые инженерные показатели);
  • список строений, а также встроенных и пристроенных, переданных по договору аренды объектов или помещений, находящихся во владении иных лиц (требуются экземпляры контрактов);
  • справку из ЕГРП на имущественные ценности и договоры в отношении их по поводу владения переходящей недвижимостью, а также документ, подтверждающий госрегистрацию права владения данным имуществом;
  • выписку о балансовой принадлежности с отражением стартовой и конечной соответствующей цены;
  • акт ОС или другой структуры юрлица, у которой есть полномочия делать заключение о передаче имущества в собственность муниципального образования;
  • выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте данного имущества, а также документ, включающий инженерную характеристику об объекте недвижимости и схему от Бюро технической инвентаризации (не более полугода до окончания даты действия документации);
  • документацию, доказывающую право владения территорией, где находится недвижимость, подлежащая передаче имущества в муниципальную собственность;
  • планы технических систем, подлежащих переходу;
  • документы о балансовой принадлежности имущества;
  • справку, доказывающую отсутствие долговых обязательств, факта ареста недвижимости и других форм материальной ответственности за объект имущества.

От физлиц требуются:

  • паспорт лица, подающего запрос;
  • документация, подтверждающая правомочность доверенного лица (в случаях, когда запрос подается от имени представителей), а также паспорт доверенного лица;
  • выписка, в которой указывается цена недвижимости;
  • список недвижимости, подлежащей передаче имущества в муниципальную собственность (с адресами и наиболее значимыми инженерными показателями).
  1. Когда проверка переданной документации завершена, формируется специальный орган, занимающийся передачей имущества в муниципальную собственность. Он ведет свою деятельность на основании порядка, указанного в приказе руководящего должностного лица муниципальной структуры.
  2. В соответствии с решением сформированного органа административные структуры составляют список недвижимости, подлежащей передаче в собственность муниципального образования, и отправляют его в исполнительный орган МСУ, который занимается выдачей заключений о передаче объектов.
  3. На основании данного заключения о правильности предоставленного списка недвижимости, которая подлежит передаче в муниципальную собственность, оформляется распоряжение руководящего должностного лица муниципальной структуры на передачу объектов и владение ими в качестве собственника, а также:
  • на внесение недвижимости в список имущества органа МСУ;
  • на переход ограниченного вещного права на имущество органу МСУ;
  • на переход возможности хозведения имущества к МУП;
  • на право распоряжаться недвижимостью другим, допускаемым законодательством, путем.
  1. В соответствии с распоряжением руководящего должностного лица муниципальной структуры о передаче недвижимости составляются протоколы приема-перехода объектов по утвержденному законами Российской Федерации образцу. Данную документацию о передаче имущества в муниципальную собственность заверяет руководящее должностное лицо муниципального образования.
  2. Переданная недвижимость фиксируется в специальной базе данных органа МСУ, после чего проводится процедура госрегистрации возможности владения объектами по утвержденной законодательством Российской Федерации системе.

Если появляются какие-либо разногласия в процессе передачи имущества в муниципальную собственность, они урегулируются на основании компромисса участников договора или же посредством судебного разбирательства (согласно настоящим законам РФ).

Каков порядок передачи жилищного фонда и объектов ЖКХ в муниципальную собственность

Этап 1. Начальная стадия процесса передачи имущества

Структура, которая передает недвижимость, должна собрать необходимую документацию об имуществе ЖКХ:

  • перечень объектов, подлежащих передаче в имущества в муниципальную собственность;
  • список технических коммуникаций: строений и конструкций подачи воды, электроэнергии, тепловых ресурсов и так далее (кроме расположенных на земельном участке организаций, осуществляющих передачу недвижимого имущества);
  • список техники (тяжелого транспорта и иного машинного оборудования, необходимого для использования и содержания недвижимого имущества, подлежащего передаче);
  • пакет документов, требуемый для должного использования сооружений, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

На всю недвижимость ЖКХ и технические системы составляются акты об их состоянии, а также проводится анализ наиболее значимых показателей.

Кроме того, помимо вышеуказанных требований, жилищное хозяйство обязано составить документы по техническим и инженерным объектам, обеспечению управления, а также журналы регистрации.

Жилищное хозяйство должно оформить перечень данных о денежных средствах, собранных на проведение ремонтных работ по обслуживанию жилфонда и всех строений ЖКХ, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

Собранная документация передается соответствующему органу, курирующему переход недвижимости, и представляет собой базис для последующих этапов процедуры.

Этап 2. Деятельность органа по приему и передаче объектов имущества

Административный орган населенного пункта формирует специальный отдел, курирующий переход недвижимости и средств ЖКХ во владение структур местного самоуправления. Он ведет свою деятельность на протяжении всего срока указанной процедуры. В его состав входят лица, работающие в организациях жилищно-коммунального хозяйства, административных структурах и других государственных институтах соответствующего населенного пункта.

Комиссия по передаче имущества в муниципальную собственность ведет свою деятельность на основании порядка, который содержит:

  • проверку строений, предназначенных к передаче, в определенный законодательством период;
  • изучение переданных документов;
  • проверку имущества, применяемого для изготовления каких-либо товаров;
  • анализ условий последующего использования недвижимости, подлежащей передаче в муниципальную собственность.

Первым делом специалисты должны определить список имущества, которое не подлежит передаче во владение органов местного самоуправления либо не должным образом подготовлено к процессу передачи в соответствии с требованиями законодательства или договора.

Специалисты также проверяют финансовые и инженерные документы, относящиеся к недвижимости, которая подлежит передаче в муниципальную собственность. На все строения ЖКХ и жилфонда оформляются акты об их характеристиках и гарантии должного использования.

Итоги деятельности данного органа вносятся в документацию по заключению о передаче недвижимости. Эти документы представляют собой базис для оформления протоколов перехода жилфонда и строения ЖКХ во владение органов местного самоуправления.

Этап 3. Составление документов по инженерным характеристикам и переходу объектов недвижимого имущества

Согласно распоряжению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также Министерства финансов РФ от 06.06.1995 г. № 17-72 на все строения, подлежащие передаче в муниципальную собственность, оформляется соответствующий документ. Он должен содержать (на каждое здание в отдельности):

  • документацию об инженерных характеристиках объекта;
  • документацию по переходу зданий во владение органов МСУ, которая необходима для использования и содержания передаваемых строений;
  • акт о передаче оборудования, тяжелых транспортных средств и иных технических конструкций, необходимых для должной эксплуатации и обслуживания передаваемых сооружений;
  • список документации по недвижимости, подлежащей передаче в муниципальную собственность.
Смотрите так же:  Минимальная пенсия по старости в ульяновске

Инженерные характеристики строений выявляются на базе существующей документации или анализа специалистов. Они должны оценить указанные параметры для всех зданий в отдельности в процессе передачи имущества в собственность муниципального образования.

На жилые строения для их последующего должного обслуживания и обеспечения положительных качественных характеристик содержания, а также надлежащего материального состояния образования, которое принимает данный жилфонд, помимо анализа технических показателей, передаются обобщающие данные.

На жилфонд и каждое строение, подлежащее передаче имущества в муниципальную собственность, составляется техническая документация, необходимая для должного использования и содержания данных объектов.

Для перехода денежных средств оформляется разделительный учет.

Организация, осуществляющая переход имущества в муниципальную собственность, должна передать административным структурам указанную ниже документацию:

  • показатели сооружений, выявленные на базе актов проверки (согласно настоящим образцам финансового и статистического учета);
  • выписку о балансовой цене строений (оформляется на основании зарегистрированных фактов, процессов и событий, происходящих в организации, а также согласно утвержденному в данном образовании порядку отчетности);
  • предполагаемое и действительное определение затрат в стоимостной форме на обслуживание сооружений. Такие документы оформляются по установленному для всех сооружений в отдельности образцу;
  • оценочный либо разделительный баланс;
  • вычисление размера платы за обслуживание и ремонт жилого помещений и предоставление коммунальных услуг. К данному документу необходимо добавить акты о прибыли по ЖКХ и всем сооружениям в отдельности;
  • протоколы направления документов о строениях, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

В процессе передачи имущества в муниципальную собственность (если им является ЖКХ или жилфонд) оформляется документ по переходу денежных ресурсов на оплату капремонта строения. Кроме того, здесь лучше всего получить справку о переходе служебных объектов во владение органов местного самоуправления.

Передача выморочного имущества в муниципальную собственность

Выморочная недвижимость – это категория наследуемого имущества, на которое в силу определенных обстоятельств не могут претендовать (или отказываться от получения) наследники предыдущего собственника. Передача имущества в муниципальную собственность (если таковая собственность является выморочной) способна улучшить ситуацию с нехваткой жилой площади, которая на основании контракта социального найма переходит в частные владения.

ФЗ от 29.11.2007 г. № 281 утверждает изменение статей 116, 1151, 1162 и 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные статьи связаны с передачей возможности владения и распоряжения выморочной недвижимостью. До принятия указанного Федерального закона статья 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации допускала передачу подобных объектов исключительно государственным структурам РФ.

Кроме того, ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» утвердил, что такая недвижимость, представленная жилплощадью, передается во владение органа местного самоуправления, на участке которого данная недвижимость находится. Учитывая то, что ЖК РФ устанавливает обязанность органов МСУ по урегулированию проблемы нехватки жилья, вступившие в силу правки являются оптимальным решением этого нелегкого вопроса.

Важно учесть – в городской местности выморочная недвижимость представляет собой значимую ценность, ведь именно в городах обострен жилищный вопрос.

Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации: «В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным».

Подобная недвижимость, подлежащая передаче в муниципальную собственность, является частью жилфонда.

Главным вопросом передачи таких объектов остается не установленная законодательством система данной процедуры (порядок внесения имущества в базу данных). До сих пор эта проблема является довольно острой. Вот почему так необходимо принять новые положения для законов Российской Федерации, касающихся передачи имущества в собственность муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось». Следовательно, в процессе передачи имущества в муниципальную собственность можно не составлять документ о принятии наследства (то есть орган местного самоуправления получает недвижимость на основании статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство».

Но государственным административным структурам приходится решать несколько острых вопросов в процессе ведения дел с выморочной недвижимостью. Чтобы обратиться к профессиональному юристу, нужно собрать целый пакет документов, указанных в Законе Российской Федерации от 11.02.1993 г. № 4462-1. Кроме того, при передаче имущества в муниципальную собственность необходимо представить заключение о кончине владельца и акт, доказывающий, что недвижимость бывшего владельца не принимается наследниками.

В соответствии с ФЗ от 15.11.1997 г. № 143 орган записи актов гражданского состояния может не передать данные о зарегистрированной кончине владельца имущества.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации № 4462-1: «Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами».

Получается, что закон не установил процесс принятия вышеупомянутых данных муниципальными образованиями.

Помимо этого, юристы не согласны передавать акт о праве наследования потому, что отсутствуют подтверждения факта выморочности недвижимости.

Чтобы осуществить процесс передачи имущества в муниципальную собственность, нужно установить, что недвижимость является выморочной, но в соответствии с законами РФ данная информация муниципальным структурам не поступает.

Получается, что детализированная система наследования подобной недвижимости не исключила несколько острых вопросов, появляющихся в процессе составления акта возможности владения. Следовательно, органам МСУ приходится доказывать выморочность недвижимости посредством судебного разбирательства. Однако суду необходимы данные от юриста о неимении наследников и доказательство кончины бывшего собственника из органа записи актов гражданского состояния.

Важнейшим требованием составления возможности владения на недвижимость, которая подлежит передаче имущества в собственность муниципального образования, является доказательство неимения наследников и на основании завещания, и на основании настоящего законодательства. Подтвердить отсутствие наследников можно тогда, когда за полгода после кончины владельца недвижимости не было передано запросов о принятии имущества или не выдавались акты о праве собственности. Но принять наследство можно как посредством передачи запроса, так и посредством фактических действий, доказывающих передачу имущества (в соответствии с пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если лица, готовые принять имущество, все же имеются, то факт выморочности объекта доказать невозможно. Вот почему в случаях, когда наследник совершил фактическое действие, не составляя документации, он имеет право претендовать на недвижимость, которая предполагалась к передаче в собственность муниципального образования.

Судебная практика, связанная с безвозмездной передачей имущества в муниципальную собственность

Согласно пункту 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации: «В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации». Следовательно, договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность может быть утвержден на основании нормативных актов о государственной регистрации перехода возможности владения недвижимостью посредством заключения судебного разбирательства.

Пример

Решение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2013 г. (дело № А53-3967).

01.11.2001 г. руководитель сталепромышленной компании «Агрофирма “Зерноградская”» передал главе Зерноградского района запрос о передаче имущества в муниципальную собственность (здание на 400 человек и размером 2317 м 2 ).

05.11.2001 г. участники сделки подписали контракт на общую эксплуатацию перешедшего во владение органов МСУ строения. В данном документе указывалось требование использования здания без допущения аварийных ситуаций, поскольку сооружение (клуб) представляло собой социально-культурный объект, а также организация различных мероприятий в рамках сложившихся между сторонами материальных обязательств. Участники контракта совместно эксплуатируют здание и оплачивают его необходимое обслуживание. Передача имущества в муниципальную собственность проходила в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 724.

Указом руководящего должностного лица Зерноградского района от 24.01.2003 г. № 48 указанное строение находится в ведении социально-культурного отдела органов местного самоуправления. Кроме того, в постановлении была утверждена значимость процедуры передачи имущества в собственность муниципального образования.

30.01.2003 г. участники договора вторично оформили протокол перехода денежных ресурсов, куда внесли список имущественных ценностей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 551 ГК РФ: «В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации». Согласно законодательству подобное заявление можно рассматривать только тогда, когда выполнена передача имущества в муниципальную собственность.

Так как для не утвержденного законом договора по передаче имущества в собственность муниципального образования необходимо подтверждение его заключения в форме государственной регистрации права владения (в соответствии со статьей 131 ГК РФ), к данному контракту можно применить положения статьи 551 ГК РФ.

Облагается ли передача имущества в муниципальную собственность НДС

Чаще всего передача имущества в муниципальную собственность предусматривает уплату налога на доходную стоимость (согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации), поскольку эта процедура считается актом реализации (в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако вместе с тем необходимо принять во внимание, что НК РФ (а именно пункт 2 статьи 146 и статья 149) содержит положения о некоторых процессах, которые не требуют уплаты вышеуказанного налога.

Передача имущества в муниципальную собственность принимается как дарственная операция (согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подлежащие переходу ценности могут представлять собой:

  • продукцию;
  • материальные ресурсы;
  • ценные бумаги;
  • различные активы организации;
  • изготовленные товары;
  • стройматериалы;
  • основной капитал;
  • права на эксплуатацию недвижимости и так далее.

Договор передачи имущества в муниципальную собственность действителен при наличии накладных документов или протокола приемки-передачи недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации: «Для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги)». Требование по выплате других налоговых обязательств осуществляется только при установленной системе налогообложения. Для оплаты налога на доходную стоимость передача имущества в собственность муниципального образования признается реализацией (в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации). Получается, что организация, передающая недвижимость, обязана внести на нее налог на доходную стоимость.

Уплата налога на доходную стоимость в процессе передачи имущества в муниципальную собственность проходит в течение данной процедуры (согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации). Момент перехода имущественных ценностей – дата составления первичной документации:

  • если речь идет о продукции – дата оформления накладного документа;
  • если речь идет об обслуживании – дата принятия протокола приемки-передачи.

Размер налога выявляют на основании стоимости ценностей на момент передачи имущества в муниципальную собственность (в соответствии с пунктом 3 статьи 105.3 и пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если говорить о процентной части налога, в процессе передачи имущества в муниципальную собственность используют коэффициент, установленный для типа продукции (либо услуги).

Цена самих имущественных ценностей и размер налога на доходную стоимость указываются в документации, удостоверяющей фактическую поставку товара или оказание услуг и их стоимость.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходную стоимость, внесенный в отношении имущественных ценностей, при факте уплаты подлежит процедуре вычета.

Передача имущества в муниципальную собственность не считается реализацией (согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации). А это означает, что организация, отчуждающая право владения, не должна вносить налог на доходную стоимость.