Федеральный закон 227 от 18072011

Оглавление:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

С изменениями и дополнениями от:

5 апреля 2013 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Поправки касаются налогового контроля за трансфертными (т. е. внутрифирменными) ценами. В НК РФ включается новый раздел, посвященный данному вопросу.

Пересмотрено понятие взаимозависимых лиц. Существенно расширяется их перечень. В частности, таковыми признаются организации, в каждой из которых доля прямого или косвенного участия одного и того же лица превышает 25%. Организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляются одним и тем же человеком. Организации и (или) физлица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%, и т. д.

Установлено, когда сделки между взаимозависимыми лицами контролируются. Например, если доходы по сделкам за календарный год превышают 1 млрд руб. (за 2012 г. — 3 млрд руб., за 2013 г. — 2 млрд руб.). Если хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны, в которой предусмотрены специальные льготы по налогу на прибыль, а другая нет (при этом доход по сделкам за указанный период превышает 60 млн руб.).

Закреплено, как определяется соответствие цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным. Предусмотрены следующие методы: сопоставимых рыночных цен; цены последующей реализации; затратный; сопоставимой рентабельности; распределения прибыли.

Налогоплательщики обязаны уведомлять о контролируемых сделках, совершенных за год.

Крупнейшие налогоплательщики могут заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании. Срок — не более 3 лет с возможностью продлить максимум на 2 года.

Взыскивается штраф (не менее 30 тыс. руб.), если налог не уплачен (внесен не полностью) из-за того, что в контролируемых сделках применяются несопоставимые коммерческие и (или) финансовые условия. К ответственности будут привлекать также в следующих случаях. Если уведомление об указанных сделках не представлено в срок. Если в нем содержатся недостоверные сведения. Санкции — штраф в размере 5 тыс. руб.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части признания контролируемыми сделками сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход применяются с 1 января 2014 г.

Положение подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяется с 1 января 2014 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4575

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, изменения в части 5 и 5.1 статьи 4 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Относительно применения статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 15.02.2016 г. N 03-01-18/7990

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее — Федеральный закон N 227-ФЗ) и сообщает.

Согласно частям 1 и 5 статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) (далее — Кодекс) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса с 1 января 2012 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено указанной статьей.

При этом частью 5.1 статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ предусмотрено, что положения частей первой и второй Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) не применяются к заключенным до 1 января 2012 года сделкам no предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса после 1 января 2012 года, за исключением сделок, условия которых после 1 января 2012 года были изменены.

По мнению Департамента, в случае изменения условий сделок по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии после 1 января 2012 года положения частей первой и второй Кодекса (в редакции Федерального закона N 227-ФЗ) применяются к таким сделкам с даты изменения их условий.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Указанное письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.

Заместитель директора Департамента

Налоговый кодекс РФ дополнен новым разделом, регулирующим вопросы трансфертного ценообразования и налогового контроля в указанной сфере

Принят Федеральный закон, устанавливающий, в частности, правила определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам в целях повышения эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов, а также предусматривающий механизмы противодействия использования трансфертных цен в целях минимизации налогов.

Так, в частности, значительно расширен перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми (Закон содержит 11 таких оснований).

Детально прописаны положения, касающиеся налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами, определены особенности признания цен рыночными, разработаны правила сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами и их результатов со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица, определены источники информации для целей определения соответствия цен в сделках рыночным.

Закон устанавливает методы, используемые при определении соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам: 1) метод сопоставимых рыночных цен; 2) метод цены последующей реализации; 3) затратный метод; 4) метод сопоставимой рентабельности; 5) метод распределения прибыли.

Законом уточнен перечень контролируемых сделок. К числу таких сделок могут быть отнесены, в частности, сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации которых является РФ, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превысит один миллиард рублей. Контролируемыми могут являться также сделки, заключенные в отношении таких товарных групп, как: нефть, драгметаллы, черные и цветные металлы, удобрения.

Установлена обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о совершении ими контролируемых сделок, а также по требованию налогового органа представлять документы и информацию, обосновывающие соответствие цены сделки рыночным ценам.

Законом определены особенности проведения налогового контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Введено понятие «симметричной корректировки» цены сделки ее сторонами в случае принятия решения о доначислении налога по итогам проверки соответствия цен, и определен порядок ее проведения.

Закон содержит положения, регулирующие порядок заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, заключаемого крупнейшими налогоплательщиками с налоговым органом, предметом которого являются, в том числе: виды и перечни контролируемых сделок, порядок определения цен и описание методик ценообразования, перечень источников информации для определения соответствия цен.

Вводится налоговая ответственность, в частности, за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате применения цены, не соответствующей рыночным ценам, за непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения.

Комментарии Федерального Закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

Контролируемые сделки

В соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее ФЗ-227) с 01.01.2012 года вступают в законную силу изменения, связанные с введением в НК РФ новых правил применения цен по сделкам для целей налогообложения и новых правил налогового контроля за этим.

Смотрите так же:  Приказ о внутреннем контроле и безопасности медицинской деятельности

Согласно указанным изменениям, законодатель определил конкретный перечень сделок, подпадающих под контроль для целей налогообложения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее – уполномоченный орган).

Так, согласно ст. 105.3 НК РФ под контроль уполномоченного органа попадают сделки (в отношении товаров работ, услуг) между взаимозависимыми лицами, взаимозависимость которых определяется по правилам, предусмотренным главой 14 части 1 раздела V части 1 НК РФ.

Указанные нововведения могут оказать серьезное влияние на степень контроля налоговых органов за ценообразованием в отношениях между юридическими лицами, входящими в холдинг.

Новое определение взаимозависимости, указанное в НК РФ, гораздо более широко охватывает отношения сторон, которые могут оказывать влияние на условия и результаты сделок друг с другом или на экономические результаты деятельности в целом, поскольку в отличие от определения, данного в статье 20 НК РФ, включает в себя признаки взаимозависимости, определяя, в чем именно может заключаться указанное выше влияние. Согласно статье 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
  • организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
  • организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
  • в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия не отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
  • названные условия являются отличными, но это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

При невыполнении этих условий по сделкам между взаимозависимыми лицами любая положительная разница, т.е. доход, прибыль, выручка, которые могли бы быть получены по сопоставимым сделкам невзаимозависимыми лицами, учитываются для целей налогообложения у того лица, у которого такая разница возникает.

Определение названной разницы осуществляет ФНС РФ с применением достаточно детально регламентированных НК РФ методов, установленных в новой главе 14.3 части первой НК РФ.

Новая статья 105.7 НК РФ определяет следующие основные методы выявления несоответствия примененных для целей налогообложения цен рыночному уровню по сделкам между взаимозависимыми лицами, применяемые ФНС РФ:

  • метод сопоставимых рыночных цен (приоритетный для применения);
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Методика каждого из названных методов установлена в отдельных статьях НК РФ.

Во всех случаях (кроме отдельных исключений, указанных в НК РФ) применению подлежит метод сопоставимых рыночных цен.

Применение иных методов допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно, либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

При выявлении несоответствия примененных налогоплательщиком цен рыночным подлежащие уплате налоги рассчитываются исходя из рыночных цен.

Таким образом, поправки в НК РФ установили для налоговых органов гораздо более широкие критерии определения взаимозависимости между лицами, входящими в холдинг, а также возможности контроля за ценообразованием в отношениях между ними.

Однако, ряд сделок, напрямую не являясь сделками между взаимозависимыми лицами, ст. 105.14 НК РФ приравнены к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами.

В соответствии с пп.3. п. 1 указанной статьи к таковым относятся сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ – оффшорные зоны.

На сегодняшний день (с учетом изменений 2009 года) перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) включает в себя 42 страны, в том числе: Британские Виргинские острова, Республика Кипр, Республика Мальта, Республика Сейшельские Острова.

При этом список государств и территорий, включенных в указанный перечень, постоянно расширяется.

Таким образом, сделка, заключенная налогоплательщиком с лицом, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в вышеуказанный перечень является контролируемой сделкой.

Налогоплательщик, выступающий стороной по контролируемой сделке, обязан уведомлять налоговые органы о совершенных им в календарном году контролируемых сделках (группе однородных сделок) путем представления в налоговый орган по месту государственной регистрации соответствующих уведомлений (п.1. ст. 105_16 НК РФ).

Сведения, представленные налогоплательщиком в уведомлении в обязательном порядке должны содержать следующую информацию о контролируемых сделках: предметы сделок, сведения об участниках сделок (полное наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН), сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по сделкам (п.3. ст. 105_16 НК РФ).

Уполномоченные органы вправе проводить проверки полноты исчисления и уплаты следующих налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (контролируемых сделок):

  • налог на прибыль организаций;
  • налога на доходы физических лиц (в части налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями);
  • налога на добычу полезных ископаемых;
  • налога на добавленную стоимость (но только в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

При проведении проверки уполномоченный орган обязан проверить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий, влияющих на налогообложение в контролируемых сделках, с коммерческими и (или) финансовыми условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (рыночные цены).

Если по результатам проверки проверяющим будут выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, проверяющим будут доначислены соответствующие налоги исходя из установленных рыночных цен по контролируемым сделкам.

Кроме того, налогоплательщик — участник контролируемых сделок, допустивший несопоставимость вышеуказанных условий будет привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством для правонарушений в области трансферного ценообразования (105_17 НК РФ).

Считаем необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с изменениями налогового законодательства, вступающими в законную силу с 01.01.2012 года, презумпция правомерности применения для целей налогообложения цен сделок сохраняется только в отношении сделок между невзаимозависимыми лицами.

При этом обязанность по доказыванию отсутствия признаков взаимозависимости между сторонами сделки полностью лежит на участниках сделки.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, при выборе места регистрации (места жительства, места налогового резидентства) стороны-контрагента по сделке, в целях минимизации возможного налогового спора целесообразно исключить государства или территории, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ (с комментарием)

Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ внес в Налоговый кодекс глобальные изменения. Со следующего года с многострадальной и знаменитой ст. 40 НК РФ фактически можно будет попрощаться. На какое-то время она еще останется в Налоговом кодексе, но применяться будет только к тем сделкам, доходы или расходы по которым признаны до дня вступления в силу указанного закона.

Теперь вместо положений ст. 40 НК РФ налогоплательщикам предстоит изучить целый раздел, посвященный ценообразованию для целей налогообложения. К сожалению, большинство новых положений направлены на то, чтобы облегчить жизнь налоговикам. Тем не менее некоторые новации должны понравиться организациям и предпринимателям.

В комментарии мы обратим особое внимание на моменты, которых раньше не было в Налоговом кодексе.

Статью 20 НК РФ, посвященную определению взаимозависимости, фактически заменит ст. 105.1 НК РФ. Но это не означает, что ст. 20 исключат из НК РФ. Она останется, но ссылок на нее в других нормах Кодекса не будет.

Итак, давайте знакомиться с новой нормой. Сначала приведем общее определение взаимозависимых лиц.

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия или результаты сделок, совершаемых этими лицами, или экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, то они признаются взаимозависимыми.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением или при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

Примерами взаимозависимости являются:

— организации, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля участия свыше 25%;

— физическое лицо и организация, если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля участия превышает 25%;

— организации, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации более 25%;

Смотрите так же:  Изъятие детей органами опеки

— организация и гражданин со своей родней, имеющие полномочия по назначению или избранию большей части руководящих органов этой компании;

— компании, большая часть руководства которых была назначена одними и теми же лицами;

— компании, в которых более 50% руководства составляют одни и те же лица;

— компания и ее руководство;

— организации или физические лица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

— начальники и подчиненные.

Разумеется, взаимозависимыми признаны супруги, родители, усыновители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, опекуны и попечители.

Обратите внимание: долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого гражданина и его родственников.

Не нужно искать признаки взаимозависимости в том случае, когда условия сделок навязываются лицом, имеющим преимущественное положение на данном рынке. Участие государства в организациях тоже не считается взаимозависимостью.

Участники сделки вправе сами признать себя взаимозависимыми, даже если формально не подходят под приведенный перечень. Зачем это может понадобиться, вы узнаете позже.

Ну и наконец, суд может признать стороны взаимозависимыми вообще по любым основаниям. Так что этот ресурс у налоговиков сохранился.

Как и прежде, контролировать соответствие применяемых цен рыночным будут налоговики. Им предписано проверять цены при расчете налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС.

Однако такой контроль возможен, только если стороны сделки являются взаимозависимыми. Если сделка имела место между независимыми сторонами, цена сделки априори признается рыночной.

Недополученная из-за применения нерыночных цен прибыль будет облагаться налогом. Важный момент: если была применена нерыночная цена, но бюджет из-за этого не пострадал, никто ничего пересчитывать не будет.

Автоматически признаются рыночными, в частности, цены:

— сложившиеся на бирже;

— предусмотренные соглашением о ценообразовании.

Налогоплательщикам предоставлено право самим определять, что применяемая ими цена сделки не соответствует рыночной. Если воспользоваться этим правом, то появится возможность пересчитать суммы налога, ранее начисленные в бюджет. Это можно сделать по истечении календарного года, включающего налоговый период по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

Корректировки могут производиться:

— организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль за соответствующий налоговый период;

— физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по НДФЛ.

Что касается НДС и НДПИ, по ним корректировки отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен. Такие декларации подаются одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль или НДФЛ.

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль или НДФЛ за соответствующий налоговый период. В этом случае за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

Для выявления отклонения цен в сделках взаимозависимых лиц от рыночных налоговикам необходима информация о сделках, заключенных независимыми сторонами.

Сопоставимыми признаются сделки, совершаемые в одинаковых коммерческих или финансовых условиях с анализируемой сделкой. Также сделки считаются сопоставимыми, если их условия различаются, но их можно нивелировать с помощью корректировок. В статье 105.5 НК РФ подробно описано, какие характеристики сделки обязаны учесть налоговики, чтобы признать сделки сопоставимыми. Сразу скажем, что сделать это будет нелегко. Налоговики должны учесть следующее:

— характеристики товаров, работ, услуг;

— характеристики функций, выполняемых сторонами сделки;

— характеристики используемых активов;

— распределение ответственности между сторонами сделки;

— экономические условия деятельности (например, характеристика рынка товаров);

— рыночные стратегии сторон сделки, оказывающих влияние на цены.

При этом каждая перечисленная характеристика имеет большое количество подразделов. Так, при определении сопоставимости характеристик рынков товаров, работ, услуг нужно учитывать следующие факторы:

1) географическое место расположения рынков и их величина;

2) наличие конкуренции на рынках и относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

3) наличие на рынке однородных товаров, работ, услуг;

4) предложение и спрос на рынке, а также покупательная способность потребителей;

5) уровень государственного вмешательства в рыночные процессы;

6) уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

7) иные характеристики рынка, влияющие на цену сделки.

Напомним, что ранее налоговики проигрывали очень много дел именно потому, что не могли доказать суду, что цена, трактуемая ими как рыночная для спорной сделки, учитывает все особенности ее определения. Как видим, с учетом положения ст. 105.5 НК РФ ситуация вряд ли изменится в сторону проверяющих.

Наверняка многие помнят, как трудно было налоговикам найти «официальные источники информации» для определения рыночных цен. Теперь этот список появился непосредственно в ст. 105.6 НК РФ. В него включены:

— сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;

— таможенная статистика внешней торговли РФ;

— сведения о ценах и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации российских органов власти, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций, или в иных опубликованных или общедоступных изданиях и информационных системах;

— данные информационно-ценовых агентств;

— информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.

Если такой информации нет, не страшно. Налоговики имеют право использовать:

— сведения о ценах и котировках, содержащиеся в опубликованных или общедоступных изданиях и информационных системах;

— сведения из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, в том числе опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях или в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах;

— сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств об оценочной деятельности; иную информацию.

Разумеется, этой же информацией может воспользоваться и сам налогоплательщик.

Обратите внимание: если у проверяемой компании помимо сделок с взаимозависимыми лицами были аналогичные сделки с лицами, не являющимися взаимозависимыми, налоговики для определения рыночной цены имеют право использовать исключительно информацию по этим сделкам.

При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы такие показатели, как:

— валовая рентабельность затрат;

— рентабельность коммерческих и управленческих расходов;

Эти показатели рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчетности (ст. 105.8 НК РФ).

Расчет можно произвести или на основании не менее четырех сопоставимых сделок, в том числе совершенных налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми по отношению к нему, или на основании данных бухгалтерской отчетности не менее четырех сопоставимых организаций.

Здесь есть одна несостыковка. В пункте 3 ст. 105.8 НК РФ сказано, что при отсутствии информации о четырех и более сопоставимых сделках или информации о бухгалтерской отчетности четырех и более сопоставимых компаний в целях определения интервала рентабельности можно использовать информацию о меньшем количестве сопоставимых сделок или бухгалтерскую отчетность меньшего количества организаций. Но ведь тогда теряется смысл в ограничении! Если можно использовать меньше информации, то зачем налоговикам напрягаться и искать больше?

Отдельно нужно рассмотреть порядок расчета минимального и максимального значения интервалов рентабельности. Это связано с тем, что данный подход применяется ко всем методам, используемым при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках взаимозависимых лиц (о них расскажем позже). Для определения минимального и максимального значения интервала рентабельности надо поступить так.

Во-первых, упорядочить по возрастанию совокупность значений рентабельности, используемых для расчета интервала рентабельности. Необходимо образовать выборку для определения этого интервала.

Во-вторых, каждому значению рентабельности, начиная с минимального, присвоить порядковый номер. Если выборка содержит два и более одинаковых значения рентабельности, в выборку включаются все такие значения. При определении интервала рентабельности не учитывается рентабельность самой анализируемой сделки.

В-третьих, найти частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке. Далее идет анализ. Если получается целое число, то минимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер. Если число дробное, то минимальным значением интервала рентабельности признается значение, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу.

В-четвертых, умножить число значений рентабельности в выборке на 0,75. Если получается целое число, то максимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке. Если произведение не целое число, максимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу.

Пример

Налоговая инспекция для проверки соответствия цен по сделке между взаимозависимыми обществами привлекла информацию об аналогичных сделках, совершенных четырьмя другими обществами со своими независимыми партнерами.

Уровень рентабельности по сделкам составил:

8 значений : 4 = 2.

Минимальное значение интервала рентабельности равно 13,2% [(13,1% + 13,3%) : 2].

8 значений х 0,75 = 6.

Максимальное значение интервала рентабельности — 14,35% [(14,2% + 14,5%) : 2].

Таким образом, интервал рентабельности, при попадании в который уровень цен, применяемых в сделке, можно считать рыночным, составляет 13,2—14,35%.

Интервал рентабельности рассчитывается на основании информации, имеющейся на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором она совершена.

Кроме того, можно воспользоваться данными бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествовавших календарному году, в котором была совершена сделка. Причем можно использовать сведения налогоплательщика о совершенных им сделках с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

В статье 105.7 НК РФ их пять:

— метод сопоставимых рыночных цен;

— метод цены последующей реализации;

— метод сопоставимой рентабельности;

— метод распределения прибыли.

Метод сопоставимых рыночных цен считается основным. Другие методы имеют место, когда нельзя применить основной. Обратите внимание: они используются не последовательно. Налоговики вправе выбрать тот метод, который, на их взгляд, более подходит для данных конкретных условий.

Если и это невозможно, налоговики могут установить рыночную цену сделки исходя из ее рыночной оценки, произведенной независимым оценщиком. Как правило, это применяется в разовой сделке.

Каждому методу посвящена отдельная статья НК РФ и определен порядок ее применения.

Метод 1

Метод сопоставимых рыночных цен представляет собой метод определения соответствия цены товаров, работ, услуг в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен (ст. 105.9 НК РФ).

Интервал рыночных цен вычисляется по той же схеме расчета, которую мы рассмотрели выше, только вместо рентабельности подставляется цена сделки. В случае когда цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах интервала рыночных цен, определенных расчетом, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене.

Смотрите так же:  Договор по газу с кнр

Если же цена выпадает из ряда, налоговики будут использовать или минимальное, или максимальное значение интервала. Но при этом они будут следить, чтобы из-за перерасчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не уменьшилась.

Метод 2

Метод цены последующей реализации является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке, с рыночным интервалом валовой рентабельности (ст. 105.10 НК РФ).

Метод 3

Затратный метод — метод определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках (ст. 105.11 НК РФ).

Метод 4

Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках (ст. 105.12 НК РФ).

Метод 5

Метод распределения прибыли состоит в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок (ст. 105.13 НК РФ).

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми (ст. 105.14 НК РФ). К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются:

— совокупность сделок по реализации товаров, работ, услуг, совершаемых с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми, при условии, что эти лица не оказывают никакого влияния на уровень применяемых цен;

— сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (список товаров приведен в п. 5 ст. 105.14 НК РФ);

— сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, или местом жительства, или местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Этот перечень приведен в приложении к приказу Минфина России от 13.11.2007 № 108н.

Разумеется, не все сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, местом жительства либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, считаются контролируемыми (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для этого нужно:

— или чтобы сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышала 1 млрд руб. (в 2012 г. — 3 млрд руб., в 2013 г. — 2 млрд руб.);

— или чтобы минимум одна из сторон сделки являлась плательщиком ЕСХН или ЕНВД, а на другой стороне было лицо, не применяющее указанные спецрежимы;

— или чтобы одна из сторон сделки признавалась плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах;

— или чтобы минимум одна сторона сделки не уплачивала налог на прибыль, а другая уплачивала;

— или чтобы минимум одна из сторон сделки являлась резидентом ОЭЗ, имеющим льготы по налогу на прибыль, а другая таких льгот не имела (применяется с 1 января 2014 г.).

В трех последних случаях сделка признается контролируемой, если сумма доходов по сделкам между сторонами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (в 2012 г. — 100 млн руб.,
в 2013 г. — 80 млн руб.). Для «спецрежимников» аналогичная сумма составляет 100 млн руб.

Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. При этом налоговики имеют право проверить соответствие использованных в сделках цен рыночным.

Разумеется, суд может признать сделку контролируемой исходя из ее сути, не обращая внимания на формальное несоответствие требованиям ст. 105.14 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговиков о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках (ст. 105.16 НК РФ). Для этого нужно использовать специальные уведомления. Поставить в известность налоговиков необходимо не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором были совершены контролируемые сделки.

Налоговики имеют право направить налогоплательщику требование о предоставлении документов относительно конкретной контролируемой сделки. Указанная документация может быть истребована у налогоплательщика не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Эти документы должны содержать:

— информацию о деятельности налогоплательщика, совершившего сделку;

— связанный с этой сделкой перечень лиц, с которыми совершена сделка;

— описание и условия сделки;

— описание методики ценообразования;

— условия и сроки осуществления платежей по этой сделке;

— сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки;

— данные об используемых активах, связанных со сделкой;

— информацию о принимаемых ими экономических рисках.

Если налогоплательщик применил один из методов из ст. 105.7 НК РФ, то он должен представить налоговикам данные, почему он выбрал этот метод, как его использовал, и полученные результаты.

Налогоплательщик, не уведомивший налоговиков о наличии контролируемых сделок, будет наказан. Согласно новой ст. 129.4 НК РФ неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговую инспекцию уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Налоговые проверки контролируемых сделок проводятся помимо выездных и камеральных проверок. Подробный порядок и сроки их проведения прописаны в ст. 105.17 НК РФ.

Важный момент: если у одного налогоплательщика, являющегося стороной такой сделки, налоговики не нашли нарушений, связанных с применением рыночных цен, то у другой стороны такой сделки проводить аналогичную проверку уже нельзя. Однако при выявлении нарушений собранные материалы по одному участнику сделки могут быть использованы для проверки другого участника.

Следующее нововведение порадует налогоплательщиков. Речь идет о ст. 105.18 НК РФ. Согласно этой норме, если произошло доначисление налога по итогам налоговой проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, другая сторона сделки также может скорректировать свою налоговую базу. Проще говоря, если у одной стороны сделки налоговики повысили доходы исходя из рыночной цены сделки, то другая сторона на такую же сумму получает право увеличить свои расходы. Это называется симметричной корректировкой.

Однако право на проведение симметричных корректировок другими сторонами контролируемой сделки возникает, только если сторона, которой налоги были доначислены, исполнила решение налоговиков. Кстати, первичные документы и налоговые регистры не корректируются.

Симметричные корректировки могут быть учтены в налоговых декларациях, представленных по итогам того налогового периода, в котором были произведены соответствующие корректировки. Уведомить компанию о возможности проведения ею симметричных корректировок должны налоговики. В общем случае им дается на это месяц с момента возникновения такого права.

Если налогоплательщику точно известно, что его партнер по сделке получил доначисления по контролируемой сделке и уже оплатил их, но не получил от налоговиков уведомления о возможности симметричной корректировки, то он имеет право обратиться в налоговую инспекцию, чтобы ему все-таки выдали такое уведомление.

Разумеется, если компания, подвергнувшаяся доначислениям из-за несоответствия цен рыночным, выиграет дело в суде, то все ее партнеры, которые уже успели произвести симметричные корректировки, должны будут сделать обратные корректировки. Об этом их уведомят из налоговой инспекции. На это отводится месяц. Пени не начисляются.

Обратите внимание: налоговики вернут деньги выигравшему суд налогоплательщику только после того, как его партнеры проведут обратные корректировки и сами вернут деньги в бюджет.

Российские компании — крупнейшие налогоплательщики вправе обратиться к налоговикам с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. По этому соглашению стороны договариваются о порядке определения цен или применения методов ценообразования в контролируемых сделках:

— виды сделок, товары, работы, услуги;

— порядок определения цен;

— перечень источников информации, необходимых для ценообразования;

— срок действия соглашения;

— перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения.

Если соглашение заключается по поводу внешнеторговой сделки, то помимо российских налоговиков и самой компании в нем могут участвовать соответствующие иностранные органы. Не исключено и заключение многостороннего соглашения — если однородные контролируемые сделки совершаются между несколькими российскими взаимозависимыми организациями. При этом в отношениях с налоговиками интересы всей группы может представлять одна избранная ими компания. Срок соглашения — максимум три года. Его можно пролонгировать, но не более чем на два года.

То, что такое соглашение способны «потянуть» только крупные компании, свидетельствует и размер госпошлины, установленный в подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ — 1 500 000 руб.

Разумеется, налоговики имеют право проверять, как соблюдаются условия соглашения. При выявлении нарушений соглашение может быть расторгнуто.

Важный момент: условия соглашения о ценообразовании остаются неизменными только при изменении законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении соглашения, внесении в него изменений и прекращении его действия. В случае иных изменений налогового и таможенного законодательства, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения получают только право внести в текст соглашения соответствующие поправки.

В соответствии со ст. 129.3 НК РФ неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих или финансовых условий, не являющихся рыночными, влечет взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.