Поштучный налог это

9.5 Регулирование рынка с помощью налогов и субсидий

Налогообложение

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие. В микроэкономике важно разделение налогов на фиксированные (аккордные) и количественные.

Фиксированный (аккордный) – налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=const). Пример данного налога – плата за лицензию.

Главное свойство аккордных налогов заключается в том, что они не изменяют кривые спроса и предложения, но при этом уменьшают прибыль фирм (если введены на фирму) или благосостояние потребителя (если введены на потребителя).

Количественный – налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

    Потоварный – налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Tx = tQ. Пример – специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили).

  • Стоимостной – налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога. Внутри данной группы налогов также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Pd) или производителя (Ps) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго – НДС и налог с продаж.
  • 9.5.1. Последствия применения потоварного налога

    Допустим, государство установило налог на производителя в размере t руб./ед., кривая спроса описывается уравнением Qd = a – b * Pd , а кривая предложения Qs = c + d * Ps. Данные уравнения соответствую прямым линиям спроса и предложения, которые изображены на графике ниже.

    Для того, чтобы оценить, как введение потоварного налога скажется на рыночном равновесии, предлагается выразить функцию цены от количества P(Q) для предложения:

    Вспомним, что кривая предложения показывает минимальную цену, по которой производитель готов предложить определенное количество товара (это называется величиной предложения) на рынок. При введении потоварного налога в размере t денежных единиц за каждый предлагаемый товар, минимальная цена производителя увеличится на величину данного налога. В результате вся кривая предложения смещается вверх на величину t, что соответствует новой функции предложения:

    Выразив обратно функцию Q(P), мы получим выражение:

    Таким образом, потоварный налог, уплачиваемый производителем, уменьшает предложение, и сдвигает кривую предложения влево-вверх.

    Исходная точка рыночного равновесия с координатами (Р * , Q * ) была получена в результате пересечения первоначальных кривых спроса D и предложения S. В результате налогообложения объем продаж сокращается. Цена, уплачиваемая потребителем (Pd), возрастает относительно первоначальной равновесной рыночной цены, а цена, получаемая производителем (Ps), – опускается. Таким образом, налоговая ставка как бы распределяется между потребителем и производителем, независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог. Пропорция распределения определяется наклонами кривых: чем положе выглядит кривая, тем меньшая доля налога приходится на соответствующего экономического агента. Например, доля налога, уплачиваемая потребителем, будет тем ниже, чем:

    • положе кривая спроса;
    • круче кривая предложения.

    9.5.2. Субсидирование (выплата трансфертов)

    Любая субсидия может быть рассмотрена как соответствующий налог, но с отрицательным значением ставки. Поэтому введение потоварной субсидии фирме означает увеличение предложения (смещение кривой предложение вправо-вниз), а введение потоварной субсидии потребителю означает увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо-вверх).

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

    Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

    Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

    В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

    Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

    Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

    Элементы налога

    Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

    Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

    К элементам налога относятся:

    срок уплаты налога.

    Все налоги подразделяются на несколько видов:

    Прямые и косвенные налоги

    Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

    Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

    К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

    Аккордные и подоходные налоги

    Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

    Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

    Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

    Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

    Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

    Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

    Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

    Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

    Основные функции налогов

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

    Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    Налоговая нагрузка

    Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

    Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

    Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

    Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

    Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

    пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

    Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

    «Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

    Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Эластичность и налоговое бремя

    Рис. 10.6. Распределение налогового бремени между производителями и потребителями в зависимости от эластичности спроса

    Если спрос неэластичен (рис. 10.6, б), налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. На графике об этом свидетельствует то, что большая часть прямоугольника находится выше штриховой линии. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен. На рис. 10.7 заштрихованные треугольники выделяют стоимость продукции, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потенциальные потребители, которые хотели бы, но не могут купить товар, и те потенциальные производители, которые хотели бы, но не могут произвести его в результате налогового пресса. Это прямое следствие установленного налога и представляет собой потери для общества. Причем эти потери будут тем больше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

    Рис. 10.7. Распределение налогового бремени между производителями и потребителями в зависимости от эластичности предложения

    Рассмотрим теперь зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения. Эта ситуация отражена на рис. 10.7 для случаев до и после введения налога. Обратимся опять к выделенным четырехугольникам. При эластичном предложении (рис. 10.7, а) налоговое бремя ложится в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества выше. При неэластичном предложении (рис. 10.7,б) наблюдается обратная картина: основное налоговое бремя несет товаропроизводитель.

    Государственное регулирование рынка. Рента (излишек) покупателя и продавца

    При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

    Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

    Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

    Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

    Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

    Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

    Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

    Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Pe1 и объемом Qe1. Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S2. Прежний равновесный объем Qe1 производители захотят продать по цене P2 (P2 = Pe1+T). Hо при данной цене спрос (Qd2) значительно меньше прежнего (Qe1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E2). Hовая равновесная цена Pe2 окажется выше прежней (Pe1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Qe2 — за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (Pe1 — P — ).

    Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 35).

    Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Qe1 потребитель готов покупать только по цене P2, однако продавец по этой цене готов предложить объем только QS2. Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит Pe2, а объем продаж — Qe2. Цену Pe2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (Pe1 — Pe2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены Pe2, покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P + . Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P + — Pe1,) образует «долю» покупателя в налоге.

    Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

    Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 36).

    В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение — нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

    Смотрите так же:  Договор подряда с пекарем

    Дотации. Дотация — выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

    Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S1, то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S2). В том числе прежний равновесный объем по цене P — (P — = Pe1-V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

    Hовая равновесная цена будет больше P — , но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P + за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P + — Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.

    Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации — покупателю или продавцу — в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

    Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 39).

    Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P2), либо на более высоком (P1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором — их избыток, в третьем — очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

    Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

    Что нового ждет предпринимателей в 2018 году

    Что нового ждет предпринимателей в 2018 году

    • 11.01.2018&nbsp&nbsp
    • Бизнес &nbsp&nbsp

    Отсрочка введения ККТ

    Предполагается отсрочка по вводу ККТ (онлайн-касс) для двух категорий ИП. Для тех, кто торгует на рынках и ярмарках непродовольственными товарами, отсрочка действует до 1 июля 2018 года. Также правительство опубликовало закон № 337, где указан перечень ИП, получивших отсрочку до 1 июля 2019 года. Под временную амнистию попали:

    • предприниматели на ПСН или ЕНВД;
    • ИП с правом использования БСО;
    • вендинг (торговые автоматы).

    Ещё одна приятная новость — Госдума утвердила новый закон о налоговом вычете на приобретение новой кассы. Правда, с двумя оговорками — вычет касается ИП, которые покупают аппарат впервые, и не более 18 000 руб. за единицу техники.

    Повышение МРОТ и отвязка взносов

    От показателя МРОТ зависели объёмы страховых взносов, а потому следующая новость может напугать некоторых предпринимателей — он увеличивается до 9498 рублей, против 7800 текущей ставки.

    При этом размер МРОТ с 1 января 2018 года больше не влияет на фиксированные взносы, теперь их размер будет устанавливаться Правительством ежегодно отдельным законодательным актом. Также остаётся в силе дополнительный взнос в 1% от дохода для ИП с годовым доходом более 300 тыс. рублей. (1% рассчитывается от суммы превышающей 300 тыс. рублей)

    «Сплошная» маркировка

    Окончательно внедрить систему повсеместной маркировки продукции планируют только к 2024 году, но в 2018 в обязательном порядке придётся маркировать 10 наименований товара. Сюда входит верхняя одежда, обувь, туалетная вода, автомобильная резина, автоколёса и ряд других товаров.

    Обязательная маркировка фармацевтической продукции откладывается до 2019 года. Что касается электронной ветеринарной сертификации, то она получила отсрочку на полгода (до 1 июля 2018 года), так как ещё не все регионы готовы к внедрению ЭВС. В 2018 году также продолжатся пробные испытания по маркировке шуб и прочих меховых изделий.

    Поштучный учёт алкоголя

    Изготовителям и дистрибьюторам алкогольной продукции необходимо быть готовыми к внедрению поштучного учёта товара в ЕГАИС, которая должна быть запущена во второй половине 2018 года. Если сейчас поштучно считают только в розничной торговле и на производстве, то теперь это правило будет распространяться и на оптовую торговлю.

    Чиновники считают, что такой подход снизит контроль государства над рынком алкогольной продукции и облегчит работу его участников. Предполагается, что поштучный учёт приведёт к отмене деклараций и прочих сопроводительных бумаг.

    Сквозная идентификация в странах ЕАЭС

    С 1 февраля 2018 года будет запущена пробная версия сквозной идентификации товаров от момента пересечения границы Евразийского экономического союза, до момента реализации. Напомним, в ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Каждая страна должна создать информационную систему, где будут собираться данные по сопроводительным товарам, ввозимых из-за границы Союза. После сбора всей информации, системы разных государств будут ею обмениваться. Правда, из списка уже исключена розничная торговля.

    Упрощённая регистрация ИП

    Планируется, что в этом году вступит в силу закон, принятый осенью 2017 года об упрощённой регистрации ИП и юрлиц. Это нововведение будет касаться граждан, которые подадут документы в электронном виде через специализированные онлайн-центры. Если раньше ФНС передавала документы получателю исключительно в бумажном виде, то теперь вся процедура будет проходить через email.

    Патентная система налогообложения

    С 2018 года расширился список видов деятельности, по которым можно работать на ПСН. Полный перечень можно посмотреть на сайте ФСН, при этом следует учитывать регион — некоторые субъекты Российской Федерации включили дополнительные виды деятельности. И ещё одна приятная новость — если предприниматель забыл продлить патент, это не приведёт к его автоматической отмене и потере всех прав.

    Tax Free для иностранцев

    С 1 января 2018 года начинает действовать система Tax Free — иностранным гражданам будет возмещаться НДС, если они вывозят товар за пределы ЕАЭС. Имеются некоторые оговорки:

    • за один календарный день сумма покупок не может превысить 10 тыс. рублей;
    • при вывозе подакцизной продукции НДС не возмещается;
    • возмещение распространяется только на товары, купленные в определённых торговых организациях.

    Вводится налог на движимое имущество

    В 2018 году для организаций вернётся налог на движимое имущество, ставка составит 1,1%. Под «движимое имущество» попадают:

    • транспортные средства (кроме тех, что признаны недвижимыми);
    • драгоценные украшения;
    • деньги, векселя, акции;
    • долевые части в бизнес-проектах;
    • мебель;
    • оборудование;
    • скот;
    • … и ряд других пунктов.

    С 2019 года ставка может увеличиться до 2,2% — по планам чиновников это должно принести в бюджет как минимум 160 млрд рублей. От уплаты налога освободят мелкий и средний бизнес, который работает на УСН, ЕНВД или по патенту.

    Увеличение издержек бизнеса

    С 1 января увеличиваются акцизы на ряд товаров. Отдельно нужно отметить повышение ставки на автомобильное топливо, от которого зависят все поставки и, как результат — конечная цена продукции для продавца и потребителя.

    С 1 января:

    На бензин 5 класса ставка повышается на 10,7% (до 11,213 тыс. рублей за тонну).
    На дизтопливо на 12,7% (до 7,665 тыс. рублей за тонну).

    С 1 июля:

    На бензин — до 11,892 тыс. за тонну.
    На дизтопливо — до 8,258 тыс. за тонну.

    Закон № 214-ФЗ предполагает введение курортного сбора в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском крае и Крыме на период с 1 мая 2018 до 31 декабря 2022 года. Конкретная ставка отчислений будет определена для каждого субъекта отдельно, а полученные деньги планируют направить на развитие региона. Несмотря на то, что сбор должны уплачивать граждане, это может негативно сказаться и на бизнесе — многие россияне негативно отнеслись к новому налогу и решили пересмотреть планы на отпуск.

    Списание долгов

    Наверное, это одна из самых приятных новостей для физических лиц и ИП. В 2018 году будут «амнистированы» долги по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам и все накопившиеся пени. Это касается задолженностей, которые образовались до 1 января 2015 года. Долги спишут даже предпринимателям, которые уже не зарегистрированы как ИП, но были вынуждены выплачивать проценты. Правда, амнистия не коснётся недоимок по НДПИ и акцизам, а также по импортно-экспортным налогам.

    НАЛО́ГИ. Хотя относительно библейских времен нет детальных сведений о системе налогообложения у евреев, некоторое представление о прямых и косвенных налогах можно получить путем сопоставления разрозненных данных. Наряду с уплатой десятины (см. также Трумот у-ма‘асрот) на нужды Храма существовали налоги, выплачивавшиеся в царскую казну.

    Повинности, подати и обязанности, введение которых было прерогативой царя, перечислены в I Сам. 8:11–17: десятая часть от урожая зерна и винограда, десятая часть поголовья мелкого рогатого скота, доля в виноградниках и оливковых рощах, а также принудительные повинности. Это описание отражает систему налогов, характерную для государств древнего Ханаана. В I Ц. 4:7 (и далее) сообщается, что царь Соломон разделил царство на 12 административных округов, каждый из которых был обязан обеспечивать двор всем необходимым в течение одного месяца в году. Наряду с регулярными налогами взимались экстраординарные подати на определенные цели (II Ц. 15:19–20, 23:35). В Библии встречаются многочисленные термины (часть употреблялась и в более поздние времена), обозначающие различные виды фискальных сборов.

    Термин мехес (Чис. 31:28, 37–41) обозначал долю трофеев, захваченных в войне с мидианитами и переданных священникам. В талмудические времена тем же термином определяли таможенные сборы за импорт и транзит; подобные сборы производились с древнейших времен царями Израиля и Иудеи (I Ц. 10:15). Термин мас обозначает в Библии повинность в пользу царя (Исх.1:11; II Сам.20:24; I Ц. 4:6, 5:27). В персидский период существовали три основных налога в пользу царя, носивших арамейское название минда (или мидда; основной налог, который можно было выплачивать в денежной форме), бло (денежная подать) и халах (по-видимому, налог на землю); служители Храма были полностью освобождены от уплаты этих налогов (Эз.4:13, 20; 7:24). Библия упоминает различные налоговые льготы (освобождение от налогового бремени — бет ав — патриархальной семьи, член которой особо отличился в сражении — I Сам. 17:25; всеобщую одноразовую налоговую льготу в честь какого-либо события — Эсф. 2:18). Временами налоговое бремя оказывалось настолько тяжелым, что могло привести к мятежу (I Ц. 12).

    В Талмуде обсуждаются два вида налогов: налоги, которыми местные еврейские власти облагают членов своих общин, и налоги, налагаемые на еврейское население центральной властью. Жителя города могли обязать внести денежный взнос на сооружение и ремонт городских стен и ворот, системы водоснабжения или дренажа, на строительство молитвенного дома, приобретение свитков Торы и книг пророков, оплату городской стражи, а также на покупку одежды и продовольствия для бедняков, в частности, кашерной муки на Песах (ме‘от хиттим). Основными критериями в распределении налогового бремени были материальное положение налогоплательщика и степень его личной выгоды от того, на что собираются средства. Так, при постройке городской стены «бедняк, живущий ближе к стене, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий дальше от нее, а богач, живущий дальше от стены, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий ближе к ней» (Тос. ББ. 76 и др.). Среди налогов в пользу центральных властей в талмудической литературе упоминаются римские налоги в Эрец-Исраэль и персидские налоги в Вавилонии.

    По отношению к фискальной политике персидских властей галахические авторитеты (см. Галаха) Вавилонии руководствовались принципом дина де-малхута дина (`закон государства — закон`). Иным было отношение законоучителей Эрец-Исраэль к уплате налогов римским властям; они видели в римлянах чужеземных завоевателей, а в назначаемых ими податях — способ грабежа еврейского населения; видимо, поэтому галахическими авторитетами было до известной степени санкционировано распространенное в этот период в Эрец-Исраэль уклонение от уплаты налогов в пользу римской казны. Еврейские сборщики податей (габбаи и мохсим) рассматривались общиной как грабители, их свидетельство не принималось судом, они не могли быть судьями и их благотворительные пожертвования отвергались (БК. 10:1; Сан х . 25б). С течением времени оппозиция римским властям стала менее острой, и х алахот, позволяющие уклонение от уплаты налогов, стали интерпретироваться как применимые лишь в случаях беззаконных поборов, то есть лишь тогда, когда не прилагается правило дина де-малхута дина. Уклонение от уплаты налогов стало строго возбраняться («Тот, кто уклоняется от уплаты подати, — преступник, так как он крадет собственность царя, — неважно, иноверца или еврея», Яд. 5:11), а сборщики налогов уже не рассматривались как грабители.

    Талмудическая литература полна свидетельствами о тяжком налоговом бремени в Эрец-Исраэль под властью Рима. Тем не менее, евреи не подвергались дискриминации; языческое население, несомненно, также облагалось налогами. Однако введенный после падения Иерусалима в 70 г. fiscus judaicus (`еврейский налог`), обязывающий евреев выплачивать в пользу храма Юпитера Капитолийского те полшекеля, которые ранее каждый еврей добровольно платил в пользу Иерусалимского храма, носил явно дискриминационный характер. Этот налог был предшественником особых налогов, которыми облагались евреи в средневековой Европе.

    В средние века налоги на евреев были дискриминационными и служили одним из наиболее важных источников пополнения государственной казны. Вместе с тем, сам факт уплаты налога официально обеспечивал евреям покровительство власти, в пользу которой они платили подать. Так, Шломо Адрет писал, что если бы не налоги, выплачиваемые евреями, правители не позволяли бы им селиться в своих владениях, а некоторые даже изгнали бы своих еврейских подданных или уничтожили их. В целом ситуация характеризовалась огромным несоответствием между потребностями казны и материальными возможностями еврейских общин; видя в евреях важный источник налоговых поступлений, правители пытались выжать из еврейского населения как можно больше, и, по-видимому, лишь в христианской Испании ежегодный налог с евреев устанавливался на основе реальных материальных возможностей общин. Отношение между сувереном и еврейской общиной, обычно формально закрепленное в «хартии» или «привилегиях», строилось на основе защиты общины или индивида в обмен на уплату ежегодного налога. Так, в привилегии епископа Рудигера, пожалованной евреям города Шпейер в 1084 г., оговаривалось, что в обмен на покровительство и защиту еврейская община будет ежегодно выплачивать 3,5 фунта серебра в пользу местного монастыря; в дополнение к этому евреи платили также часть местного налога.

    Смотрите так же:  Установление факта признания отцовства заявление в суд

    В странах ислама ситуация была иной: здесь взаимоотношения между евреями и властями строились как отношения завоевателей и завоеванных, причем проводилось различие между областями и городами, подчинившимися мусульманским власти путем подписания формального соглашения о капитуляции, и теми, кто был захвачен силой. Во многих местах мусульманские правители оставили почти без изменения налоговую систему, действовавшую там раньше. Еврейские источники изобилуют свидетельствами о тяжести налогового бремени и суровости, с какой государственные сборщики налогов взыскивали их. Обычно в странах ислама на зимми (`покровительствуемых`, то есть евреев и христиан) налагались подушный налог — джизья за позволение свободно исповедовать свою религию и поземельный налог взамен воинской повинности — харадж, устанавливавшийся в зависимости от производительности земельных владений. Налоги большей частью устанавливались по категориям и в соответствии с общественным положением. Так, портные и башмачники платили подушный налог в двенадцать серебряных дирхемов и один золотой динар в год, в то время как врачи, менялы, торговцы одеждой и землевладельцы — в сорок восемь серебряных дирхемов и четыре золотых динара. Дети до девяти лет, слепые, увечные, а также раввины (как и христианские клирики) были, как правило, освобождены от уплаты налогов. В странах ислама, как и в христианской Европе, евреи видели в уплате налогов основное средство получения покровительства и защиты со стороны властей. Согласно легенде, знаменитый багдадский банкир Натира воспротивился намерению местного халифа освободить евреев от уплаты налогов и согласился лишь на облегчение налогового бремени. Харадж на земельную собственность составлял 1/5 урожая. Многие евреи были владельцами небольших земельных участков, так что столь тяжелое налоговое бремя вынудило часть из них оставить свои земли. Наряду с регулярными налогами евреям приходилось дарить подарки властителям. Еврея, неспособного выплатить налоги, иногда продавали в рабство; известна практика запрета похорон евреев, оставшихся должниками казны, пока их задолженность не погашалась общиной. Тяжесть налогового бремени вынуждала многих евреев в мусульманской Испании переселяться в северные христианские области страны.

    В Германии ежегодный налог на евреев получил широкое распространение благодаря привилегиям, пожалованным императором Генрихом IV и его наследниками евреям Шпейера, Вормса, Майнца, Кельна и других городов. Относительно величины налога не существовало никаких критериев; подать взыскивалась непосредственно с общины оптом, а раскладка суммы на индивидуальных налогоплательщиков была делом общины. Постепенно, однако, власти стали принимать в расчет источники доходов и величину собственности евреев; это объясняется, в первую очередь, тем, что церковь взимала подать со всякой земельной собственности, в том числе находившейся во владении евреев. К тому же правители видели в евреях удобный источник дохода, что, в свою очередь, потребовало от казны выработки системы оценки платежеспособности евреев. Такие оценки основывались на стоимости недвижимого имущества. В 1238 г. в Германии ежегодный налог (штюр, штуер, штивер) составлял 2% от стоимости имущества налогоплательщика. В 1241 г. штюр с евреев составлял 867 марок, в то время как весь налог, выплаченный германскими городами, принес казне 4,3 тыс. марок. В начале 14 в. налоги, выплачиваемые евреями, увеличились в восемь раз; так, если в 1241 г. еврейская община Франкфурта-на-Майне уплатила 75 марок, то в 1309 г. — 622,7 марок, хотя за этот период численность общины не возросла; за тот же период в Шпейере налог на еврейскую общину вырос с 80 до 500 марок. В дополнение к налогу на собственность евреи платили также церковную десятину, деньги на жалованье городским советам (в эти советы каждый еврей, желавший поселиться в, городе, должен был обращаться за разрешением), а также различные нерегулярные взносы. Весьма часто община платила налог дважды — местному правителю и королевской казне (например, в Вормсе в 1212 г.). С ростом городов в Германии муниципальные власти стали пытаться включить евреев в свою систему налогообложения, что часто вызывало сопротивление местных правителей, не желавших отказываться от налогов с евреев в пользу городской казны.

    14 в. характеризуется значительным ростом налогового бремени на евреев. В 1342 г. Людвиг Баварский наложил на евреев налог, называвшийся «золотой пфенниг жертвоприношения» или «рождественский налог»; каждый еврей, достигший 12 лет, должен был платить 1 золотой, если его имущество оценивалось в 20 и более золотых. Император Сигизмунд (1411–37) взыскивал этот налог различным образом: в Швабии золотой брался с каждого еврея, достигшего 13 лет, во Франкфурте взимался только с супружеских пар, иногда общину обязывали уплатить этот налог оптом. В 1500 г., согласно императорскому указу, богатых евреев обязали платить этот налог и за бедных членов своих общин. Наряду с этими ежегодными налогами особый коронационный налог взыскивался с евреев на каждую коронацию; он составлял от 1/4 до 1/3 стоимости имущества еврея. Так, в 1438 г. австрийское еврейство уплатило коронационный налог в сумме 156 тыс. золотых флоринов. Тяжелым бременем ложились на евреев и военные поборы. За одно столетие военный налог вводился 15 раз (1396, 1422, 1425, 1427, 1430, 1432, 1462, 1463, 1470, 1475, 1484, 1486, 1491, 1494, 1499). Величина налога была различной. В 1422 г. от евреев потребовали выплатить превышавшую 10% стоимости их собственности сумму на покрытие расходов, связанных с войной с гуситами; в 1427 г. военный налог составил один золотой флорин с человека; в 1430–32 гг. величина военного налога устанавливалась по договоренности с каждой общиной в отдельности; в 1475 г. евреи должны были поставить четыречта фунтов пороха для войны против Венгрии.

    Экстраординарный налог был наложен на евреев для покрытия расходов по проведению церковного собора в Констанце (1414–18); император Сигизмунд I потребовал с евреев колоссальные суммы: в Кельне — 84 тыс. гульденов (кельнские евреи смогли уплатить лишь 12 тыс.), во Франкфурте — 1/2 стоимости их собственности (позднее император уступил до 1/3) и т. п. На этом соборе Сигизмунд I добился от папы Мартина V разрешения на выдачу привилегий евреям и за это потребовал от них уплаты особого налога (в 1418 г. — до 3,3% стоимости собственности налогоплательщика). Известно, что 14 швабских общин заплатили императору 600 золотых флоринов дополнительно к постоянным платежам, которые казна взимала с евреев на протяжении многих лет (в Майнце в 1401 г. — 600 флоринов, Франкфурте — 300, Регенсбурге — 200 и т. д.).

    Другим источником доходов казны служила продажа долгов еврейских общин городам, которые затем взыскивали их с евреев. Это новшество широко практиковалось Рудольфом IV и Людвигом Баварским. В 1463 г. для покрытия дефицита казны на евреев была наложена подать в размере 10% от стоимости их имущества. Евреи Франкфурта заплатили 2,3 тыс. гульденов, однако в 1465 г. их обязали выплатить еще одну тысячу гульденов. В 1471 г. император объявил о намерении обложить налогом в три гульдена каждую еврейскую семью. Наряду с этим налогом евреи были вынуждены платить всевозможные штрафы и сборы, например, за разрешение покинуть свое местожительство, за проезд по дорогам и т. п. Нещадные налоговые обложения превратили евреев в основной источник доходов императорской казны. Так, в январе 1412 г. император Сигизмунд жаловался, что поступления в казну составили лишь 12 тыс. гульденов, и намеревался увеличить их; в 1414 г. ему удалось собрать только с евреев Кельна 12 тыс. гульденов (см. выше).

    В Богемии ежегодный налог на евреев, называвшийся census annuus, взимался с каждого домашнего хозяйства.

    Об обложении налогами евреев в Англии 11 в. известно очень мало. По всей видимости, нормандские завоеватели Британии (1066) ввели там свою налоговую систему. В 1189 г. система принудительных займов с проживавших в Англии евреев была отменена, и вместо нее был введен ежегодный налог. Известно, что Ричард Львиное Сердце взыскал с английских евреев на ведение войны в Святой земле 60 тыс. фунтов стерлингов. В 1194 г. евреи Англии уплатили налоги в размере пяти тысяч марок (ср. с 1,5 тыс. марок налогов, уплаченных городом Лондоном). Основой начисления податей с евреев при короле Иоанне (Джоне) Безземельном была сумма долгов христиан еврейским ростовщикам. Каждый еврейский ростовщик был обязан представить список своих должников. В 1210 г. с евреев был собран налог в сумме 60 тыс. марок. В этом же году все евреи были арестованы и содержались под стражей, а их деловая документация, подвергнутая проверке, показала, что сведения в списках были неточными; многих евреев наказали тяжелыми штрафами (так, в 1220 г. Ицхак из Норвича все еще выплачивал казне свой штраф). Многие евреи бежали, а король Иоанн намеревался изгнать из страны тех евреев, от которых казна не может получить никакого дохода. При Генрихе III и Эдуарде I фискальная политика по отношению к евреям не изменилась. Налоговые списки 1220–72 гг. показывают колебания в величине сумм, взыскиваемых с евреев. Были годы, когда евреи должны были уплатить десять тысяч марок серебром, и годы, когда они платили 1,5 тыс. марок (1269, 1272) и даже пятьсот марок (1267). В результате постоянного налогового ограбления еврейская община Англии обнищала и не могла более приносить доход казне; в 1290 г. евреи были изгнаны из страны.

    Во Франции была принята за основу английская фискальная политика по отношению к евреям. В 1180 г. король Филипп-Август наложил на евреев страны налог в 15 тыс. марок. В 1182 г., когда он изгнал всех евреев, их земли были конфискованы. По возвращении во Францию в 1197 г. евреи были обязаны выплатить налоги в 150 тыс. марок. Налоги основывались на стоимости собственности налогоплательщика. Налоги на евреев были частью общей системы налогообложения. Прибытие в страну евреев, изгнанных из Англии, не повлекло за собой увеличения суммы общего налогового сбора с евреев. Однако в 1293–97 гг. евреи выплачивали тяжелый военный налог, составивший вместе с ежегодным налогом 215 тыс. фунтов стерлингов. Евреи были также обязаны делать подарки королю (например, по случаю брака короля с графиней Шампанской евреи подарили ему 25 тыс. фунтов стерлингов). В 1295 г. евреи Бокера были арестованы и освобождены только после того, как выплатили казне долги своих христианских клиентов.

    О налогообложении евреев Италии сохранились лишь сравнительно поздние источники. Кондотты, пожалованные евреям местными правителями, содержали специальные параграфы, касающиеся особых налогов, которые евреи должны были платить в казну. В отличие от Италии, сохранился обширный материал относительно налогообложения в Испании. В обоих христианских королевствах — Арагоне-Каталонии и Кастилии-Леоне — существовала развитая система прямых и косвенных налогов. В дополнение к этому еврейские общины собирали налоги на собственные нужды. Основной годовой налог — пейта в Арагоне или пехо в Кастилии — выплачивался каждым еврейским домашним хозяйством, причем ответственность за его выплату несла община. Общая сумма налогов устанавливалась в ходе переговоров между представителями короны (иногда — еврейского происхождения) и делегатами общины. Расчеты основывались на экономических возможностях общины, а не на ее численности. Испанские евреи никогда (за исключением относительно короткого периода в 14 в. в Майоркском королевстве; см. Мальорка) не платили подушного налога, а лишь годовой налог общины, которая рассматривалась как коллективное юридическое лицо. Однако подарки знати и королю и военные налоги были известны и в Испании. С 1482 г. на кастильское еврейство была наложена тяжелая подать в связи с войной с Гранадой. Церковь, со своей стороны, требовала уплаты церковной десятины с земли, находившейся в еврейской собственности, однако в 13 — 14 вв. евреи в отвоеванных у мусульман областях были освобождены от уплаты десятины, так как рассматривались как поселенцы в пограничной зоне.

    В Испании существовала крайне сложная налоговая система, которая, наряду с известными по всей Европе налогами на проезд по дорогам, переход мостов, право на место на городской ярмарке и т. п., включала налоги на сделки, на мясо и вино, а также штрафы за определенные проступки. Эти налоги поступали в королевскую казну. Кроме того, налоги также взимались с займов, с капитала, земель, молодого вина в бочках и т. п. Ответственность за сбор налогов также лежала на общине, которая зачастую брала дополнительный процент на общинные нужды, включая, между прочим, деньги на взятки и подарки чиновникам и знати для получения от них помощи и содействия.

    Система оптового взимания налогов с общины в целом была удобна не только властям, но и самим общинам, которые обязывали своих богатых членов выплачивать налоги — частично или полностью — за раввинов, учеников иешив, неимущих, вдов и сирот. Еврейские общины устанавливали специальные правила, касающиеся уплаты налогов, и назначали особые комиссии, ответственные за раскладку налогового бремени на членов общины. В Германии после «Чёрной смерти» никто не хотел быть членом таких комиссий, и часто властям приходилось вмешиваться и назначать налоговых оценщиков. Так, в 1379–80 гг. австрийские герцоги уполномочили двух евреев, Шварцла из Линца и Давида Магенберга, оценить собственность каждого еврея (мужчины и женщины) в городах и деревнях и собрать налоги в сумме 10 тыс. венских (серебряных) пфеннигов. Эта система стала правилом в австрийских землях в 1415 г., однако еврейские общины возражали против нее. Назначенные властями налоговые оценщики обладали правом судебного разбирательства гражданских исков между евреями и христианами. Эта система породила должность так называемого «главы евреев», назначаемого властями. Так, в мае 1407 г. германский император назначил рабби Исраэля бен Ицхака из Нюрнберга главой всего германского еврейства и ответственным за уплату всех еврейских налогов. Общины резко воспротивились этому назначению и наложили на рабби Исраэля херем, однако император аннулировал их постановление. В Кастилии и Португалии ответственность за раскладку и сбор налогов с евреев возлагалась на еврейского магистрата, ведавшего еврейскими делами и носившего титул раб де ла корте (`придворный раввин`). В целом, существование еврейских налоговых комиссий было официальным признанием необходимости центральной еврейской организации.

    Общины, которые не могли выплатить установленного налога, подвергались суровым наказаниям. Нередко общины были вынуждены брать огромные ссуды под высокий процент для уплаты налогов казне. Практиковавшаяся с конца 14 в. в различных странах, особенно в Германии, отмена долгов еврейским кредиторам взамен на уплату части долга в казну фактически представляла собой косвенный побор с еврейских финансистов. Особым видом налога на евреев были налог на ритуальный убой, кашерное вино и сыр (например, в средневековой Сицилии) и т. п.

    В Польше евреи, с фискальной точки зрения, мало отличались от остальных податных сословий и выплачивали в пользу короны регулярные налоги. Один из налогов — census animus (`подушный налог`) — был, по сути, имущественным налогом и устанавливался в общей сумме, составлявшей во 2-й половине 15 в. 900–1000 злотых; раскладка этого налога по общинам возлагалась на еврейских руководителей или специальных сборщиков. Наряду с этим существовали повинности натурой и работой, например, поставка подвод, охрана замков и т. п. Во время войн на евреев налагались чрезвычайные налоги; например, в 1496 г. евреев обязали уплатить по одному злотому за каждого мужчину и по двенадцать грошей за женщину, ребенка и прислугу. За имущество, приобретенное у христиан, евреи выплачивали церкви десятую часть его стоимости; города-центры провинций взимали с евреев земельный и подушный налог (в западных провинциях Польши — с 14 в., а в восточных — с 15 в.).

    Смотрите так же:  Анекдот про юриста и адвоката

    Основные принципы налогообложения евреев Польши, действовавшие почти до конца существования Речи Посполитой, были разработаны в 1-й половине 16 в. Фискальные реформы Сигизмунда Старого, продолженные Стефаном Баторием, были, в частности, направлены на то, чтобы налоги с евреев были частью общей налоговой системы, в то время как чрезвычайные поборы, ставшие обычными в Западной Европе, были бы действительно чрезвычайной мерой. Стремясь к упрощению и централизации системы налогов даже ценой уменьшения поступлений в казну, Сигизмунд учредил должность еврейского генерального скарбника (казначея) для каждой из основных провинций Польши и для Литвы. Эти должностные лица быстро приобрели влияние и получили поддержку многих раввинов и еврейских ученых, грозивших их противникам наказаниями и херемом. Однако евреи рассматривали вмешательство генерального скарбника в фискальные дела общины как нарушение ее автономии, гарантированной королевскими привилегиями. В этой борьбе, поддержанной М. Иссерлесом, общинам удалось не только отстоять, но и упрочить свою автономию: областные еврейские ва‘ады земель польской короны на съезде в 1519 г. добились права распределять по своему усмотрению общие податные суммы на своих ежегодных собраниях, в результате чего генеральные скарбники утратили свое прежнее значение. В 1540–50 гг. наряду с провинциальными ва‘адами появляются центральные ва‘ады польского и литовского еврейства (см. Ва‘ад четырех земель); таким образом между еврейскими налогоплательщиком и королевской казной посредничали и областные ва‘ады. В 1623 г. литовские общины отказались от участия в Ва‘аде четырех земель и создали собственный Литовский ва‘ад. В 1-й половине 16 в. король признал фискальные права магнатов в отношении к проживающим на их землях евреям, а статутом 1539 г. уступил шляхте право взимать с евреев, живущих на частных землях, все те подати, которые прежде взимались короной. Таким образом, евреи, проживавшие на землях шляхты, в дополнение к государственным повинностям, общим для всех евреев на землях короны, несли повинности, устанавливаемые землевладельцами. Наряду с государственными налогами и налогами в пользу магнатов польские евреи платили подати городам, церкви и на содержание христианских школ. К государственным налогам относится прежде всего census capitum (`подушный налог`), рассматривавшийся как плата за «богатство, которым евреи обязаны государству». Первые упоминания об этом налоге восходят к 1496 г. Вначале эту подать платили только евреи, проживавшие на королевских землях, однако с 1552 г. налог был распространен и на тех, кто жил на частных землях. Общий размер подушного налога устанавливался в соответствии с общей численностью еврейского населения; взимаемая таким образом сумма иногда составляла почти половину всех доходов казны. После введения подушной подати король, под давлением евреев, освободил их от других государственных налогов (1563 г. — от налога на товары, 1593 г. — «от всех податей, именно от ремесел, лавок, шоса [см. ниже], службы, торговли солью»). В 17 в. принцип, согласно которому подушный налог на евреев является эквивалентом всех других податей, был нарушен. В 1628 г. евреев вновь обязали платить королевский шос (налог на еврейский дом и собственность, восходящий к польскому годовому чиншу и литовской сребрщизне, взимавшихся с еврейских домов и земель вплоть до 16 в.). Наряду с королевским шосом евреи платили городской шос («подымную подать») в пользу короны. Были также введены комбинированные имущественные налоги, например, гиберна, взимавшаяся частично с имущества, частично подушно или с дома, «поворотный сбор» (в Литве), «постойное», «подворное» и т. п. К чрезвычайным государственным налогам относятся налоги во время войны (либо особый сбор, либо увеличение обычных податей), коронационный налог (впервые упоминается в 1512 г. по случаю коронации королевы Варвары) и т. п. Дополнительный доход, который король получал с евреев, — пошлины за пожалование им (лично или всей общине) привилегий, доходы от выморочного имущества и т. п. Жалованье воеводам и чиновникам евреи платили натурой за судопроизводство и за «аренду» у них еврейских судов. Со временем эта повинность была заменена регулярным денежным взносом (так, во Львове по декрету 1692 г. воевода брал с евреев четыре тысячи злотых ежегодно, а подвоевода — одну тысячу). Налоги на евреев в пользу частных землевладельцев включали шос на дом, подати на предметы потребления (десятина с коз и овец, десятина с меда, платежи со спиртных напитков и т. п.), а также платежи за привилегии. Налоги городам состояли из годовой чинши за дом на городской земле, подати на нужды городской полиции, на ремонт стен и т. п., косвенных податей (весовое, поштучное, мостовое, подорожное и т. п.), годовых платежей магистратам за право (ограниченной) торговли, годовых платежей еврейских ремесленников в пользу христианских цехов (с 1539 г.). Повинности в пользу церкви и христианских школ состояли из годовых чиншей с принадлежавших некогда христианам домов, из подарков и вознаграждений за разрешение на постройку синагог и молитвенных домов, из платежа натурой в пользу церкви, а также так называемой юдаики — как бы вознаграждение руководству школ за удержание учащихся от погромов и антиеврейских выходок. Все налоги, за исключением косвенных, взимались не прямо с налогоплательщика, а с общины, правление которой осуществляло индивидуальную раскладку требуемой суммы.

    Такая ситуация сохранялась вплоть до роспуска еврейских ва‘адов в 1764 г., когда произошло коренное изменение в технике подушного налогообложения.

    С первым разделом Польши (1772) евреи принадлежавшей ей раньше Белоруссии составили особый «податный класс» Российской империи, так как не были включены в другие сословия. В 1773 г. они были обложены налогом (подушной податью) в один рубль, а за право продажи вина в городах — в полтора рубля. По указу от 3 мая 1783 г. евреям было разрешено записываться в мещанство и купечество и платить одинаковые с неевреями налоги. Вместо натуральной воинской повинности с евреев брали налог в 500 рублей с рекрута (с мещан-неевреев — 360 рублей) до 1827 г., когда стали призывать на военную службу евреев-мещан. В 1794–1817 гг. евреев-мещан облагали двойной податью, а для выезда за границу они должны были внести ее единовременно за три года вперед. Жалобы евреев, живших во владениях помещиков, вызвали в 1800 г. распоряжение Павла I о принятии администрацией мер, «дабы евреи не были отягощаемы излишними поборами и налогами от владельцев».

    Подать с евреев собирали кагалы (согласно правилам 1781 г. о приходно-расходных книгах), ответственные за поступление денег в казну. Когда же евреи с 1783 г. начали как мещане и купцы платить налоги в сословные городские учреждения и освободились от круговой поруки, заправилы кагалов (в основном белорусско-литовские) стали хлопотать о возвращении права раскладки подати. Положение о евреях (1804) вновь возложило на кагалы ответственность за сбор налогов. Кагалы взимали подать в виде прямого налога, однако часто прибегали и к косвенным, пользуясь для этой цели коробочным сбором. В 1797 г. минский кагал использовал коробочный сбор на уплату податей. Его примеру последовали кагалы Шклова и других общин, а вскоре правительственная администрация рядом законоположений (1809, 1823, 1826, 1829, 1835, 1839, 1844, 1847) превратила коробочный сбор в источник непосредственной уплаты государственных повинностей. Непомерные сборы привели еврейскую массу в бедственное состояние, в связи с чем руководство кагалов и состоятельные члены общин, на которых падало основное бремя налогов, стремились не вписывать неимущих в ревизские сказки (книги лиц податного состояния). Так появились так называемые не‘эламим (тайные), то есть специально не внесенные в эти книги. Для облегчения податного бремени кагалы стали отказывать старикам и инвалидам в приписке к общинам. Сенат в 1819 г. потребовал причислять их к тем общинам, в которых они родились, вследствие чего были вновь приписаны свыше 130 тыс. нетрудоспособных. После введения натуральной воинской повинности (1827) кагалам было предоставлено право сдавать в рекруты евреев, неисправных в уплате налогов. Евреи-купцы, свободные от подушной подати, фактически платили ее за неимущих посредством коробочного сбора. В 1831 г. правительство обязало евреев-купцов участвовать в платеже податей наравне с мещанами-евреями того города, к которому они приписаны, если их гильдейская повинность была меньше платежей мещан, платящих за неимущих. Хотя кагалы были упразднены в 1844 г., круговая порука за сбор податей в общинах сохранялась. В 1844 г. правительство ввело также особый свечной сбор, который шел на содержание казённых еврейских училищ (с 1855 г. свечной сбор повсеместно выплачивался из суммы коробочного сбора). За еврейскими общинами накапливались огромные недоимки (в середине 1850-х гг. они достигли 8,5 млн рублей), и в декабре 1850 г. Николай I приказал с общин, не покрывших государственных долгов в течение года, брать по взрослому рекруту за каждые две тысячи вновь недоплаченных рублей, не списывая их из суммы недоимок, а если и в следующем году недоплата не будет покрыта, брать нового рекрута (сенатский указ от апреля 1852 г., отменен в 1856 г.). С отменой в 1863 г. повсеместно (за исключением Сибири, а также Бессарабии, в которой была сохранена турецкая система налогов) подушной подати с мещан оставшиеся подушные земские повинности покрывались главным образом суммами коробочного сбора (например, в 1868 г. по Киеву губернский земский сбор с евреев составлял сто тысяч рублей, из которых восемьдесят тысяч были взяты из коробочного сбора). Для поощрения еврейского земледелия были введены льготные налоги на евреев-земледельцев. В конце 1880-х гг. подать была заменена налогом с доходов и имущества, а подушный сбор (21 копейка) был оставлен лишь для евреев-земледельцев. В Закавказском крае подымную подать (с совместно проживающей семьи) с 1836 г. платили, как и все сельское население, горские и грузинские евреи, не приписанные к городским сословиям.

    В Царстве Польском сохранялись введенные в герцогстве Варшавском предназначенные для казны кашерный сбор с продажи мяса и птицы (с 1809 г.) и так называемый таможенный или билетный гелейтцолль (с 1810 г.). Временно вводился также кашерный сбор на содержание еврейских больниц (отменен в 1840 г.). Кашерный сбор, который давал местному правительству в конце 1850-х гг. 350 тыс. рублей дохода, в 1862 г. был отменен. Гелейтцолль (19 польских злотых) взимался с иностранных евреев за въезд в Царство Польское, в том числе и с приезжих из других частей Российской империи. В 1819 г. депутат еврейского народа З. Зонненберг безуспешно хлопотал об отмене этого налога с российских евреев, а в ответ на подобное ходатайство ковенских евреев (1826) цесаревич Константин Павлович счел необходимым не только сохранить налог, но и распространить его на евреев Царства Польского, въезжавших в Россию. Однако министр финансов Е. Канкрин по собственной инициативе предписал в 1833 г. уменьшить этот налог на 50% и не распространять его на евреев Царства Польского. В 1855 г. гелейтцолль был отменен.

    С евреев Киева в 1857–1917 гг. взимался «акцизный сбор с кашерных предметов», который вначале шел в пользу городской казны, а затем частично использовался и на еврейские нужды.

    Наряду с общими и дискриминационными евреи большинства стран платили и общинные налоги, шедшие на содержание синагог и общинных учреждений. Синагоги обычно существовали на взносы прихожан, плату за место и добровольные пожертвования. Среди сефардов практиковалась финта — система налогообложения в соответствии с доходом каждого члена общины, определяемым специальными общинными оценщиками — финадорами. В таких странах, как Германия и Италия, где еврейские общины были официально признаны и их деятельность регулировалась законом, налоги, собиравшиеся в пользу общины, находились в ведении властей; отказ от уплаты общинных налогов был равносилен выходу из общины.

    Отмена дискриминационных налогов на евреев происходила как следствие эмансипации. Первые попытки уравнять евреев с остальным населением в фискальном отношении были сделаны в Австрии в правление Иосифа II, который отменил в 1781 г. особый еврейский подушный налог. Однако при Леопольде II и Франце I в Австрии были вновь введены особые еврейские налоги (на кашерное мясо и вино, на свечи и т. п.). Поворотный пункт в истории еврейских налогов — декрет революционного Национального собрания Франции от 20 июля 1790 г., согласно которому все особые еврейские налоги упраздняются без всякого «выкупа» со стороны евреев и в фискальном отношении евреи уравниваются с остальным населением республики. В немецких землях, однако, остатки дискриминационного фискального законодательства сохранялись до начала 19 в.

    В Государстве Израиль налоговая система аналогична системам, принятым в странах с либеральной экономикой; наряду с прямым прогрессивным подоходным налогом и налогом, взимаемым с работодателей, существует ряд косвенных налогов (налог на прибавочную стоимость, налог на покупку, пошлина на импорт и др.) Цель налоговой системы — обеспечить средства как на содержание государственного аппарата, армии и государственных служб, так и на образование (дошкольное и школьное), на определенные виды медицинских услуг и субсидий и т. п. Другие важная функция системы налогообложения — перераспределение доходов в пользу нуждающихся слоев населения и стимулирование промышленности и сельскохозяйственного производства. Наряду с государственными существуют также муниципальные налоги, идущие на содержание муниципального аппарата и на городские нужды (уборка мусора, содержание городских музеев, развитие и озеленение городов и т. п.). В 1964 г. в Иерусалиме открыт Музей налогового дела, посвященный еврейскому налоговому законодательству и различным аспектам налогообложения на территории Эрец-Исраэль, а также в Государстве Израиль. Музей ведет научно-исследовательскую работу и издает ежеквартальник по истории и проблемам налогообложения «Рив‘он ле-иньяней миссим».