База для налог на имущество организаций с 2019 года

Оглавление:

Налог на имущество с 2019 года

С 2019 года в ст. 374 «Объект налогообложения» НК РФ вообще не будет упоминания о движимом имуществе. Мы рассказываем, как теперь нужно определять облагаемую базу, и как налоговики будут проверять обоснованность отнесения ОС к категории недвижимости.

Отмена налога на движимое имущество с 2019 года

В федеральном законе 302-ФЗ, подписанном 03.08.2018 года принято несколько важных изменений, в том числе отменен налог на движимое имущество с 2019 года. Этого события давно ожидали сотрудники бухгалтерий и предприниматели. Расчеты по налогообложению движимого имущества очень сложные и всегда вызывали много вопросов. Бизнесмены называли отмененный платеж налогом на инвестиции.

Предложение об отмене налога на движимое имущество юридических лиц с 2019 года возникало неоднократно, но вызывало протесты у органов власти субъектов РФ. Руководители регионов видели в нем попытку перекрыть один из источников поступления средств в их бюджеты. Тем не менее, летом 2018 года Правительство РФ решилось на такой шаг. Возможно, это была попытка хоть чем-то порадовать бизнес перед повышением НДС, которое было утверждено в тот же день законом 303-ФЗ.

Налог на недвижимое имущество

Со следующего года изменяется порядок определения облагаемой базы по налогу на имущество организаций в 2019 году для юридических лиц. Теперь расчет будет производиться по каждому объекту недвижимости. Налоговики сделали разъяснение, какие признаки позволяют считать ОС недвижимым имуществом:

  1. Наличие записи в ЕГРН.
  2. Наличие прочной связи с землей.
  3. Невозможность перемещения без причинения серьезного ущерба.

По сообщению ФНС, при проверках будут назначаться экспертизы, осмотры, привлекаться специалисты. Ставки и сроки уплаты налога на имущество в 2019 году, как и прежде, будут регулироваться регионами.

Подробнее обо всех важных изменениях в налоговом законодательстве с 2019 года рассказал Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса. Читайте в статье журнала Зарплата в учреждении.

Как было в 2018 году

До 2018 года в НК РФ было закреплено освобождение от налога следующего движимого имущества:

  1. Относящегося к 1 и 2 амортизационным группам.
  2. Относящегося к 3 – 10 амортизационным группам, поставленного на учет после 01.01.2013 года. (за исключением некоторых категорий).

Законом 335-ФЗ полномочия по установлению льгот для имущества из п. 2 были переданы в регионы с 01.01.2018 года. В каких-то субъектах РФ такое движимое имущество было совсем освобождено от налога, в других применялась льготная ставка, в третьих – максимально возможная. Это вносило путаницу, непонятна была целесообразность принятых местными властями решений. Возможно, эта попытка регионального регулирования налогообложения движимого имущества тоже способствовала принятию решения о полной отмене налога в 2019 году.

Налог на имущество организаций: последние законодательные правки

С 1 января 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество, а также изменён порядок пересчёта налога при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Осталась только недвижимость

Законодатели, продолжая процесс нейтрализации увеличения налоговой нагрузки в связи с повышением ставки НДС до 20%, с 1 января 2019 года отменили налог на имущество организаций в отношении движимого имущества — Федеральный закон от 03.08.18 № 302-ФЗ.

Из п. 1 и п. 2 ст. 374 НК РФ исключены упоминания о движимом имуществе. Также исключены:

  • пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ — о выведении из-под налогообложения основных средств, относящихся к 1-й или 2-й амортизационной группе;
  • п. 25 ст. 381 НК РФ — о налоговой льготе в отношении движимого имущества;
  • п. 3.3 ст. 380 НК РФ — о ставках налога для имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобождённого от налогообложения;
  • п. 2 ст. 381.1 НК РФ — о дополнительных налоговых льготах в отношении движимого имущества.

Но с выведением из-под налогообложения движимого имущества изменяется и порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество, и порядок представления налоговой декларации. Сейчас налоговая база определяется отдельно:

  • в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
  • в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
  • в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В новой редакции п. 1 ст. 376 НК РФ будет указано, что налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Соответственно, сейчас в п. 1 ст. 386 НК РФ предусмотрено, что налоговые декларации нужно представлять:

  • по своему местонахождению;
  • по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).

С 1 января 2019 года налогоплательщик должен будет представлять налоговые декларации только по месту нахождения объектов недвижимого имущества. Просто и понятно: где недвижимость стоит — в ту налоговую инспекцию и нужно отчитываться.

При изменении кадастровой стоимости

Федеральный закон от 03.08.18 № 334-ФЗ вновь изменяет и упорядочивает процесс пересчёта налога на имущество при изменении кадастровой стоимости объекта. Изменения вступят в силу с 01.01.19.

В настоящее время законодательно установлены две причины для изменения кадастровой стоимости объекта: исправление ошибки, допущенной при её определении, и решение комиссии по рассмотрению споров или решение суда.

В первом случае налог пересчитывается начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определённая кадастровая стоимость. Во втором случае — начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. (Иначе говоря, если налогоплательщик «поздно спохватился», часть переплаченного им налога не удастся вернуть).

Теперь законодатели выделили четыре основания для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости — п. 15 ст. 378.2 НК РФ:

  • изменение качественных и количественных характеристик объекта;
  • исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН, исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • пересмотр кадастровой стоимости по решению комиссии или суда;
  • изменение кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или суда.

К сожалению, на наш взгляд, с датами, начиная с которых нужно будет пересчитать налог на имущество, не так всё просто. Определения этих дат написаны таким «зубодробительным канцеляритом», что можно только догадываться, что именно законодатели имели в виду.

В первом случае изменение учитывается «со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости». Каких сведений? Нельзя ли уточнить? Если рассуждать логически, то это должны быть сведения об изменении количественных или качественных характеристик объекта.

Во втором и третьем случаях изменение учитывается «начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости». Можно предположить, что нужно пересчитать весь период, в котором для налогообложения использовалась недостоверная кадастровая стоимость.

В-третьем случае — «с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания». Вот здесь действительно всё понятно.

В связи с вводимой возможностью изменения кадастровой стоимости вследствие изменения количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости определён механизм расчёта налога на имущество, если такое изменение произошло в течение года. Такой порядок установлен в новом п. 5.1 ст. 382 НК РФ. В случае изменения в течение налогового или отчётного периода качественных или количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога или сумм авансовых платежей по налогу в отношении данных объектов недвижимого имущества производится с учётом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ. Следовательно, рассматриваемый коэффициент будет рассчитываться как отношение числа месяцев, когда у объекта была одна кадастровая стоимость, к числу месяцев, когда кадастровая стоимость изменилась.

Поправка в льготах

Согласно п. 26 ст. 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе участника свободной экономической зоны (СЭЗ), созданного или приобретённого в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учёт указанного имущества.

Федеральный закон от 03.08.18 № 297-ФЗ внёс в этот пункт правки, напоминающие, что эта льгота даётся не просто так — надо потрудиться. Иначе все полученные льготы придётся компенсировать. (Правки вступят в силу с 01.01.19).

Просто «вести деятельность» недостаточно. Нужно «выполнять договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне». А в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. При этом исчисление налога производится без учёта применения налоговой льготы за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчётного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчётный период или налога за налоговый период.

Налог на движимое имущество организаций с 2019 года

История перемен в налоге на движимое имущество

В отношении налога на движимое имущество организаций перемены в последние годы происходили неоднократно:

  • С 2013 года этот вид имущества (при условии что оно приобретено после 2012 года) попал в состав не признаваемого для целей обложения налогом (п. 3 ст. 1, ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 29.11.2012 № 202-ФЗ).
  • С 2015 года оно из не признаваемого налогооблагаемым перешло в состав льготируемого с выделением в нем ряда исключений, не допускающих возможности использования льготы (пп. 55, 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 24.11.2014 № 366-ФЗ).
  • С 2017 года из круга ситуаций, исключающих возможность применения льготы, были сделаны исключения, позволившие в определенных случаях льготу использовать (подп. «б» п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 475-ФЗ). И в этом же году в НК РФ появилась новая ст. 381.1, установившая условие для «активирования» рассматриваемой льготы, начало применения которого привязано к наступлению 2018 года (п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
  • С 2018 года ст. 381.1 НК РФ получила текст в новой редакции с делением его на пункты и указанием во 2-м (новом) пункте иных вариантов льготирования рассматриваемого имущества (п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Одновременно для движимых объектов, не попадающих под льготы по этой статье, возникла своя предельная ставка для 2018 года, отраженная в дополнительно введенном в ст. 380 НК РФ п. 3.3 (п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
  • С 2019 года вступили поправки в ст. 374 НК РФ, согласно которым движимость больше не является объектом обложения налогом на имущество юрлиц.

Нововведения по налогообложению движимого имущества с 2019 года

С января 2019 года вступил в силу пп.а п.19 ст.2 закона «О внесении изменений. » от 03.08.2018 №302-ФЗ, согласно которому из п.1 ст. 374 НК РФ, где приведено определение объекта налогообложения, исключено слово «движимое». То есть с 1 квартала 2019 года налогом облагается только недвижимое имущество.

Как налоговики ищут основания для переквалификации движимого имущества в недвижимое читайте здесь.

Таким образом движимое имущество с 01.01.2019 года следует исключить из налогооблагаемой базы вне зависимости от даты их приобретения, способа или источника поступления движимых активов. В декларации (расчете) по налогу на имущество движимое имущество показывать не нужно даже в справочных целях.

Внимание! В отчетности за 2018 год движимость льготируется и не подлежит налогообложению, но в отчетности ее стоимость обязательно указывается в гр.4 разд. 2 при расчете среднегодовой стоимости.

Рассмотрим какое движимое имущество льготируется и отображается в декларации за 2018 год более детально.

Суть льготы в части налога на движимое имущество с 2018 года

Итак, к чему же сводится суть льготы по налогу на движимое имущество с 2018 года?

Сущность льготы изложена в тексте п. 25 ст. 381 НК РФ. Она позволяет освободить от налога имущество, относящееся к движимому, если оно приобретено плательщиком после 2012 года, кроме полученного:

  • при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • операции, осуществленной между лицами, считающимися взаимно зависимыми по п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Смотрите так же:  Штраф за курение повторный

Приведенные исключения не касаются подвижного состава железных дорог, созданного позже 2012 года. Дату создания следует брать из техпаспорта.

Однако возможность использовать такое освобождение ограничена рядом условий (ст. 381.1 НК РФ), соблюдение которых может привести:

  • к полной отмене налога для движимых объектов (исключая те, которые не могут освобождаться);
  • введению права на применение освобождения для определенного круга плательщиков налога или для конкретных видов имущества;
  • введению льготных ставок для некоторых видов имущества.

Применяемая налоговая ставка для рассматриваемого имущества, если оно не попало под льготу в результате выполнения оговариваемых условий, в 2018 году не может оказаться выше 1,1%.

О том, надо ли брать в базу по налогу объекты, взятые в аренду, читайте в публикации «[НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО]: Облагать ли арендованные ОС?».

Условия, дающие возможность применить льготу

Основное условие для возникновения льготы сводится к тому, что решение о ее введении в регионе должно быть принято на законодательном уровне субъекта России (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). При отсутствии такого решения рассматриваемая льгота с 2018 года в соответствующем регионе применению не подлежит.

Полностью освободить от налога по этой льготе можно как все движимые объекты, приобретенные позже 2012 года (кроме не подлежащих льготированию), так и конкретные их виды (или выделяемые по иным признакам, например, речь может идти о конкретных годах поступления). Кроме того, регион может установить определенный круг лиц, для которых льгота окажется действующей.

Допустимой является льгота в виде пониженных ставок для объектов (п. 2 ст. 381.1 НК РФ):

  • не старше 3 лет;
  • относящихся к разряду инновационного оборудования с высокой эффективностью.

Так, например, в Нижегородской области установлена нулевая ставка для предприятий, которые занимаются обрабатывающим производством, научными исследованиями и разработками, автомобильными перевозками льготных категорий граждан по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Нижегородской области. Льгота предоставляется при условии отсутствия недоимки по платежам в бюджет субъекта.

Однако в любом случае применяемые ставки в 2018 году не будут выше значения 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). Если в нормативном акте региона величина ставки не приведена, то будет использоваться указанная в кодексе (п. 4 ст. 380 НК РФ), т. е. 1,1%. Например, в Ростовской области льготная ставка не установлена и движимое имущество облагается по ставке, установленной п.3.3 ст.380 НК РФ 1,1%.

Движимость с января 2019 года исключена из объектов налогообложения. То есть налог рассчитывается только в отношении недвижимого имущества. В отчетности за 2018 год движимые активы, в большинстве случаев, льготируются. Возможность применить льготу, позволяющую не облагать налогом движимые объекты, приобретенные после 2012 года, с 2018 года поставлена в зависимость от того, введена ли такая льгота в регионе. Если решения о вводе нет, льготу применить нельзя. Льгота может вводиться не для всех движимых объектов и не для всех налогоплательщиков. По имуществу, отвечающему определенным признакам, возможно установление пониженных (в сравнении с указываемой в НК РФ) ставок. Для 2018 года предельно возможная ставка равна 1,1%.

Новая форма декларации по налогу на имущество организаций с 2019 года

ФНС России приказом от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@ внесла изменения в формы отчетности по налогу на имущество организаций. По новой декларации нужно будет отчитаться за 2019 год.

Напомним, ежеквартально нужно подавать в налоговую инспекцию налоговый расчет авансовых платежей по налогу на имущество. Его нужно подать в течение 30 дней после окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ). По итогам года подают декларацию не позднее 30 марта следующего за завершившимся налоговым периодом года (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Впервые “авансовый” расчет по обновленной форме нужно будет подать до 30 апреля 2019 года. По новой декларации нужно будет отчитаться за 2019 год.

Отчитаться же за 2018 год в марте 2019 года следует по старой форме.

Рассмотрим основные изменения в формах отчетности.

Состав декларации

  • из титульного листа;
  • Раздела 1 “Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет”;
  • Раздела 2 “Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства”;
  • Раздела 2.1 “Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости”;
  • Раздела 3 “Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость”.

С 2019 года движимое имущество не облагается налогом

В новых формах были учтены изменения в налогообложении имущества юридических лиц, предусмотренные Федеральными законами от 03.08.2018 № 302-ФЗ и № 334-ФЗ. Прежде всего, это отмена налога на движимое имущество.

С 1 января 2019 года налог на имущество будет уплачиваться только по недвижимости организаций. Поэтому из отчетности убраны все данные по основным средствам, относящимся к движимому имуществу. Их не нужно будет указывать даже справочно.

В связи с данным нововведением из Декларации исключены поля Раздела 2 “в том числе недвижимое имущество” (код строки 141) и “Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12 (в рублях)” (код строки 270).

Что еще нового в отчетности?

В связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ “О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, согласно которому изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости:

  • в Декларацию и порядок ее заполнения внесены положения, позволяющие учитывать при исчислении налога изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения (Раздел 3 Декларации дополнен строкой с кодом 095 “Коэффициент Ки”);
  • порядок заполнения декларации дополнен положениями, предоставляющими возможность исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Декларация и расчет также дополнены полем “Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации” (код строки 030 Раздела 2.1). Оно заполняется для объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, если у них отсутствуют кадастровый и условный номера, но есть адрес, присвоенный с указанием муниципального деления.

Рассмотрим на примере, как заполнить налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

Так, Расчет состоит:

  • из титульного листа;
  • Раздела 1 “Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика”;
  • Раздела 2 “Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства”;
  • Раздела 2.1 “Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости”;
  • Раздела 3 “Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость”.

Налоговый расчет по налогу на имущество организаций за первый квартал 2019 года бухгалтер заполнил так, как показано далее.

Пример заполнения декларация за первый квартал 2019 года

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Новый налог на движимое имущество с 1 января 2019 года в России

В статье мы расскажем про новый налог на движимое имущество с 1 января 2019 года в России.

Срочная новость! Президент отменил налог на движимое имущество для всех организаций. Как теперь быть компаниям, читайте в статье журнала «Упрощенка».

Изменения по налогу на имущество с 1 января 2019 года

В 2017 году организации освобождены от налога на имущество в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Льгота прекращает действовать с 1 января 2018 года (п. 25 ст. 381 НК РФ).

С 1 января 2018 года данную льготу устанавливают региональные власти. Если регион закон принял, то в 2018 году движимое имущество моложе 2013 года также облагается налогом, как и старое. С налогового периода 2019 года налог не уплачивается. Однако в 2019 году нужно закончить расчеты за 2018 год.

Что такое движимое имущество

Определение движимого и недвижимого имущества даны в статье 130 ГК РФ.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Из статьи 374 НК РФ следует, что объект обложения налогом на имущество определяется по статье 130 ГК РФ. Так, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Например, это автомобили, оборудования и другое движимое имущество.

При этом земельные участки не признаются объектом налогообложения налогом на имущество. Также не признаются объектом суда и объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу.

Примеры движимого и недвижимого имущества

Недвижимое имущество — это все то, что прочно связано с землей. Капитальные строения, заводы, дома, фабрики и др. Также закон относит к недвижмости суда внутренного плавания и космические объекты.

Движимое имущество — все то, что не относится к недвижимости, Это ценные бумаги, деньги, автомобили и др.

Кто должен платить налог?

Налог платят организации в отношении движимого имущества. Исключение сделано только для малого бизнеса — плательщиков УСН и ЕНВД.

Напомним, упрощенцы освобождены от уплаты налог на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов). Поэтому малый бизнес пока может не волноваться.

Упрощенцы не будут платить налог на имущество с автомобилей, оборудования и другого движимого имущества. С 2018 года каждый регион сам определяет, предоставлять ли льготу по движимому имуществу. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2018 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Правила о региональных льготах не касаются упрощенцев, так как они освобождены от налога со всего движимого имущества (п. 2–3 ст. 346.11 НК РФ).

Упрощенцы платят налог на имущество только с кадастровой стоимости недвижимости – торговых и деловых объектов, жилых помещений, которые фирма не учитывает в составе основных средств.

Список регионов, где введен налог на движимое имущество в 2018 году

Данная таблица применяется при уплате налога за 2018 год.

Внимание! Смотрите льготы по регионам в таблице ниже. Если в таблице нет региона, значит, нужно платить налог на движимое имущество.

С 2018 года компания сможет не платить налог за движимое имущество, только если это право пропишут в законе субъекта РФ. Проверьте, есть ли в таблице ниже ваш регион. Если его нет – компания должна с 2018 года платить налог на имущество за движимые активы, которые приняла на учет с 1 января 2013 года.

Налог на движимое имущество действует с 2018 года (за исключением льгот, указанных в таблице ниже):

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Хорошая новость! В Москве отменен налог на движимое имущество.

Список регионов, где введены льготы по налогу на имущество в 2018 году

Внимание! В данной таблице собран список регионов, где введены льготы. Если регион не занесен в таблицу, то компания должна платить налог по имуществу.

Таблица предоставлена нашими коллегами с сайта Система главбух.

Полезные рекомендации:

Рассчитать налог, заполнить форму декларации по налогу на имущество вы сможете в нашей программе Упрощенка 24/7. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Первый год работы в программе «Упрощенка 24/7» для вас совершенно бесплатный. Начните прямо сейчас.

Смотрите так же:  Юрид услуги адвоката представительство адвоката в суде

Регион

Имущество, на которое распространяется льгота

Вид льготы

Организации, которые вправе применять льготу

Основание

Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1

Пониженная налоговая ставка – 0,5 процента

Только организации, которые добывают углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря

Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1

ФНС: налог на имущество организаций — 2019

С 1 января 2019 года Федеральными законами от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ и от 03.08.2018 N 297-ФЗ внесен ряд изменений в порядок налогообложения имущества организаций. О нововведениях в главе 30 НК РФ мы и расскажем.

С 1 января 2019 года Федеральными законами от 03.08.2018 N 334-ФЗ , от 03.08.2018 N 302-ФЗ и от 03.08.2018 N 297-ФЗ внесен ряд изменений в порядок налогообложения имущества организаций. О нововведениях в главе 30 НК РФ мы и расскажем.

Налогообложение движимого имущества организаций

В настоящее время объектом обложения налогом на имущество для российских организаций по общему правилу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета ( п. 1 ст. 374 НК РФ). Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381 , п. 3.3 ст. 380 , ст. 381.1 НК РФ и региональными законами о налоге на имущество организаций.

В результате применения перечисленных норм в разных регионах России налогообложение движимого имущества осуществляется не единообразно: в некоторых субъектах Российской Федерации от налога на движимое имущество вообще отказались, в отдельных регионах для движимого имущества установлена пониженная ставка (менее 1,1%). Как следствие, в целом по стране одни организации уплачивают налог на движимое имущество, другие от него освобождены, а третьи применяют льготную ставку.

С 2019 года налог на движимое имущество (транспортные средства, станки, оборудование и др.), называемый налогом на модернизацию производства, отменен.

Понятие «движимое имущество»

Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество».

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поэтому при отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу в целях применения положений главы 30 НК РФ необходимо учитывать нормы гражданского законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).

Таким образом, правовые основания для определения вида объектов имущества (движимое или недвижимое) должны устанавливаться в соответствии с вышеперечисленными нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом.

В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости налоговым органам целесообразно устанавливать следующие обстоятельства:

— наличие записи об объекте в ЕГРН;

— при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках).

Дополнительно в ходе налоговой проверки отчетности по налогу на имущество организаций налоговыми органами (при наличии предусмотренных НК РФ оснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация). Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@.

Итак, движимое имущество — это имущество, критерии и характеристики которого не позволяют его классифицировать как недвижимость.

Налогообложение движимого имущества до 1 января 2019 года

Изменения в главе 30 НК РФ в отношении налогообложения движимого имущества за последние годы происходили неоднократно.

С 01.01.2013 по 31.12.2014 движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций ( подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1 , ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ).

С 01.01.2015 по 31.12.2017 движимое имущество признано льготируемым, а не исключенным из объектов налогообложения. На всей территории России действовала федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога в отношении движимого имущества, относящегося к амортизационным группам с 3-й по 10-ю , поставленного на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также полученных от взаимозависимых лиц, признаваемых таковыми согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Данное исключение с 01.01.2017 не распространялось на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013 ( п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1 , п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «б» п. 4 ст. 2 , п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ).

С 01.01.2018 по 31.12.2018 согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ льгота по налогу на движимое имущество, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ, действует на территории конкретного региона только в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ ( п. 58 ст. 2 , п. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

Пунктом 3.3 ст. 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% ( п. 69 ст. 2 , п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Поэтому если субъектом РФ не принят закон об установлении налоговой льготы по движимому имуществу в 2018 году, то организации должны платить налог со стоимости движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, в текущем году по ставке не выше 1,1% ( п. 3.3 ст. 380 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.04.2018 N 03-05-06-04/28685). В частности, в Пензенской области такая ставка составляет 0,55% (Закон Пензенской области от 20.12.2017 N 3127-ЗПО «О внесении изменения в статью 2.4 Закона Пензенской области «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций»), в Крыму и Севастополе — 1% ( п. 5 ст. 380 НК РФ, п. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 N 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций», п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 26.11.2014 N 80-ЗС «О налоге на имущество организаций»). Если же субъект РФ на 2018 год не принял закон о применении федеральной налоговой льготы по движимому имуществу и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1% ( Письмо Минфина России от 19.12.2017 N 03-05-05-01/84676).

Получить подробную информацию о ставках и льготах по налогу на имущество организаций в различных субъектах РФ можно на сайте ФНС России с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

Обратите внимание! Региональная льгота в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, может быть предусмотрена в отношении объектов движимого имущества, относящихся к 3 — 10-й амортизационным группам , поскольку объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не признаются объектами налогообложения в период с 01.01.2015 по 31.12.2018 ( подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1 , п. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «в» п. 19 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

Кроме того, в 2018 году в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения ( п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. «б» п. 70 ст. 2 , п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Отчетность по движимому имуществу до 01.01.2019

До 01.01.2019 в налоговой декларации по налогу на имущество организаций и в налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, формы которых утверждены Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ ( п. 1 ст. 80 , п. 1 ст. 373 , подп. 8 п. 4 ст. 374 , п. 25 ст. 381 , ст. 386 НК РФ):

— не нужно отражать объекты основных средств (в том числе объекты движимого имущества), включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, поскольку они не признаются объектами налогообложения ( подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);

— необходимо показывать движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, как льготируемое, несмотря на его освобождение от уплаты налога.

В этом случае в разделе 2 декларации (расчета), где указываются данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый (отчетный) период, в строках 020 — 140 в графе 4 (в строках 020 — 110 в графе 4 расчета) проставляется остаточная стоимость льготируемого движимого имущества. Кроме того, такое льготируемое движимое имущество нужно включить в строку 270 раздела 2 декларации (в строку 210 раздела 2 расчета), в которой отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода (на первое число месяца, следующего за отчетным периодом), за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по подп. 1 — 7 п. 4 ст. 374 НК РФ. По строке 040 раздела 3 декларации и расчета, а также по строке 160 раздела 2 декларации ( строке 130 раздела 2 расчета), где приводится расчет суммы налога (авансового платежа), нужно указать в первой части этого показателя код льготы 2010257 для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 г., по п. 25 ст. 381 НК РФ, а во второй части проставляются прочерки ( подп. 3 , 5 , 16 п. 5.3 , подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации, подп. 3 , 5 , 13 п. 5.3 , подп. 7 п. 7.2 Порядка заполнения расчета, утвержденных Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@).

Налогообложение движимого имущества с 1 января 2019 года

С 01.01.2019 все движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления) исключено из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций ( п. 1 и подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 19 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, далее — Закон N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@). Пункт 3.3 ст. 380 , п. 25 ст. 381 , п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившими силу, словосочетание «движимое имущество» удалено из главы 30 НК РФ, а упоминание п. 25 ст. 381 НК РФ исключено из положений п. 1 ст. 381.1 НК РФ ( пп. 21 , 22 , 23 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Закона N 302-ФЗ).

Таким образом, Законом N 302-ФЗ из главы 30 НК РФ удалены все упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения. В результате с указанной даты прекращают свое действие льготы по движимому имуществу, установленные в субъектах Российской Федерации. С 2019 года организации во всех регионах страны будут платить налог на имущество только со стоимости объектов недвижимости.

Пример. На балансе компании «Альфа», являющейся плательщиком налога на имущество организаций, в составе основных средств числится только движимое имущество. Так как движимое имущество организации с 01.01.2019 не будет признаваться объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, то компания «Альфа» не будет в 2019 году признаваться плательщиком налога на имущество организаций.

Начиная с налогового периода 2019 года у компании «Альфа» не будет обязанности представлять налоговые декларации и налоговые расчеты по налогу на имущество организаций, так как указанная налоговая отчетность представляется только плательщиками этого налога ( п. 1 ст. 80 , п. 1 ст. 386 НК РФ).

Как отмечено в Письме Минфина России от 24.08.2018 N 03-01-11/60353, в целях создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, обновления активной части основных фондов организаций 3 августа 2018 года принят Федеральный закон N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий, в частности, исключение с 1 января 2019 года из объектов обложения налогом на имущество организаций движимого имущества, в том числе машин, оборудования, станков, транспортных средств, техники для производства, хранения и реализации продукции и другого движимого имущества. Кроме того, отмена налога на все движимое имущество является мерой по снижению налоговой нагрузки на организации.

Смотрите так же:  Ходатайство о вызове свидетелей в арбитражный суд образец

Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество

и представления налоговой отчетности

В настоящее время налоговая база по налогу на имущество организаций формируется отдельно в отношении ( п. 1 ст. 376 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2019):

— имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

— имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

— имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

— имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;

— имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В связи с этим сейчас налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовому платежу) нужно представлять в налоговые органы по истечении каждого налогового (отчетного) периода ( п. 1 ст. 386 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2019):

— по местонахождению организации;

— по местонахождению каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);

— по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

С 01.01.2019 налоговая база по налогу на имущество организаций будет определяться отдельно в отношении ( п. 1 ст. 376 НК РФ, п. 20 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@):

— каждого объекта недвижимого имущества организации;

— имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В связи с этим налогоплательщики обязаны будут по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию ( абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ, п. 24 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

Налогообложение движимого имущества

Объекты движимого имущества

любое движимое имущество (независимо от амортизационной группы, даты его постановки на учет, от способа или источника поступления)

исключено из объектов налогообложения; исключены упоминания о налоговой льготе (дополнительных региональных льготах) по движимому имуществу, о ставках налога по движимому имуществу, ранее указанному в п. 25 ст. 381 НК РФ, но не освобожденному от налогообложения

с 01.01.2018 по 31.12.2018

движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы , поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)

льготируемое имущество (региональная льгота в виде освобождения от уплаты налога)

п. 25 ст. 381 , п. 3.3 ст. 380 , ст. 381.1 НК РФ, п. 58 ст. 2 , п. 5 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, п. 69 ст. 2 , п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций

с 01.01.2018 по 31.12.2018

движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущество, отнесенное законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования

дополнительные региональные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения

п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 2 ст. 381.1 НК РФ, подп. «б» п. 70 ст. 2 , п. 4 ст. 9 Закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций

с 01.01.2015 по 31.12.2017

движимое имущество с 3-й по 10-ю амортизационные группы , поставленное на учет в качестве объектов основных средств начиная с 01.01.2013 (кроме принятого на учет в результате реорганизации/ликвидации юридических лиц и полученного от взаимозависимых лиц. Это исключение с 01.01.2017 не распространяется на железнодорожный подвижной состав, произведенный начиная с 01.01.2013)

льготируемое имущество (федеральная льгота в виде освобождения от уплаты налога)

п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 57 ст. 1 , п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «б» п. 4 ст. 2 , п. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ

с 01.01.2015 по 31.12.2018

объекты основных средств (в т.ч. движимое имущество) 1-й и 2-й амортизационных групп согласно Классификации основных средств (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1)

не признаются объектом налогообложения

подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 55 ст. 1 , п. 5 ст. 9 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, подп. «в» п. 19 ст. 2 , п. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ

с 01.01.2013 по 31.12.2014

движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств

не признавалось объектом налогообложения

подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1 , ст. 3 Закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ

все движимое имущество

пп. 1 , 4 ст. 374 НК РФ (в редакциях, действовавших в тот период)

Представление информации об установлении, изменении

и прекращении действия региональных налогов

Налог на имущество является региональным налогом и зачисляется в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации ( п. 1 ст. 14 НК РФ, п. 1 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

С 01.01.2019 информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, указанная в п. 1 ст. 16 НК РФ, должна представляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в территориальный орган ФНС России по соответствующему субъекту РФ (в УФНС) в электронной форме. Форма, формат и порядок направления указанной информации в электронной форме должны быть утверждены ФНС России ( пп. 1 , 2 ст. 16 НК РФ, п. 1 ст. 1 , п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@).

До указанной даты в ст. 16 НК РФ не была оговорена форма представления такой информации.

Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы

Нововведение, внесенное в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ (далее — Закон N 334-ФЗ), касается расчета налога на имущество организаций — в отношении объектов, с которых налог считается по кадастровой стоимости ( п. 15 ст. 378.2 , п. 5.1 ст. 382 НК РФ, пп. 2 , 3 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

В настоящее время изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением двух оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта, установленных п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2019:

1) вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость ( абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2019);

2) по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Тогда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания ( абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в ред. до 01.01.2019).

Законом N 334-ФЗ упорядочена процедура пересчета налога на имущество организаций при изменении кадастровой стоимости объекта, увеличено число оснований для изменения кадастровой стоимости объекта и введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций начиная с налогового периода 2019 года ( п. 2 ст. 375 , п. 15 ст. 378.2 НК РФ, пп. 1 , 2 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ):

1) применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода с учетом следующих нижеприведенных особенностей:

1.1) установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

1.2) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

1.3) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Положения новой редакции п. 15 ст. 378.2 , устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года ( п. 2 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ, Письмо ФНС России от 06.08.2018 N БС-4-21/15191@).

Кроме того, начиная с налогового периода 2019 года в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, установленном п. 5 ст. 382 НК РФ (новый п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

Это значит, что, если изменятся качественные или количественные характеристики объекта налогообложения (например, площадь или назначение), налог на имущество организаций нужно рассчитать по новой кадастровой стоимости со дня внесения новых сведений об объекте в ЕГРН. По старой оценке надо будет определить сумму за полные месяцы с начала года до изменения, по новой оценке — после изменения и до конца года.

Налог на имущество организаций в подобной ситуации нужно рассчитать следующим образом: (кадастровая стоимость до изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений, деленная на 12 месяцев) плюс (кадастровая стоимость после изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года, деленная на 12 месяцев). При этом количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений и количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года определяется по правилам п. 5 ст. 382 НК РФ ( п. 5.1 ст. 382 НК РФ, п. 3 ст. 2 , п. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ).

Как видно из таблицы 2 , для целей налогообложения объектов недвижимости будут применяться только сведения об изменении кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Если кадастровая стоимость изменится в результате обжалования или исправления ошибки, можно будет пересчитать налог на имущество организаций за предыдущие налоговые периоды, когда для его расчета применялась ошибочная (оспоренная) кадастровая стоимость (а не с года подачи заявления об оспаривании, как сейчас). В настоящее время главой 30 НК РФ не предусмотрена возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды, что приводит к необходимости уплаты налога на имущество организаций за эти периоды по необоснованной (ошибочной, не соответствующей рыночной стоимости) кадастровой стоимости и усложняет процесс оспаривания кадастровой стоимости налогоплательщиками.

Причины изменения кадастровой стоимости для пересчета налога