Экспедиторская расписка или ттн

Добрый день. Может, эта статья Вам поможет.

Организацией заключен договор транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор помимо оказания сопутствующих услуг самостоятельно выполняет перевозку грузов автомобильным транспортом и получает фиксированную сумму вознаграждения.
Какие документы необходимы для принятия в налоговом учете расходов по договору, а также для принятия к вычету НДС по этим услугам, кроме акта выполненных работ и счета-фактуры?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, для признания организацией расходов в целях исчисления налога на прибыль и принятия к вычету сумм НДС, помимо акта выполненных работ и счета-фактуры необходимо также наличие товарно-транспортной накладной, поручения экспедитору и экспедиторской расписки.

Обоснование вывода:
Правовыми основами регулирования транспортно-экспедиционной деятельности являются, в частности, глава 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Если транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями главы 41 «Транспортная экспедиция», но и положениями главы 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между компанией и клиентом, следует считать смешанным. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре. Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 2 Закона N 87-ФЗ). В настоящее время действуют Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Правила).
В соответствии с п. 5 Правил экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
Для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций и принятия к вычету сумм НДС в соответствии с требованиями налогового законодательства необходимо наличие соответствующих первичных документов, подтверждающих факт оказания услуг по договору транспортной экспедиции и факт принятия данных услуг на учет. Так, в общем случае согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Право на указанные налоговые вычеты возникает при условии наличия счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Таким образом, вычеты сумм НДС производятся при единовременном выполнении следующих условий:

приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
наличие счета-фактуры поставщика;
принятие товаров (работ, услуг) на учет;
наличие соответствующих первичных документов.
Пункт 1 ст. 252 НК РФ также ставит право на признание расхода в целях исчисления налога на прибыль в зависимость от наличия первичного документа, подтверждающего произведенные затраты. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными на основании законодательства РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать соответствующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление N 78) для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т). Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей (заказчиков автотранспорта) с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями (владельцами автотранспорта) за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В силу п. 2 Постановления N 78 ведение первичного учета, в том числе по унифицированной форме N 1-Т, установлено для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Из данной нормы следует, что обязанность по оформлению товарно-транспортной накладной возникает у организации, являющейся грузоотправителем груза. Товарно-транспортная накладная формы 1-Т оформляется также организацией, оказывающей услуги по перевозке грузов, как оправдательный документ, подтверждающий оказание услуг по перевозке. В п. 2 действующей в настоящее время Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» также установлено, что перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной. Аналогичное мнение изложено и в письме МНС России от 22.04.2004 N 22-2-16/757. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее — Устав), запрещено осуществление перевозок пассажиров и грузов без оформления путевого листа на транспортное средство. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (п. 1 ст. 8 Устава).
Формы путевых листов грузового автомобиля (формы N 4-С и 4-П) так же, как и форма товарно-транспортной накладной, утверждены Постановлением N 78. Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов
. Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику. При этом, как указано в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с товарно-транспортной накладной является путевой лист грузового автомобиля по форме N 4-П.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае за услуги по перевозке взимается фиксированная плата, наличие отрывных талонов для подтверждения расходов необязательно.
Поскольку согласно условиям договора транспортной экспедиции экспедитор самостоятельно выполняет перевозку грузов автомобильным транспортом, можно сделать вывод, что при осуществлении перевозок грузов должна составляться товарно-транспортная накладная формы N 1-Т.
В письмах Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333 и УФНС РФ по г. Москве от 16.02.2007 N 20-12/014632 выражена позиция о необходимости составления товарно-транспортных накладных для подтверждения транспортных затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Вместе с тем судебная практика не столь однозначна. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 03.06.2009 N А12-17030/2008 судьи сделали вывод, что товарно-транспортные накладные, в случае оказания транспортных услуг, не являются единственными документами, подтверждающими факт оказания таких услуг, и что налоговое законодательство не содержит закрытого перечня документов, которыми налогоплательщики могут подтверждать свои расходы.
По нашему мнению, в данной ситуации как для признания организацией расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций, так и для принятия к вычету сумм НДС в целях минимизации налоговых рисков в дополнение к акту выполненных работ и счету-фактуре необходимо наличие товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, а также поручения экспедитору и экспедиторской расписки.

К сведению:
В случае заключения организацией договора транспортной экспедиции, в котором отдельно не предусматривается обязанность экспедитора лично оказывать услуги, а в его компетенцию входят организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения), товарно-транспортная накладная не является необходимым доказательством произведенных расходов на экспедиционные услуги, ее отсутствие не может служить основанием для отказа в принятии налоговых вычетов по НДС. Такой вывод содержится в многочисленных решениях судов:
— определение ВАС РФ от 19.06.2009 N 7562/09 по делу N А12-14314/08-с65;
— постановление ФАС Московского округа от 25.05.2009 N КА-А40/4486-09;
— постановление ФАС Поволжского округа от 07.04.2009 по делу N А12-14314/2008;
— постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 N А56-14177/2007, от 07.08.2006 N А56-33756/2005;
— постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2008 N Ф04-748/2008(164-А46-14), от 27.06.2006 N Ф04-3771/2006(23781-А46-10).
Судьями был сделан вывод, что Закон N 87-ФЗ не возлагает на экспедитора обязанности передать клиенту-грузоотправителю транспортную накладную, товарно-транспортная накладная формы N 1-Т не предназначена для учета услуг экспедитора и расходов на них.
Таким образом, представленные налогоплательщиками договоры на транспортно-экспедиторское обслуживание (договоры транспортной экспедиции), акты сдачи-приемки работ, услуг и счета-фактуры, на основании которых фактически произведена оплата по указанным договорам, а также платежные поручения признавались судами достаточными доказательствами обоснованности уменьшения налогооблагаемой прибыли на стоимость услуг экспедитора и принятия к вычету соответствующих сумм НДС.
Наличие достаточно обширной арбитражной практики свидетельствует о том, что перечень первичных документов, оформляемых в рамках договора транспортной экспедиции, является предметом пристального внимания со стороны налоговых органов. Поэтому наличие только акта выполненных работ и счета-фактуры может привести к спору с налоговыми органами, целесообразно также оформить поручение экспедитору и экспедиторскую расписку. Наличие товарно-транспортной накладной будет служить дополнительным доказательством оказания экспедиторских услуг.

Смотрите так же:  845 приказ фтс

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошелева Юлия

Оглавление:

Конференция ЮрКлуба

экспедиторская расписка или доверенность

Torino 09 Ноя 2007

Tony V 09 Ноя 2007

Вечный вопрос. На мой взгляд, все ответы Вы сами уже дали в своём вопросе. Выводы, скажем так, не очень утешительные. Требуйте расписку. С дургой стороны должна быть ТТН, может в ней всё и указано. Оглянитесь, сэр (с)

Torino 09 Ноя 2007

Torino 11 Дек 2007

Bulichev 11 Дек 2007

В случае утраты груза к кому предъявлять иск?

к перевозчику, который, судя по изложенной Вами схеме, наверняка просто физ.лицо, даже не являющийся собственником авто.
У вас перевозка, экспедиции не вижу.

Torino 11 Дек 2007

Иван Францевич Бриллинг 11 Дек 2007

Torino

Или это на Ваш взгляд смешанный договор перевозки плюс экспедирования (в части чужих авто)

Torino 11 Дек 2007

Bulichev 11 Дек 2007

Torino 12 Дек 2007

evg28 12 Дек 2007

что указано в ТТНке ,кто грузоотправитель, кто перевозчик?

я бы без доверки груз не отдал, ну расписался водитель в получении груза, но для вас он просто физик, есть большой шанс в случае чего быть посланным экспедитоором в сад и разбираться непосредственно с физиком.

Иван Францевич Бриллинг 12 Дек 2007

Torino

Вот и прошу помощи, как оформить такие отношения, чтобы отвественность за груз была на экспедиторе?

Исключительно с помощью документов: заявка, экспедиторская расписка и (или) доверенность, ТТН. Без этого в суде все будет очень плохо.

Torino 12 Дек 2007

Спасибо Вам огромное! Наш транспортный отдел убеждает меня что вся Россия работает без доверенностей, только подпись водителя в ТТН, говорят, что если мы будем требовать доверенность, то будем возить грузы сами. Я хотела найти какой-то вариант приемлемый и для них и для суда. в нашу пользу конечно, но ничего сама придумать не могла.
Поэтому спасибо, вооружилась авторитетным мнением группы юристов! Да здравствует доверенность!

Добавлено в [mergetime]1197448060[/mergetime]

что указано в ТТНке ,кто грузоотправитель, кто перевозчик?

грузоотправитель- мы, перевозчик — экспедитор.

Тут еще вопрос, мне кажется, что это неправильно, грузоотправителем должен быть Экспедитор указан в ТТН, а не наш склад. Я заблуждаюсь?

Иван Францевич Бриллинг 12 Дек 2007

Torino

Наш транспортный отдел убеждает меня что вся Россия работает без доверенностей

Врет ваш отдел. Во многих логистических компаниях уже давно понимают необходимость оформления соответствующих документов и успешно это делают.

грузоотправитель- мы, перевозчик — экспедитор.

если в графе перевозчик указано наименование организации-экспедитора, то у водителя должна быть доверенность от этого экспедитора.

грузоотправителем должен быть Экспедитор указан в ТТН, а не наш склад. Я заблуждаюсь?

А тут смотря какая у Вас схема транспортировки. Если без использования экспедиторской накладной, то в ТТН отправитель — Ваш склад, транспортная организация — экспедитор. Если же экспедитор выдаст Вам свою накладную, то в ТТН он будет являться отправителем, транспортной организацией реальный перевозчик. Возможны варианты, но общий смысл такой.

Torino 12 Дек 2007

Иван Францевич Бриллинг 12 Дек 2007

Torino

еще имейте ввиду, что форма экспедиторской расписки пока не утверждена Минтрансом и вообще используется в жизни крайне редко. поэтому сейчас пока правоприменительной практики на эту тему нет.

Bulichev 12 Дек 2007

Если без использования экспедиторской накладной, то в ТТН отправитель — Ваш склад, транспортная организация — экспедитор.

не будет тут экспедиции. чистая перевозка.

Если же экспедитор выдаст Вам свою накладную, то в ТТН он будет являться отправителем, транспортной организацией реальный перевозчик.

совсем не обязательно.

Иван Францевич Бриллинг 12 Дек 2007

Bulichev

не будет тут экспедиции. чистая перевозка.

мы это уже обсуждали в какой-то из тем, тут весь вопрос формы и содержания

совсем не обязательно.

я об этом и сказал что,

Torino 12 Дек 2007

не будет тут экспедиции. чистая перевозка.

Простите, Вы не могли бы подробнее объяснить.

Вы полагаете, что ответственность полностью на физике и наличие договора не имеет значения?

мы это уже обсуждали в какой-то из тем, тут весь вопрос формы и содержания

вы имеете в виду различие договоров эксп. и перевозки?

Иван Францевич Бриллинг 12 Дек 2007

Torino

вы имеете в виду различие договоров эксп. и перевозки?

скорее различие правоотношений. договор ведь, сами понимает, может быть даже смешанным, как это, кстати, часто и бывает.

Bulichev 12 Дек 2007

Простите, Вы не могли бы подробнее объяснить.

Вы полагаете, что ответственность полностью на физике и наличие договора не имеет значения?

а как Вы взаимосвяжете договор (я надеюь, что речь до сих пор идет о неком договоре ТЭ с неким ЮЛ) и передачу груза физику с оформлением транспортного раздела ТТН со стороны физика?
Естественно ответственность на физике.

во вторых, даже если у физика будет доверка от ЮЛ, с которым у Вас заключен договор ТЭ, с правом получения груза и оформления документов, в частности ТТН, то суд в отсуствие документа, называемого экспедиторской распиской, должен признать Ваши отношения, как отношения из договора перевозки.

Torino 12 Дек 2007

я сразу прошу прощение за тупость потому что вопрос наверное совсем идиотский
я всегда полагала, что ТЭД от перевозки отличается не только объемом сопуствующих услуг связанных с транспортировкой, но и тем обстоятельством , что авто в собственности или нет. Т.е. если машина своя — то перевозка, а наемная — экспедиция. Это не так?

а траспортный раздел ТТН мы оформляем на экспедитора.

Мне очень важно увести ответственность за груз на экспедитора
Сообщение отредактировал Torino: 12 Декабрь 2007 — 23:41

Bulichev 12 Дек 2007

Мне очень важно увести ответственность за груз на экспедитора

У Вас ведь нет на физика доверки от экспедитора. Экспедитор заявит, что не принимал этот груз от Вас и будет прав.
А то что у Вас есть подтвержденная заявка, так это ни о чем не говорит. Во первых нет оригинала, а во-вторых, да, экспедитор подтвердил заявку — приехал за грузом, а его у же нет, Вы его уже по каким то причинам отдали перевозчику-физику.

Torino 13 Дек 2007

evg28 13 Дек 2007

У нас из доказательств в итоге будет ТТН, в которой мы отправители, Экспедитор -перевозчик, доверенность от экспедитора на этого водителя и договор ТЭ с факсовой заявкой.
Скажите есть шанс с такими документами взыскать ущерб?

Обязательны ли экспедиторские расписки, если перевозчику платит грузополучатель?

Всем добрый день! Подтвердите или опровергните мои рассуждения, пожалуйста:

Каждый месяц нам надо доставить груз из москвы в казань, у нас договор с одним и тем же перевозчиком, услуги перевозчика оплачиваем мы, грузополучатели.
От того, как мы квалифицируем наши отношения — договор перевозки или договор транспортной экспедиции — зависит перечень первичных документов, которыми мы подтверждаем свои расходы.
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ, при договоре перевозки «отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату», значит, у нас не договор перевозки, т.к. платит получатель, а не отправитель.
Тогда фактически сложившиеся между нами отношения — это договор транспортной экспедиции.
Значит, если у нас в первичных документах не будет экспедиторских документов, то могут убрать эти транспортные услуги из расходов и доначислить УСН (т.к. расходы документально не подтверждены)?
С одной стороны, такой судебной практики и на форумах я не вижу, с другой стороны, если придет налоговая и предъявит вышеуказанные доводы, то мне будет нечем опровергнуть.
Транспортную накладную нам оформляет типография — грузоотправитель.
Перевозчик у нас ИП, юриста и бухгалтера у него нет, свое мнение обосновывает «мы всегда так делали», вот и думаю, правомерно ли просить с него экспедиторские документы или нет.

Смотрите так же:  Надо ли оформлять землю в собственность

Добрый день.
К сожалению, трудности в квалификации и разграничении договоров перевозки и транспортной экспедиции возникают часто и у многих. Рекомендую Вам найти в интернете и почитать статьи «Договор транспортной экспедиции и договор перевозки» (автор Морозова Н.В.) и «Особенности правового положения грузополучателя в договоре перевозки груза» (авторы Тычинин С. В., Пересыпкин А. В.).
Я склонна считать, что, несмотря на прямое несоответствие формулировке п.1 ст. 785 ГК РФ (в части плательщика по договору), фактически имеет место все же договор перевозки, а не транспортной экспедиции, поскольку упоминаемый Вами ИП организацией перевозки не занимается и никаких дополнительных услуг (кроме собственно доставки груза) в связи с этим не оказывает.
О документах, подтверждающих факт доставки товара и понесенные транспортные расходы, см. консультацию СПС Гарант от 5 августа 2013:

Каков порядок оформления документов (товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) и транспортной накладной) для подтверждения факта транспортировки груза в двух случаях: при осуществлении перевозок транспортом, принадлежащим организации-покупателю, и в случае привлечения третьих лиц (перевозчиков)? Организация-покупатель при оформлении доставки грузов использует унифицированную форму ТТН. Формы применяемых первичных документов учетной политикой организации не утверждены.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Факт хозяйственной жизни, в понимании ст. 3 Закона N 402-ФЗ, это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Следовательно, факт перевозки товара автомобильным транспортом необходимо подтвердить первичным учетным документом.

В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Таким образом, с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например кассовые документы) (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Нормы Закона N 402-ФЗ не содержат запрета на использование унифицированных форм первичных учетных документов, поэтому организация может продолжать применять их, если примет такое решение. Применяемые формы первичных учетных документов подлежат утверждению в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»).

Согласно Указаниям по применению и заполнению ТТН (далее — Указания), утвержденным постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, данный документ предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Таким образом, организации в рассматриваемой ситуации следует предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом применяется унифицированная форма ТТН.

Порядок оборота ТТН, предусмотренный нормами Указаний, свидетельствует о том, что она обязательна к оформлению, только когда товар доставляется от продавца до покупателя с привлечением сторонней (транспортной) организации на основании отдельно заключенного договора перевозки.

Поэтому считаем, что ТТН не оформляется только в том случае, когда товар вывозится покупателем со склада поставщика на собственном транспорте.

Как следует из п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, транспортная накладная, форма которой утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам, является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36).

Таким образом, транспортная накладная оформляется только в том случае, когда перевозку груза осуществляет сторонняя организация на основании договора перевозки груза. Иными словами, если самовывоз товара осуществляется с использованием собственного транспорта организации, транспортная накладная не составляется. Если же товар со склада поставщика доставляет сторонний перевозчик, транспортная накладная обязательна к оформлению (дополнительно смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@).

Поскольку форма транспортной накладной утверждена во исполнение Закона N 259-ФЗ, она является обязательной к применению даже в том случае, если организация в соответствии с положениями учетной политики применяет унифицированную форму ТТН.

Документальное подтверждение затрат на доставку товара для целей налогообложения прибыли

Одним из обязательных условий включения расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под документально подтвержденными расходами согласно п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Из ст. 313 НК РФ следует, что основанием для ведения налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

С учетом изложенного считаем, что в случае, когда доставка товаров осуществляется силами сторонних организаций, затраты на перевозку товаров должны подтверждаться соответствующим первичным учетным документом, утвержденным для указанных целей руководителем организации в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 402-ФЗ, в данном случае — ТТН.

Однако и транспортная накладная может подтверждать затраты на перевозку товаров, что следует из письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, письма ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, письма УФНС России по г. Москве от 02.07.2012 N 16-15/057963@. При этом, по мнению налоговых органов, документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть как ТТН, так и транспортная накладная, то есть любой из этих документов, оформленный в соответствии с законодательством РФ.

В то же время специалисты финансового ведомства, например, в письме от 27.02.2012 N 03-03-06/1/99, указали следующее: так как ТТН служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.

Отметим, что в случае вывоза товара со склада поставщика на собственном транспорте документальным подтверждением затрат на перевозку груза и факт его транспортировки будут служить путевые листы, отвечающие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ (смотрите, например, письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540).

И посмотрите еще Письмо Минфина России от 28.06.13 № 03-03-06/1/24663.

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

Похожие публикации

Первичный документ по договору транспортной экспедиции — экспедиторская расписка. Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554), она подтверждает получение экспедитором груза для дальнейшей перевозки. При заключении договора перевозки оформляется транспортная накладная (ст. 785 ГК РФ). Могут ли эти документы заменять друг друга: применима ли транспортная накладная, как экспедиторская расписка и наоборот? Об этом наша статья.

Транспортная накладная

Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Если договор не предусматривает иное, составить ее обязан грузоотправитель (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Исключением, когда можно обойтись без составления транспортной накладной, является перевозка груза в сопровождении представителя владельца груза, или когда перевозится груз, по которому учет движения ТМЦ не ведется (п. 1 ст. 18 закона № 259-ФЗ).

Наряду с транспортной применяется и товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т. Это документ для учета движения ТМЦ, а также расчетов с автоперевозчиком за его услуги. ТТН состоит из товарной и транспортной частей. Для целей налогового учета наличие сразу двух накладных (транспортной и товарно-транспортной) не требуется. Факт осуществления затрат на грузоперевозку может быть подтвержден любой из них (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, ФНС РФ от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681).

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не применяется

Экспедиторская расписка – это один из обязательных экспедиторских документов и часть договора транспортной экспедиции. Такой договор заключается грузоотправителем (грузополучателем) с экспедитором, который, по сути, является посредником, действующим по поручению клиента: он организует перевозку, занимается отправкой и получением груза, и т.п. Если договор экспедиции предусматривает такое условие, то экспедитор может самостоятельно заключить договор перевозки груза с перевозчиком (владельцем транспорта).

Экспедитор не составляет транспортную накладную — этим занимается отправитель груза. Но когда экспедитор от своего имени заключает договор перевозки с транспортной компанией, он одновременно является и грузоотправителем, поэтому оформить транспортную накладную он обязан. Накладная составляется в 3-х экземплярах, один из которых остается у экспедитора, а остальные передаются перевозчику и получателю груза. Поставщик же при передаче груза экспедитору получит от него экспедиторскую расписку, а позднее копию накладной с подписями грузополучателя, подтверждающими, что тот принял груз.

Ошибочно полагать, что экспедиторская расписка заменяет ТТН, и вот почему. Помимо данных о грузоотправителе, грузополучателе, самом грузе и транспортном средстве транспортная накладная содержит сведения о стоимости услуг перевозчика. В экспедиторской расписке, в отличие от ТТН, стоимость услуг экспедитора или перевозчика не отражается, а указывается только стоимость самого груза по платежным документам. Поэтому расписку экспедитора нельзя применить в качестве накладной для учета транспортных расходов и движения ТМЦ.

В то же время, транспортная накладная, как экспедиторская расписка тоже применяться не может: расписка является обязательной частью договора транспортной экспедиции, подтверждая, что экспедитор получил груз от клиента для перевозки, то есть, обойтись без нее не получится. Кроме того, правильное документальное оформление процесса перевозки необходимо и для налогового учета — без экспедиторской расписки налоговики могут отказать налогоплательщику в признании его транспортно-экспедиционных расходов (письмо Минфина РФ от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

Смотрите так же:  Документы на пособия многодетным семьям в 2019 году

Экспедиторская расписка

Услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой, называются транспортно-экспедиционными услугами (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554). Для выполнения этих услуг между клиентом (грузоотправителем или грузополучателем) и экспедитором заключается договор транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ). Одним из документов, оформляемых в рамках этого договора, является экспедиторская расписка.

О том, что такое экспедиторская расписка и всегда ли она необходима, расскажем в нашей консультации.

Экспедиторская расписка: для чего нужна?

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

Экспедиторская расписка: обязательна или нет?

Экспедиторские документы – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554).

Экспедиторские документы составляются в письменном виде. Их формы и порядок заполнения утверждены Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23. А обязательна ли экспедиторская расписка?

Без экспедиторских документов, к числу которых относится и экспедиторская расписка, учесть расходы на транспортную экспедицию в затратах по налогу на прибыль не получится в силу обязательности таких документов (Письма Минфина от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317 , от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858 ).

Однако п. 6 Правил предусмотрено, что по договору транспортно-экспедиционных услуг могут применяться и иные экспедиторские документы в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (в т.ч. при перевозках груза в международном сообщении). Это значит, что экспедиторским документом, подтверждающим получение экспедитором груза для перевозки, может быть не экспедиторская расписка, а иной документ. Главное, чтобы это было предусмотрено договором между сторонами.

Экспедиторская расписка: кто должен оформлять?

В соответствии с п. 12 Правил экспедиторская расписка выдается клиенту экспедитором. Поэтому клиент должен только обеспечить экспедитора необходимой информацией о грузе для заполнения расписки.

А когда оформляется экспедиторская расписка? Выдать экспедиторскую расписку экспедитор должен при приеме груза. Расписка дает экспедитору право владения грузом до того момента, когда по окончании перевозки груз передается клиенту либо указанному им иному грузополучателю.

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной?

А если экспедиторская расписка, зачем нужна транспортная накладная? Если по договору транспортной экспедиции договор перевозки заключает экспедитор, то подтверждением транспортных расходов для клиента экспедитора (продавца или покупателя) будут являться экспедиторские документы. Однако самому экспедитору оформить транспортную накладную придется. Ведь составление транспортной накладной при заключении договора перевозки груза является обязательным (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ , п. 6 Правил перевозок, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272). Это значит, что экспедиторская расписка не заменяет ТТН для всех сторон договора транспортной экспедиции.

Однако если экспедитор не заключает договор перевозки, а груз перевозит сам, то ТТН не нужна и ему.

Конференция ЮрКлуба

Договор ТЭ — и снова документы

Бриллиантовая 16 Мар 2011

Сорри за вопрос — не понимаю, объясните, плиз,

заключен договор транспортной экспедиции (мы — Клиент), в соответствии с которым, помимо прочего, Экспедитор «обязуется осуществить перевозку грузов Клиента автомобильным транспортом по маршруту, указанному в заявке». Клиент направляет Экспедитору заявку, потом груз передается ему с ТТН.
В договоре нет упоминания ни про экспедиторское поручение, ни про расписку.
Экспедитор фактически будет перевозить груз как своим транспортом, так и не своим (подробностей не знаю).

Правильно ли я понимаю, что,если экспедитор перевозит груз, то в любом случае должны быть оформлены:
1) поручение
2) расписка
3) ТТН

а если не перевозит груз, то
1) поручение
2) расписка

Очень не хочется оказаться в ситуации, когда груз будет потерян, а у нас на руках — только заявка и ТТН (или и этого достаточно, чтобы взыскать ущерб с экспедитора, который вообще-то выступил как перевозчик?).

Tony V 16 Мар 2011

Бриллиантовая 16 Мар 2011

То есть, даже если экспедитор оказывает услуги по автоперевозке лично (своим транспортом — т.е. фактически выступает как перевозчик и при этом не оказывает услуг ТЭ), то должна быть только экспедиторская расписка?

Я думала, что заключенный договор — смешанный — транспортная экспедиция + перевозка. И тогда в случае, если фактически оказываются услуги по ТЭ — то отношения оформляются поручение + расписка, когда только автоперевозка — то ТТН, когда и ТЭ и автоперевозка — то поручение+расписка+ТТН. Не права?

Alex King 16 Мар 2011

Глава 41. Транспортная экспедиция

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Бриллиантовая 16 Мар 2011

Оксик78 17 Мар 2011

Tony V 17 Мар 2011

Бриллиантовая 17 Мар 2011

Используют ТТН, а не экспедиторскую расписку, потому что экспедиторы обычно отказываются оформлять такие расписки, а нам — легче сделать ТТН, чем сначала направить Экспедитору поручение, затем выжимать из него расписку.

Т.е. в принципе, ТТН можно считать в нашем случае экспедиторским документом,не указанным в пункте 5 этих Правил.
Смотрела судебную практику и как-то она неоднородна, хотя в глаза в основном бросаются дела, когда Клиентам, имевшим на руках только ТТН, отказывали во взыскании ущерба с экспедитора,т.к. не было экспедиторской расписки. Но также видела решения МКАСа, где требования к экспедитору были удовлетворены и в отсутствие расписки — например, решение МКАС при ТПП РФ от 15.04.2010 г. по делу №128/2009.
Сообщение отредактировал Бриллиантовая: 17 Март 2011 — 19:33

Alex King 17 Мар 2011

Бриллиантовая 17 Мар 2011

Так, неправильно указала про решение МКАСа — оно об удовлетворении требований к Клиенту, и это все меняет

Alex King ,
Спасибо. Вот этого-то то я и не хочу.

Tony V 18 Мар 2011

решение МКАС при ТПП РФ

Вы учитывайте, что третейское правосудие это своеобразная вещь.

Иван Францевич Бриллинг 21 Мар 2011

Мне на первой работе менеджеры так же говорили, пока один му. ак не отправил груза на 500 000 ЕВРО и машина с грузом не пропала на бескрайних просторах нашей Родины. А у этого му*:%:?ка ленивого и самоуверенного на руках только ТТН-ка с нищим ИП-шником из Устьпиздюйска в качестве перевоза и им-придурком в качестве отправителя. Причем, паренек самоуверенный был, так СБ-шнику и заявил, дескать: «всегда так оформляем, лень нам с бумажками заморачиваться …». Когда ему объяснили в доступной форме, в чем он не прав, причем категорически, резко перевоспитался.

Коллега, это еще что. У меня вообще с одним клиентом был опыт когда перевозили по товарным накладным (причем даже не по ТОРГ-12, а по форме клиента). ТТН при этом оформлялась раз на 10 перевозок. Думаете это мешало суду взыскивать с экспедитора недостачу? Да ничуть! Накладной + подтвержденной заявки + счета на оплату представленных клиентом хватало суду выше крыши. Проиграв первое дело (коих всего было 5 однотипных), где я упирал на незаключенность договора перевозки, пришлось резко поменять тактику в процессе и отбиваться уже по другим основаниям.

Miranda7 15 Июл 2011

Alex King 18 Июл 2011

А кто сказал, что:
1. Это ТЭО?
2. Экспедитор не имеет права перевозить самостоятельно, например, арендовав авто у перевоза (аренда с экипажем)?

Я бы настаивал на заключении договора перевозки и не ипет .
Если не ошибаюсь, была такая практика .

Коллега, это еще что. У меня вообще с одним клиентом был опыт когда перевозили по товарным накладным (причем даже не по ТОРГ-12, а по форме клиента). ТТН при этом оформлялась раз на 10 перевозок. Думаете это мешало суду взыскивать с экспедитора недостачу? Да ничуть! Накладной + подтвержденной заявки + счета на оплату представленных клиентом хватало суду выше крыши. Проиграв первое дело (коих всего было 5 однотипных), где я упирал на незаключенность договора перевозки, пришлось резко поменять тактику в процессе и отбиваться уже по другим основаниям.

Можно поподробнее, как суд реагировал на Ваши «другие основания»?

Miranda7 18 Июл 2011

Вообще с Заказчиком договор перевозки, но в нем предусмотрено, что мы можем привлекать для перевозки своих подрядчиков.
У меня то вопрос в другом. Можно ли попытаться уйти от ответственности на основании того, что экспедиторских документов нет, а в ТТН мы значимся перевозчиком ошибочно, поскольку и машина и водитель и подпись с печатями — реального Перевозчика, которому мы перевозку поручили.

да, интересно почитать про другие основания.