Гражданство рф монография

Гражданство Российской Федерации понятие и принципы

Главная > Реферат >Государство и право

Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы. Граж­дане России составляют подавляющее большинство населения нашей страны, в которой также проживают иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющее граж­данство (подданство) иностранного государства, и лица без граждан­ства, или апатриды. Именно граждане России, в том числе проживающие за ее пределами, в полном объеме реализуют весь комплекс прав, свобод и обязанностей.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государ­ством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязан­ностей.

Отношения российского гражданства регулируются правовыми нор­мами, содержащимися в Конституции Российской Федерации, Феде­ральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (2002) с последующими изменениями, Указе Президента Российской Федерации, определяющем порядок решения вопросов российского гражданства. Перечисленными нормативными актами устанавливаются принципы российского гражданства, основания, по которым то или иное лицо признается российским гражданином, а также порядок приобретения и прекращения гражданства.

В законодательстве о гражданстве выделяют наиболее общие ос­новы, или принципы российского гражданства, которые определяют суть отношении гражданства.

Рассмотрим сущность основных принципов российского гражданства.

Правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Фе­дерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религи­озной принадлежности.

Гражданство Российской Федерации единое. Оно является фе­деральным, единым для граждан, проживающих в любом из субъек­тов нашего государства. Единое гражданство в федеративном госу­дарстве способствует его суверенитету и целостности.

Гражданство Российской Федерации равное независимо от ос­нований его приобретения. Не имеет значения по своим правовым последствиям, стало ли лицо гражданином в порядке рождения, при­ема или по другим основаниям. В ряде стран основание приобретения гражданства имеет существенное значение (например, в США лишь гражданин по рождению может быть избран президентом страны).

4. Устойчивость гражданства. Проживание гражданина Россий­ской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства. За гражданами России, проживающими за ее границами,
сохраняется российское гражданство. В связи с расширяющимися международными контактами многие наши соотечественники рабо­тают за пределами страны (например, спортсмены, ученые и др.).
Это обстоятельство не влечет автоматического прекращения их российского гражданства. Устойчивость гражданства проявляется также в том, что заключение или расторжение брака с иностранцем, изменение гражданства супруга также не влечет автоматического изменения гражданства гражданина России. Гражданство детей (до 14 лет) следует гражданству родителей. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство России ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Рос­сии он станет лицом без гражданства.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. В советский период истории нашей страны законода­тельно была предусмотрена возможность лишения гражданства за антигосударственную деятельность. В настоящее время государство не может в одностороннем порядке разорвать данную правовую связь.

Граждане Российской Федерации могут иметь гражданство дру­гого государства (двойное гражданство). Гражданин России, имею­щий также иное гражданство, рассматривается нашим государством только как гражданин России, за исключением случаев, предусмот­ренных международным договором или федеральным законом. При­обретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России. Такой гражданин не может укло­няться от обязанностей или ответственности, предусмотренных для граждан России.

Принцип защиты и покровительства граждан России со стороны государства означает:

во-первых, то, что гражданин Российской Феде­рации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (в случае совершения гражданином России правонарушения за границей он будет привлекаться к ответственности по российским законам на территории Российской Федерации);

— во-вторых, то, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (помощь в эвакуации из районов стихийных бедствий и военных конфликтов в других странах и иные меры политического, экономического и военного характера).

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории России. Однако законодательство требует соблюдения определенных условий для желающих принять российское граждан­ство (например, проживание в течение 5 лет в России, наличие за­конного источника средств к существованию и др.). В ряде случаев в приеме в гражданство России может быть отказано, если лицо выс­тупает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безо­пасности государства.

Наличие данных принципов российского гражданства позволяет оценить данный институт как вполне соответствующий демократи­ческому характеру нашего государства.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» зак­репляет следующие основания приобретения и прекращения граж­данства Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации:

— если оба родителя или единственный родитель имеют российское гражданство (независимо от места рождения ребенка);

— если один родитель имеет гражданство РФ, а другой – лицо без гражданства или признан безвестно отсутствующим;

— если оба родителя иностранцы или лица без гражданства, ребенок родился на территории РФ и государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляют ему гражданство;

— ребенок находится на территории РФ, родители его неизвестны (если не объявятся в течение 6 месяцев);

— один из родителей — гражданин РФ, другой – гражданин другого государства, но согласен, чтобы ребенок был признан гражданином РФ;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации:

В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ если :

— проживают на территории РФ в течение 5 лет непрерывно (им разрешается выезжать за пределы России не более, чем на три месяца в течение одного года);

— соблюдают Конституцию РФ и законы РФ;

— имеют законный источник средств к существованию;

— владеют русским языком;

— обратились в полномочный орган иностранного государства об отказе от имеющегося у них иного гражданства (за исключением случаев, когда это предусмотрено международным договором, законом)

В некоторых случаях срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года :

— когда человек родился на территории РСФСР или в прошлом имел паспорт СССР;

— когда человек состоял в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;

— если у нетрудоспособного лица есть дееспособные дети, которым уже исполнилось 18 лет и имеют российское гражданство;

— у человека имеются высокие достижения в области науки, техники и культуры, он обладает важной для страны профессией или специальностью;

— человеку предоставляется политическое убежище или он признается беженцем.

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК для:

— тех, у кого есть нетрудоспособные родители, имеющие гражданство РФ;

— тех, кто имел гражданство СССР, проживают или проживали в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданства этих государств;

— ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя.

Решение о приеме в гражданство в упрощенном порядке принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающими вопросами внутренних дел, и его территориальными органами; федеральным органом исполнительной власти, ведающими вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ. Рассмотрение заявлений в упрощенном порядке осуществляется в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации – для иностранцев или лиц без гражданства, если они раньше уже имели гражданство и проживали на территории РФ не менее 3-х лет;

г) выбор гражданства — при изменении государственной границы Российской Федерации (оптация);

д) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным зако­ном «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором РФ.

Основания для отклонения заявления о приеме в гражданство:

— лицам, выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя;

— лицам, в течение 5 последних лет выдворявшихся за пределы РФ;

— лицам, использовавшим подложные документы или сведения;

— лицам, состоящим на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства (если иное не предусмотрено международным договором);

— лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений на территории РФ или за ее пределами;

— лицам, преследующимся за преступления, осужденным или отбывающим наказание в виде лишения свободы до истечения срока наказания;

— лицам, не имеющим законного источника средств к существованию.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации:

в общем порядке.

в упрощенном порядке;

Выход из гражданство осуществляется на основе добровольного волеизъявления.

Выход из гражданства не допускается:

— тем, кто имеет невыполненное перед РФ обязательство (оно устанавливается ФЗ);

— тем, кто привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

— тем, кто не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения, то есть РФ не разрешает уход «в никуда»

б) выбор гражданства — при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптация);

в) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным зако­ном «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором РФ.

Правила о гражданстве по отношению к детям:

Ребенок следует гражданству родителей.

Гражданство ребенка прекращается, если прекращается гражданство его родителей или единственного родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

если один из родителей приобретает гражданство РФ, а другой иностранный гражданин, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести российское гражданство по заявлению обоих его родителей.

ребенок, являющийся гражданином РФ при усыновлении (удочерении) его иностранцем, сохраняет российское гражданство.

ребенок, усыновленный гражданином РФ, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления, независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, который является гражданином РФ.

Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном госпопечении в воспитательном или лечебном учреждении, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором это лицо содержится.

гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласия его родителей, лишенных родительских прав.

Гражданство РФ понятие и принципы

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Глава 1. Понятие гражданства РФ………………………………………….4

Развитие законодательства о гражданстве РФ……………………. 8

Принципы гражданства РФ………………………………………….12

Глава 2. Основания и порядок приобретения и прекращения

2.1. Порядок приобретения гражданства РФ……………………………20

2.2. Прекращение гражданства РФ………………………………………29

2.3. Порядок изменения гражданства детей…………………………….31

2.4. Порядок решения дел о гражданстве……………………………….34

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего СССР, принятый закон «О Гражданстве РФ» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство дает возможность личности принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

Данная тема весьма актуальна. Ее актуальность продиктована важными факторами, среди которых:

Содержание понятия «гражданство» менялось во времени. Российский ученый Н.О. Куплеваский считал подданство или гражданство постоянной связью отдельного лица с государством (страной, правительством), основанной на обязанности человека подчиниться государству и быть ему верным, т.е. обязанным способствовать повышению благосостояния государства. 1

В.М. Гессен в работе «Подданство, его установление и прекращение» считал, что быть гражданином – значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству. 2

До вступления на престол Александра I (1777 – 1825 гг.) в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово подданный происходит от слова «дань», а слово гражданин – от слова «горожанин». Ж.-Ж. Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. В настоящее время термин «подданный» используется в монархических государствах, но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства. Согласно ст. 1 Конвенции, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными, считают многие государствоведы в мире. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство – это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями.

Цель настоящей работы – определить понятие гражданства, рассмотреть основные принципы российского гражданства как института гражданства в целом, а также основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

Изучить литературу и нормативно – правовые акты по данной теме

Рассмотреть понятие гражданства и его принципы;

Рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;

В заключении сделать выводы.

Глава 1. Понятие гражданства РФ

Понятие гражданства сформулировано в статье 3 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 3

Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет защиту существующих прав и свобод. Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем, на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки – перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагает наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально – экономических прав и свобод. 4

Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству).

Е.И. Колюшин считает, что понятие «российское гражданство» имеет триединое смысловое значение: взаимоотношение гражданина с РФ, конституционное право гражданина РФ, составляющая конституционного строя РФ. Ученый не разделяет существующую характеристику гражданства только как совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, поскольку такая «перечислительная» трактовка (это – можно, это – должно, это – нельзя) принижает правовой статус гражданина как личности.

Смотрите так же:  Налог на роскошь балаково

Обосновывая триединое смысловое значение термина «российское гражданство», Е.И. Колюшин отмечает, что гражданин России беспрепятственно пользуется законодательно предоставленными ему правами и свободами, одновременно находясь под защитой государства, как на территории РФ, так и за ее пределами. 5

Основной составляющей правовой связи лица с Российской Федерацией является необходимость постоянного проживания на территории страны. Подтверждением такого утверждения является наличие условия постоянного проживания в правовых нормах, определяющих статус «российское гражданство». Автор считает, что постоянное проживание на территории государства должно являться основой всех известных определений гражданства.

Н.В. Витрук считает гражданство совокупностью объективных и субъективных прав, определяя первую составляющую гражданства как институт права и законодательства, а вторую составляющую – как законодательно установленную процедуру по определению принадлежности лица к определенному государству.

Высказывая свое мнение, автор выделяет самостоятельность признания государством факта принадлежности лица к нему и последующее возникновение обязанности государства по защите такой принадлежности. Н.В. Витрук не согласен с теоретиками юриспруденции, которые представляют гражданство как систему взаимосвязанных прав и обязанностей государства и лица.

«Гражданство, — указывает он, — отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это – самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и обязанностей личности, обладающей этим гражданством. По нашему мнению, с гражданством прямо и непосредственно связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция, включающая юридическую ответственность лица перед государством и юридическую защиту со стороны последнего. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушения, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является». 6

Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. 7

Гражданство рф монография

Актуальность темы настоящей работы заключатся в том, что право на гражданство занимает особое место среди основных прав человека в России. Обусловливается это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства. Однако, в условиях проводимой в стране административной реформы возникает множество вопросов в связи с реализацией данного права. Объектом работы является гражданство как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Предметом работы является законодательство о гражданстве РФ. Целью работы является анализ института гражданства РФ. Задачами работы являются: -рассмотреть понятие гражданства РФ; -определить юридическое содержание российского гражданства ; -выявить принципы гражданства; -исследовать понятие и сущность правовых институтов установления и изменения отношений российского гражданства; -рассмотреть право на изменение гражданства РФ; -исследовать прекращение гражданства по инициативе государства; -рассмотреть систему государственных органов ведающих делами о гражданстве; -изучить производство по делам о гражданстве.

Гражданство – понятие политическое и обозначает юридически закрепленный договор между индивидом и государством. Обе стороны получают необходимый перечень взаимных прав и обязанностей, а также правовой инструментарий для их реализации. Кроме того, личность, в обмен на некоторое ограничение свободы и согласие жить по стандартизированным поведенческим практикам, приобретает в лице власти, государственных и политических институтов формального «сторожа» личных прав и свобод. Другой вопрос – это политическая система государства, которая может быть заточена на выполнение этого функционала, а может игнорировать его и пренебрегать им в интересах доминирующей социальной группы . Однако гражданство – понятие и политическое, и территориальное, и ценностное. Связано это не только с персональной «увязкой» к определенной территории, месту постоянного проживания, но и с преимущественно осознанным пониманием принадлежности к определенной ценностной, культурной и, следовательно, политической системе. Смена ценностных ориентиров нередко приводит к конфликтной ситуации, в результате чего индивид способен изменить свое гражданство. Особенно это касается стран, где господствуют авторитарные политические режимы.

Нормативно-правовые акты 1.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2.»ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995 (от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ (СЗРФ). 1996. № 5. Ст. 410. 3.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) 4.Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 года в Риме; ратифицирована в РФ Федеральным законом № 54-ФЗ от 30 марта 1998 года «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней») 9 № 3-П 5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, N 22, ст. 2031 6.»УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) Литература 7.Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М., 2011. Т. 1. 864с. 8.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп / М. В. Баглай. – М.: Норма, 2007. – 784 с. 9.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. -М.: Проспект, 2006. с. 396. 10.Конституционное право России / Под ред. И.В. Мухачёва. Т. I. — Ставрополь: Сервисшкола, 2007. 603 c 11.Конституционное право России — Козлова Кутафин — 2003 3 — е изд — 585с 12.Конституционное право России. (Учебное пособие) Анисимов Л.Н. (2006, 168с.) 13.Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. Краткий уч. курс Е.М. Ковешников. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007.-240с 14.Конституционное право Российской Федерации. Соколов И.А. (МГИУ; 2010, 260с.) 15.Конституционное право России. Голубок С.А. — Учебное пособие — 2008. — 161 с. 16.Конституционное право России. Червонюк В.И. — Учебное пособие — 2004. — 432 с. 17.Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. Монография. — Издательство: Проспект. 2013. 656 С.

Гражданство Российской Федерации Брянцев, Олег Георгиевич

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Брянцев, Олег Георгиевич. Гражданство Российской Федерации : автореферат дис. . кандидата юридических наук : 12.00.02 / Центр государства и права.- Москва, 1993.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/2498-6

Введение к работе

Актуальность темы. Формирование прочных правовых основ и надежных правовых механизмов регулирования отношений гражданства приобретает сегодня а Российской Федерации особую актуальность. Она обусловлена рядом факторов как глобального, так и специфического российского порядка. Во-первых, неуклонно возрастает внимание к правам и свободам человека и их защите со стороны мирового сообщества как приоритетной международной общечеловеческой задаче. В ряду неотъемлемых прав человека стоит его право на гражданство. Оно провозглашено еще Всемирной Декларацией прав человека, одна из статей / ст. 15 / которой гласит: » каждый человек имеет право на «гражданство». Его гарантированность становится одним из определяющих условий прочности и полноты всей совокупности прав человека , провозглашенных конституциями современных государств.

В Российской Федерации также происходят процессы, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей. Они выражены в Декларации прав и свобод человека, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 году, и других актах, включая проекты новой Конституции Российской Федерации. Впервые в российской конституционной практике основные права и свободы человека провозглашены естественными, неотъемлемыми и принадлежащими ему от рождения. А это налагает на Российское государство вполне определенные обязанности: не только привести российское законодательство в соответствие с международными пактами о правах и свободах человека и гражданина, но и обеспечить на деле права и свободы российского гражданина, что, к сожалению, пока еще не достигнуто.

Во-вторых, актуальность избранной темы обусловлена спецификой российской действительности, порожденной распадом СССР. В результате, в сфере отношений гражданства Российской Федерации появились новые драматические аспекты,требующие «правового вмешательства», т.е. реального законодательного регулирования. Имеются в виду проблемы беженцев и нацменьшинств / прежде всего русскоязычного населения з бывших союзных республиках /.

z

Ждет своего решения и ряд вопросов гражданства во внутри-российских отношениях, связанных с федеративным устройством государства. В этом ряду один из главных вопросов — соотношение гражданства Российской Федерации и гражданства республик, вопрос сложный и деликатный. На наш взгляд, от его решения зависит, какая из двух тенденций — сепаратистская или интегра-тивная — будет набирать силу.

Состояние научной разработки темы. Научная юридическая литература проблемы гражданства в целом не обходила своим вниманием. Однако монографической разработки данная проблематика не получила, констатацию чего можно найти в самой литературе /Д.Л. Златопольский,Государственное устройство СССР, 1960 г./. В последующие годы заметных изменений не произошло, да и не могло, по-видимому, произойти. В оценке теории гражданства преобладал классовый подход с акцентом на исключительность и превосходство гражданства социалистического типа. Сегодня новое федеративное устройство России требует новых подходов и новых решений в сфере отношений гражданства. Тем не менее, накопленный отечественной наукой теоретический багаж в этой области достаточно значителен и ценен. Его никоим образом нельзя обходить при разработке и концептуальных ориентиров, и конкретных вопросов теории и практики правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации.

Цель и задачи диссертации. Актуальность и сложность темы, а также состояние ее научной разработки, естественно, оказали влияние на цель, задачи и предмет исследования.

Цель диссертации состоит в рассмотрении некоторых актуальных аспектов теории и практики правового регулирования отношений гражданства Российской Федерации, выявлении особенностей и отличительных черт российского института гражданства и путей его развития.

Сообразно этой цели автор ставит перед собой следующие задачи:

— проанализировать и уточнить понятие гражданства, раскрыть его содержание, сформулировать определение гражданства и его основные признаки;

раскрыть соотношение института гражданства и прав человека, обосновать их органическую взаимосвязь, а право на гражданство как естественное, неотъемлемое право человека;

проанализировать действующее законодательство о гражданстве Российской Федерации, раскрыть содержание и особенности отдельных институтов / субинститутов / российского гражданства, подчеркнуть качественно новый уровень законодательства о гражданстве Российской Федерации по сравнению с исторически предшествующим российским законодательством;

рассмотреть некоторые проблемы правового регулирования отношений гражданства, поставленные в порядок дня, с одной стороны, распадом СССР,и,с другой стороны — новым (конституционно-договорным) характером федеративного устройства Российского государства;

обосновать авторские суждения и выводы , относящиеся к основным теоретическим и практическим проблемам предмета диссертации.

Предмет и метод исследования. Предметом настоящего исследования является гражданство как правовой институт. Основное внимание уделено анализу действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации и практике его реализации.

Диссертантом использованы различные методы исследования избранной темы, главным образом — исторический и логический. Соответственно последовательно прослежены исторические аспекты возникновения и развития российского законодательства о гражданстве, его настоящее и пути дальнейшего развития. Широко использован сравнительный метод, при помощи которого сопоставлены концепции гражданства, положенные в основу настоящего законодательства СССР, РСФСР, некоторых других государств СНГ, а также различных стран мира. Сравнительному анализу подвергнуты выдвигавшиеся варианты проектов новой Конституции Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в разработке широкого круга вопросов, связанных с теорией и практикой гражданства в Российской Федерации,обосновании теоретических выводов и положений по результатам проведенного исследования.

Настоящая диссертация представляет собой одну из первых попыток проведения комплексного научного изучения ряда новых актуальных проблем теории и практики правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации и имеет определенное значение для последующего исследования данной проблематики.

На зашиту выносятся следующие положения, раскрывающие авторское понимание института гражданства, значения проблем гражданства для обеспечения прав и свобод российского человека и совершенствования федеративного устройства Российского государства:

характеристика гражданства как общесоциологической категории / отношение гражданства / и как юридической категории / институт гражданства /, его соотношение со смежными понятиями / подданство и и др. /;

теоретическое положение о двух правовых институтах гражданства — государственно-правовом / внутригосударственном/ институте гражданства и международно-правовом институте гражданства, взаимодействующих друг с другом, о динамике их развития и взаимодействия;

сделанные на основе анализа соотношения гражданства и прав человека выводы о первородной природе прав человека по отношению к гражданству, выражающейся в признании за каждым человеком права на гражданство, об уравнении прав человека и прав гражданина, о содержании и месте права на гражданство в системе основных прав человека;

положение о том, что «советское» гражданство и с формальной точки зрения, и по существу сводилось к союзному гражданству, в то время как гражданство союзных и автономных республик оставалось призрачным. По мнению диссертанта, законодательство о гражданстве в СССР в наибольшей мере отражало жесткую централизацию и всевластие союзного «Центра» в сфере государственного устройства;

вывод о двух значениях понятия двойного гражданства:

а) одно присуще государственному (конституционному) праву, оно совпадает с понятием «единое гражданство» и б) другое — между-

народному праву и представляет собой одновременное обладание гражданством двух государств на осноеє соответствующего международного договора. Для внутригосударственных отношений Российской Федерации приемлемо лишь государственно-правовое определение гражданства.

Научную основу исследования составили работы преимущественно отечественных ученых-юристов в области теории и истории государства и права, государственного и международного права применительно к теме диссертации. Существенную помощь оказали в решении проблем, поставленных в диссертации, труды таких ученых, как Н. Б. Витрук, Л. К Галенская, Д. Л. Злато-польский, И. П. Ильинский, Б. М. Клименко, Е. И. Клименко, Е. И. Козлова, Б. С. Крылов, А. И. Лепешкин, Е. А. Лукащева. Г. В. Мальцев , Н. А. Михалева, А. В. Мицкевич, А. П. Мовчан, В. С. Нерсесянц, Е. А. Скрипелев, Б. ЕТопорнин, Г. И. Тункин, Е А. Ушаков, С. В. Чер-ниченко и др. В диссертационной работе использованы высказывания известных русских дореволюционных юристов (Е М. Коркунов , В. А. Уляницкий) и некоторых зарубежных ученых (Л. Оппенгейм) и государственных деятелей.

Смотрите так же:  Трудовой договор для работников образования

Наряду с литературными источниками в основу диссертации положен большой нормативный материал. Последний включает в себя российское внутригосударственное законодательство и международно-правовые акты. Известное внимание уделено законодательству прошлых лет дореволюционной России и СССР.

В диссертации использованы некоторые рабочие материалы отдела по вопросам гражданства администрации Президента РФ, предоставленные В. Н. Кузнецовым; автор его сердечно благодарит.

Автор выражает также искреннюю благодарность профессору А. В. Мицкевичу за предоставленную возможность использовать в диссертации подготовленные им и его соавторами сравнительные таблицы и другие материалы по законодательству России и ее ближнего зарубежья о гражданстве. ,

Практическое значение и апробация исследования. Отдельные из сформулированных в диссертации выводов и положений могут быть использованы в последующей научной разработке проблем гражданства, в первую очередь гражданства Российской Федера-

ции. Настоящая диссертация может быть использована в законодательной и иной правотворческой работе в сфере регулирования отношений гражданства в РФ, а также в преподавании государственного (конституционного) права в юридических и иных учебных заведениях. Диссертация в целом и поставленные в ней проблемы обсуждены в Центре государства и права Российской академии управления. Отдельные положения и выводы диссертации отражены в публикациях.

Структура работы. Сообразно предмету, целям и задачам исследования диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа и списка использованных источников и литературы.

Гражданство Российской Федерации текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Российская Академия Управления Центр государства и права

На правах рукописи

БРЯНЦЕВ Олег Георгиевич

ГРАВДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12. 00.02 — государственное право и управление; советское строительство, административное право; финансовое право

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических паук

Работа выполнена на кафедре государственного управления и права Центра государства и права Российской академии

Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор ЧЕРНОГОЛОВКИН Н.В.

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ Д.Л.

кандидат юридических наук, доцент ИВАНОВА В.И.

Ведущая организация — кафедра государственно- правовых дисциплин Академии МВД Российской Федерации

Защита состоится 21 июня 1993 г., в 16 час. на заседании специализированного совета по правовым наукам Д.151.04.05 в Российской академии управления поадресу: I17606, Москва, пр. Вернадского, 84, /д ауд. 2297

С диссертацией мозкно ознакомиться з библиотеке РАУ Автореферат разослан 21 мая 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета / кандидат юридических наук,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы. Формирование прочных правовых основ и надежных правовых механизмов регулирования отношений гражданства приобретает сегодня а Российской Федерации особую актуальность. Она обусловлена рядом факторов как глобального, так и специфического российского порядка. Во-первых, неуклонно возрастает внимание к правам и свободам человека и их защите со стороны мирового сообщества как приоритетной международной общечеловеческой задаче. В ряду неотъемлемых прав человека стоит его право на гражданство. Оно провозглашено еще Всемирной Декларацией прав человека, одна из статей / ст. 15 / которой гласит: » каждый человек имеет право на «гражданство». Его гарантированность становится одним из определяющих условий прочности и полноты всей совокупности прав человека , провозглашенных конституциями современных государств.

В Российской Федерации также происходят процессы, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей. Они выражены в Декларации прав и свобод человека, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 году, и других актах, включая проекты новой Конституции Российской Федерации. Впервые в российской конституционной практике основные права и свободы человека провозглашены естественными, неотъемлемыми и принадлежащими ему от рождения. А это налагает на Российское государство вполне определенные обязанности: не только привести российское законодательство в соответствие с международными пактами о правах и свободах человека и гражданина, но и обеспечить на деле права и свободы российского гражданина, что, к сожалению, пока еще не достигнуто.

Во-вторых, актуальность избранной темы обусловлена спецификой российской действительности, порожденной распадом СССР. В результате, в сфере отношений гражданства Российской Федерации появились новые драматические аспекты,требующие «правового вмешательства», т.е. реального законодательного регулирования. Имеются в виду проблемы беженцев и нацменьшинств / прежде всего русскоязычного населения в бывших союзных республиках /.

Ждет своего решения и ряд вопросов гражданства во внутри-российских отношениях, связанных с федеративным устройством государства. В этом ряду один из главных вопросов — соотношение гражданства Российской Федерации и гражданства республик, вопрос сложный и деликатный. На наш взгляд, от его решения зависит, какая из двух тенденций — сепаратистская или интегра-тивная — будет набирать силу.

Состояние научной разработки темы. Научная юридическая литература проблемы гражданства в целом не обходила своим вниманием. Однако монографической разработки данная проблематика не получила, констатацию чего можно найти в самой литературе /Д.Л. Златопольский,Государственное устройство СССР, 1960 г./. В последующие годы заметных изменений не произошло, да и не могло, по-видимому, произойти. В оценке теории гражданства преобладал классовый подход с акцентом на исключительность и превосходство гражданства социалистического типа. Сегодня новое федеративное устройство России требует новых подходов и новых решений в сфере отношений гражданства. Тем не менее, накопленный отечественной наукой теоретический багаж в этой области достаточно значителен и ценен. Его никоим образом нельзя обходить при разработке и концептуальных ориентиров, и конкретных вопросов теории и практики правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации.

Цель и задачи диссертации. Актуальность и сложность темы, а также состояние ее научной разработки, естественно, оказали влияние на цель, задачи и предмет исследования.

Цель диссертации состоит в рассмотрении некоторых актуальных аспектов теории и практики правового регулирования отношений гражданства Российской Федерации, выявлении особенностей и отличительных черт российского института гражданства и путей его развития.

Сообразно этой цели автор суавйт перед собой следующие задачи:

— проанализировать и уточнить понятие гражданства, раскрыть его содержание, сформулировать определение гражданства и его основные признаки;

— раскрыть соотношение института гражданства и прав человека, обосновать их органическую взаимосвязь, а право на гражданство как естественное, неотъемлемое право человека;

— проанализировать действующее законодательство о гражданстве Российской Федерации, раскрыть содержание и особенности отдельных институтов / субинститутов / российского гражданства, подчеркнуть качественно новый уровень законодательства о гражданстве Российской Федерации по сравнению с исторически предшествующим российским законодательством;

— рассмотреть некоторые проблемы правового регулирования отношений гражданства, поставленные в порядок дня, с одной стороны, распадом СССР,и,с другой стороны — новым (конституционно-договорным) характером федеративного устройства Российского государства;

— обосновать авторские суждения и выводы , относящиеся к основным теоретическим и практическим проблемам предмета диссертации.

Предмет и метод исследования. Предметом настоящего исследования является гражданство как правовой институт. Основное внимание уделено анализу действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации и практике его реализации.

Диссертантом использованы различные методы исследования избранной темы, главным образом — исторический и логический. Соответственно последовательно прослежены исторические аспекты возникновения и развития российского законодательства о гражданстве, его настоящее и пути дальнейшего развития. Широко использован сравнительный метод, при помоши которого сопоставлены концепции гражданства, положенные в основу настоящего законодательства СССР, РСФСР, некоторых других государств СНГ, а также различных стран мира. Сравнительному анализу подвергнуты выдвигавшиеся варианты проектов новой Конституции Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в разработке широкого круга вопросов, связанных с теорией и практикой гражданства в Российской Федерации,обосновании теоретических выводов и положений по результатам проведенного исследования.

Настоящая диссертация представляет собой одну из первых попыток проведения комплексного научного изучения ряда новых актуальных проблем теории и практики правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации и имеет определенное значение для последующего исследования данной проблематики.

На защиту выносятся следующие положения, раскрывающие авторское понимание института гражданства, значения проблем гражданства для обеспечения прав и свобод российского человека и совершенствования федеративного устройства Российского государства:

— характеристика гражданства как общесоциологической категории / отношение гражданства / и как юридической категории / институт гражданства /, его соотношение со смежными понятиями / подданство и и др. /;

— теоретическое положение о двух правовых институтах гражданства — государственно-правовом / внутригосударственном/ институте гражданства и международно-правовом институте гражданства, взаимодействующих друг с другом, о динамике их развития и взаимодействия;

— сделанные на основе анализа соотношения гражданства и прав человека выводы о первородной природе прав человека по отношению к гражданству, выражающейся в признании за каждым человеком права на гражданство, об уравнении прав человека и прав гражданина, о содержании и месте права на гражданство в системе основных прав человека;

— положение о том, что «советское» гражданство и с формальной точки зрения, и по существу сводилось к союзному гражданству, в то время как гражданство союзных и автономных республик оставалось призрачным. По мнению диссертанта, законодательство о гражданстве в СССР в наибольшей мере отражало жесткую централизацию и всевластие сокрного «Центра» в сфере государственного устройства;

— вывод о двух значениях понятия двойного гражданства:

а) одно присуще государственному (конституционному) праву; оно совпадает с понятием «единое гражданство» и б) другое — между-

народному праву и представляет собой одновременное обладание гражданством двух государств на осное© соответствующего международного договора. Для внутригосударственных отношений Российской Федерации приемлемо лишь государственно-правовое определение гражданства.

Научную основу исследования составили работы преимущественно отечественных ученых-юристов в области теории и истории государства и права, государственного и международного права применительно к теме диссертации. Существенную помощь оказали в решении проблем, поставленных в диссертации, труды таких ученых, как Н. Б. Витрук, Л К Галенская, Д. Л. Злато-польский, И. П. Ильинский, Б. М. Клименко, Е. И. Клименко, Е. И. Козлова, Б. С. Крылов, А. И. Лепешкин, Е. А. Лукащева. Г. В. Мальцев , Е А. Михалева, А. В. Мицкевич, А. П. Мовчан, В. С. Нерсесянц, Е. А. Скрипелев, Б. Е Топорнин, Г. И. Тункин, П. А. Ушаков, С. В. Чер-ниченко и др. В диссертационной работе использованы высказывания известных русских дореволюционных юристов (Е М. Коркунов , В. А. Уляницкий) и некоторых зарубежных ученых (Л. Оппенгейм) и государственных деятелей.

Наряду с литературными источниками в основу диссертации положен большой нормативный материал. Последний включает в себя российское внутригосударственное законодательство и международно-правовые акты. Известное внимание уделено законодательству прошлых лет дореволюционной России и СССР.

В диссертации использованы некоторые рабочие материалы отдела по вопросам гражданства администрации Президента РФ, предоставленные В. Е Кузнецовым; автор его сердечно благодарит.

Автор выражает также искреннюю благодарность профессору А. В. Мицкевичу за предоставленную возможность использовать в диссертации подготовленные им и его соавторами сравнительные таблицы и другие материалы по законодательству России и ее ближнего зарубежья о гражданстве. ,

Практическое значение и апробация исследования. Отдельные из сформулированных в диссертации выводов и положений могут быть использованы в последующей научной разработке проблем гражданства, в первую очередь гражданства Российской Федера-

ции. Настоящая диссертация может быть использована в законодательной и иной правотворческой работе в сфере регулирования отношений гражданства в РФ, а также в преподавании государственного (конституционного) права в юридических и иных учебных заведениях. Диссертация в целом и поставленные в ней проблемы обсуждены в Центре государства и права Российской академии управления. Отдельные положения и выводы диссертации отражены в публикациях.

Структура работы. Сообразно предмету, целям и задачам исследования диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа и списка использованных источников и литературы.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, его цели и задачи, предмет и методы, содержится характеристика научных основ, отмечена научная новизна и практическая значимость диссертации, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава — «Гражданство — правовой институт». —Основное внимание в ней уделено научной отработке понятийного аппарата избранной темы, общей характеристике -гражданства, его соотношения с другими правовыми институтами.

В первом параграфе — «Два института гражданства» — исследуются понятие гражданства, его основные признаки, намечены общесоциологический и юридический подходы к изучению гражданства, дана развернутая характеристика правового института гражданства в его двух разновидностях — государственно-правового и международно-правового институтов гражданства.

За основу анализа понятия гражданства взято определение, содержащееся в Законе о гражданству РСФСР 1991 г. Как известно, и в юридической литературе, и в официальных источниках гражданство определяется либо как «принадлежность» лица к государству, либо как «связь» лица с государством. По мнению диссертанта, в определении гражданства как принадлежности к

государству просматривается некий патернализм. Понятие принадлежности исходит из главенства государства над личностью. Такое понимание гражданства скорее всего соответствовало той концепции прав человека, которая базировалась на признании непреклонного приоритета государства в его отношениях с личностью. С пересмотром данной концепции и признанием приоритета за правами человека становится иным и понимание градцан-ства. Внешним проявлением этого явилось определение гравдан-ства не как «принадлежности», а как «связи» человека с государством, что в частности, было осуществлено в Законе о гражданстве Российской Федерации.

В диссертации выделены следующие признаки понятия гражданства: а) устойчивость связи человека с государством и б) правовой характер этой связи. Гражданство устойчиво в силу того, что права и обязанности, составляющие его содержание, сохраняются в пространстве и во времени — в том, что оно сохраняется с момента рождения человека до его смерти, либо с момента приобретения гражданства в установленном законом порядке и до его утраты. Тем самым связь лица с государством, по-видимому, правильнее считать не постоянной, а бессрочной (подобно жизни человека или действию бессрочного договора).

При ознакомлении с различными определениями гражданства обнаруживаются известные расхождения в трактовке характера связи человека и государства. Довольно часто гражданство традиционно определяется как политико-правовая связь лица с государством. К примеру,такое определение содержится в последнем Законе о гражданстве СССР 1990 года, в действующем законодательстве ряда государств «ближнего зарубежья» (Азербайджан, Молдова, Узбекистан). Закон о гражданстве РСЗСР 1991 года ограничился при определении российского гражданства указанием на правовую связь человека с государством. Избежали частицы «политико. » и законы о гражданстве некоторых государств — членов СНГ (Украина, Беларусь). Представляется, что определение гражданства как «политико-правовая» связь является излишним. Соответствующие аргументы содержатся в диссертации. Приведем лишь один из них: вредность неуемной политизации правового

статуса личности (гражданина), его подверженности политической конъюнктуре.

Научный анализ какого-то понятия требует постановки и решения вопроса о его соотношении со смежными понятиями. Для гражданства таковым является понятие подданства. Различие между ними в характере связи личности и государства, причем как в содержательном,так и в формальном смысле. Гражданство характеризуется двусторонней связью между личностью и государством, взаимными правами, обязанностями и ответственностью. В формальном смысле различие между подданством и гражданством ставится в зависимость от формы правления соответствующего государства. Для государств с монархической формой правления характерно подданство, для республиканской формы правления -гражданство. В историческом плане различия между гражданством и подданством значительны и существенны. Однако с течением времени различия между гражданством и подданством утрачивают свое значение. И в настоящее время подданство является лишь устаревшим синонимом гражданства, с одним и тем же набором прав и обязанностей, т.е. по существу равнозначно гражданству. В диссертации затронута проблема неадекватности содержания понятия и его обозначения (термина), в частности в- историческом плане кратко рассмотрена эволюция термина «гражданин», начиная с Древней Греции, где родился этот термин.

Смотрите так же:  Почта россии доверенность на получение пенсии образец

Заключительная часть первого параграфа посвящена рассмотрению гражданства как правового института. Наиболее сложным и противоречивым вопросом здесь оказался следующий: нормами какой отрасли права заполняется нормативное содержание института гражданства? Если ограничить пределы данного вопроса рамками внутригосударственного права, то ответ затруднений не вызывает. Гражданство как правовой институт включается в отрасль государственного права и ее нормы составляют содержание института гражданства. Соответственно ^нститут гражданства можно 1 определить как совокупность государственно-правовых норм, регулирующих отношения гражданства в данной стране. В то же время отношения гражданства, как известно, регулируются нормами международного права. Как же соотнести институт гражданства во

шутригоеударетвенном и международном праге? Или иначе: к ка-сой отрасли права отнести институт гражданства? На основе про-зеденного исследования, диссертант пришел к еыводу о наличии двух правовых институтов гражданства — государственно-правово-чз (внутригосударственного) института гражданства и международно-правового института гражданства.

Два правовых института гражданства активно взаимодействуют, между ними развиваются как прямые связи (от внутригосударственного права), так и обратные (от международного права). По своему нормативному составу государственно правовой институт гражданства шире международно-правового. Однако граница между нормативными составами непостоянна. Со временем она перемещается, причем в сторону международно-правового регулирования отношений гражданства. Некоторые вопросы гражданства, по видимому, остаются в исключительной внутригосударственной компетенции (например, принятие в гражданство). Но и им не миновать международного «разбирательства». Международное сообщество обращается к ним, как правило, потому, что то или иное их решение затрагивает права и интересы, находящиеся под международной защитой, — прежде всего права человека и права меньшинств. Например, дискриминация русскоязычного населения в странах Балтии, выразившаяся, в частности, в отказе его большинству в гражданстве соответствующих государств.

Во втором параграфе — «Гражданство и права человека» -рассматриваются некоторые вопросы соотношения гражданства и прав человека. Один из них — соотношение понятий «человек» и «гражданин», второй соотношение понятий прав человека и прав гражданина, третий — право на гражданство, как неотъемлемое право человека.

Отечественная юридическая литература прошлых лет при ре-1 шении указанных вопросов, как известно, исходила из производ-ности, вторичности прав граждан от / государства. Постулировалась мысль, что права гражданину даруются государством, в смягченном варианте — признаются (санкционируются) государством. Сегодня решение вопроса о соотношении прав человека и прав гражданина постепенно переводится на платформу естествен-

но-правовой теории. Соответственно, у государства есть первейшая обязанность не только провозгласить языком закона незыблемые права человека, но и обеспечить их реализацию соответствующими средствами, механизмами, процедурами, в том числе правовыми.

По мнению диссертанта, в правах человека » сосуществуют» социологические и юридические элементы, как впрочем и в понятии «человек». Соответственно, важны их динамика, ‘ соотношение между ними. В юридической литературе проблема соотношения прав человека и прав гражданина решалась неоднозначно, причем расхождения весьма значительны. Одним полюсом в ее решении стало резкое разъединение прав человека и прав гражданина, в конечном счете, лишение прав человека качеств юридической категории (И. Е. Фарбер). Впрочем данная концепция, выдвинутая в 60-х годах, тогда же подверглась критике (Г. В. Мальцев). Другого полюса в решении рассматриваемой проблемы в юридической литературе нет, имея в виду признание равнозначности категорий прав человека и прав гражданина. И все же тенденция к сближению этих двух категорий, по видимому, намечается (К С. Нерсесянц).

Первородная природа прав человека по отношению к гражданству (или правам гражданина) выражается в признании за каждым человеком права на гражданство (Декларация прав человека, ст. 15). В системе осноеных прав человека право на гражданство должно занимать особое место. Его следует отнести к классификационной группе гражданских (личных) прав, и служит оно. во-первых, целям индивидуализации личности, подобно 7например, праву на имя, во-вторых, целям признания субъектом правоотношений гражданства, т. е. возможность стать гражданином. Таким образом, праЕо на гражданство не означает наличия самого гражданства. Его содержание включает в себя: а) право на приобретение гражданства и б) право на выбор гражданства

В настоящее время внимание мировой общественности и официальных международных органов привлечено к проблеме гражданства в сочетании с соблюдением прав человека на территории бывшего СССР, прежде всего в странах Балтии. В диссертации критически рассмотрена дискриминационная политика в отношении

>усскоязычного населения в этих странах. Показано, что институт гражданства в результате искажения его правового назначена и в отрыве от неотъемлемых прав человека превращается в кесткий инструмент националистической политики.

Вторая глава — «Российское оаконодательство о гражданстве: прошлое и настоящее» — содержится краткий исторический обзор российского законодательства до и после 1917 го-ца. Основное внимание сосредоточено на действующем законодательстве о гражданстве Российской Федерации.

1 первом параграфе — «Исторические аспекты законодательств о российском гражданстве» — изложены основные черты дореволюционного российского законодательства о подданстве /институт гражданства российскому дореволюционному законодательству не был известен/, отмечается достаточно полная регламентация правового положения коренных жителей России, а также других лиц на Российской территории, в частности, вопросы приобретения подданства России. Правовое положение российских подданных в целом характеризовалось, во-первых, резким неравенством прав и обязанностей различных категорий населения, обусловленным сословным строем, и, во-вторых, политическим бесправием всех слоев российского общества. Приобретение подданства России было как бы двухступенчатым. Сначала происходило «установление» подданства как такового, затем «приписка» к определенному сословию. В диссертации далее последовательно рассмотрены отдельные институты российского подданства / установление, натурализация, узаконение и др./

Другая часть первого параграфа посвящена анализу законодательства о гражданстве РСФСР в составе СССР. Его основные черты -с самого начала и до распада СССР составили классовый подход к решению вопросов гражданства, а также последовательно возрастающий централизм в регулировании отношений гражданства. Решающую роль здесь играли союзные ;нормативные акты, прежде всего Конституция СССР и законы о гражданстве СССР. В РСФСР, как и в других республиках законов о гражданстве не существовало. Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определялись законом о гражданстве СССР. В диссер-

тации в сравнительном плане проанализированы Законы о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 г. Отмечается, . что Закон о гражданстве СССР 1990 года по сравнению с предыдущими законами вобрал в себя ряд ранее отсутствующих демократических принципов и норм. Например, определение оснований прекращения гражданства СССР/. В то же время при его разработке и принятии была проявлена непоследовательность, которая обрекла его на половинчатость и традиционную декларативность (закрепление лишения гражданства, сохранение в прежнем виде лиц без гражданства/.

Во втором параграфе — «Действующее законодательство Российской Федерации о гражданстве и пути его совершенствования» — последовательно рассмотрены основные институты гражданства РФ, показаны их особенности и отличительные черты. Основным предметом анализа стал Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г. Подчеркивается, что Россия впервые после 1917 года создала сама, собственным разумением и собственной волей свой закон о российском гражданстве. С точки зрения нормативного содержания и структуры Закон о гражданстве РФ сохранил определенную преемственность с законодательством о гражданстве СССР. Вместе с тем российский закон о гражданстве характеризует немалые отличия от прежнего союзного законодательства. Одно из них — четкая выдержанность российского закона с позиций международного права, соответствия практики мирового сообщества.

В диссертации отмечены и проанализированы основные нововведения Закона о гражданстве РСФСР. Одним из них стал институт почетного гражданства, предоставляемый негражданам РФ за выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Данное положение — это новый шаг в сторону раскрытости Российского государства, как проявление уважения и признания достоинства и заслуг выдающихся людей мира перед(Россией. Вопросы демократизации законодательства о российском гражданстве отражены в ряде правил приобретения гражданства, в частности, в приобретении гражданства в порядке регистрации, что значительно упростило процедуру приобретения гражданства лицами, имеющими на

‘о право. Отмечен ряд совершенно новых и весьма важных статей, [апример, о гражданстве недееспособных и ограниченно де- ‘ ■способных и гражданстве опекунов,о спорах о гражданстве детей I недееспособных и ограниченно дееспособных лиц / ст.ст.30 -51/. Эти и другие нововведения Закона о гражданстве Российской Федерации отражают происходящие в стране процессы демократиза-даи и утверждения незыблемости прав человека и гражданина. Од-!ако при всех своих достоинствах данный Закон заложил лишь рсновы регулирования отношений гражданства РФ. В сфере российского гражданства еще предстоит огромная и нелегкая законодательная работа. Нельзя забывать, что создание нового за-сонодательства о гражданстве, как возрождение российской государственности в целом происходит в тяжелейших исторических условиях. В частности, в результате распада СССР необычайный эазмах приобрели миграционные потоки из республик в Российскую Еедерацию, в то время как правовое регулирование миграции в зтране отсутствовало. Создание соответствующей нормативной базы / возможно, новой отрасли — миграционного законодательства г должно идти вкупе с развитием и совершенствованием законодательства о гражданстве Российской Федерации. —1

В диссертации проведен анализ Закона о гражданстве РФ по основным группам норм, выделенных в нем. Определены основные принципы гражданства. Хотя сам термин «принципы гражданства» в законе не используется. Они достаточно четко проявляются при изложении содержания гражданства. Первый принцип составляет признание в РФ за каждым человеком права на гражданство. Из него следует, что никто не может быть лишен своего гражданства. Значение данного принципа в том, что он утверждает неотъемлемый и независящий от государства характер права на гражданство, признаваемого за каждым человеком, равным в своем достоинстве и правах со всеми другими людьми.

Другими принципами гражданства; РФ, служащими конкретизацией и гарантией права на гражданство, являются принцип «равного гражданства» и принцип «защиты гражданства и прав граждан». В диссертации проводится различие между защитой гражданства и защитой прав граждан. Целям защиты гражданства слу-

жат запреты на лишение гражданства и на выдачу гражданина другому государству. Зто — не гашита его прав и свобод граждан, а зашита гражданства РФ. т. е. самой правовой связи лица с Российским государством. Защита же прав гражданина не связана, по крайней мере непосредственно, с прекращением прежнего гражданства. Целям защиты и покровительства граждан РФ служат: а) оказание соответствующими органами государства необходимой защиты прав и законных интересов граждан РФ, находящихся за ее пределами; б) сохранение гражданства РФ за гражданами, проживающими за границей.

Значительное место в диссертации отведено институту двойного гражданства, впервые введенному в законодательство о российском гражданстве. Объясняется причина некоей насторожен^ ности отношения международного сообщества к двойному гражданству его противоречивостью и некоторой искусственностью. В силу данного обстоятельства положение Закона о гражданстве РФ о том, что получение двойного гражданства гражданином РФ не меняет его правового положения.

Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 года допускает .двойное гражданство при следующих условиях: для иностранных граждан — наличие международного договора, предусматривающего сохранение за ним прежнего гражданства, для гражданина РФ — его ходатайство об одновременном гражданстве другого государства, с которым также имеется соответствующий договор. В диссертации выдвинуто и обосновано положение о том, что реализация двойного гражданства осуществится на разных уровнях: во-первых, в «приложении» к государствам всего мирового сообщества, во-вторых. — к государствам «ближнего зарубежья», в-третьих, — к республикам — субъектам Российской Федерации. Однако вряд ли можно в ближайшем будущем ожидать заметный взлет практической реализации двойного гражданства. К настоящему времени РФ не имеет международных договоров по вопросам гражданства, в том числе с государствами «ближнего зарубежья». К тому же государства «ближнего зарубежья» в своем большинстве отвергают»двойное гражданство». Наконец, двойное гражданство Российской Федерации и республик — ее субъектов представляется

в принципе неправомерным, идущим в разрез с Конституцией РФ.

• Строго говоря, нормам международного права не противоречит и прямой запрет двойного гражданства, если при этом- не возникает состояния безгражданства и не затрагиваются ничьи права. Тем не менее признание двойного гражданства, пусть под определенными условиями, более демократично, чем полный отказ от него. Скорее задача состоит в том, чтобы оптимально сбалансировать позитивные и негативные стороны института двойного гражданства, по возможности нейтрализовать его вредные последствия, согласованно преодолевать обоюдные трудности в регулировании отношений гражданства.

Лица без гражданства занимают»промежуточное» положение между иностранными гражданами и собственными гражданами. В отличие от прежнего законодательства, в частности, Закона о гражданстве СССР 1990 года, который лишь констатировал проживание на территории страны лиц без гражданства. Закон о гражданстве РФ выражает и закрепляет политику Российского государства по отношению к безгражданству. Ее суть состоит в сокращении безгражданства, что соответствует международным конвенциям о статусе апатридов и сокращении безгражданства.

Завершается вторая глава, а вместе с нею и диссертация в целом разделом, который посвящен рассмотрению института гражданства в сеязи с проблемами развития федеративного устройства Российского государства. В качестве центральной проблемы выделено соотношение федерального гражданства и республиканского гражданства. Рассмотрены варианты: «двойное гражданство», «единое гражданство», «одновременное гражданство». На основе»■ анализа деойного гражданства применительно к новому государственному устройству России сделан вывод о двузначности данного понятия. Одно значение присуще государственному (конституционному) праву, другое — международному праву. В государственно-правовом аспекте двойное гражданство, по мнению диссертанта, совпадает с понятием «единого гражданства». В международно-правовом аспекте представляет собой обладание гражданством двух государств на основе соответствующего международного договора. Для Российской Федерации, коль скоро речь

идет о внутригосударственных (федеративных) отношениях, приемлемо лишь государственно-правовое понимание гражданства. Попытки внедрить в отношениях между Федерацией и республиками двойное гражданство в международно-правовом смысле (Татарстан) противоречит не только федеральному конституционному законодательству, но и конституционной практике мирового сообщества.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Гражданство и права человека,— в аспирантском сборнике; «Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации», М. , РАУ, 1993г., 0,6 п. л.

2. Законодательство о подданстве России. В сборнике материалов Лравовой ассамблеи. , М. , РАУ, 1993г. , 0,5 п. л. / сдана