Приказ 287 от 11092019

Приказ Минтранса России № 287: кому теперь нужно обучаться безопасности дорожного движения

ЗВОРЫГИН Константин Валентинович
директор ООО «Транспортный консалтинг»

Начнем с типичных ситуаций, в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП с выходом Приказа Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 г. № 287 (ред. от 02.03.2017 г.) «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Что делать, если вы не обучены, но аттестованы
У руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение о том, что он прошел обучение в рамках требований приказа Минтранса РФ от 22.06 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (на сегодняшний день приказ утратил силу).
Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении курса и затем был успешно аттестован в надзорном органе, где ему выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.
Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД — это два разных мероприятия. Так как они следуют одно за другим, это выглядит как единый процесс. Однако к каждому из них привязана своя нормативная база, и их следует рассматривать отдельно друг от друга.
Поэтому, если вы как специалист, ответственный по БДД, аттестованы в надзорном органе и у вас на руках соответствующее удостоверение, то вопрос об аттестации закрыт. Следующая аттестация у вас будет через пять лет. В приказе Минтранса РФ № 13/11 сказано, что досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
Итак, в связи с тем, что вступили в силу новые квалификационные требования, переаттестация не нужна. Однако вопрос с образованием или обучением открыт, так как специалист аттестован, но не соответствует новым профессиональным и квалификационным требованиям.
Вместе с появлением приказа Минтранса РФ № 287 в КоАП РФ появилась ст. 12.31.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которая запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Наказание — административный штраф на должностных лиц в размере 20 тыс. руб., на юридических лиц — 100 тыс. руб.
В Приказе Минтранса РФ № 287 сказано, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Рассмотрим варианты:
— Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Здесь все поправимо: специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований, а аттестация у него уже есть.
— Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о высшем образовании, также отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким специалистам
сейчас труднее всего. Есть случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование и проработав в должности более 10 лет, теперь не вписывается в требования законодательства. Ему грозит увольнение.

Что делать, если вы обучены, но не аттестованы
У специалиста по обучению БДД есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 г.) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Ему выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел, или неожиданно сменил работу, или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса № 287 и лучше подождать нововведений. Так или иначе, но удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие квалификационные требования.
Специалисту, имеющему базовое высшее образование, в таких условиях нужно сделать следующее:
1. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, то ему необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца), а после этого аттестоваться в надзорном органе.
2. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), входящей в укрупненную группу 23.00.00, ему необходимо повысить квалификацию. Это связано с тем, что согласно Приказу Минтранса РФ № 13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.
Так как приказ Минтранса РФ от 23.07.1998 г. № 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменен, то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно. Это может быть программа объемом, например, 32, 40 или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.
После того как специалист повысил квалификацию, он с удостоверением от образовательного учреждения может обратиться в надзорный орган для аттестации.

Что делать, если вы не обучены и не аттестованы
Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса РФ № 287 и выполнить требование по аттестации специалиста, ответственного по БДД. Ваши действия как специалиста, ответственного по БДД, точно такие же, как в предыдущем случае.
Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно. Это закреплено в ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дипломы очного и дистанционного обучения абсолютно равноценны.
Отметим, что утвержденного или аккредитованного списка образовательных учреждений нет. Поэтому будет слитно, если в надзорном органе скажут, что диплом, который вы им предъявили, приниматься во внимание не будет. В соответствии с Приказом Минтранса РФ № 287 необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
После того, как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, или после того, как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысить квалификацию можно также дистанционно), вы можете подать документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса РФ № 287
В соответствии с приказом Минтранса РФ № 287 квалификационные требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
— диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
— контролер технического состояния автотранспортных средств;
— контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
— специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
— консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
В списке отсутствуют директор, заместитель директора, начальник отдела, инженер, механик и т. д. Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать, в первую очередь, как профессию. Важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо другое должностное лицо (как бы оно не называлось), которое выполняет работу по этим профессиям.
Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста, ответственного за обеспечение БДД. Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник и по профессии «Специалист, ответственный за обеспечение БДД».
Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много: работа с помещениями, пожарным оборудованием, подъемными механизмами. Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «Контролер».
В том и другом примере начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать квалификационным требованиям в рамках приказа Минтранса РФ № 287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

На кого распространяется действие Приказа
Минтранса № 287

В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта. Данное пособие было размещено на официальном сайте Минтранса РФ. В нем сказано, что в зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:
— субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;
— субъекты, выполняющие перевозки, то есть оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.
Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.
Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности. Эти требования сформулированы в п.п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
— обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.
Отсюда можно сделать вывод: если организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в уставе организации), то значит она находится в рамках требований Приказа Минтранса № 287. Если же организация просто перевозит бухгалтера предприятия в налоговую или директора на совещание, то такая деятельность — вне рамок квалификационных требований.

Смотрите так же:  Исковое на алименты по беременности

Приказ 287 от 11092019

Практически у всех, кто эксплуатирует транспорт в связи с выходом нового Приказа Минтранса №287 появилась потребность в комментариях эксперта.

Мы с вами разберем, что же нового этот Приказ Минтранса нам принес. И как действовать руководителю, специалисту по БДД и ИП с учетом того что у него есть на руках.

Итак, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N №287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

О старом Приказе Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» можно забыть.

Он утратил силу 14 августа 2015 г.

Я начну с типичных ситуаций в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП. И разобрав эти примеры, далее мы обсудим какие специалисты должны быть обучены по БДД.

Рассмотим 3 (три типичные ситуации)

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы.

Ситуация #1 . На сегодняшний день, например, у руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение на руках о том, что он несколько лет назад прошел обучение в рамках требований Приказа Минтранса №75 (на сегодняшний день утратил силу).

Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении данного курса, и затем успешно был аттестован в надзорном органе.

В надзорном органе также выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.

Сразу оговорюсь, разобрав этот пример, остальные примеры будет понять намного проще.

Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД это два разных мероприятия. Так как эти два мероприятия следуют одно за другим, это выглядит как единый процесс, но к каждому из них «привязана» своя нормативная база.

И эти два мероприятия следует рассматривать отдельно друг от друга. Это очень важный момент.

Поэтому теперь нормативная развязка выглядит следующим образом.

Если вы как специалист ответственный по БДД аттестованы в надзорном органе и у вас на руках соответствующее удостоверение, то вопрос об аттестации закрыт.

Следующая аттестация у вас будет через 5 лет. В связи с тем, что вступили в силу новые Квалификационные требования, переаттестация не нужна.

Цитируем Приказ Минтранса №13/11:

«…Досрочно аттестация производится в случаях, когда на организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями…»

Вопрос с аттестацией закрыт (действует 5 лет). Но теперь самое интересное. Вопрос с образованием или обучением открыт.

Это значит, что специалист аттестован, но не соответствует новым профессиональным и квалификационным требованиям.

Вместе с появлением Приказа Минтранса №287, в КоАП РФ появилась дополнительная административная статья:

«Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей…»

Итак, какие несоответствия могут здесь быть.

Сначала процитируем требования согласно Приказа Минтранса №287:

«16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.»

Теперь о несоответствиях:

1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00 и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Здесь все поправимо. Специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований (а аттестация уже есть).

2. Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о высшем образовании.

И нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Таким специалистам сейчас труднее всего. Я знаю такие случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование, проработал в должности более 10 лет, и теперь не вписывается в требования законодательства.

И теперь ему грозит увольнение так как нет базового высшего образования. Я пока не знаю таких случаев, чтобы кто-то, чтобы сохранить работу, пошел получать высшее образование (стал студентом).

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы обучены, но не аттестованы.

Ситуация #2 . На сегодняшний день у специалиста по обучению БДД есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 года) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Специалисту по БДД выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел или сменил работу неожиданно. Или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса №287 и лучше подождать нововведений.

Как вы уже поняли, удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие Квалификационные требования.

Такому специалисту, если есть базовое высшее образование, необходимо сделать следующее:

1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00.

Такому специалисту необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца).

После этого аттестоваться в надзорном органе.

2. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) входящей в укрупненную группу 23.00.00.

Такому специалисту необходимо повысить квалификацию. С чем это связано? Это связано с тем что согласно Приказа Минтранса №13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.

Так как Приказ Минтранса РФ от 23 июля 1998 г. N 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменили, то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно.

Это может быть программа объемом, например, 32 часа, 40 часов или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.

И после того как вы повысили квалификацию, вы с удостоверением от образовательного учреждения идете аттестовываться в надзорный орган.

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены и не аттестованы.

Ситуация #3 . Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса №287 (Квалификационные требования) и выполнить требование по аттестации специалиста ответственного по БДД.

Ваши действия как специалиста ответственного по БДД точно такие же, как и в Ситуации #2 .

Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно.

Это закреплено в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников…»

Это намного удобнее чем очное обучение, потому что не нужно лично присутствовать при обучении.

Обучение в 256 часов это все-таки несколько месяцев за партой. Дистанционное обучение по БДД теперь можно получить в более комфортной обстановке. Диплом очного и дистанционного обучения абсолютно равноценны.

Если вы спросите, есть ли какой-то утвержденный или аккредитованный список образовательных учреждений, то я вам отвечу, что такого списка нет.

Поэтому вы должны знать, что если в надзорном органе вам скажут, что диплом, который вы им предъявили они принимать во внимание не будут, то они действуют не законно.

Процитирую требования к образовательным учреждениям в Приказе Минтранса №287:

«…2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам…»

После того как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, или после того как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысить квалификацию можно так же дистанционно), вы подаете документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

Смотрите так же:  Лицензия на лечение животных

Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса №287

Теперь о том к каким специалистам предъявляются Квалификационные требования. Опять же цитата из Приказа Минтранса №287 (водителей не включил, это отдельная тема):

«… 3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

контролер технического состояния автотранспортных средств;

контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;

специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов…»

Здесь, я дам следующий комментарий. Обратите внимание! Требования к профессиям и должностям!

Здесь не обозначены генеральные директоры, директоры, заместители директоров, начальники, инженеры, механики и т.д.

Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать в первую очередь как профессию.

То есть важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо другое должностное лицо (как бы оно не называлось) которые выполняет работу по этим профессиям.

Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста за обеспечение БДД.

Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник, и будет работать по профессии «специалист за обеспечение БДД».

Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много (работа с помещениями, с пожарным оборудованием, с подъемными механизмами). Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «контролер».

В том и другом примере, начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать Квалификационным требованиям в рамках Приказа Минтранса №287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

На кого распространяется действие Приказа Минтранса №287

Теперь важный комментарий Приказа Минтранса №287: на какие организации распространяется его действие.

В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта.

Данное пособие было выложено на официальном сайте Минтранса РФ. Цитирую очень важный момент:

«… Особые требования к организациям, выполняющим перевозки.

В зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств, все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:

— субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;

— субъекты, выполняющие перевозки, т.е. оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.

Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности – наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.

Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности. Эти требования сформулированы в п. п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

— обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом…»

Отсюда делаем очень простой вывод. Если ваша организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в Уставе организации), то значить вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287 .

Если ваша организация, например, просто перевозит бухгалтера в налоговую или директора на совещание, то ваша организация находится вне рамок Квалификационных требований.

Если вы спросите, какие требования к специалистам, обеспечивающим БДД в организациях, которые не занимаются перевозками как видом деятельности, то это отдельная тема.

Приказ Минтранса №287 утрачивает силу. Уже?

Главная → СТАТЬИ → ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД → Приказ Минтранса №287 утрачивает силу. Уже?

Приказ Минтранса №287 утрачивает силу. Уже?

И вместо него будет новый нормативный документ (полагаю в виде Приказа Минтранса), который будет называться так (рабочая редакция):

«Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)»

Понятно одно, что Приказ Минтранса №287 в своей нынешней редакции уже не вписывается в новую редакцию статьи 20 ФЗ-196 «О БДД», которая вступает в силу в декабре 2018 года.

Тем более накопились корректировки и поправки на основе недовольства самих специалистов по БДД, которые были «выброшены на улицу».

Я имею в виду тех, кто проработал 10-20 лет инженером по БДД (со средним техническом образованием) и после выхода Приказа Минтранса №287, не имея высшего образования, был вынужден уволиться.

Это было жестко.

Но теперь в новом проекте изменяются Квалификационные требования. И теперь законодатели хотят реабелитироваться, разрешая быть специалистом по БДД и тем, кто имеет наличие диплома о среднем профессиональном образовании.

Хм, а как теперь людям в глаза смотреть, которые уволились или были уволены?

  • Рабочая версия!
    Прежде чем мы продолжим, выкладываю проект нового нормативного акта взамен Приказа Минтраса №287. Обращаю внимание, в тескте текущая версия и возможно она будет скорректрована еще, после того как пройдет обсуждения и экспертизу.
    Скачать.

Если хотите отслеживать историю движения этого нормативного акта, то даю вам ссылку ЗДЕСЬ>>>

Итак, буду краток и приведу пару моментов (цитат) на которые стоит обратить внимание:
1. День вступления в силу нового Приказа, цитирую:

2. У контролеров технического состояния требования к образованию изменились. Если в Приказе Минтранса №287 требования к дипломам были по специальностям, то в новом проекте теперь есть требования к дипломам по специальностям и по профессиям, цитирую новую редакцию:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по профессиям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по профессиям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств, с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств без предъявления требований к стажу (опыту) работы.

3. У специалистов ответственных за обеспечение по БДД, требования к образованию расширились, цитирую:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прохождение в установленном порядке аттестации на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прохождение в установленном порядке аттестации на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлениям подготовки или специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлениям подготовки или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прохождение в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность

То есть, если есть ИП Чижиков, который ремонтирует квартиры и у него есть автомобиль, в котором он перемещает краски, обои и кисточки, а также перемещает помошника-напарника, то теперь ИП Чижикову надо принять в штат обученного специалиста по БДД (обученного и аттестованного) и решить вопрос, где взять обученного контролера.

  • Внимание!
    У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей бесплатной консультационной поддержке на базе образовательного учреждения АНО «Специалист». Проект двух экспертных организации — это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.Подробнее.

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментариев 30

Такая канитель с законотворчеством у нас во многих областях. Люди устают от этого.

Интересно, а этот самый «ИП Чижиков» сможет отдавать работу «ответственного за БДД» и «контролёра ТС» на аутсорсинг? Т.е. привлекать к такой работе специалистов не включая их в свой штат? Или скажем по условиям не трудового договора, а на условиях гражданского-правового?

Контролера может, а специалиста по БДД он должен «назначить». Назначить можно только в рамках трудового договора.

Нет никакого дурдома. Давно пора понять что нашим законодателям нужно несколько лет,для того что бы они осмыслили что они натворили.

Законодатели не могут осмыслить, что они творят — они слишком далеки от реальности на транспорте и специфики деятельности. Хоть сколько им лет или годов давать.Увы, а мы должны выполнять установленные требования!

Константин, подскажите один человек может совмещать должность ответственного за БДД и контролёра?

Может. Главное, чтобы этот работник удовлетворял Квалификационным требованиям как специалист по БДД и как контролер технического состояния.

Смотрите так же:  Как рассчитать транспортный налог для организации

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста! У меня высшее образование, с присвоенной квалификацией, инженер по спецальности автомобили и автомобильное хозяйство. Необходимо ли мне,
дополнительно обучаться на контролёра технического состояния автотранспортных средств, или моё образование входит в группу 23.00.00. Спасибо!

Я думаю что входит. Чтобы работать контролером вам нужен стаж, согласно Квалификационных требований Приказа Минтранса №287

Я думаю что входит. Чтобы работать контролером вам нужен стаж, согласно Квалификационных требований Приказа Минтранса №287 и все.

Марина да может совмещать даже три должности и пять , я один работаю и за диспетчера и за контролёра по выпуску автотранспорта ,инженера ответственного за БДД , Главный инженер по транспорту . ( На заводе отвечаю один за весь транспорт ) 1 раз в два года проверки ГиБДД и 1 раз в три года проверка транспортников стабильно ! Образование высшее — автомобили и автомобильное хозяйство — академия . Пока справляюсь , и время есть на семью ! В день на всё уходит в среднем 5 часов рабочего времени ! Правда парк весь новый , на гарантии скамейки ,шмитцы , прадики , лексусы . 10 лет как ещё и международные перевозки .

Кто же это такой умный и способный болтун? Должность диспетчера по транспорту невозможно совместить с контролёром по выпуску транспорта, так как в одно и тоже время надо находиться в разных местах! Да будь вы трижды академиком, все должности, которые необходимо исполнять находясь в гараже серьёзного предприятия, одному человеку качественно исполнять нет никакой возможности. Я много лет работаю начальником гаража, совмещаю должности: Механика, инженера по БДД и контролёра по выпуску АТ. А вот выписывает путевые листы и контролирует весь процесс перемещения транспорта и ГСМ — диспетчер, которая выполняет ещё дополнительные функции бухгалтера и практически не может отойти от телефона. И я вам скажу это далеко не просто.

Все именно так. Или путевками занимаешься, или на линию выпускаешь. Когда один за всех, какой-то функционал однозначно задвигается или становится формальным.

Интересно, а как это отразится на проведении проверок МУГАДН? Говорит ли это о том, что с 2019 года повально пройдут проверки всех юридических лиц, в пользовании поротых есть автомобильный транспорт, или им надо будет пройти определенную процедуру уведомления о начале ведения деятельности (как с перевозчиками грузов свыше 2,5 т.) и тогда проверке они будут подлежать проверке с 2021? И будут ли внесены изменения в ст. 12.31.1 КОАП в части ответственности лиц перемещающих своих сотрудников или материалы (без договора)?

Благодарю Вас за новость, весьма важную.

Интересненько…если у меня есть диплом о среднетехническом, не входящий в укруппенную группу, значит необходимо пройти переподготовку с присвоением спец. БДД и аттестацию? Только когда все это будет? И правда с начала всех выкинули и сидели без специалистов трясясь, что проверка УГАДН пожалует, теперь решили изменить. Кошмар. Сколько людей потеряли работу.

Очень хочется чтобы работники Минтранса запускали обсуждение нормативных документов (законов, приказов и т.п.), и лишь потом, с учетом мнений «народа» выпускали эту «нормативку» в свет!

В принципе этот момент реализован на сайте http://regulation.gov.ru/p/80465
Там есть возможность обсудить в определнные сроки (пишите вопросы, вам отвечают, есть контакты инициаторов и ответственных), а также есть экспертиза нормативных проектов.

Здравствуйте! Внимательно слежу за вашими обновлениями. Спасибо за возможность, пусть и в ограниченном доступе, пользоваться вашими бесплатными материалами. Подскажите: Есть ли обязанность перевозчика, а я занимаюсь пассажирскими перевозками, брать в штат контролера, ответственного БДД и диспетчера? или можно с ним работать на основании договора (он ИП)

Специалист ответственный за обеспечние БДД, согласно стаьи 20 ФЗ-196 «О БДД» должен быть назначен. Назначить можно только штатного сотрудника, который работает в рамках Трудового договора. Но вы можете привлечь работника (ответственного за БДД) со стороны по совместительству на часть штатной ставки, но все равно в рамках Трудового договора.

Контролер. Здесь нет такого требования — назначить. Выпускать технически исправный транспорт может Квалифицированный контролер технического состояния как в рамках Трудового договора (штатный сотрудник), так и в рамках гражданско-правового договора (оказания услуги со стороны).

Диспетчер. Ситуация такая же как и с контролером, но наличие диспетчера как такого вообще это уже не обязанность, а наличие потребности в данном функционале. Кратко о диспетчере (нужен или нет) ЗДЕСЬ>>>

Добрый день!Предложили поработать ответственным по БД.Есть диплом о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Вопрос: на данный момент мне требуется только сдать аттестацию или же требуется обучение и повышение квалификации с последующей аттестацией?На сколько я понял эта
специальность, входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и мне достаточно пройти в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.?

На сегодняшний день, чтобы работать специалистом ответственным за БДД, необходимо иметь базовое высшее образование.

Добрый день Константин!
Нужна ваша подсказка или совет?
Сам я работаю начальником отдела БД, в отделе у меня ещё +3 инженера.
В предприятии более 600 водителей и более 500 единиц автотранспорта.
Есть ещё 4 инженера по БД которые числятся в автоколоннах и ведут работу в 6-ти автоколоннах.
Вопрос: На какое количество водителей (100,120 и т.д.)определяется один инженер?
В каком официальном документе или справочнике регламентирован такой расчёт?

Ни в одном нормативном документе нет такого расчета. Все очень просто. Есть требования действующего законодательства в области обеспечения БДД. Они должны быть выполнены (должны быть проведены все мероприятия). И руководитель, исходя из количества водителей и транспорта, а также оценив возможности, сам определяет сколько специалистов ему необходимо. Главная цель: выполнять все мероприятия по обеспечению БДД.

Константин, добрый день.
А как же «Положение о службе безопасности движения Минавтотранса РСФСР. РД-200-РСФСР-12-0071-86-03″
Пункт 5.7
В службе безопасности движения предприятия при среднесписочной численности до 150 водителей устанавливается одна штатная единица;
— при среднесписочной численности от 151 до 300 водителей — 2 штатные единицы;
— при среднесписочной численности от 301 до 450 водителей — 3 штатные единицы.
Если среднесписочная численность водителей превышает 450, создается отдел численностью не менее 4 человек, а на каждую дополнительную группу — от 1 до 250 водителей рекомендуется вводить в штатное расписание дополнительную штатную единицу.
Допускается увеличение численности при наличии филиалов.

Давайте серьезнее относится к нормативным документам и читать документы не только в контексте но и в «шапке».
1. Цитирую начало этого документа и смотрим для кого этот документ:
«…
1. Общие положения
1.1. Служба безопасности движения создается в системе Министерства для организации работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
1.2. Служба безопасности движения в своей деятельности руководствуется законами СССР, РСФСР, указаниями Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, РСФСР, решениями Всесоюзной комиссии по обеспечению безопасности движения и приказами, указаниями и руководящими документами Министерства автомобильного транспорта РСФСР по безопасности движения.
1.3. Для организации работы, методического руководства и контроля за деятельностью всех служб и подразделений центрального аппарата министерства, предприятий и подразделений, и организаций создается служба безопасности движения.
Служба безопасности движения министерства состоит из Управления Главного ревизора по безопасности движения, отделов ревизоров по безопасности движения республиканских и территориальных объединений автомобильного транспорта, отделов (групп) безопасности движения, заместителей начальника предприятия по безопасности движения, водителей-инструкторов — в автотранспортных предприятиях (при численности водителей менее 150 человек — инженера (старшего инженера) безопасности движения).
1.4. Управление Главного ревизора по безопасности движения подчиняется непосредственно Министру автомобильного транспорта РСФСР.
Отделы (группы) объединений и предприятий подчиняются соответствующим первым руководителям.
1.5. Начальник Управления Главного ревизора по безопасности движения Министерства назначается и освобождается от должности приказом Министра.
Начальники службы безопасности движения объединения, предприятия, организации назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя соответствующего предприятия (организации), в номенклатуру которого входит эта должность, по согласованию с вышестоящей службой безопасности движения…»

То есть именно так у нас выглядит государственная система в области БДД.

Если вы ответственный по БДД, то вы согласовали свое назначение с вышестоящей службой (которой сейчас нет).

2. Система обеспечения БДД и государственный надзор обозначены и закреплены в действующем законодательстве: ФЗ-196 «О БДД» и точка. Если там не предусмотрена система количественного состава, то любой другой документ, если он даже «древний», в котором описаны другие нормы, входит в противоречие. Потому что ФЗ это верховный документ.

Даже если взять ФЗ-Трудовой кодекс (это тоже верховный закон), то для примера, цитирую:
«…Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности…»

Вот здесь четко обозначена привязка службы охраны труда к количеству сотрудника. Вот это совсем другой разговор. Но там нет ни слова о службе охраны труда.

А это значит, что вы самостоятельно определяете сколько и какие сотрудники вам нужны для выполнения всех требований на месте или на местах.