Развод женщины по шариату

Может ли женщина дать развод мужу?

Вопрос: Есть ли у жены право дать развод мужу?

Ответ: Данный женой развод не имеет силы и не считается действительным. Жена может дать развод только в том случае, если муж даст ей такое право. Но для этого есть определённые условия. В этом сокрыта большая мудрость.

Подумайте сами, сколько бы раз давали жёны развод, если бы имели на это право? Очень много. И причина вовсе не в том, что они недостаточно умны, а в том, что женщин Всевышний создал намного эмоциональней мужчин. Когда мужчины руководствуются разумом, женщины следуют зову сердца. И поэтому, по причине обиды или эмоционального срыва, женщина, не подумав и не последовав голосу разума, могла бы развестись с мужем, а впоследствии, когда эмоции утихнут, сожалеть о содеянном. Именно поэтому Всевышний не дал женщинам права на развод.

Но сказанное никак не означает, что жена – узница в руках неадекватного мужа. Если муж не исполняет своих обязанностей, если с ним невозможно жить (каждая жена из-за обиды может подумать, что с мужем невыносимо жить, поэтому судить нужно не эмоциями, а разумом), то она имеет право потребовать у него развод, и в случае отказа с его стороны – поднять этот вопрос вплоть до имама («Шархуль махалли»).

Но перед тем как пойти на этот шаг, женщина должна хорошо подумать, действительно ли с мужем так невыносимо жить, или чувство обиды терзает её, и поэтому она хочет от него уйти. Ведь есть много женщин, которые желают создать семью и иметь мужа, каким бы он ни был.

Имеет ли женщина право на развод?

В каких случаях женщина имеет право на расторжение брака (никаха), какова процедура его расторжения?

– Расторжение брака (фасху ан-никах) установлено в шариате для защиты женщин от вреда, исходящего от мужа в материальном плане или в плане половых отношений. Женщина имеет право обратиться к имаму мечети с просьбой о расторжении брака, если муж сам отказывается дать развод или не в состоянии сделать это. Такое право женщине даётся: 1) если муж окажется сумасшедшим или потом, со временем станет сумасшедшим (даже, если есть надежда на выздоровление); 2) если муж окажется больным лепрой (болезнь, при которой сначала кожа краснеет, потом чернеет и начинает сыпаться) или потом заболеет этой болезнью; 3) если муж окажется больным проказой (болезнь, при которой кожа становится сильно белой, пятнистой) или потом заболеет этой болезнью; 4) если обнаружится, что у мужа нет полового органа или потом пришлось удалить его; 5) если муж окажется импотентом. Но, если муж хоть один раз вступил с ней в половые отношения, то она (жена) уже никогда не имеет право на расторжение брака.

После обнаружения всех перечисленных недостатков, если жена хочет расторгнуть брак, она имеет право это сделать, если обратится с такой просьбой к имаму сразу же, после их обнаружения, но если она не сделает этого сразу же, то она не имеет право на расторжение брака потом, со временем.

Если муж окажется импотентом, имам ему дает срок в один год для излечения, но, если после этого срока он останется таким же, жена имеет право расторгнуть брак.

Также жена имеет право на расторжение брака, если муж не в состоянии обеспечивать её минимальным обязательным обеспечением, установленным шариатом. Если же муж в состоянии её обеспечить, но не делает этого, жена не имеет право на расторжение брака, так как она имеет возможность потребовать от него всё необходимое через имама (или через суд). Если не известно местонахождение мужа и он не оставил имущества, которым жена может себя обеспечить, то, по мнению некоторых алимов, она имеет право расторгнуть брак. Также, по мнению некоторых алимов, если муж в состоянии обеспечить жену и не делает этого и жена не может добиться от него своего обеспечения через имама (или через суд), жена имеет право на расторжение брака.

После того, как жена обратится к имаму с просьбой о расторжении брака, имам дает мужу три дня, в течение которых муж должен начать обеспечивать её, и если он этого не сделает, то на четвёртый день имам расторгает их брак или дает ей (жене) разрешение на расторжение брака и она сама делает это. При расторжении брака имам говорит: «Я расторгаю брак»,- и называет имя мужа и жены, если жена сама расторгает с разрешения имама, то она говорит: «Я расторгаю свой брак».

После расторжения брака муж не имеет право на возврат жены (ружъат) до прохождения срока идды, что разрешается, если жене дать однократный или двукратный развод. После прохождения срока идды муж имеет право заново совершить махар с женщиной, которая расторгла с ним брак. Для этого нет условия, чтобы она вышла за другого мужчину и развелась с ним, в отличие от троекратного развода, после которого женщина не имеет право выйти заново за того же мужчину, который ей дал такой развод, а только в том случае, если она: 1) выйдет за другого, 2) вступит с ним в половой контакт, 3) разведётся с ним, 4) выдержит срок идды.

Если мужчина возобновит брак (после срока идды) с женщиной, которая расторгла раньше с ним брак, то она возвращается как новая жена, т. е. для мужа количество разводов не уменьшается, но если мужчина дал однократный или двукратный развод жене и вернул (сделал ружъат) её до прохождения срока идды или заново, после прохождения срока идды поставит с ней новый махар, то она возвращается к нему уже с уменьшенным количеством разводов.

Например, если муж давал однократный развод, то у него останется право на два развода, а если он давал двукратный развод, то у него остается право на один развод, т. е. если он и в дальнейшем даст только двукратный развод в первом примере и однократный во втором, то он уже не имеет право повторно на ней жениться, а только, если она выйдет замуж за другого и разведётся с ним («Фатхуль-Аллам»).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Развод женщины по шариату

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Смотрите так же:  Приказ минздрава ссср 1324

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Развод женщины по шариату

В каких случаях женщина может требовать развод?

Как выйти из затруднительной ситуации для представителей ханафитского мазхаба в том случае, когда между супругами нет согласия и с инициативой о расторжении брака выступает супруга, а муж не желает развода?

Хазрати имам Мухаммад в книге «Китабуль-асар» пишет: «В том случае, когда на муже лежит очень большая вина и потому его жена требует развода, при этом муж категорически против этого, кадий обязан оформить развод и это будет означать безвозвратный талак».

Кроме того в книге «Хидайя» в главе, посвященной вопросу об импотенции читаем: «В случае, когда супруга настаивает на разводе, а муж отказывается дать его, кадий может выступить в качестве представителя мужчины и узаконить развод. Потому как по Корану надлежит жить супругам в мире и согласии и разводиться по-доброму и кадий вправе предотвратить предполагаемое насилие. Данный развод будет означать безвозвратный талак». В данном случае речь идет об импотенции, но вопрос можно рассматривать и по шире, ведь не секрет не во всех семьях царят мир и согласие, однако, несмотря на это каждый развод должен совершаться по-доброму.

Суть исламского Шариата и его превосходство в справедливости, стремлении сеять добро и взаимопонимание между людьми и предотвращать несправедливость и зло. Шариат наставляет супругов, состоящих в никахе-браке, жить в мире и согласии. В 19 аяте суры «ан-Ниса» Священного Корана говорится «Живите с вашими женами достойно». В 231 аяте суры «аль-Бакара» сказано: «Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного». Приведенные здесь аяты являются доказательством к разрешению обсуждаемого вопроса.

Более того в Благородном Коране указан выход из ситуации когда между супругами нет согласия и трудно установить кто из них повинен. В 35 аяте суры «ан-Ниса» читаем: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то…» Иными словами, в данном аяте говорится о том, что необходимо поручить двум ответственным лицам-судьям как с той, так и с другой стороны сделать все возможное, чтобы уладить отношения между супругами. Когда же выяснится, что достигнуть согласия невозможно, необходимо попытаться установить на чьей стороне вина. В том случае, когда вина лежит на муже, то развод объявляет судья, предложенный с его стороны.

И данный развод будет иметь безвозвратную основу, а вопросы махра и материального обеспечения разведенной будут возложены на мужа и это будет считаться ваджибом для него. Когда будет установлено, что вина лежит на жене, то соответственно развод будет объявлять судья, предложенный с ее стороны. Данный развод будет называться как «хульг» или развод с мужем из расчета суммы махра, полученного во время бракосочетания. Причем, сумма этого «хульга» будет ваджибом для данной женщины. Достижение согласия между двумя сторонами и улаживание конфликта между бывшими супругами и их развод совершается в соответствии с хукмами упомянутых выше аятов.

«Согласие, достижение мира и покоя» суть понятия характерные аятам и сурам Священной Книги, а «развод» — обратная сторона этих понятий и он является вердиктом судьи, выносящим данное решение. Потому что в основе его деяния стоит задача объявить хукм, чтобы покончить с конфликтом, противостоянием между противоборствующими сторонами. Ведь в этом и состоит обязанность судьи.

Выработка хукма на основе приведенных выше благородных аятов не противоречит ханафитскому мазхабу и является истинным признаком данного мазхаба. Ведь и сам хазрати имам Абу Ханифа любил повторять: «Суры Священного Корана, хадисы, а также высказывания сахаба ставьте превыше, чем мои слова».

СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, разъясняя причины, когда женщина может просить развод, сказал : «Если женщине ненавистен нрав мужа: его суровость, вспыльчивость, горячность, быстрый гнев, порицание за малейшее дело и упрёк за малейший недостаток, то она может просить развод (аль-хулуг) .

Во-вторых. Если ей неприятен его внешний вид: у него есть какой-либо недостаток, или уродливость, или изъян в органах чувств, то она может просить развод (аль-хулуг) .

Смотрите так же:  Куда идти чтобы получить гражданство рф

В-третьих. Если у мужа есть недостатки в религии: он оставляет молитву или пренебрегает молитвой в общине, или не поститься в месяц Рамадан, не имея на то уважительной причины, или совершает запретные действия: прелюбодеяние, употребляет спиртные напитки, слушает музыку и музыкальные инструменты и т.п., то она имеет право просить развод (аль-хулуг ).

В-четвёртых. Если муж не выполняет своих обязанностей по отношению к ней: не обеспечивает её едой, или одеждой, или необходимыми вещами, несмотря на то, что может сделать это, то она может просить развод (аль-хулуг).

В-пятых. Если муж не исполняет супружеские обязанности в той мере, в какой это принято и достаточно для сохранения целомудрия, из-за его полового бессилия или отсутствия желания к жене, или из-за того, что он заинтересовался другой, или он не проявляется справедливость в распределении ночей между жёнами, то она может просить развод (аль-хулуг). А Аллах знает лучше».

Смотрите ответ на вопрос № 1859.

Если Вы имеете какую-либо из перечисленных причин, то Вы можете просить развод (аль-хулуг), а мужу вернуть свадебный дар (махр).

Если ничего из перечисленного нет, то Вам запрещено просить развод. Вы должны исполнять обязанности по отношению к своему мужу, не обижать его ни словом, ни делом, проявлять терпение и забыть первого мужа. Возможно, в этом есть милость, и это лучше для Вас. Сказал Всевышний:

وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете» (сура «аль-Бакара», аят 216). А также Он сказал:

فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

«Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», 19).

А Аллаху ведомо лучше.

Вопрос: Какова достоверность хадиса о том, что если жена попросит развод у мужа (будет) проклята?

Ответ:

Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа. Об этом привел Абу Давуд (2226), Ат-Тирмизий (1187) и ибну Маджа (2055) о Совбане, да будет Аллах им доволен, что он сказал: «Сказал Посланник Аллах, Мир Ему: «Любая женщина, потребовавшая у своего мужа развод, будучи в неплохом (положении), то для нее харам (запрещен) запах Рая». (Его удостоверил Аль-Албаний в «Достоверном АбиДавуде»(сборник).

От Укбы бин Амира, да будет Аллах им доволен, передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (женщины), совершающие хуль – они лицемерки». Привел его Ат-Табараний в «Большом»(сборнике) (17/339) и удостоверил Аль-Албаний

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. Свидетельство этому привел Аль-Бухарий (4867) об Ибн Аббасе, да будет ими обоими доволен Аллах, что жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, Мир Ему и сказала: «О,Посланник Аллаха, Сабит Ибн Къайс, я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернешь ли ты ему его сад? (что был дан ей в качестве калыма)?» Она сказала : «Да!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими сад и расторгни с ней брак разводом!».

Ее слова: «но я не хочу неверия в Исламе», то есть, я не хочу совершать дела, которые противоречат нормам Ислама, такие как ненависть к мужу, неподчинение ему и неисполнение его прав(и своих обязательств пред ним) и т.д. (Смотрите «Фатхьуль-Бари» (Открытие Создателя) (400/9)

Шейх Бин Джибрин, да хранит его Аллах, в разъяснении того, что разрешает требование хуль сказал: “Если женщина невзлюбила нравы своего мужа такие как его суровость, вспыльчивость, восприимчивость, гнев и критика(порицания) по любому поводу и упреки за маленькие недостаток, то (в таком случае) она имеет право (требовать) хуль. Также, если она невзлюбит его внешний вид (какой-либо недостаток или изъян), или ей будет не хватать его чувств, то она имеет право на хуль.

Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное. Если он не дает ей должное из привычного пребывания с ней, что будет способствовать ее целомудрию, по причине его импотенции (недостатка, лишающего его возлежания с ней для выполнения полового акта), или он избегает ее (не уделяя этому внимания), или отворачивается от нее к другой, или же не поступает справедливо в ночлеге (у нее, наравне с другими женами) то она имеет право на хуль, и Аллах лучший из знающих!» Конец цитаты.

newislamru

Ислам рассматривает брак не как некое «таинство», а как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода. Брак не должен быть ни ареной противоборства между мужчиной и женщиной, ни средством «тюремного заключения» женщины и грубого обращения с ней. Он призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям.

Однако браки по многим причинам могут и не состояться. Иногда супруги могут настолько далеко разойтись в своих интересах, что это может серьёзно повлиять на их брак. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из всего того, что Им разрешено. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными. Если брак начинает разваливаться, супругам следует приложить все усилия, чтобы достичь примирения. Тем не менее, Ислам не призывает жить в несчастливом браке, и развод — это крайнее и последнее средство, а не прерогатива мужчины, которую он может использовать по своему капризу, хотя подобный миф о процедуре получения развода в Исламе очень распространён на Западе. Можно даже письменно оговорить своё право на развод в брачном контракте при несоблюдении условий, определённых Шариатом. Многие женщины скромно отвергают это право, но это право стоит того, чтобы о его соблюдении позаботиться заранее. Некоторые мужчины злоупотребляют институтом брака, а женщинам следует защищать себя и, в то же самое время, быть уверенными в себе и стремиться прилагать все усилия, чтобы сделать брак успешным.

Смотрите так же:  Налог на видеотехнику

Начать процедуру развода вправе любой из супругов, или же оба они могут прийти к взаимному решению расстаться друг с другом. В Исламе существуют различные виды разводов.

Это развод по инициативе мужа. Он предполагает трёхкратное провозглашение развода, то есть произнесение вслух слова «талак» или подобной фразы. Однако есть условия, которые желательно соблюдать при разводе: слова «талак» не должны быть произнесены (1) сразу в одно и то же время 3 раза подряд без разрыва во времени, (2) в период менструального цикла жены и (3) после супружеской близости до очищения от менструального цикла. Продолжительность времени между каждым случаем провозглашения развода должно соответствовать месячному циклу жены. В период времени между провозглашениями развода необходимо делать всё возможное, чтобы спасти брак, а женщина имеет в это время право на полное содержание мужем.

Следует сказать, что после первого произнесения слова «талак», жена имеет право не только на содержание и жильё, но и на доброе обращение со стороны мужа в течение трёх месячных периодов (иддат). Это есть первое провозглашение развода. Но до истечения этого срока, они могут помириться и продолжать жить как супруги, но для примирения муж должен словесно произнести, что он возвращает её себе в жёны. Если после примирения отношения между супругами снова обострились и весь процесс повторился снова, по законам Ислама они всё равно имеют право помириться и второй раз, и их супружеские отношения будут продолжаться дальше. Суть и цель «иддат» как раз и состоит в том, чтобы дать супругам возможность помириться и сохранить семью собственными усилиями или усилиями родственников. Если истечёт время идда после первого или второго произнесения талака, они могут вновь соединиться, обновив весь процесс махра, соблюдая все его первоначальные условия. Если же процесс развода будет иметь место и третий раз, то после этого, согласно законам Ислама, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии ряда условий. Всё вышесказанное имеет место быть, если при каждом разводе будет произноситься слово «талак» только один раз и при этом супруг, произнеся его, не должен подразумевать под этим трёхкратный «талак». Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный «талак», то брак автоматически расторгается.

Это ещё один вид развода. Здесь его инициатором является жена. Условия развода: жена просит мужа отпустить её взамен определённой платы и т.д. Если муж согласится, то она обязана уплатить мужу обговорённую сумму.

Женщина получила право на такой вариант развода, чтобы иметь возможность освободиться от невыносимого для неё брака.

Женщина в праве требовать Хул’, и, хотя Ислам, в целом, не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить её, если все попытки примирения не оканчиваются успехом. Об этом печально говорить, но очень часто можно услышать о таких браках, когда муж обращается с женой ужасающе жестоко, но при этом не желает развестись с ней сам или дать ей развод. Таким мужчинам необходимо напомнить аят из Корана, содержащий такой смысл: «При разводе со своими жёнами, пока не истечёт назначенный им срок (трёхмесячное ожидание, т.е. иддат), вы можете вернуть их, и впредь быть с ними справедливыми или отпустите их благопристойным образом. Не удерживайте их, поступая с ними несправедливо, с целью причинить им зло. Кто так поступает, тот вредит себе, навлекая на себя наказание Всевышнего».

Такой способ развода применяется тогда, когда муж обвиняет жену в супружеской неверности (измене). По законодательству Ислама для подтверждения супружеской измены необходимы показания четырёх беспристрастных свидетелей, которые должны чётко подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться именем Аллаха в том, что говорит правду. Жена должна признать свою вину или поклясться в своей невиновности. Оба супруга должны также призвать на себя проклятья Всевышнего на тот случай, если они дают лживые клятвы. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается. В Коране говорится (смысл): «А те, которые обвиняют своих жён в прелюбодеянии, не имея достаточного числа свидетелей, подтверждающих правдивость этого обвинения, кроме самих себя, должны четыре раза поклясться именем Аллаха, что они правдивы в своих обвинениях. А в пятый раз они должны поклясться, что проклятие Всевышнего будет на них, если они лгут». Если жена не будет оправдываться после произнесения клятв о её неверности, то она подвергнется наказанию за прелюбодеяние, но если она поклянётся именем Аллаха четыре раза, что её ложно обвиняют в прелюбодеянии, она не подвергается наказанию. В пятой клятве именем Аллаха она должна сказать, что заслуживает гнева Аллаха, если муж говорит правду.

Ислам разрешает развод, но рассматривает его как крайнюю меру. Лучше предотвратить развод, внимательно относясь к выбору будущего супруга и, серьёзно настроившись, прилагать все усилия к тому, чтобы брак состоялся, чем использовать расторжение брака в качестве «средства излечения себя» от неудачного брака.

Любой из сестёр, оказавшейся в подобной ситуации, следует проконсультироваться у знающих, надёжных мусульман, ещё раз всё взвесить и только после этого решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.