Штраф за пост

Миллионные штрафы за посты в соцсетях введут до конца года

Депутат также назвал Google соцсетью

26.07.2017 в 12:04, просмотров: 41739

Законы о миллионных штрафах за «недостоверный контент» в социальных сетях будут приняты Государственной Думой РФ в осеннюю сессию, пообещал первый замглавы фракции «Единой России» Андрей Исаев.

По его словам, которые цитирует «Интерфакс», уже в начале осенней сессии авторы законопроектов — единороссы Сергей Боярский и Андрей Альшевских — будут настаивать на их рассмотрении в первом чтении.

При этом, по мнению Исаева, законопроекты о «клевете» (этот термин употребляет депутат, хотя в документе речь идет о «противоправной и недостоверной информации») в целом удастся принять до конца текущего года.

Он напомнил, что в них депутаты предложили штрафовать физических лиц на суммы от 3 до 5 миллионов рублей, а юридические лица — от 30 до 50 миллионов.

Депутат оговорился, что к законопроектам у его коллег есть и претензии: «Самое главное, что коллег смутило, — это то, что было высказано экспертами о том, что здесь может сложиться неравная ситуация для отечественных социальных сетей, которые здесь работают, у них открыты офисы и т.п. — «Одноклассники» — и сетей, которые не наши, например, Google, которые могут просто уклоняться от выполнения требования закона». Отметим, что Google не является социальной сетью, а его социальный сервис Google+ в России практически не используется.

В качестве обоснования для законопроектов Исаев сослался на опыт Германии, где «аналогичный закон был принят Бундестагом»: «за распространение противоправного контента и клеветы в сети с физического лица берутся штрафы от 500 тыс. евро до 5 млн евро, а с юридических лиц — от 30 до 50 млн евро». Штрафы для россиян, по словам Исаева, были уменьшены пропорционально их зарплатам.

Напомним, что, согласно идеям Альшевских и Боярского, соцсети должны будут осуществлять самоцензуру по жалобам пользователей на контент, при этом законопроекты не прописывают, каким образом должна будет проверяться достоверность этих жалоб.

Возмещение поста и выплата штрафа

Недавно прошёл очередной месяц Рамадан; кто-то постился, а кто-то нет. Некоторые вовсе не постятся, ссылаясь на всякого рода причины. Но многие мусульмане хоть и не сразу, но всё же в силу каких-нибудь жизненных обстоятельств либо изменений в убеждениях с возрастом осознают важность соблюдения поста и тяжесть греха, совершённого им, когда они не соблюдали в своё время этот столп Ислама. И тут, конечно же, начинают рьяно навёрстывать пропущенные посты, но не все ведают, что помимо возмещения постов ещё необходимо выплачивать штраф!

Порой бывает и так, что человек покидает этот свет, не соблюдая посты либо пропустив их по уважительной причине, но не успев наверстать. И довольно часто в таких случаях наследники не знают своих обязанностей перед покойным, не знают, к чему их призывает Шариат в подобных ситуациях. В этой статье, иншаллах, мы постараемся прояснить некоторые моменты касательно возмещения обязательных постов.

Тот, кто пропустил хоть один пост месяца Рамадан, например из-за болезни, обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. В противном случае, т. е. если пропустивший пост не возместит его до наступления месяца Рамадан следующего года, он обязан помимо его возмещения ещё и выплатить штраф. За каждый пост, не возмещённый до наступления следующего Рамадана, необходимо выплачивать штраф в размере одного мудда. К примеру, если пост был пропущен по причине болезни, которая прошла до наступления следующего Рамадана, и у человека была возможность наверстать посты, то в таком случае необходимо выплатить штраф.

А если пост не был возмещён до наступления следующего Рамадана из-за того, что не было возможности возместить его, например из-за той же самой болезни, которая продолжалась до наступления следующего Рамадана, то штраф не накладывается. Если мусульманин, не имея на это никаких причин, будет откладывать возмещение поста в течение нескольких лет, то штраф ежегодно возрастает на один мудд. К примеру, если пост был пропущен пять лет назад и не был своевременно (до наступления очередного Рамадана) возмещён, то за каждый пост необходимо выплатить штраф в размере пяти муддов, а не одного. Возрастание муддов прекращается с момента возмещения постов. Например, если был пропущен один пост пять лет назад, но был возмещён ещё три года назад, то штраф будет составлять всего три мудда, а не пять.

К уважительным причинам, из-за которых разрешено не соблюдать пост, а также не возмещать его в срочном порядке, без опасения попасть в грех и наложения штрафа, относятся: дозволенное путешествие, болезнь, беременность, грудное кормление и немощность из-за старости. Беременной и кормящей матери, которые не соблюдали пост в месяце Рамадан, надо возместить посты в другое время.

Если они (беременная или кормящая мать) решили воспользоваться своим правом не соблюдать пост из опасений за свою жизнь или здоровье или за свою и ребёнка, им просто надо наверстать пропущенные посты. А если они не соблюдали пост из опасений за жизнь или здоровье плода или ребёнка, то помимо возмещения они обязаны ещё и выплатить штраф за каждый пропущенный пост.

Если человек, у которого были долговые посты, скончался, так и не сумев или не успев их возместить (по болезни и т. п.), то за такого человека нет необходимости соблюдать пост или выплачивать штраф из оставленного им имущества (наследства). А если человек умер, имея возможность возместить пропущенные им обязательные посты, но не сделал этого, то его родственникам желательно возместить их, соблюдая пост за него. Основанием в пользу не только допустимости, но и желательности возмещения постов за покойного является изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится: «Однажды некий мужчина пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), моя мать умерла, имея долговые посты целого месяца. Стоит ли мне их возмещать за неё?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, долг перед Аллахом более достоин для возмещения«» («Сахих уль-Бухари», № 1852; «Сахиху Муслим», № 1148).

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ قَالَ فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى

Возместить долговые посты за покойного может и человек, не приходящийся ему родственником, но при условии разрешения хотя бы одного из родственников покойного. Также не имеющий родства с покойным имеет право поститься за него, если покойный давал ему на это разрешение или наказал в своём завещании.

Если никто из родственников или посторонних людей с их разрешения не возьмётся возмещать пропущенные посты покойного, в обязательном порядке необходимо выплатить штраф в размере одного мудда за каждый долговой пост покойного. Средства для выплаты штрафных муддов выделяются из оставленного покойником после себя имущества. В хадисе, переданном Ибн Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится: «Если кто умрёт, имея долговые посты, то пусть из оставленного покойным имущества накормят одного бедняка за каждый пропущенный пост» («Сунану ат-Тирмизи», № 817).

مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامُ شَهْرٍ فَلْيُطْعَمْ عَنْهُ مَكَانَ كُلِّ يَوْمٍ مِسْكِينٌ

Ещё одним доводом в пользу предписанности выплаты штрафа за пропущенные покойным посты является хадис, который приводится от ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах): «За того, кто заболел в месяце Рамадан и после умер, так и не возместив свои посты, кормят » («Сунан Абу Давуд», № 2401).

اذا مرض الرجل في رمضان ثم مات ولم يصم أطعم عنه

Один мудд есть одна пригоршня, что равняется 650 граммам. Штрафные мудды отдаются из злаковой культуры или плодов дерева (например, финики). Некоторые учёные разрешают выплачивать штраф ещё и сыром или творогом. Его необходимо давать строго основным продуктом питания того населённого пункта, в котором выплачивается штраф. В России, да и в Европе в целом, мудды следует выплачивать пшеницей, поскольку она является основным продуктом питания, в Азии – рисом, в Аравии – тоже рисом, но в былые времена и в наше время в некоторых бедуинских племенах – финиками, в Канаде – кукурузой и т. д.

Согласно ханафитскому мазхабу закят, а также штрафные мудды разрешается выплачивать их стоимостью.

Mishari Rashid — Нашид о месяце Рамазан

Как подсчитать мудды за пропущенные посты?

Формула Амирханова

Пост месяца Рамадан – один из столпов Ислама. Этот вид поклонения, в силу того, что он чист от показухи, на столько ценен перед Аллахом, что награду за его соблюдение знает только Он. Однако в силу разного рода обстоятельств, как уважительных по нормам Ислама, так и не являющих таковыми, многие мусульмане пропускают все или часть обязательных постов. Как мы знаем, любое пропущенное нами предписание нужно возместить, однако за каждый пост, невозмещенный без уважительной причины до наступления следующего Рамазана необходимо выплачивать еще и по 1 мудду. Если же посты не были возмещены на протяжении двух лет, то за каждый пропущенный пост нужно выплачивать не по одному, а уже по два мудда. То есть с каждым пропущенным годом,в который не был возмещен пропущенный еще ранее пост на каждый пост накладывается еще по одному мудду. В виду сложности подсчета муддов за посты пропущенные много лет назад была придумана математическая формула, с помощью которой можно легко и быстро подсчитать штрафные мудды.

Об этом открытии было напечатано в газете «Исламский вестник» (№6, 8 февраля 2001г.) под таким же названием.

Это открытие позволяет решить проблему многих пожилых мусульман, которые были лишены совершения обязательного поста – одного из столпов нашей религии, в силу разных причин. Но выплата фидья – штрафа за то, что посты не были возмещены до наступления очередного месяца Рамазан, является обязанностью каждого верующего. И даже, если он не сделал это при жизни сам, то эта обязанность не снимается и с его родственников, распоряжающихся его имуществом после смерти.

Смотрите так же:  Договор 971

Тяжелым бременем является не только выплата фидья за прошедшие года, но и точное определение его количества. Использование формулы Амирханова облегчает эту задачу.

А=15n(n+1) – формула Амирханова, где

А – количество зерна в муддах, выплачиваемое за n лет.

Мудд – объем зерна, необходимый отдать в пользу нуждающихся мусульман за 1 пропущенный пост (согласно мазхабу имама аш-Шафии – 544 гр. чистого зерна).

n – количество пройденных лунных лет, в которых не был соблюден пост Рамазана.

Примечание: лунный год короче солнечного года на 11 дней, поэтому 33 солнечных года = 34 лунным годам.

Задача № 1. Человек пропустил пост Рамазана в течение 5 лет и затем держал их в течение одного года. Какой будет размер штрафа – фидья?

Решение: Используя формулу Амирханова,

А = 15 n (n + 1), получим:

А = 15х5 (5+1) =15x5x6 = 450 (мудд).

А = 450 х 544 = 244800 гр. = 244 кг 800 гр.

Ответ: 244 кг 800 гр.

Задача № 2: Человек пропустил пост Рамазана в течение 36 лет (1964–2000 гг.) после достижения совершеннолетия (то есть, после исполнения 14,5 лет).

Определить количество зерна, необходимое для выплаты в пользу нуждающихся за эти годы. Как определить дальнейшие размеры штрафа после произведения выплаты за 36 лет, пока не будут возмещены все пропущенные дни поста?

Решение:

Этот человек не соблюдал пост Рамазана 2000-1964=36 солнечных лет. Учитывая примечание, получаем 37 лунных лет.

Поскольку 37 лет х 30 дней = 1110 дней поста невозможно возместить в течение одного года, возмещение будет происходить в течение нескольких лет.

Используя формулу Амирханова, A=15n(n+1), получаем:

А = 15х37х(37+1)=15х37х38 = 21090 (мудд).

Зная, что 1 мудд = 544 гр., можно превратить мудды в тонны:

А=21090 х 544 = 11 т 472 кг 960 гр.

Как мы знаем, пока все пропущенные дни не будут выдержаны, человек не избавляется от этого штрафного взноса, который возрастает с каждым годом. И поэтому человек, пропустивший пост Рамазана в течение 37 лет, после произведённой выплаты за 37 лет начинает возмещать пропущенные посты, и, соответственно, делает простые вычисления, пока полностью не восполнит все посты Рамазана, пропущенные в течение 37 лет.

Например: тот человек держал 3 месяца за пропущенные посты Рамазана, в течение первого года после той выплаты за 37 лет. Тогда он делает по истечении этого года такие вычисления:

1) 37 x 30 = 1110 дней поста было пропущено за 37 лет

2) 3 х 30 = 90 дней поста выдержано в течение первого года после выплаты за 37 лет.

3) 1110 — 90 = 1020 дней поста осталось держать.

И вот по истечении первого года, пройденного после выплаты за 37 лет, штраф невозмещённых постов этого человека начисляется за оставшиеся 1020 дней, то есть,

1020 дней х 1 год = 1020 мудд, или в килограммах – 1020 х 544 = 554 кг 880 гр.

Итак, по истечении каждого года, пока все дни поста не будут восстановлены, он должен делать соответствующие поправки и выплачивать штрафы за оставшиеся долговые посты, пока они не будут полностью восполнены.

Задача № 3: Человек пропустил пост Рамазана в течение 27 лет (1960–1987 гг.), при этом он с 1987 г. начал соблюдение обязательного поста. Определить размер штрафного взноса за те посты, пропущенные в течение 27 лет, но уже в 2004 г.

Решение: Пользуясь формулой Амирханова, A=15 n (n+1), вычислим размер штрафа за 27 лет:

А=15х27(27+1) = 15x27x28 = 11340 (мудд) = 11340×544 = 6т 168кг 960гр – размер штрафа за 27 лет, то есть до 1987 года.

Так как этот человек не выплатил штраф и после начала соблюдения поста, этот штраф возрастает с каждым лунным годом на количество всех пропущенных за 27 лет дней поста, то есть:

27 х 30 = 810 (мудд) = 810 х 544 = 440кг 640гр.

Учитывая, что с начала соблюдения поста прошло 17 лет (1987–2004), мы получаем:

17х810 = 13 770 (мудд) =13 770х 544=7т 490кг 880гр.

Кроме этого, так как период (1960–2004) больше 33 года, поэтому, учитывая примечание, сумму штрафа надо увеличить ещё на размер 1 года, а это равно:

810мудд = 440кг 640гр.

Суммируя все три подчёркнутые выражения, мы получаем ответ на нашу задачу

в муддах: 11340+13 770 + 810=25920(мудд),

в тоннах: 14т 100кг 480гр.

Если этот человек выплатит штраф в 2004 году в размере 25920(мудд) или 14т 100кг 480гр. и начнёт возмещение пропущенных постов Рамазана, тогда по истечении каждого года он должен делать соответствующие поправки и выплачивать штрафы за оставшиеся долговые посты, пока они не будут полностью восстановлены, как это было показано в задаче № 20.

Например: Пусть в течение первого года после выплаты штрафа он возместил пост 2-х месяцев. Тогда по истечении этого года производят следующие вычисления:

1. 27 х 30 = 810 дней поста было пропущено за 27 лет.

2. 2 х 30 = 60 дней поста возмещено в течение первого года, после выплаты штрафа за 27лет

3. 810 — 60 = 750 дней поста осталось держать.

И поэтому, после истечения первого года после выплаты штрафа за 27 лет, должник обязан выплатить взнос за 750 дней, то есть 750 мудд или в весовом выражении 750 мудд х 544 гр = 408 кг.

И так далее, в конце каждого года необходимо делать соответствующие восполненным постам вычисления и выплаты, пока все пропущенные дни поста не будут восстановлены.

Приведём ниже доказательство формулы Амирханова:

А= 15 n (n + 1)

Определим размеры фидья – штрафа за пропущенный пост Рамазана:

1 год: 1 х 30

2 года: 2 х 30

3 года: 3 х 30

(n-2) год: (n-2) х 30

(n-1) год: (n-1) х 30

n год: n х 30

Суммируя все эти размеры штрафа, за n годов, получаем:

А = [l х 30 + 2 х 30 + 3 х 30+. + (n -2) х 30 + n х 30] = 30 х

[1+2+3+. + (n -2) + (n -1) + n= 3 + (n -2) = n +1

=30х(n +1) х — =15x n х (n + 1)

Что требовалось доказать.

Возмещение поста и выплата штрафа

Тот, кто пропустил хоть один пост месяца Рамадан, например из-за болезни, обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. В противном случае, т. е. если пропустивший пост не возместит его до наступления месяца Рамадан следующего года, он обязан… Читайте подробнее >>

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Штраф за пост в Telegram

No media source currently available

Суд в подмосковном городе Коломна оштрафовал на 20 тысяч рублей оппозиционера Дмитрия Гудкова. Его признали виновным в организации несогласованной акции из-за записи в Telegram. Его отца Геннадия Гудкова обвинили в участии в несогласованном мероприятии и оштрафовали на 10 тысяч рублей. На обоих составили административные протоколы после съёмок видеоролика против строительства мусорного полигона в селе Мячково Коломенского района.

Восполнение пропущенного поста. Фидья-садака

Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнить не соблюденный по той или иной причине пост только постом [1]. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что «зима — это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи — молится» [2]. Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д. [3]

Срок восполнения поста

Необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан [4]. Кормящие матери, конечно же, являются исключением.

Если человек не успел восполнить до наступления следующего Рамадана, то как быть? Обязательность восполнения остается на нем долгом, который следует безотлагательно погасить. Чего-то дополнительного при этом он не делает — лишь восполняет пропущенный пост постом [5].

Можно ли соблюдать дополнительный, желательный (сунна, нафиля) пост [6], не восполнив долговой обязательный? Такое канонически возможно, но восполнение долгового все-таки первостепенно [7].

А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста [8]. Фидья-садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) [9] восполняющего таким образом пропущенные дни поста [10].

Восполнение поста за умершего

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени[11].

«Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья [12]. Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья» [13].

В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: «Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста» [14]. В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима передается от ‘Аиши о том, что Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник» [15].

Большинство мусульманских ученых (джумхур) считает, что родственник не обязан поститься за покойного, даже если за последним остался долговой пост. Основным мнением ученых (в том числе мнением богословов шафиитского и ханафитсткого мазхабов) является то, что «за умершего пост, как и молитва-намаз, не соблюдается», лишь можно накормить нищих, передать фидью от его имени в счет погашения долгового поста. Упомянутое в хадисе «пусть за него постится родственник» они трактуют именно так. Опираются они в этом на слова Ибн ‘Аббаса о том, что «один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост». Также опираются на слова ‘Аиши, приведенные в св. х. ‘Абдур-Раззака: «Не поститесь за ваших умерших, а накормите от их имени (выплатите фидью)». Известный мухаддис имам аль-Аскаляни отмечает низкую степень достоверности обеих приведенных цитат, а слова ‘Аиши о недопустимости относит вообще к недостоверному (да‘иф джидден), то есть не имеющему на самом деле к ней отношения. К тому же слова Ибн ‘Аббаса («один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост») можно отнести как к «при жизни», так и к «после смерти». Отмечу, что переданный ‘Аишей и приведенный выше хадис из св. х. аль-Бухари (№ 1952) и Муслима является абсолютно достоверным хадисом от Пророка, недвусмысленно дозволяющим соблюдение поста от имени покойного его родным или близким. Также обращу внимание читателя на то, что в комментарии имама аль-‘Аскаляни к хадису № 1953 св. х. аль-Бухари говорится, что им (соблюдающим пост от имени покойного) может быть не только кровный родственник, но любой близкий человек.

Смотрите так же:  Образец заявления на усн 2019 образец

Напомню основополагающее мнение мусульманского богословия относительно «может ли один заменить другого»: недопустимо совершать какие-либо формы физического (телесного) поклонения за другого ни при жизни, ни после смерти. Исключением являются те случаи, относительно которых имеются прямые аргументы, например достоверный хадис. Именно таковым и является рассматриваемый нами случай [16].

Вопросы по теме восполнения поста и выплаты фидья-садака

Я не держал пост до последних 3 дней Рамадана. В дни, когда не держал, безбожно курил марихуану, были на то причины. Только с последней недели Рамадана я завязал и продержал пост последние 3 дня. А после окончания я позволил себе расслабиться один день, но очень сожалею об этом.

У меня есть хороший друг, который сказал, что я могу держать пост и после Рамадана. Сейчас я уже второй день соблюдаю пост. Не курю даже сигареты. Подскажите, правильно ли я делаю? Радик.

Вам необходимо восполнить все пропущенные дни обязательного поста один к одному.

Что касается курения марихуаны и сигарет, то настоятельно советую вам прочитать мою книгу «Мужчины и Ислам». Изучите, какие качества и характеристики должны быть присущи мужчине-мусульманину.

Мы проспали сухур и намаз, к сожалению. Мама встала, когда солнце уже взошло, и попила воды, сказав, что надо закрыть рот (то есть начать пост). Потом произнесла намерение. Об этом она слышала у своей знакомой. Я прочитал всю информацию о посте на сайте нашего муфтията и вопросы-ответы на вашем сайте и пришел к выводу, что маме следует восполнить пост за этот день. Один к одному. Как правильно? Максат, Казахстан.

Ей нельзя было пить воду, если намеревалась поститься. Придется восполнить этот день.

Уважаемый Шамиль Рифатович, дело в том, что я пропустил сухур, а родители и так были не рады, что я держал пост, поэтому настояли на том, чтобы я поел завтрак. Мне 16 лет. Как искупить свою вину? Что бы вы посоветовали, чтобы впредь избежать таких ситуаций? Азамат.

Непродолжительный дневной сон поможет вам вставать ранним утром на сухур. Если пост в упомянутый день был пропущен, тогда восполните его по завершении месяца Рамадан.

Я проспал утренний прием пищи, и поэтому пост в этот день не держал, Можно ли мне восполнить этот день после окончания месяца Рамадан? Я думал, что так можно делать! Руслан.

Вам нужно восполнить этот день после окончания месяца поста. Если вы вдруг проспали утренний прием пищи, то все равно следует поститься.

Когда я в прошлом году держал уразу, то пропустил несколько дней (4–7 дней) из-за лечения. Как мне возместить, я не помню, сколько дней я пропустил. Ф.

Возместите предположительно пропущенное количество дней. Главное, чтобы в предстоящий месяц Рамадан вы не пропустили ни одного дня. Восполнение пропущенных дней не откладывайте на неопределенное «потом».

У меня несколько дней долга по посту, но времени осталось очень мало, и я подсчитала, что один день все равно останется долгом. Можно ли его восполнить после этой уразы. Будет ли считаться пост за прошлый год полноценным или нет? Молдир.

Вам следует восполнить после завершения предстоящего месяца Рамадан, и все будет считаться полноценным.

Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail.

Если человек соблюдает религиозную практику на протяжении нескольких лет, а потом бросает, в том числе не постится в Рамазан, получается, что он должен будет восполнить каждый пропущенный день 60-ю днями поста? Алибек.

Неправда. Каждый пропущенный день необходимо восполнить одним днем поста [17].

У меня небольшие проблемы со здоровьем по урологической части, и, так как я сам учусь на врача (студент 5 курса), решил не затягивать и заняться этим вопросом. Но проблема в том, что я в учебное время не успевал сходить сдать анализы и оставил до лета. Летом же освободился только к 1 августа [18].

Врач предложил мне оперативное вмешательство, однако совсем не хотелось бы пропускать более недели поста. Я решил сдать спермограмму и в зависимости от результатов решить, делать все-таки операцию сейчас или подождать до зимних каникул. Я сдал в тот день анализы на спермограмму, а насколько мне известно, это нарушает пост. Если нарушает, то как мне восполнить это? Ислам.

Восполните одним днем поста.

У меня обнаружили неизлечимое наследственное заболевание, мне необходимо быть на пожизненной специальной диете и пожизненном приеме лекарств. Лекарства следует принимать 4 раза в день. В случае отказа от них может наступить смерть или тяжелые осложнения. Я каждый год держала пост в священный месяц Рамадан и хотела бы продолжать это делать, но моя болезнь не дает мне такой возможности. Я даже не смогу возместить пост в другое время, так как, повторюсь, прием лекарств назначен пожизненно. Слышала, что человек в таком случае должен накормить бедняка за каждый пропущенный день поста.

1. Скажите, права ли я и как следует это сделать? То есть я должна ежедневно раздавать еду или могу подсчитать, сколько в среднем трачу на еду в день, и каждый день отдавать эту сумму нуждающимся людям? Или можно подсчитать, сколько трачу на еду в месяц, и в начале Рамадана отдать всю эту сумму?

2. Если я отдаю людям деньгами, а не раздаю еду, то имеет ли значение, пойдут эти деньги на еду или нет? А если они пойдут на лекарства, к примеру? К.

1. Все три варианта возможны. В третьем лучше дождаться завершения месяца Рамадан.

2. Главное — с каким намерением вы передаете эти деньги неимущему либо по иным направлениям передачи закята [19]. То, как он или они их потратят, вас не касается.

Я — новообращенный мусульманин. Держу пост, но почувствовал боль в области печени, предположил, что это из-за моего хронического гепатита B. Врач наверняка скажет воздержаться от поста. Если прекращу поститься, то правильно ли я рассчитал фидью-садаку: каждый день надо давать 1,75 кг муки. Ее цена 15 руб. за кг. Значит 1,75х15х31(день)=813,75 — моя фидья за Рамадан. Верно ли? Для меня этот вопрос важен, так как это мой первый Рамадан и я имел искреннее намерение соблюсти пост. Leon.

Вы неверно и не точно информированы. Если вы в состоянии поститься, то восполните пост постом. А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста [20]. Фидья-садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) [21] восполняющего таким образом пропущенные дни поста [22].

У меня сахарный диабет второго типа. Если не поем вовремя, начинается гипогликемия. Как мне быть в такой ситуации? Денис.

Не поститесь и выплачиваете фидью-садаку.

Я собираюсь держать пост в Рамадан, но проблема в том, что я пью таблетки 3 раза в день во время еды (соответственно, запиваю их водой). Как мне быть? Принимать таблетки или воздержаться от поста, а когда закончу курс лечения, поститься? Орхан.

Если данный курс лечения крайне необходим для вас с точки зрения поддержания здоровья и жизни, тогда вам нужно его завершить, а пропущенные дни поста восполнить после месяца Рамадан один к одному.

Я читаю намаз с 26 лет, держу уразу с 27 лет. Мой друг, читающий намаз, сказал, что у меня есть долг за намаз 13 лет (с 13 до 26 лет) и за уразу — 14 лет (с 13 до 27 лет). Прав ли он? Жомарт.

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, тогда все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит [23], ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить, начиная с периода полового созревания.

В этом году я постилась только первую неделю Рамадана. Потом пришлось прервать пост из-за насморка, который до сих пор продолжается.

Будет ли мне такой же саваб за пост в восполняемый день, как и за день поста в месяц Рамадан? Дина.

Вам в любом случае нужно восполнить пропущенные дни поста, и это — обязанность пред Богом, а то, насколько будет вознаграждаемо, одному Всевышнему ведомо. Насморк я все-таки не отнес бы к тяжелым заболеваниям, из-за которых нужно прерывать пост.

Здесь полезно напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» [24].

Смотрите так же:  Заявление о выдаче декретных

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Возможные исключения перечислены в моем материале «Пост женщины».

[2] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 3. С. 263.

[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если человек восполняет пропущенный обязательный пост, то ему выбирать: либо в разбивку, либо подряд [все пропущенные дни один за другим]». См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 248, хадис № 1690.

По этому поводу есть несколько хадисов. Степень достоверности у них не высокая, но в общей массе они имеют вес, дают основание именно для такого богословского заключения, а потому большинство ученых (джумхур) были согласны с возможностью выбора в данном вопросе. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 248; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 236.

[4] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1735; аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

[5] См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 47.

Следует упомянуть о наличии авторитетного мнения, что если человек просрочил восполнение пропущенного до наступления очередного месяца обязательного поста, то он постится в наступивший Рамадан, а после восполняет ранее пропущенное, дополнительно кормя при этом по одному бедняку за каждый день (фидья). Замечу, что достоверных хадисов на этот счет нет. В богословской литературе это упоминается как мнение нескольких сподвижников. Большинство мусульманских богословов (в том числе богословы-шафииты) говорят о необходимости этого. Часть ученых, среди которых богословы ханафитского мазхаба и имам аль-Бухари, не соглашались с этим, говоря, что достаточно поста, а относительно чего-то большего соответствующих аргументов нет. Так же считал и имам аш-Шавкяни. Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237–239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1735, 1746; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 41.

[6] О том, в какие дни помимо месяца Рамадан предпочтительно, желательно соблюдать пост, читайте в соответствующем материале.

[7] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1746.

[8] «…Те же, кто не сможет восполнить пост [именно постом] в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка [из среднего, обычного, чем кормят семью]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого…» (см.: Св. Коран, 2:184). Также см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

[9] «…Из среднего [обычного], чем вы кормите семью» (см.: Св. Коран, 5:89). Подробнее о том, чем может измеряться фидья, и о том, что Сунной размер ее не определен и не ограничен каким-то продуктом питания, см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 247; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 244; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1408.

[10] Можно перевести это в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях смотрите в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

[11] См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

[12] См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

[13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1700.

[14] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 236, хадис № 717; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, хадис № 1693; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, хадис № 2034.

[15] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9038, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 580, хадис № 1952; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 251, хадис № 1696; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 4. С. 1408, хадис № 2033.

[16] Подробнее обо всем этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 241–243, хадисы № 1952, 1953 и комментарии к ним; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 250–253, хадис № 1696 и комментарии к нему; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, 1409, хадисы № 2033–2035 и комментарии к ним.

Отмечу, что касательно молитвы-намаза мнение ученых едино, то есть разногласия отсутствуют относительно того, что один не может совершать намазы за другого ни при жизни того, ни после смерти. Ныне здравствующие не совершают долговые обязательные молитвы-намазы за покойных. См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

[17] См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 60.

Подробнее об этом читайте в моем материале «60 дней или нет? Преднамеренное нарушение поста».

[18] В 2011 году 1 августа было первым днем месяца Рамадан, то есть первым днем поста.

[19] Фидью можно передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях см. в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

[20] «…Те же, кто не сможет восполнить пост [именно постом] в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка [из среднего, обычного, чем кормят семью]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого…» (см.: Св. Коран, 2:184). Также см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

[21] «…Из среднего [обычного], чем вы кормите семью» (см.: Св. Коран, 5:89). Подробнее о том, чем может измеряться фидья, и о том, что Сунной размер ее не определен и не ограничен каким-то продуктом питания, см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 247; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 244; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1408.

[22] Можно перевести это (среднесуточные расходы на питание) в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях смотрите в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

[23] Неофит — новый приверженец какой-нибудь религии.

[24] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.